АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
18 января 2022 года | Дело № А33-17707/2021 |
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена «11» января 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено «18» января 2022 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Полищук Е.В. , рассмотрев заявление муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление капитального строительства» (ИНН 2451000430, ОГРН 1032402946355)
к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю(ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании представления в части
при участии третьих лиц:
- Департамент градостроительства администрации города Красноярска (660049, <...>);
- Департамент финансов администрации города Красноярска (660049, <...>);
- Администрацию города Красноярска (660049, <...>);
- Министерство строительства Красноярского края (660075, <...>);
- общество с ограниченной ответственностью "управляющая строительная компания "Сибиряк" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
- общество с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>).
в присутствии лиц, участвующих в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 30.12.2020 №6359, личность удостоверена паспортом, представлен диплом,
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 19.07.2019 №19-20-21/16, личность удостоверена паспортом, представлен диплом,
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 13.01.2021 №19-20-21/355, личность удостоверена паспортом, представлен диплом,
от третьего лица: ФИО4 – представитель по доверенности от 17.06.2021 №ГТП-39-21 , личность удостоверена паспортом, представлен диплом,
от третьего лица: ФИО5 – представитель по доверенности от 21.12.2020 №04-10365, личность удостоверена паспортом, представлен диплом.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Надольской А.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,
После перерыва судебное заседание продолжено в 14 час. 45 мин. 11.01.2022 года в присутствии лиц, участвующих в деле:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 10.01.2022 №2, личность удостоверена паспортом, представлен диплом,
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 13.01.2021 №19-20-21/358, личность удостоверена паспортом, представлен диплом,
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 13.01.2021 №19-20-21/355, личность удостоверена паспортом, представлен диплом,
от третьего лица (Администрация города Красноярка): ФИО5 – представитель по доверенности от 21.12.2021 №04-13123, личность удостоверена паспортом, представлен диплом.
от третьего лица (ООО "ГеоТехПроект"): ФИО4 – представитель по доверенности от 10.01.2022 №ГТП-1-22 , личность удостоверена паспортом, представлен диплом.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Надольской А.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление капитального строительства» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю(далее - ответчик) о признании незаконным и отмене п. 2 представления от 18.06.2021 №19-24-12/4589.
Заявление принято к производству суда. Определением от 19.07.2021 возбуждено производство по делу.
В судебное заседание явились представителилиц участвующих в деле. Полномочия представителей проверены, признаны судом, представители допущены к участию в судебном заседании.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства для участия в судебном заседании не явились, явку уполномоченных представителей не обеспечили. Сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Арбитражного суда Красноярского края. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей иных лиц.
Суд огласил, что в материалы дела посредством сервиса "МойАрбитр" поступили дополнительные документы в материалы дела.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с необходимостью представления в материалы дела дополнительных документов, судом объявлен перерыв в судебном заседании до 09 час. 10 мин. 28.12.2021.
Сведения о перерыве в судебном заседании размещены на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено в 09 час. 10 мин. 28.12.2021 года в присутствии тех же лиц, участвующих в деле.
Судом проверены полномочия представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание. Полномочия лиц, участвующих в деле, признаны судом и представители допущены к участию в судебном заседании.
Представитель заявителя представил суду для приобщения в материалы дела дополнительные документы, отзыв на заявление третьего лица – Департамента градостроительства администрации города Красноярска.
Представитель третьего лица заявил ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с необходимостью ознакомления с представленными документами.
Представитель ответчика также заявил ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с необходимостью ознакомления с представленными документами.
Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании.
Судом удовлетворено ходатайство об отложении судебного заседания.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с необходимостью ознакомления с представленными в материалы дела дополнительных документов, судом объявлен перерыв в судебном заседании до 14 час. 00 мин. 11.01.2022 по адресу: <...>, зал №328.
Сведения о перерыве в судебном заседании размещены на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено в 14 час. 45 мин. 11.01.2022года в присутствии лиц, участвующих в деле.
Судом проверены полномочия представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание. Полномочия лиц, участвующих в деле, признаны судом и представители допущены к участию в судебном заседании.
Представитель третьего лица – общество с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов в материалы дела.
В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом приобщены к материалам дела указанные документы.
Представитель ответчика заявил ходатайство о привлечении специалиста для ответа на вопрос требовалось ли проведение статического испытания свай при строительстве спорного объекта капитального строительства.
Суд отклонил заявленное ходатайство в соответствии со статьей 55.1 АПК РФ в связи с отсутствием необходимости в консультации специалиста с учетом предмета доказывания по настоящему делу и наличия в материалах дела письменных доказательств, подтверждающих обоснованность включения в проектную документацию работ по проведению статического испытания свай.
Дело рассматривается в соответствии со ст. 156, 200 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление капитального строительства»зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2019 № 811-п (далее - Порядок № 811-п) утвержден порядок предоставления субсидии бюджету муниципального образования город Красноярск на реализацию проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 811-п главным распорядителем бюджетных средств является министерство строительства Красноярского края (далее - Министерство).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 811-п субсидия предоставляется бюджету муниципального образования город Красноярск (далее - Муниципальное образование) в целях софинансирования расходных обязательств Муниципального образования, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения, и направляется бюджету города Красноярска для оплаты строительства объекта "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска".
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 811-п показателем результативности использования средств субсидии является строительство объекта "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска" протяженностью 2,3 км.
Субсидия предоставляется в соответствии с мероприятием 4 «Субсидия бюджету муниципального образования город Красноярск на реализацию проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья», предусмотренным подпрограммой 1 «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным жильем граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п (далее - Программа Красноярского края № 514-п).
Целью подпрограммы № 1 Программы Красноярского края № 514-п является создание условий для увеличения объемов ввода жилья, в том числе «стандартного» жилья. Для достижения цели необходимо решение задач по формированию земельных участков для жилищного строительства с обеспечением их коммунальной и транспортной инфраструктурой.
В рамках мероприятия 4 подпрограммы 1 Программы Красноярского края № 514-п предусмотрено строительство переезда через Северное шоссе в жилом районе Солонцы-2 в Центральном районе г. Красноярска, протяженностью 2,3 км.
Постановлением администрации города Красноярска от 14.11.2019 № 869 утверждена муниципальная программа «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов (далее -Муниципальная программа № 869).
Целью подпрограммы 4 «Дороги» Муниципальной программы № 869 является модернизация и развитие транспортной инфраструктуры города Красноярска, которая достигается путем проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Мероприятием 4.4 подпрограммы 4 «Дороги» Муниципальной программы № 869 предусмотрена реализация проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья.
Ответственным исполнителем мероприятия является департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Пунктом 24 приложения 4а «Перечень объектов муниципальной собственности, финансовое обеспечение которых планируется осуществить за счет бюджетных инвестиций, за счет субсидий муниципальным бюджетным, и муниципальным автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, на очередной год (за счет всех источников финансирования)» к Муниципальной программе № 869 предусмотрено строительство переезда через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в центральном районе г. Красноярска (далее - Переезд через Северное шоссе).
Между Министерством строительства Красноярского края и Администрацией города Красноярска заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 17.01.2020 № 04701000-1-2020-001 (далее - Соглашение).
Соглашение заключено по форме и в срок, установленные пунктом 12 и подпунктом л(1) пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее -Правила №999).
Предметом Соглашения согласно пункта 1.1 является предоставление из бюджета Красноярскогокрая в 2020 году бюджету городского округа города Красноярск субсидии нареализацию проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, в рамках подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по КБК 130.14.03.161Р150210.522 в рамках регионального проекта «Жилье».
Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность) (результату регионального проекта), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результата(ов) регионального проекта по Муниципалитету (далее – результат(ы) муниципального проекта) согласно приложению 1, приложению №2 и приложению3 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утверждённым постановлением.
Пунктом 24 Приложения 4а Муниципальной программы № 869 объект «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска» (строительство) включен в Перечень объектов муниципальной собственности, финансовое обеспечение которых планируется осуществить за счет бюджетных инвестиций, за счет субсидий муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, на очередной год (за счет всех источников финансирования).
25.03.2020 на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от «10» марта 2020 г. между Муниципальным казенным учреждением города Красноярска «Управление капитального строительства» и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая строительная компания «СИБИРЯК» (ООО УСК «СИБИРЯК») был заключен муниципальный контракт №2020.53 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска» (строительство: опор путепровода, ливневой канализации, сооружения земляного полотна).
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с исполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта составляет 420 255 070 (четыреста двадцать миллионов двести пятьдесят пять тысяч семьдесят) рублей 80 коп., в т.ч. НДС 70 042 511 (семьдесят миллионов сорок две тысячи пятьсот одиннадцать) рублей 80 коп. по налоговой ставке 20% (двадцать процентов).
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта цена контракта определена на основании сметного расчета стоимости строительства (Приложение №1 к муниципальному контракту).
В соответствии с пунктом 2.3. Контракта цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением следующих случаев, предусмотренных ч.1 ст.95 Федерального закона о контрактной системе:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и иных условий контракта;
- при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектовкультурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
- при уменьшении ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта, и (или) объема работ, предусмотренных контрактом;
при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе), по согласованию Заказчика с Подрядчиком, допускается поставка товара, выполнение работ, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте;
если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость (внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных (подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с 1астоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2.4. Оплата выполненных работ производится в пределах утвержденных лимитов за счет средств бюджета 2020 г.
Оплата за выполненные работы осуществляется Заказчиком по безналичному расчету, на Основании актов выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанных обеими сторонами, с приложением исполнительной документации на выполненные работы и счет - фактуры (счета).
29.07.2020 в адрес МКУ г. Красноярска «УКС» проступило письмо ООО «КНЭПИ» из которого следует, что ООО «КНЭПИ» осуществляет авторский надзор по объекту «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска» согласно договору от 08.07.2020 № 49. В соответствии с предварительным заключением по результатам испытаний свай статическими вдавливающими нагрузками расчетная вдавливающая нагрузка на забивную железобетонную сваю №49 опоры №1 составила 80,0 т, что менее проектной нагрузки на сваю. Проектная вертикальная максимальная нагрузка на сваю составляет 98 т. Следовательно, требуется корректировка проектно-сметной документации в части изменения свайных фундаментов.
В рабочую документацию «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в центральном районе г. Красноярска» - «Искусственные сооружения. Путепровод. Конструкции железобетонные. 49-20-АН-2 и в проектную документацию «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в центральном районе г. Красноярска» - раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» подраздел 2. Искусственные сооружения. Часть 1. Сваи под устои и опоры» том 3.2.1» внесены изменения, в части указания о проведении статических испытаний свай длиной 14.0 м. №49 и №24, 21.0 м. №34 и №74 и 16.0 м. №42.
Краевым государственным автономным учреждением «Красноярская краевая государственная экспертиза» проведена оценка и подтверждено соответствие изменений, внесенных в проектную документацию установленным требованиям, о чем выданы экспертные заключения от 24.08.2020 №0058-20/05 и от 10.11.2020 №0077-20/05.
В связи с внесением изменений в проектную документацию между МКУ города Красноярска «УКС» и ООО УСК «СИБИРЯК» 21.12.2020 подписано дополнительное соглашение № 304, к муниципальному контракту от 25.03.2020 №2020.53, в соответствии с которым пункт 2.1 Контракта изложен в следующей редакции:
«Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с исполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта составляет 429 038 139 (четыреста двадцать девять миллионов тридцать восемь тысяч сто тридцать девять) рублей 60 коп., в т.ч. НДС 71 506 356 (семьдесят один миллион пятьсот шесть тысяч триста пятьдесят шесть) рублей 60 коп.по налоговой ставке 20% (двадцать процентов), в том числе:
- 426 514 459 (четыреста двадцать шесть миллионов пятьсот четырнадцать тысяч четыреста пятьдесят девять) рублей 54 копейки, в том числе НДС - 71 085 743 (семьдесят один миллион восемьдесят пять тысяч семьсот сорок три) рубля 26 копеек — за счетсредств субсидий в рамках Соглашения № 04701000-1 -2020-001от 17.01.2020 г. о предоставлений субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету;
- 2 523 680 (два миллиона пятьсот двадцать три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 06 копеек, в том числе НДС - 420 613 (четыреста двенадцать тысяч шестьсот тринадцать) рублей 34 копейки - софинансирование за счет средств местного бюджета».
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 21.12.2020 №304 приложение №1, №2, №3, №4 - к муниципальному контракту от 25.03.2020 № 2020.53 изложены в редакции согласно приложению №1, №2, №3, №4 к настоящему дополнительному соглашению.
Согласно приложению №1 к дополнительному соглашению от 21.12.2020 №304 в сметном расчете стоимости строительства предусмотрено – статическое испытание свай на сумму 926 200 руб. (без НДС), что с НДС составляет 1 111 440 руб., что не превышает 10% стоимости контракта.
Согласно справке о стоимости работ (КС-3) №8 от 23.11.2020 за период с 01.06.2020 по 23.11.2020 подрядчиком выполнено, а заказчиком принято работ на общую сумму 48 967 482,00 руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ №69 от 23.11.2020 заказчиком приняты работы – Статическое испытание свай на общую сумму 1 111 440 руб. (КС-2).
Работы, принятые по акту КС-2 №69 от 23.11.2020 оплачены заказчиком согласно платёжному поручению от 23.12.2020 №753960 на общую сумму 34 277 237,40 руб.
Как следует из материалов дела на основании приказа Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 01 апреля 2021 № 184 «О назначении плановой выездной проверки муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление капительного строительства»» в соответствии с пунктом 3 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, централизованным заданием Федерального казначейства от 25.01.2021 №07-04-05/18-1216 Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю проведена проверка в отношении заявителя, с целью проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская - среда».
По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление капитального строительства» от 23.04.2021, в соответствии с которым выявлено оспариваемое нарушение (пункт 2): в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4.89, 4.93 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, пункта 5.3 приказа Минрегиона России от 30.12.2009 №624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», пункта 9 раздела III Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве, утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6, пункта 4 Порядка предоставления субсидии бюджету муниципального образования город Красноярск на реализацию проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2019 № 811-п, пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 17.01.2020 № 04701000-1-2020-001, пункта 1.1 Контракта №2020.53 приняты и оплачены изыскательские работы по испытанию грунтов статической вдавливающей нагрузкой на сваи, не относящиеся к строительно-монтажным работам, на общую сумму 1111440,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 778 008,00 руб.
В адрес заявителя ответчиком направлено представление от 16.04.2020 № 19-25-12/2707 с требованием принять меры по устранению причин и условий нарушений не позднее 30 дней с даты получения представления по пунктам 1, 3, 4. А по пункту 2 обеспечить возврат излишне оплаченных подрядчику сумм, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения не позднее 90 календарных дней со дня получения представления.
Не согласившись с пунктом 2 представления от 16.04.2020 № 19-25-12/2707, считая, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).
По пункту 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
По пункту 3 Правил от 28.11.2013 № 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
По подпункту «г» пункта 10 Правил от 28.11.2013 № 1092 должностные лица, указанные в пункте 9 настоящих Правил, имеют право выдавать представления об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, управление Федерального казначейства по Красноярскому краю является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Красноярского края, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Представление от 16.04.2020 № 19-25-12/2707 подписано руководителем Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, следовательно, уполномоченным лицом компетентного органа.
Таким образом, Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю выдало оспариваемое представление в пределах имеющихся полномочий.
Согласно оспариваемому пункту 2 представления от 18.06.2021 № 19-24-12/4589 заявителем в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4.89, 4.93 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, пункта 5.3 приказа Минрегиона России от 30.12.2009 №624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», пункта 9 раздела III Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве, утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6, пункта 4 Порядка предоставления субсидии бюджету муниципального образования город Красноярск на реализацию проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2019 № 811-п, пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 17.01.2020 № 04701000-1-2020-001, пункта 1.1 Контракта №2020.53 приняты и оплачены изыскательские работы по испытанию грунтов статической вдавливающей нагрузкой на сваи, не относящиеся к строительно-монтажным работам, на общую сумму 1111440,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 778 008,00 руб.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств установлен статьей 38 БК РФ.
В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В силу статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Названным законом установлено императивное правовое регулирование отношений, связанных с размещением государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе, установлен единый порядок размещения таких заказов конкурентными способами, к которым в соответствии со статьей 24 закона относятся конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Таким образом, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
Таким образом, заявитель, являясь муниципальным казенным учреждением, осуществляет закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Согласно статьям 763, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы (пункт 2 статьи 766 ГК РФ).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Проектно-сметный метод заключается в определении цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 9 статьи 22 Закона № 44-ФЗ).
Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Методика № 421/пр, Методика, утвержденная Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 утратила силу).
Пунктом 171 Методики № 421/пр предусмотрено, что в главу 12 сводного сметного расчета включается стоимость следующих затрат: на полевые испытания грунтов сваями, проводимые при инженерных изысканиях для строительства, полевые контрольные испытания свай при строительстве, испытания, производимых для уточнения несущей способности свай.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» предусмотрено, что определение стандартных механических характеристик грунтов методами статического, динамического и бурового зондирования включено в состав работ по инженерно-геотехническим изысканиям (пункт 5.3 Приказа).
В соответствии с приказом Росстандарта от 09.11.2012 № 706-ст введен в действие ГОСТ 5686-2012 Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы полевых испытаний сваями. Положения ГОСТ 5686-2012 (пункты 4.3, 4.4, разделы 9, 10) предусмотрено проведение испытаний свай при осуществлении строительных работ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12.1.11 Свода правил 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» (далее - СП 45.13330.2012) установлено, что в том случае, если отказ при контрольной добивке превышает расчетный, проектная организация должна установить необходимость контрольных испытаний свай статической нагрузкой и корректировки проекта свайного фундамента или его части.
В силу пункта 9.2 Свода правил 48.13330.2019 «Организация строительства» (далее -СП 48.13330.2019) лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр (далее - СП 246.1325800.2016).
В соответствии с пунктом 3.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидии бюджету муниципального образования город Красноярск на реализацию проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2019 № 811-п, субсидия предоставляется бюджету муниципального образования город Красноярск (далее - Муниципальное образование) в целях софинансирования расходных обязательств Муниципального образования, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения, и направляется бюджету города Красноярска для оплаты строительства объекта "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска".
Между Министерством строительства Красноярского края и Администрацией города Красноярска заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 17.01.2020 № 04701000-1-2020-001 (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения согласно пункту 1.1 является предоставление из бюджета Красноярского края в 2020 году бюджету городского округа города Красноярск субсидии на реализацию проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, в рамках подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по КБК 130.14.03.161Р150210.522 в рамках регионального проекта «Жилье».
Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность) (результату регионального проекта), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результата(ов) регионального проекта по Муниципалитету (далее – результат(ы) муниципального проекта) согласно приложению 1, приложению №2 и приложению3 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утверждённым постановлением.
В Приложениях №№1-3 к соглашению предусмотрено следующее. В Перечне объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указано наименование объекта капитального строительства - Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска. Значение результата регионального проекта указано – строительство (реконструкция, техническое перевооружение, приобретение) объекта недвижимого имущества. В Перечне результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указано строительство объекта капитального строительства Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска.
Между Муниципальным казенным учреждением города Красноярска «Управление капитального строительства» и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая строительная компания «СИБИРЯК» (ООО УСК «СИБИРЯК») заключен муниципальный контракт №2020.53 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска» (строительство: опор путепровода, ливневой канализации, сооружения земляного полотна).
29.07.2020 в адрес МКУ г. Красноярска «УКС» проступило письмо ООО «КНЭПИ» из которого следует, что ООО «КНЭПИ» осуществляет авторский надзор по объекту «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска» согласно договору от 08.07.2020 № 49. В соответствии с предварительным заключением по результатам испытаний свай статическими вдавливающими нагрузками расчетная вдавливающая нагрузка на забивную железобетонную сваю №49 опоры №1 составила 80,0 т, что менее проектной нагрузки на сваю. Проектная вертикальная максимальная нагрузка на сваю составляет 98 т. Следовательно, требуется корректировка проектно-сметной документации в части изменения свайных фундаментов.
В рабочую документацию «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в центральном районе г. Красноярска» - «Искусственные сооружения. Путепровод. Конструкции железобетонные. 49-20-АН-2 и в проектную документацию «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска» - раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» подраздел 2. Искусственные сооружения. Часть 1. Сваи под устои и опоры» том 3.2.1» в отношении устоев № 1 и 6, опоры ОП2 внесены изменения, в части указания о проведении статических испытаний свай длиной 14.0 м. №49 и №24, 21.0 м. №34 и №74 и 16.0 м. №42. Соответствующие изменения внесены в проектную документацию (представлены в материалы дела).
Как следует из представленного в материалы дела экспертного заключения от 24.08.2020 №0058-20/05 Краевым государственным автономным учреждением «Красноярская краевая государственная экспертиза» подтверждено соответствие подраздела «2.1 Искусственные сооружения» в части свайных фундаментов опор 1-6 по объекту «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска» (строительство: опор путепровода, ливневой канализации, сооружения земляного полотна)» требованиям технических регламентов.
Экспертным заключением от 10.11.2020 №0077-20/05 Краевым государственным автономным учреждением «Красноярская краевая государственная экспертиза» также подтверждено соответствие локально-сметных расчетов №02-01-01 доп.1, №02-01-02 доп.1, №02-01-01 доп.2, №02-01-02 доп.2, №12-01, №01-06, №01-02 доп.1 нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается обоснованность включения в проектную документацию спорных работ и их оплаты за счет средств субсидий на строительство спорного объекта капитального строительства. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В связи с внесением изменений в проектную документацию между МКУ города Красноярска «УКС»и ООО УСК «СИБИРЯК» 21.12.2020 подписано дополнительное соглашение № 304, к муниципальному контракту от 25.03.2020 №2020.53, в соответствии с которым пункт 2.1 Контракта изложен в следующей редакции:
«Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с исполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта составляет 429 038 139 (четыреста двадцать девять миллионов тридцать восемь тысяч сто тридцать девять) рублей 60 коп., в т.ч. НДС 71 506 356 (семьдесят один миллион пятьсот шесть тысяч триста пятьдесят шесть) рублей 60 коп. по налоговой ставке 20% (двадцать процентов), в том числе:
- 426 514 459 (четыреста двадцать шесть миллионов пятьсот четырнадцать тысяч четыреста пятьдесят девять) рублей 54 копейки, в том числе НДС - 71 085 743 (семьдесят один миллион восемьдесят пять тысяч семьсот сорок три) рубля 26 копеек — за счет средств субсидий в рамках Соглашения № 04701000-1 -2020-001от 17.01.2020 г. о предоставлений субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету;
- 2 523 680 (два миллиона пятьсот двадцать три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 06 копеек, в том числе НДС - 420 613 (четыреста двенадцать тысяч шестьсот тринадцать) рублей 34 копейки - софинансирование за счет средств местного бюджета».
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 21.12.2020 №304 приложение №1, №2, №3, №4 - к муниципальному контракту от 25.03.2020 № 2020.53 изложены в редакции согласно приложению №1, №2, №3, №4 к настоящему дополнительному соглашению.
Согласно приложению №1 к дополнительному соглашению от 21.12.2020 №304 в сметном расчете стоимости строительства предусмотрено – статическое испытание свай на сумму 926 200 руб. (без НДС), что с НДС составляет 1 111 440 руб., что не превышает 10% стоимости контракта.
Согласно справке о стоимости работ (КС-3) №8 от 23.11.2020 за период с 01.06.2020 по 23.11.2020 подрядчиком выполнено, а заказчиком принято работ на общую сумму 48 967 482,00 руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ №69 от 23.11.2020 заказчиком приняты работы – Статическое испытание свай на общую сумму 1 111 440 руб. (КС-2).
Работы, принятые по акту КС-2 №69 от 23.11.2020 оплачены заказчиком согласно платёжному поручению от 23.12.2020 №753960 на общую сумму 34 277 237,40 руб.
В соответствии со статьей 1 Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрено, что строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Суд исходит из того, что процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ.
Таким образом, вопреки доводам ответчика работы по статическому испытанию свай могут выполняться как на стадии разработки проектной документации по заданию заказчика, так и на стадии производства строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СП 24.13330.2011 для определения несущей способности свай. Данные работы выполняются в процессе строительства подрядной организацией для контрольных испытаний свай, в том случае, если отказ при контрольной добивке превышает расчетный. Необходимость проведения испытаний устанавливается проектной организацией (пункт 12.1.11 СП 45.13330.2012), а затраты определяются на основании стоимости машино-часов, используемых при испытаниях машин, по сборнику сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов и входят в строительно-монтажные работы, так как выполняются организацией, производившей забивку свай для подтверждения их несущей способности проектным данным.
Спорные работы по статическому испытанию свай на объекте «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска», на строительство которого предоставлены субсидии, включены в проектную документацию, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы, фактически выполнены, что подтверждено вышеуказанным актом выполненных работ.
Учитывая, что контрольные испытания свай фактически проведены подрядной организацией, обоснованность включения в проектную документацию спорных работ и их оплаты за счет средств субсидий на строительство спорного объекта капитального строительства подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, вывод Управления о том, что в рамках исполнения государственного контракта от 25.03.2020 №2020.53 необоснованно приняты и оплачены работы по испытанию грунтов статической вдавливающей нагрузкой на сваи, не относящиеся к строительно-монтажным работам, на общую сумму 1 111 440,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 778 008,00 руб., является незаконным и необоснованным.
Кроме того, доводы ответчика противоречат абз. 2 пункта 1.3 и абз. 2 пункта 2.4 Контракта, предусматривающего оплату за фактически выполненные работы, в соответствии с проектной документацией, принятые по форме КС-2.
Таким образом, оплата за счет средств субсидии фактически выполненных работ по испытанию грунтов статической вдавливающей нагрузкой на сваи, выполнение которых охватывается целью предоставления субсидии на строительство объекта «Переезд через Северное шоссе в жилом районе «Солонцы-2» в Центральном районе г. Красноярска», не свидетельствует о нецелевом расходовании средств и в целом не противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что спорные работы не относятся к строительно-монтажным работам и должны учитываться на этапе проектирования и не входят в стоимость строительства, в связи с чем необоснованно оплачены за счет средств субсидий, подлежат отклонению судом.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела, как заявитель, так и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным пункт 2 представления Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 18.06.2021 № 19-24-12/4589.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.В. Полищук |