АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
28 января 2011 года
Дело № А33-15968/2010
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 января 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Минусинские городские электрические сети»
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
об оспаривании постановления от 06.10.2010 № 544-10/э о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: ФИО1, доверенность от 11.01.2010,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сницкой К.Э.,
установил:
закрытое акционерное общество «Минусинские городские электрические сети» (ЗАО «Минусинские городские электрические сети», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края об оспаривании постановления от 06.10.2010 № 544-10/э (Служба, административный орган, ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 29.11.2010 заявление принято к производству суда.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал согласно заявлению, пояснил суду, что:
- факт наличия задолженности по платежам оспаривают;
- о справке от 07.09.2010 о задолженности, на которую имеется ссылка в оспариваемом постановлении, ему не известно;
- у ЗАО «Минусинские городские электрические сети» имеется переплата по платежам.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Государственным инспектором отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края ФИО2 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ЗАО «Минусинские городские электрические сети» по вопросам соблюдения заявителем требований действующего законодательства в области охраны окружающей.
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 21.09.2010 № 532/в-ц, протокол от 21.09.2010 № 1-532/в-ц об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в которых отражены, в частности, следующие обстоятельства:
- ЗАО «Минусинские городские электрические сети» осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду;
- основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются передвижные неорганизованные источники;
- за 2009 год предприятие отчитывалось по форме статотчетности 2-ТП (воздух);
- водоснабжение и водоотведение осуществляется по договору от 01.01.2009 № 1238 с «Горводоканал»;
- у заявителя имеется утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- ЗАО «Минусинские городские электрические сети» в 2010 году в установленные сроки представлены в ЕМУ Ростехнадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2, 3, 4 кварталы 2009 года, 1, 2 кварталы 2010 года;
- ЗАО «Горэлектросеть» представило справку от 07.09.2010 о балансе плательщика за негативное воздействие на окружающую природную среду, согласно которой внесение платы осуществлялось с нарушением установленных сроков в 2009 году и не осуществлялась;
- за совершение указанного правонарушения предусмотрена административная ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.
Постановлением Службы от 06.10.2010 № 544-10/э о назначении административного наказания за невнесение заявителем в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Вынесение указанного постановления послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения предполагает осуществление лицом бездействия по невнесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является юридическое или физическое лицо, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду определены Постановлением Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Согласно пункту 1.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя события рассматриваемого административного правонарушения.
Так, согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств – полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.
В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
По смыслу статей 26.2., 28.2., 28.3. КоАП РФ, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе, не отвечают критерию допустимости доказательств.
Согласно части 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу статей 1.5., 2.1., 28.2. КоАП РФ, указание в протоколе об административном правонарушении на событие правонарушения, предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.
Представленный ответчиком в материалы дела протокол от 21.09.2010 № 1-532/в-ц об административном правонарушении не содержит описания фактических обстоятельств вменяемого заявителю деяния (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду), ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.
Более того, указанный протокол об административном правонарушении содержит указание на то, что за допущенные ЗАО «Минусинские городские электрические сети» нарушения предусмотрена административная ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.
О наличии составленного в отношении заявителя протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, административным органом не заявлено, соответствующий протокол в материалы дела не представлен.
Имеющийся в материалах дела акт проверки от 21.09.2010 № 532/в-ц не восполняет приведенных недостатков протокола, поскольку также не содержит необходимого описания события рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Вышеприведенные обстоятельства являются существенным нарушением требований действующего законодательства. Протокол от 21.09.2010 № 1-532/в-цс об административном правонарушении не является доказательством наличия в действиях ЗАО «Минусинские городские электрические сети» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Кроме того, суд полагает, что административным органом не соблюдена надлежащим образом процедура привлечения ЗАО «Минусинские городские электрические сети» к административной ответственности.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 28.2. КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 приведенной нормы).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 указанной нормы).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 названной нормы).
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вышеназванные положения статьи 28.2. Кодекса, направлены на обеспечение прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
Из материалов дела следует, что протокол от 21.09.2010 № 1-532/в-цс об административном правонарушении составлен административным органом в отсутствие законного представителя ЗАО «Минусинские городские электрические сети».
При этом каких-либо доказательств в подтверждение факта надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом в материалы дела не представлено.
В отсутствие необходимых доказательств извещения лица о составлении протокола, с учетом письменных пояснений представителя заявителя, суд полагает, что административным органом допущено нарушение процедуры привлечения ЗАО «Минусинские городские электрические сети» к административной ответственности также признается судом существенным, возможности его устранения при рассмотрения дела арбитражным судом не имеется.
Таким образом, законные основания для привлечения ЗАО «Минусинские городские электрические сети» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41. КоАП РФ отсутствуют, оспариваемое постановление не соответствует закону и подлежит отмене.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление открытого акционерного общества «Минусинские городские сети» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 06.10.2010 № 544-10/э о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М.Шайхутдинов