АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2021 года
Дело № А33-1653/2021
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 05 мая 2021 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Административной комиссии Октябрьского района в г. Красноярске
об оспаривании постановления от 12.11.2020,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика: ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.01.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – заявитель, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Административной комиссия Октябрьского района в г. Красноярске (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2020.
Определением от 02.02.2021 заявление оставлено судом без движения. В установленный судом срок заявителем устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Определением от 17.02.2021 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
22.03.2021 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
09.10.2020 в 11:00 часов ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ», являясь лицом, ответственным за благоустройство трансформаторной подстанции № 257 (далее - ТП), являющейся объектом инженерной инфраструктуры по адресу: <...> и прилегающей к ней территории, не обеспечило надлежащую эксплуатацию объекта инженерной инфраструктуры на территории города в исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов, в соответствии с действующим законодательством, проведение текущего и капитального ремонта, качественную уборку закрепленных за ним объектов благоустройства и прилегающих к ним территорий, а именно:
- на фасадах сооружения размещены множественные самовольно нанесенные графические изображения, информационные материалы, объявления;
- к пристенным электрощитам, размещенным на фасаде сооружения, ведут множественные произвольно свисающие провода;
- электрощиты окрашены в иной цвет от цвета фасада сооружения;
- одна из металлических дверей ТП со стороны сквера не закрыта на замок, находится в приоткрытом состоянии;
- на прилегающей территории размещены бытовые отходы (пустые бутылки стеклянные, пластиковые и металлические);
- на фасаде сооружения имеются видимые локальные повреждения кирпичной кладки со следами затирки цементной смесью,
чем нарушило часть 3, пункты 2.1., 2.6., 2.8., 2.13. Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013г. №В-378 (далее - Правила).
Действия ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» квалифицированы по п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» -нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах.
23.10.2020 членом административной комиссии Октябрьского района города Красноярска в отношении ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» составлен протокол № 609/20 об административном правонарушении по части 1 статьи 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 №7-2161 «Об административных правонарушениях».
12.11.2020 административной комиссией Октябрьского района города Красноярска вынесено постановление, в соответствии с которым ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 №7-2161 «Об административных правонарушениях», назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 12.11.2020, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом установлено, что в соответствии с частью 6 статьи 28.3, подпунктом 4 части 2 статьи 22.1. КоАП РФ, подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3170 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий», Законом Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 «Об административных комиссиях в Красноярском крае» (далее по тексту - Закон от 23.04.2009 № 8-3168), Законом от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях», Решением Красноярского городского Совета депутатов от 12.10.2018 N В-7 «Об административных комиссиях в городе Красноярске» протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами компетентного органа.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении арбитражным судом не установлено.
Дело в отношении ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» возбуждено путем составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в соответствии со ст.27.8. КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст.25.15. КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
22.09.2020 по месту нахождения ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» направлено извещение о проведении 09.10.2020 осмотра территории заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66006251168083 официального сайта почты России письмо с уведомлением о месте и времени проведения осмотра доставлено по месту нахождения ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» и 28.09.2020 получено адресатом.
09.10.2020 осмотр территории проведен без участия законного представителя ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ». При проведении осмотра применялась видеозапись.
Судом установлено, что осмотр проведен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 27.8 КоАП РФ.
09.10.2020 Комиссией по месту нахождения ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» направлено определение о составлении протокола 23.10.2020 заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66006252144130 официального сайта почты России письмо с определением о месте и времени составления протокола доставлено по месту нахождения ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» и 12.10.2020 получено адресатом.
23.10.2020 в отсутствии законного представителя ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» составлен протокол.
23.10.2020 извещение о рассмотрении дела направлено по месту нахождения ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66006252160079 официального сайта почты России письмо с извещением о месте и времени рассмотрения дела доставлено по месту нахождения ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» и 26.10.2020 получено адресатом.
12.11.2020 дело рассмотрено в отсутствии законного представителя ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ».
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» за нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Требования к благоустройству и элементам благоустройства территории города Красноярска, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения устанавливают Правила от 25.06.2013 № В-378.
1.2. Правил - понятия и термины используются в следующих значениях:
благоустройство территории (далее - благоустройство) - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния, по содержанию территории города и расположенных на такой территории объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
объекты благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, заборы (ограждения) и другие объекты, используемые как составные части благоустройства;
объекты инженерной инфраструктуры - объекты благоустройства, представляющие собой объекты капитального строительства, функционирование которых направлено на обеспечение жизнедеятельности города, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коммуникации (в частности, сети водоснабжения, канализации, ливневой канализации, энергоснабжения, теплоснабжения, связи и др.).
Согласно пункту 1.3 Правил лицами, ответственными за благоустройство, являются собственники земельных участков, зданий (включая жилые дома), помещений в них, сооружений, объектов благоустройства;
в случае если объект благоустройства закреплен собственником за другим лицом на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или ином вещном праве, лицом, ответственным за благоустройство, является лицо, за которым объект благоустройства закреплен на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или ином вещном праве;
в случае если объект благоустройства передан в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, лицом, ответственным за благоустройство, является лицо, которому объект благоустройства передан в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.
Пунктом 2.1. Правил предусмотрено, что лица, ответственные за благоустройство зданий, строений, сооружений, прилегающей к ним территории, должны обеспечивать их надлежащую эксплуатацию, проведение текущего и капитального ремонта в соответствии с законодательством и настоящими Правилами.
Лица, ответственные за благоустройство зданий, строений, сооружений, обязаны обеспечивать устранение самовольно нанесенных на фасады зданий, строений, сооружений надписей, графических изображений, очистку фасадов зданий, строений, сооружений от самовольно размещенных объявлений, афиш, плакатов, иных информационных материалов.
В соответствии с пунктом 2.4. Правил дополнительные элементы и устройства, дополнительное оборудование должны содержаться в чистоте и технически исправном состоянии, без механических повреждений, нарушения целостности конструкции, быть очищены от грязи и иного мусора, их металлические элементы должны быть очищены от ржавчины и окрашены.
Электрощиты и щиты связи, примыкающие к фасаду здания, строения, сооружения, должны быть одного цвета с фасадом, к которому они примыкают.
В случае проведения работ по капитальному ремонту здания, строения, сооружения указанное оборудование должно быть заменено на современные системы, исключающие размещение электрощитов и щитов связи с наружной стороны здания, строения, сооружения (Пункт 2.6. Правил).
Согласно пункту 2.8. Правил фасады зданий, строений, сооружений не должны иметь видимых повреждений и должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
В силу пункта 2.9. Правил внешний вид фасадов зданий, строений включает в себя архитектурное и колористическое решение, конструктивные элементы фасада, места размещения дополнительных элементов и устройств, дополнительного оборудования, рекламных и информационных конструкций.
Внешний вид фасадов зданий, строений должен соответствовать требованиям, установленным настоящими Правилами, архитектурно-художественным регламентом, и паспорту фасадов.
Пунктом 2.13. Правил запрещается:
возводить самовольные постройки и самовольно размещать временные сооружения на прилегающих территориях многоквартирных жилых домов;
загромождать прилегающую территорию крупногабаритными отходами;
оставлять отходы на прилегающей территории в не предназначенных для этих целей местах;
складировать на кровле зданий, сооружений предметы, не предназначенные для эксплуатации кровли многоквартирных жилых домов;
нарушать требования по содержанию устройств наружного освещения, размещенных на зданиях, сооружениях;
самовольно размещать объявления, афиши, плакаты, графические изображения, иные информационные материалы на фасадах зданий, сооружений, а также наносить надписи на фасады зданий, сооружений;
самовольно изменять внешний вид зданий, строений.
В соответствии с пунктом 8.1. Правил лица, ответственные за благоустройство на объектах инженерной инфраструктуры, организуют содержание объектов инженерной инфраструктуры на территории города в исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов, в соответствии с действующим законодательством.
По части 3 Правил лица, ответственные за благоустройство, обязаны:
обеспечивать качественную уборку закрепленных за ними объектов благоустройства и прилегающих к ним территорий;
обеспечивать устранение самовольно нанесенных надписей на объектах благоустройства, очистку объектов благоустройства на территории города от самовольно размещенных объявлений, афиш, плакатов и иных информационных материалов;
обеспечивать надлежащую уборку и содержание остановок городского пассажирского транспорта и прилегающей к ним территории;
осуществлять ликвидацию имеющихся повреждений на проезжей части автомобильных дорог, повреждений тротуаров, пешеходных территорий и внутриквартальных территорий.
Лица, ответственные за благоустройство, имеют право осуществлять благоустройство прилегающей к объекту благоустройства территории за счет собственных средств. В случае если для осуществления благоустройства действующим законодательством предусмотрен специальный порядок, то благоустройство прилегающей территории осуществляется в соответствии с установленным порядком.
Как следует из материалов дела, 09.10.2020 в 11:00 часов ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ», являясь лицом, ответственным за благоустройство трансформаторной подстанции № 257 (далее - ТП), являющейся объектом инженерной инфраструктуры по адресу: <...> и прилегающей к ней территории не обеспечило надлежащую эксплуатацию, объекта инженерной инфраструктуры на территории города в исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов, в соответствии с действующим законодательством, проведение текущего и капитального ремонта, качественную уборку закрепленных за ним объектов благоустройства и прилегающих к ним территорий, а именно:
- на фасадах сооружения размещены множественные самовольно нанесенные графические изображения, информационные материалы, объявления;
- к пристенным электрощитам, размещенным на фасаде сооружения, ведут множественные произвольно свисающие провода;
- электрощиты окрашены в иной цвет от цвета фасада сооружения;
- одна из металлических дверей ТП со стороны сквера не закрыта на замок, находится в приоткрытом состоянии;
- на прилегающей территории размещены бытовые отходы (пустые бутылки стеклянные, пластиковые и металлические);
- на фасаде сооружения имеются видимые локальные повреждения кирпичной кладки со следами затирки цементной смесью,
чем нарушило часть 3, пункты 2.1., 2.6., 2.8., 2.13. Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013г. №В-378 (далее - Правила).
Таким образом, в действиях ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» усматриваются признаки состава административного правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 5.1 Закона от 02.10.2008 № 7-2161.
Обстоятельства, указанные заявителем в его заявлении, не свидетельствуют об отсутствии объективной стороны вмененного ему правонарушения и не освобождают общество от выполнения возложенных обязанностей.
Заявитель, не оспаривая принадлежность ему объекта инженерной инфраструктуры трансформаторной подстанции ТП-257 ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ», ссылается на отсутствие в материалах дела выписки из ЕГРН на указанный объект.
В ходе рассмотрения настоящего дела, ответчик пояснил, что согласно выписке из публичной кадастровой карты объект капитального строительства ТП-257 в месте его расположения не найден, по указанной причине запрос в Росреестр о предоставлении выписки из ЕГРН не направлялся.
Вместе с тем принадлежность объекта ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» подтверждается информацией с официального сайта ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ», а также следует из письма ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» от 10.07.2020 № 1.3/50/5923-исх-по, выписки из реестра муниципальной собственности г. Красноярска от 12.03.2021 об имеющихся ограничениях земельного участка в пользу ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» в связи с объектом ТП № 257.
Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении имеется служебная записка от 20.10.2020, в которой отражено, что по информации, полученной по номеру телефона <***>, указанному на дверях входа в ТП № 257, закрепленной за диспетчерской РЭС Октябрьского и Железнодорожного районов, подтвердили принадлежность подстанции ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ»
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренного статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации признака предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях ПАО «РОССЕТИ СИБИРЬ» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы.
Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении 12.11.2020 является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Болуж