АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
10 ноября 2011 года
Дело № А33-16252/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 02.11.2011.
В полном объеме решение изготовлено 10.11.2011
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия (Заполярный отдел)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевченко К.А.,
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия (Заполярный отдел) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ).
Заявление принято к производству суда. Определением от 12.10.2011 возбуждено производство по делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления о вручении №660049 61 72763 7, №660049 61 72762 0, №660049 61 72764 4), в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек № АСС-24-03315, сроком действия с 18.03.2011 по 22.06.2016.
30.09.2011 старшим государственным инспектором МУГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Заполярного отдела ФИО2, проведена проверка соблюдения предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В ходе проверки установлено и в протоколе об административном правонарушении от 30.09.2011 №053877 зафиксировано, следующее:
1. Согласно предъявленным путевым листам и записям в журнале учета выдачи-возврата путевых листов водитель ФИО3 09.09.2011 работал на автобусе Мерседес, государственный регистрационный знак АУ 427 24 по графику с 05 час. 50 мин до 14 час. 00 мин. В 05час. 45мин. прошел предрейсовый медицинский осмотр и в 05час. 50мин. был выпушен на линию для перевозки пассажиров на коммерческой основе по автобусному маршруту № 36 (путевой лист от 09.09.2011 № 12). Согласно записям в этом путевом листе водитель возвратился с линии в 11час. 00 мин. послерейсовый медицинский осмотр прошел в 14час. 09мин.
В представлении ГИБДД г. Норильска от 19.09.2011 № 6287 имеется ссылка на путевой лист от 09.09.2011 № 12, выписанный водителю ФИО3 на автобус Мерседес, государственный регистрационный знак АУ 427 24. В данном путевом листе стоит штамп медицинского работника с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра в 14час.10 мин. Время выезда на линию не отмечено, сотрудниками ГИБДД данный водитель был остановлен при перевозке пассажиров на коммерческой основе в 20час. 30 мин. Записи о внутрисменном отдыхе водителя с указанием времени отдыха в данных путевых листах отсутствуют. Водитель ФИО3 09.09.2011 работал с 05час. 50 мин. до 20 час. 50 мин., т.е. 15 часов.
Следовательно нарушен пункт 7 «Положения об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15, которым установлено, что нормальная продолжительность рабочей смены водителя не может превышать 8 часов;
2. В нарушение пункта 2.5.4 «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 №15 (далее Приказ №15), документы, подтверждающие ежедневный контроль технического состояния перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки не представлены.
3. В нарушение части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пункта 2, 6, 7 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», представленный журнал учета выдачи-возврата путевых листов не соответствует форме утвержденной постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78, путевой лист с представлением ГИБДД от 19.09.2011 № 6287 не оформлен в установленном порядке.
4. В нарушение пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 2, 3 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, документы, устанавливающие особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, график работы водителей индивидуального предпринимателя ФИО1 при проверке не представлены.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Пунктом 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» органом, уполномоченным на осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в транспортном комплексе, в частности, по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) является Ространснадзор.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 N ВП-913фс утверждено Положение о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, пунктом 1 которого установлено, что межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является межрегиональным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 2 Перечня должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс в территориальных органах Ространснадзора лицом, уполномоченным составлять протоколы является в том числе старший государственный инспектор.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 30.09.2011 №053877 составлен уполномоченным лицом. Протокол об административном правонарушении от 30.09.2011 №053877 составлен с участиемФИО1, что подтверждается ее подписями и объяснениями в протоколе.
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15, настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (пункт 2); особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения (пункт 3); графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (пункт 4).
Согласно пункту 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 №15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (пункт 2); сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; 3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (пункт 6); сведения о водителе включают 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пункт 7); на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом (пункт 8).
В соответствии с пунктом 2.5.4 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 №15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» При выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет, в том числе контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Материалами дела (протоколом об административном правонарушении от 30.09.2010 №053877, представлением от 19.90.2011 №6287, путевым листом от 09.09.2011 №12) подтверждается и предпринимателем не оспорено, что не соблюден установленныйрежим работы водителя ФИО3, документы, подтверждающие ежедневный контроль технического состояния перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки не представлены, представленный журнал учета выдачи-возврата путевых листов не соответствует форме утвержденной постановлением Госкомстата от 28.11.1997 №78, путевой лист с представлением ГИБДД от 19.09.2011 № 6287 не оформлен в установленном порядке, документы, устанавливающие особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, график работы водителей индивидуального предпринимателя ФИО1 при проверке не представлены.
Таким образом, в действиях предпринимателя имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не представило суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Следовательно, установленные по делу обстоятельства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Данные обстоятельства предпринимателем не опровергнуты, в протоколе зафиксировано, что возражений не имеет, с протоколом согласна.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
При рассмотрении настоящего дела смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, судом не установлено.
Арбитражный суд считает, что соразмерным совершенному предпринимателем правонарушению, является административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявление Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия (Заполярный отдел) удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>), ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: г. Махачкала, место жительства: г. Норильск, р-н Кайеркан, ул. Норильская д. 4 кв. 171, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде предупреждения.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Крицкая И.П.