АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
28 марта 2011 года
Дело № А33-16895/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 марта 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 28 марта 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «КРАСНОЯРСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Красноярск,
к Администрации г.Красноярска в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений, г. Красноярск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Российская Федерация, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, г. Красноярск,
о признании незаконным действия,
об обязании предоставить на праве собственности земельный участок,
в присутствии:
от третьего лица (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае): ФИО1, представителя по доверенности от 04.08.2010 № 04-10345, ФИО2, представителя по доверенности от 03.02.2011 № 04-1664.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатенко В.Н.,
установил:
открытое акционерное общество «КРАСНОЯРСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации г.Красноярска в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений с требованиями:
1. о признании незаконным действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 5842 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0400130:44, по адресу: <...> (решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 12.08.2010 исх. № 36427);
2. об обязании предоставить на праве собственности земельный участок, общей площадью 5842 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0400130:44, по адресу: <...>
.
Заявление принято к производству суда. Определением от 29.11.2010 возбуждено производство по делу, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Российская Федерация, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Заявитель, Администрация г.Красноярска в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 24.03.2011. Лица, участвующие в деле, о перерыве в судебном заседании уведомлены посредством размещения сведений о перерыве в сети Интернет по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, ФИО1
Третьим лицом представлены дополнительные доказательства в материалы дела. Представленные третьим лицом документы приобщены к материалам дела.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений требования, изложенные в заявлении не признал по следующим мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к нему:
- в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
- на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (включая управление и распоряжение земельными участками), находящимися в муниципальной собственности (территории муниципального образования). Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0044 находится на территории г. Красноярска и в ведении Администрации города;
- согласно Постановлению администрации г. Красноярска от 15.02.2005 № 55/1 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территорий города Красноярска;
- по мнению муниципального образования в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений оно имеет право на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 24:50:0400130:44, расположенным по адресу: <...>.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае представило отзыв на заявление согласно которому:
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0044, общей площадью 5842, 00 кв.м. находится в государственной собственности;
- с учетом решения Арбитражного суда по делу №А33-2879/2007, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае полагает, что указанный земельный участок не выбыл из федеральной собственности;
- документы, подтверждающие нахождение объекта муниципальной собственности на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400130:0044 не представлены;
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае считает, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений незаконным.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлением администрации г. Красноярска от 01.09.1997 №11115 государственному предприятию «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» предоставлен земельный участок (кадастровый номер 24:50:04130:0019) площадью 5723,41 кв.м., занимаемый гостиницей, расположенной по адресу: <...>, в аренду сроком на 5 лет.
Постановлением Администрации города Красноярска от 01.09.1997 № 115 Федеральному государственному унитарному предприятию «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» (ФГУП «КЦАВС») предоставлен в аренду земельный участок площадью 5 723, 41 кв.м. (24:50:0400130:0019), занимаемый гостиницей, расположенной по адресу: <...>.
03.10.1997 между ФГУП «КЦАВС» (арендатор) и земельным управлением города Красноярска (арендодатель) заключен договор аренды № 5406, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок общей площадью 5 723, 41 кв.м согласно прилагаемому плану землепользования для эксплуатации фактически существующей гостиницы по улице Аэровокзальной, 16, в Советском районе. К договору прилагается план установленных границ земельного участка на срок с 01.09.1997 по 31.08.2002.
Между государственным предприятием «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» (арендатор) и комитетом по управлению муниципальным имуществом (арендодатель) заключен договор аренды муниципального имущества от 06.02.1995 №И128. Государственному предприятию «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» по акту приема-передачи передан кирпичный склад.
В решении Арбитражного суда Красноярского края от 22.08.2008 по делу №А33-2879/2007 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0044 имел предыдущий кадастровый номер 24:50:04002130:0019.
Согласно уведомления департамента недвижимости администрации г. Красноярска от 24.09.2004 договор аренды движимого имущества №И128 от 06.02.1995 расторгнут с 24.09.2004.
14.02.2002 между администрацией г. Красноярска и государственным предприятием «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» заключен договор аренды земельного участка №664 на срок с 01.01.2002 по 31.12.2002, согласно которому государственному предприятию «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» предоставлен в аренду земельный участок (кадастровый номер 24:50:0400130:0041), площадью 550,81 кв.м. по адресу: <...>, для размещения временной автостоянки.
Распоряжением от 28.12.2005 №2356-недв ОАО «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» предоставлен земельный участок из земель поселений, оценочной зоны №33, общей площадью 5 842,0 кв.м. (в том числе 1 672,32 кв.м. – охранная зона инженерных сетей), находящийся по адресу: <...>, в целях эксплуатации нежилых зданий.
Приватизация федерального государственного унитарного предприятия «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» была произведена на основании распоряжения территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю №01-1085р от 13.07.2004.
В состав подлежащего приватизации имущества вошли (приложение №1 к распоряжению территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю №01-1085р от 13.07.2004):
- земельный участок (кадастровый номер 24:50:0400130:0008) по адресу: <...>, гостиница «Полет»;
- гостиница «Полет», нежилое здание по адресу: <...> (лит. Б, Б1, Б2, Б3, Б4);
- гараж служебный, нежилое здание по адресу: <...>;
- гараж служебный, нежилое здание по адресу: <...> (лит. Г);
- охраняемая парковка по адресу: <...> (лит. В №1, №2, №3, №4.1).
Право собственности на объект – нежилое помещение бокс №1, общей площадью 22,0 кв.м. по адресу: <...>, приобретено ОАО «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» на основании распоряжения территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю №01-1085р от 13.07.2004 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.11.2004 серия 24 ДБ №005918).
Право собственности на объект – нежилое здание (Лит. Г), общей площадью 25,4 кв.м. по адресу: <...>, приобретено ОАО «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» на основании распоряжения территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю №01-1085р от 13.07.2004, передаточный акт от 13.07.2004 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2004 серия 24 ГЮ №000712).
Право собственности на объект – капитальный кирпичный гараж, бокс №1, общей площадью 28,0 кв.м. по адресу: <...>, приобретено ФГУП «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» на основании договора купли-продажи от 08.05.1997 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.1997 №64-20-37).
Право собственности на объект – нежилое здание общей площадью 5591,60 кв.м. по адресу: <...>, приобретено ОАО «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» на основании распоряжения территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю №01-1085р от 13.07.2004, передаточный акт от 13.07.2004 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2004 серия 24 ГЮ №009325).
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г.Красноярска от 26.05.2004 №10355 по закреплению территории во изменение заключения №16686 от 19.11.2002 здание гостиничного комплекса капитальное, выстроено по индивидуальному проекту. На территории хозяйственного двора размещено здание гаража, здание складского назначения, будка охранника на парковке. Здания капитальные, состояние фасадов удовлетворительное.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.11.2009 №01/151/2009-313 за ОАО «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» зарегистрировано право собственности на нежилое здание (кадастровый номер 24:50:000000:20090.2), общей площадью 5591,6 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
В кадастровом плане земельного участка (кадастровый номер 24:50:0400130:44) от 28.06.2010 №24ЗУ/10-152364 указано, что участок площадью 5842 +/- 27 кв.м. предоставлен из земель населенных пунктов, разрешенное использование: в целях эксплуатации нежилых зданий (900 кв.м.).
В межевом плане земельного участка от 15.11.2010 в заключении кадастрового инженера указано, что на стадии проведения геодезической съемки выявилось не соответствие данных технической документации, а именно застроенной площади согласно технических паспортов и фактически занимаемой территории, после проведения камеральной обработки измерений, полученных с прибора. Данные разночтения объясняются тем, что геодезический метод измерения, который использовался для определения площади частей земельных участков, является наиболее точным.
Согласно межевого плана земельного участка:
- часть земельного участка площадью 113 кв.м. занята объектом недвижимости – нежилое помещение-бокс №1 (условный номер 24:50:000000:5-14199-151.1:1), расположенном по адресу: <...>, объектом недвижимости – капитальный кирпичный склад(инвентарный номер 5-14199-151), расположенном по адресу: <...>; объектом недвижимости – нежилое здание (лит.Г.) (условный номер 24:50:00000:20090.1), расположенном по адресу: <...>;
- часть земельного участка площадью 2081 кв.м. занята объектом недвижимости – нежилое здание (инвентарный номер 04:401:002:000313990:0001, кадастровый номер 24:50:041131:0042:04:01:002:000313990:0001), расположенном по адресу: <...>;
- часть земельного участка площадью 530 кв.м. занята объектом недвижимости – нежилое здание лит. В, №1,№2,№3, №4, I (учетный номер 1516), расположенном по адресу: <...>.
К межевому плану приложены: технический паспорт сооружения (автостоянка) по состоянию на 12.05.2004, расположенного по адресу: <...>; технический паспорт нежилого встроенного помещения, по состоянию на 12.05.2004, расположенного по адресу: <...> (застроенная площадь 28,9 кв.м.); технический паспорт нежилого здания (гараж) по состоянию на 21.03.2000, расположенного по адресу: <...>, (застроенная площадь 29,3 кв.м.); технический паспорт по состоянию на 30.09.2008 нежилого здания (гостиница «Полет»), расположенного по адресу: <...>, застроенная площадь 2127,4 кв.м.
Открытое акционерное общество «КРАСНОЯРСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ» обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 5842 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0400130:44, по адресу: <...> (заявление от 10.11.2009 исх.№4121).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска письмом от 16.07.2010 №32766 сообщил, что подготовлен и направлен на согласование в структурные подразделения администрации города проект распоряжения о предоставлении в собственность за плату ОАО «КРАСНОЯРСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ» земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул.Аэровокзальная, 16
Письмом от 12.08.2010 №36427 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска отказал в предоставлении земельного участка в собственность указав, что согласно документов, представленных в целях рассмотрения возможности предоставления земельного участка в собственность за плату, и результатов визуальной проверки использования земельного участка, на земельном участке расположено здание (гараж), которое не соответствует правоустанавливающим документам. В соответствии с заключением по состоянию земельного участка от 02.07.2010 №31019 в южной части участка размещается огражденная площадка по продаже автомобильных шин и дисков, а так же в центральной части дворовой территории расположено здание находящееся в муниципальной собственности.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.4 указанной нормы заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Срок по оспариваемому заявителем отказу департамента муниципального имущества и земельных отношений по вопросу принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка, следует исчислять с даты принятии отказа (12.08.2010г.), т.к. доказательств, что заявитель узнал об оспариваемом ненормативном акте с иной даты суду не представлено.
Согласно штампа канцелярии арбитражного суда Красноярского края заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд 12.11.2010г. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что заявителем не пропущен срок, определенный ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует:
- каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2);
- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1), условия и порядок пользования которой определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Таким федеральным законом является Земельный кодекс Российской Федерации, который осуществляет регулирование отношений по использованию и по охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращении права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность) и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии Земельным Кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Отнесение земельных участков к государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований осуществляется по аналогичным критериям.
Таким образом, в настоящее время земельные участки в Российской Федерации являются разграниченными Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При этом отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них не является основанием отнесения вышеперечисленных земельных участков к не разграниченным землям.
Согласно положению пп. 9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности. В связи с чем, нахождение на земельных участках объектов, принадлежащих в настоящее время частным лицам, не является препятствием для признания и оформления в установленном порядке права государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации) на земельные участки.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании распоряжения территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю №01-1085р от 13.07.2004 была осуществлена приватизация федерального государственного унитарного предприятия «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений».
В состав подлежащего приватизации имущества вошли (приложение №1 к распоряжению территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю №01-1085р от 13.07.2004):
- земельный участок (кадастровый номер 24:50:0400130:0008) по адресу: <...>, гостиница «Полет»;
- гостиница «Полет», нежилое здание по адресу: <...> (лит. Б, Б1, Б2, Б3, Б4);
- гараж служебный, нежилое здание по адресу: <...>;
- гараж служебный, нежилое здание по адресу: <...> (лит. Г);
- охраняемая парковка по адресу: <...> (лит. В №1, №2, №3, №4.1).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Порядок проведения приватизации определен названным Законом.
В силу пункта 1 статьи 11 указанного Закона состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая строения, сооружения, сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Приватизация истца произведена на основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю "О приватизации ФГУП "Красноярское центральное агентство воздушных сообщений" от 13.07.2004 N 01-1085р. Из пункта 2 данного распоряжения усматривается, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса приведен в приложении N 1.
В материалах дела имеется приложение N 1 к распоряжению Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю, поименованное "Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия "Красноярское Центральное Агентство Воздушных сообщений" на 1 марта 2004 г.". Имеющийся в материалах дела передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса содержит ссылки на распоряжение от 13.07.2004 N 01-1085р; перечень приватизируемого имущества в нем не указан, имеется ссылка на 8 листов. На восьми листах к данному акту приложено Приложение №1 к Распоряжению Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю от 13.07.2004г. №01-1085р.
Акт инвентаризации унитарного предприятия, аудиторское заключение, предусмотренные пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, истцом в материалы дела не представлены.
Из приложения N 1 к передаточному акту от 13.07.2004 усматривается, что в состав подлежащего приватизации имущества в числе других земельных участков включен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0008, площадью 0,5943 га.
Как установлено в решении Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-2879/2007 от 22.08.2008г., вступившем в законную силу:
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0008 является участком государственной собственности, который был описан в ГЗК 16.07.2003 в соответствии с требованиями Приказа Росземкадастром от 15.06.2001 №П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (в ред. Приказа от 29.07.2002г. №П/301) и по настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости о нем актуальны.
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0008 является источником образования следующих земельных участков:
- 24:50:0400130:0066 (описан в ГЗК 28.05.2004) на основании распоряжения о предоставлении земельного участка от 04.08.2000 № 573-недв;
- 24:50:0400130:0069 (описан в ГЗК 30.11.2004) на основании постановления о предоставлении земельного участка от 28.04.1994 № 303;
- 24:50:0400130:0071 (описан в ГЗК 30.11.2004) на основании распоряжения о предоставлении земельного участка от 11.02.2005 № 230-арх;
- 24:50:0400130:0072 (описан в ГЗК 12.05.2005) на основании распоряжения о предоставлении земельного участка от 07.12.2004 № 1854-недв;
- 24:50:0400130:0073 (описан в ГЗК 09.11.2005) на основании распоряжения о предоставлении земельного участка от 10.03.2005 № 279-недв;
- 24:50:0400130:0326 (описан в ГЗК 09.02.2006) на основании постановления о предоставлении земельного участка от 21.07.1998 № 1268;
- 24:50:0400130:0625 (описан в ГЗК 28.09.2006) на основании распоряжения о предоставлении земельного участка от 21.03.2006 № 420-недв;
- 24:50:0400130:0635 (описан в ГЗК 23.07.2007) на основании распоряжения о предоставлении земельного участка от 24.06.2005 № 1436-арх;
- 24:50:0400130:0636 (описан в ГЗК 10.10.2007) на основании распоряжения об утверждении проекта земельного участка от 03.09.2007 № 2344-недв;
- 24:50:0400130:0637 (описан в ГЗК 25.10.2007) на основании распоряжения о предоставлении земельного участка от 28.01.2003 № 160-недв;
- 24:50:0400130:0638 (описан в ГЗК 19.10.2007) на основании распоряжения о предоставлении земельного участка от 11.10.2001 № 1244-недв;
- 24:50:0400130:0639 (описан в ГЗК 28.11.2007) на основании распоряжения от 27.04.2007 № 1312-недв;
- 24:50:0400130:0642 (описан в ГЗК 25.01.2008) на основании распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта от 22.12.2005 № 3097-недв. Перечень образованных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0008 является исчерпывающим.
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0066, площадью 4814,13 кв.м., расположенный по адресу: <...>, фактическое использование: занимаемый зданием бывшего аэровокзала, предоставлен ГП «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений». Таким образом, предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:50:04 00 130:0066 - 24:50:04 00 130:0008 является кадастровым номером земельного участка государственной собственности.
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0044 был учтен 03.10.1997, предыдущий кадастровый номер 24:50:0400130:0019. Правовым основаниям пользования истцом земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0044, занимаемым зданием гостиница «Полет» и расположенным по адресу: <...>, является постановление Администрации города Красноярска от 01.09.1997 № 115 «О предоставлении ГП «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» земельного участка», договор аренды от 03.10.1997 № 5406.
- факт того, что земельный участок, который вошел в план приватизации ФГУП «ГП «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» с кадастровым номером 24:50:0400130:0008 и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0044 (предыдущий кадастровый номер 24:50:0400130:0019) являются одним и тем же объектом, не подтвержден доказательствами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-2879/2007 истцу отказано в иске о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0044 в порядке ранее состоявшейся приватизации ФГУП.
Требование об одновременной приватизации объектов недвижимого имущества и земельных участков, на которых эти объекты расположены, получило свое законодательное закрепление в Федеральном законе от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с пунктом 7 которого со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
При этом, открытое акционерное общество «Красноярское центральное агентство», преобразованное в порядке приватизации федерального предприятия, является правопреемником последнего в отношении прав на земельные участки.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0044 был сформирован во исполнение Распоряжения Администрации г.Красноярска от 28.12.2005г. №2356-недв, в соответствии с которым, администрацией города Красноярска:
- был утвержден проект границ земельного участка из земель поселений оценочной зоны №33, общей площадью 5842,0 кв.м., расположенный по адресу: <...>.
- принято решение о предоставлении заявителю земельного участка из земель поселений оценочной зоны №33, общей площадью 5842,0 кв.м., расположенный по адресу: <...> ( в т.ч. 1672,32 кв.м.охранная зона инженерных сетей) в аренду сроком на 10 лет, в целях эксплуатации нежилых зданий.
- заявителю предложено обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре».
19.11.2005 земельный участок внесен государственный кадастр недвижимости, с присвоением ему кадастрового номер 24:50:0400130:0044.
Согласно кадастрового паспорта данного земельного участка от 28.06.2010г. №243У/10-152364 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:44, расположен по адресу: <...>, имеет разрешенное использование – в целях эксплуатации нежилых зданий. Согласно особых отметок: площадь и местонахождение границ соответствует материалам межевания, уточняемая площадь 5723,41 кв.м., кадастровый номер 24:50:0400130:44 равнозначен кадастровому номеру 24:50:0400130:0044.
Указанная в кадастровом паспорте уточняемая площадь и адрес земельного участка идентична площади и адресу земельного участка определенного в качестве объекта аренды в договоре №5406 от 03.10.1997, подписанному между ФГУП «КЦАВС» (арендатор) и земельным управлением города Красноярска (арендодатель) во исполнение Постановления администрации г.Красноярска от 01.09.1997г. №1115, что позволяет суду сделать вывод о том, что на земельном участке кадастровый номер 24:50:0400130:44 (ранее имеющий номер 24:50:04130:0019) находится приватизированный заявителем объект – гостиница.
Как определено, в представленном суду межевом плане (лист 7), подготовленном ООО «Красноярский кадастровый центр» 12.11.2010г на земельном участке 24:50:0400130:44 по адресу: <...> находятся также приватизированные и зарегистрированные заявителем на праве собственности: нежилое здание (лит.Г) общей площадью 25,4 кв.м.условный номер 24:50:000000:20090.1 и нежилое помещение - бокс №1 общей площадью 22,00 кв.м., строение 1, условный номер 24:50:000000:5-14199-151.1:1.
Вместе с тем, при рассмотрении дела №А33-2879/2007 судом был установлен факт не включения в перечень приватизированного заявителем имущества земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0044.
Следовательно, данный земельный участок является федеральной собственности в силу прямого указания закона - абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-Ф как земельный участок, на котором находились объекты федеральной собственности, впоследствии приватизированные при акционировании федерального государственного унитарного предприятия.
Согласно ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые:
-признаны таковыми федеральными законами;
-право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4.8 подп.ж) Типового положения О территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.11.2008 №374 в редакции приказов (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 19.07.2010 N 304, от 16.11.2010 N 551) по поручению Федерального агентства, его территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Таким образом, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска не является уполномоченным органом, на который действующим законодательством возложены функции по осуществлению продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, оспариваемые заявителем действия департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 5842 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0400130:44, по адресу: <...> (решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 12.08.2010 исх. № 36427) не нарушают прав и законных интересов заявителя по выкупу земельного участка, в связи с чем, требование о признании таких действий незаконными не подлежит удовлетворению.
Учитывая, что судом определено, что Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, не является уполномоченным органом на распоряжение земельными участками находящимся в федеральной собственности, требование заявителя об устранении последствий незаконных действий посредством возложения на департамент обязанности по предоставлению ОАО «Красноярское агентство воздушных сообщений» на праве собственности земельный участок, общей площадью 5842 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0400130:44, по адресу: <...>
также не может быть удовлетворено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.
В материалы дела заявителем представлено платежные поручения №315 от 22.09.2010г. и № 282 от 10.11.2010г об оплате заявителем государственной пошлины в общей сумме 4000 руб.
Как выяснено судом у заявителя в предыдущих судебных заседаниях, возложение на Департамент обязанности по предоставлении заявителю земельного участка, является предложением заявителя по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, приведенных в заявлении в соответствии со ст.201 п.4 подп.3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, имеется факт переплаты заявителем суммы государственной пошлины в размере 2000 руб., которая подлежит возврату из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 198-200, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
В удовлетворении заявления ОАО «Красноярское центральное агентство воздушных сообщений» г. Красноярск отказать.
Возвратить ОАО «КРАСНОЯРСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ» г.Красноярск из средств федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Лесков Р.В.