АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
21 июня 2010 года
Дело № А33-1680/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего: судьи Крицкой И.П.,
судей: Ахметовой С.В., Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия Шушенского района «Тепловые и электрические сети»
к Каптыревскому сельскому Совета депутатов Шушенского района
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Администрация Шушенского района
о признании недействующими решений от 23.11.2009 № 199-Н «Об отмене решения № 198-Н от 21.05.2009 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 23.11.2009 № 200-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 23.12.2009 № 219-Н «О внесении дополнений и изменений в решение Совета от 23.11.2009 № 200-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»,
при участии: прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Балыковой Е.А. на основании служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серовой Э.С.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Шушенского района «Тепловые и электрические сети» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Каптыревскому сельскому Совету депутатов Шушенского района (далее – ответчик, Совет) о признании недействующими решений от 23.11.2009 № 199-Н № «Об отмене решения № 198-Н от 21.05.2009 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 23.11.2009 № 200-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 23.12.2009 № 219-Н «О внесении дополнений и изменений в решение Совета от 23.11.2009 № 200-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (с учетом заявления об уточнении требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Шушенского района Красноярского края.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчиком и третьим лицом представлены в дело письменные отзывы, в которых изложены возражения относительно требований заявителя. Оспариваемые нормативные правовые акты ответчик и третье лицо считают соответствующими закону и не нарушающими права заявителя.
Дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Красноярского края.
Прокурором Красноярского края представлено в дело заключение, в соответствии с которым прокурор полагает необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
12 ноября 1993 года за № 816 администрацией Шушенкского района зарегистрировано муниципальное унитарное предприятие «Шушенские тепловые и электрические сети».
Постановлением администрации Шушенского района от 05.09.2008 № 1110 муниципальное унитарное предприятие «Шушенские тепловые и электрические сети» переименовано в муниципальное унитарное предприятие Шушенского района «Тепловые и электрические сети», утвержден Устав муниципального унитарного предприятия Шушенского района «Тепловые и электрические сети».
Согласно пункту 2.1 Устава, целями и предметом деятельности предприятия являются удовлетворение общественных потребностей в электрической и тепловой энергии и получение прибыли.
Письмом за № 432 от 14.04.2009 предприятие обратилось к Главе Каптыревской сельской администрации с заявлением о рассмотрении и утверждении нормативов расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилых домов с. Каптырево равным 0,0532 Гкал/кв.м в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 21.05.2009 № 198-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утвержден норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилых домов с. Каптырево в размере 0,0532 Гкал/кв.м.
Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.11.2009 № 199-Н «Об отмене решения № 199-Н от 21.05.2009 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» указанное решение № 198-Н отменено по протесту прокурора Шушенского района. Данное решение опубликовано в газете «Сельчанка» № 10 от 23.11.2009.
Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.11.2009 № 200-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утвержден на отопительный период 2009-2010 годов ранее действующий норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилых домов на территории Каптыревского сельсовета равным 0,0330 Гкал/кв.м. Данное решение опубликовано в газете «Сельчанка» № 10 от 23.11.2009.
Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.12.2009 № 219-Н «О внесении изменений и дополнений в решение Совета от 23 ноября 2009 г. № 200-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» внесены следующие изменения в указанное решение № 200-Н: в пункте 1 слово «Утвердить» исключено, изложено в новой редакции: «Оставить» далее по тексту; в пункте 2 после слов «равным 0,0330 Гкал/кв.м» добавить слова «утвержденный органами местного самоуправления муниципального образования Шушенский район». Данное решение опубликовано в газете «Сельчанка» № 18 от 25.12.2009.
Заявитель считает оспариваемые решения противоречащими пунктам 14, 15, 16, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 29, статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность обжалования в арбитражный суд решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Статьей 43 названного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) нормативные правовые акты.
Следовательно, федеральное законодательство относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов – решений представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 0610.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и полномочиями органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила и имеющие индивидуальный характер.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Аналогичные вопросы в границах муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района пунктом 4 части 1 статьи 15 данного Закона.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их оформлению определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее – Правила № 306).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 306 под «нормативом потребления коммунальных услуг» понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. «Уполномоченные органы» - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению – органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Пунктами 8, 12, 13, 15-18 Правил № 306 предусмотрены нижеследующие условия и порядок установления нормативов и их изменения.
Так, указанными нормами предусмотрено, что установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Срок рассмотрения результатов определения и расчета нормативов потребления коммунальных услуг составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченные органы проводят анализ представленных материалов и при необходимости запрашивают дополнительные сведения с обоснованием запроса. В случае если при подготовке материалов не соблюдены требования, установленные настоящими правилами, соответствующий уполномоченный орган возвращает материалы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что оспариваемые решения приняты ответчиком в пределах полномочий данного органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.11.2009 № 199-Н «Об отмене решения № 198-Н от 21.05.2009 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» принято Советом в связи с удовлетворением протеста прокурора Шушенского района.
Решением Совета «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» № 198-Н на основании обращения муниципального унитарного предприятия Шушенского района «Тепловые и электрические сети» утвержден норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади жилых домов с. Каптырево в размере 0,0532 Гкал/кв.м.
Основанием для опротестования прокурором решения № 198-/Н явилось нарушение Капытревским сельским Советом депутатов процедуры принятия нормативного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения представительного органа местного образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 6 Устава Каптыревского сельского Совета депутатов представительный орган состоит из 10 депутатов, следовательно, за принятие нормативного правового акта проголосовать должно не менее 6 депутатов.
Прокуратурой Шушенского района на основании протокола сессии Каптыревского сельского Совета депутатов от 21.05.2009 установлено, что на данной сессии Совета присутствовало 6 депутатов. При голосовании по указанному вопросу голоса депутатов разделились следующим образом: 5 – «за», 1 – «против».
Выявление факта принятия решения № 198-Н в отсутствие предусмотренного законом кворума явилось основанием для принесения прокурором Шушенского района протеста на решение Каптыревского сельского Совета депутатов от 21.05.2009 № 198-Н.
Данный протест прокурора принесен в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
По результатам рассмотрения протеста прокурора Советом правомерно и обоснованно принято решение от 23.11.2009 № 199-Н об отмене опротестованного прокурором акта.
22 ноября 2009 года Советом принято решение № 200-Н об утверждении на отопительный период 2009-2010 годов ранее действующих нормативов расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилых домов на территории Катыревского сельсовета равных 0,0330 Гкал/кв.м.
23 декабря 2009 года Советом принято решение № 219-Н о внесении изменений и дополнений в решение № 200-Н от 23.11.2009.
Решением Совета от 23.11.2009 № 200-Н в редакции решения Совета от 23.12.2009 № 219-Н установлено, что на отопительный период 2009-2010 годов оставлен ранее действующий норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилых домов на территории Каптыревского сельсовета, утвержденный органами местного самоуправления муниципального образования Шушенский район.
Указанный норматив расхода тепловой энергии в размере 0,0330 Гкал/кв.м установлен пунктом 1 приложения № 1 к постановлению Администрации Шушенского района № 450 от 18.06.2003 «О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района» (в редакции постановлений от 10.11.2004 № 820 и от 01.11.2005 № 579) и действовал до принятия Каптыревским Советом депутатов решения № 198-Н от 21.05.2009.
Постановление Администрации Шушенского района № 450 от 18.06.2003 действовало на территории Каптыревского сельсовета, в установленном порядке не обжаловалось и не признавалось недействующим.
Поскольку решение № 198-Н от 21.05.2009 принималось Советом по инициативе предприятия, в дальнейшем оно правомерно отменено Советом решением № 199-Н от 23.11.2009, а после отмены данного решения предприятие с новой инициативой об изменении нормативов в Совет в установленном порядке не обращалось, Совет правомерно по своей инициативе оставил прежний размер нормативов по ранее действующему на его территории нормативу.
Довод заявителя о том, что норматив потребления в размере 0,0330 Гкал/кв.м определен методом, не предусмотренным пунктом 20 Правил № 306, суд считает несостоятельным, поскольку данный размер нормативов действовал в предыдущие периоды и не изменялся оспариваемыми по настоящему делу решениями Совета. При этом заявитель считает, что такие нормативы должны быть повышены и составлять предложенный им размер.
Согласно пункту 13 Правил № 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Наличие указанных оснований для изменения (повышения) нормативов потребления по инициативе уполномоченного органа материалами дела не подтверждается.
Таким образом, принятие оспариваемых решений № 200-Н и № 219-Н не требовало предварительного расчета норматива по методикам, установленным Правилами № 306.
Суд проверил оспариваемые решения Совета на соответствие пункту 16 Правил № 306, о нарушении которого приведен довод заявителем.
В соответствии с пунктом 16 Правил № 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Максимальный срок действия нормативов не установлен.
Размер оспариваемого норматива 0,0330 Гкал/кв.м был установлен постановлением Администрации Шушенского района от 18.06.2003 № 450, решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.11.2009 № 200-Н (в редакции решения Совета от 23.12.2009 № 219-Н) действие ранее утвержденного норматива продлено на отопительный сезон 2009-2010 годов. Следовательно, срок действия нормативов составляет не менее 3 лет, что соответствует пункту 16 Правил № 306.
Суд проверил оспариваемые решения Совета на их соответствие Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов указанным законам судом не установлено.
Также суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения оспариваемыми решениями Совета прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей или создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Отказать в удовлетворении заявленных требований муниципального унитарного предприятия Шушенского района «Тепловые и электрические сети» о признании недействующими решений от 23.11.2009 № 199-Н № «Об отмене решения № 198-Н от 21.05.2009 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 23.11.2009 № 200-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 23.12.2009 № 219-Н «О внесении дополнений и изменений в решение Совета от 23.11.2009 № 200-Н «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Проверено на соответствие Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Разъяснить, что решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Председательствующий: судья
Судьи:
И.П. Крицкая
С.В. Ахметова
Е.М. Шайхутдинов