АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
10 февраля 2012 года
Дело № А33-17215/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 февраля 2012 года.
В полном объёме решение изготовлено 10 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Михайловой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» (ОГРН <***>, Емельяновский район, с. Емельяново)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
о взыскании 139 554 руб. 33 коп.,
при участи третьих лиц:
-Финансовое управление администрации Ермаковского района,
-Департамент финансов администрации Красноярского края,
-Управление социальной защиты населения по Ермаковскому району
в присутствии:
от истца – ФИО1, представителя по доверенности от 10.01.2011,
от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 27.01.2010,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подлевской Е.В. (до перерыва), секретарем судебного заседания Самойловой М.А. (после перерыва),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании убытков в размере платы за услуги (найм, содержание и ремонт жилья), оказания педагогическим работникам в сумме 242 373 руб. 34 коп.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 16.12.2011 возбуждено производство по делу.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Финансовое управление администрации Ермаковского района, Департамент финансов администрации Красноярского края, Управление социальной защиты населения по Ермаковскому району.
Третьи лица в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом на основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание рассматривается в отсутствие третьих лиц (их представителей).
Ответчик представил письменный отзыв, в соответствии с которым :
- истцом не представлены доказательства установления тарифов на капитальный ремонт, содержание и найм жилого помещения в размере, указанном истцом в расчете, а также доказательства оказания заявленных им услуг;
- не представлены доказательства того, что граждане, указанные в расчете, имеют статус пенсионеров, а также доказательства увольнения с педагогической должности;
- надлежащим ответчиком является Красноярский край.
Истцом представлены возражения против доводов ответчика.
От третьего лица - Управления социальной защиты населения по Ермаковскому району поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Управление пояснило, что против удовлетворения исковых требований не возражает.
От третьего лица – Министерства финансов по Красноярскому краю поступил отзыв, в соответствии с которым министерство указало, что поскольку предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными правовыми актами, то источником финансирования является федеральный бюджет, соответственно надлежащим ответчиком будет являться Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Согласно отзыву, третье лицо просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Исковые требования основаны на том, что обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» жителям с. Ермаковского в период с ноября 2009 по октябрь 2010 года, с 01.05.2011 по 31.12.2011 были оказаны услуги по найму, содержанию и ремонту жилья, имеющим право на льготное обеспечение (педагогические работники, являющиеся пенсионерами) в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (далее – Закон об образовании).
Как следует из материалов дела, согласно договорам управления многоквартирным домом по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, вывозу ТБО и ЖБО, заключенным обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» и собственниками многоквартирных помещений, общество с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» является обслуживающей и управляющей организацией по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов с. Ермаковского.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» и каждым педагогическим работником заключены договоры на обслуживание квартир граждан, согласно которым истец обязуется в соответствии с договорами предоставлять потребителям услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 3.2.1 договора потребитель обязан своевременно, в установленные настоящим договором сроки оплачивать предоставленные услуги.
В связи с наличием расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону об образовании, истцом составлен расчет суммы убытков, понесенных обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» в период с ноября 2009 по октябрь 2010 года , май-декабрь 2011 года с указанием в них фамилий, имен, отчеств педагогических работников, суммы льготы, предоставленной каждому из них. Согласно расчету истец представлял услуги по капитальному ремонту, содержанию и найму жилых помещений педагогов, являющихся пенсионерами в сумме 242 373 руб. 34 коп.
Расчет истцом произведен в соответствии с приказом ООО «Жилкомхоз» № 44 от 30.11.2010 «Об увтерждении размер платы населения за жилищные услуги на 2011 год».
В обоснование данных обстоятельств истцом представлены в материалы дела следующие документы:
- договоры управления многоквартирным домом по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, вывозу ТБО и ЖБО, заключенные обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» и собственниками многоквартирных помещений;
- договоры на обслуживание квартир, заключенные обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» с педагогическими работниками;
- выписки из финансового лицевого счета Администрации Ермаковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края;
- заявления педагогических работников, адресованных ООО «Жилкомхоз» о предоставлении льготы по оплате жилищных услуг на текущий и капитальный ремонт, содержания и найма жилых помещений;
- правоустанавливающие документы на жилые помещения (свидетельства о государственной регистрации права, договоры на передачу и продажу (квартиры) дома в собственность граждан);
- копии трудовых книжек, подтверждающие период 10-летнего стажа педагогических работников в сельской местности, которые являются пенсионерами;
- сводные ведомости начислений и оплаты за капитальный ремонт и содержание жилищного фонда.
В подтверждение оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома представлены договоры управления многоквартирным домом по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, вывозу ТБО и ЖБО, заключенные обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» с каждым педагогическим работником (пенсионером).
В соответствии с письмом от 22.12.2011 № 2395 Управления социальной защиты населения администрации Ермаковского района представлены сведения на граждан и членов их семей, которым назначены и выплачены меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг (отопление) за период с 01.05.2010 года по 30.09.2011.
Изучив материалы дела, выслушав сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оказанные услуги оплачиваются в полном объеме (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением предоставляется также и педагогическим работникам, вышедшим на пенсию.
Так, указанное право закреплялось еще в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей. Указанное право оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (его пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее по тексту - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
Федеральный законодатель, предоставивший право вышеуказанным категориям граждан на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (статья 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", статья 2 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"), до настоящего времени не определил источников и механизма компенсации расходов предприятий и организаций, оказывающих льготные услуги педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности.
Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам в сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является Красноярский край, поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, является несостоятельным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее –Федеральный закон от 6.10.1999 № 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 № 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Кроме того, не принимается судом довод ответчика о том, что истцом не представлены доказательства статуса пенсионера в отношении педагогических работников, указанных в расчете, поскольку в подтверждение данного обстоятельства истцом представлены копии трудовых книжек со штампами о назначении пенсии.
Довод ответчика о том, что истцом не представлены доказательства увольнения с педагогической должности ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, а также довод о том, что ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12 уволены не с должностей педагогических работников, является необоснованным на основании следующего.
В силу статьи 1 Постановления Госкомтруда СССР, Секритариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за следующими работниками просвещения и другими специалистами народного образования, перешедшими на пенсию и ранее работавшими:
а) в сельской местности:
- директорами, заместителями директоров, учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов;
- директорами, заместителями директоров по учебно - производственной работе и учителями межшкольных учебно - производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся;
- директорами, заместителями директоров, преподавателями, воспитателями,
старшими мастерами и мастерами производственного обучения средних профессионально
- технических училищ, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства;
- директорами, заместителями директоров, педагогическими работниками детских
домов, педагогическими работниками домов ребенка;
- руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений.
Право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах и средних профессионально -технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, а для работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами (п.1 разъяснения к Постановлению).
Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1 настоящего разъяснения, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу (п.4 разъяснения к Постановлению).
Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально - технических училищах; осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом (п.4 разъяснения к Постановлению).
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтвержден размер убытков в общей сумме 242 373 руб. 34 коп. по предоставлению льгот педагогическим работникам вышедшим на пенсию в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.
Истец доказал, а представленными ответчиком доказательствами не опровергнуто наличие убытков общества с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Судом установлен и материалами дела подтверждается факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств не представлено.
Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации понесенных истцом расходов в части оказания жилищно-коммунальных услуг в сумме 242 373 руб. 34 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 242 373 руб. 34 коп. - убытков, 5 186 руб. 63 коп. - расходов по оплате государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Михайлова Т.В.