АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
24 февраля 2016 года
Дело № А33-18049/2015
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "СУЭК-Красноярск" (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации – 01.06.2007)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Центральном районе г. Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации – 27.09.2001)
о признании недействительными в части решений №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015, №28 от 16.07.2015,
в присутствии:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 28.01.2016 №16/79;
от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности ль 12.01.2015,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Вякиной,
установил:
акционерное общество "СУЭК-Красноярск" (далее – общество "СУЭК-Красноярск", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Центральном районе г. Красноярска (далее - Фонд) о признании недействительным решений:
- №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 5 042 738,36 руб. (5 039 593,11 руб. по проезду + 3 145,25 руб. по донорам), пени в размере 296 338,14 руб. и штрафа в размере 1 058 993,63 руб.;
- №28 от 16.07.2015 «О привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» в части привлечения к ответственности в виде финансовой санкции в размере 1 129 506,58 руб. и предложения предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений совместно с отчетностью за 9 месяцев 2015 года.
Заявление принято к производству суда. Определением от 20.08.2015 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, пояснила следующее:
- компенсация стоимости проезда работников заявителя к месту отдыха и обратно не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку она предусмотрена в отраслевых соглашениях по угольной промышленности, следовательно, страховые взносы, пени и штраф в данной части начислены решением №034 006 15 РВ 0000691 необоснованно;
- Фонд в решении №034 006 15 РВ 0000691 необоснованно увеличил суммы подлежащих доначислению страховых взносов, относительно сумм, указанных в акте проверки (на 3 145,25 руб. увеличена сумма взносов по эпизоду по донорам; на 64 523,79 руб. увеличена сумма взносов по эпизоду по проезду), чем лишил общество возможности представить соответствующие возражения и пояснения, что свидетельствует о нарушении процедура принятия решения №034 006 15 РВ 0000691;
- начисление финансовых санкций по решению №28 является неправомерным. Общество исполнило свою обязанность как страхователя и представило достоверные сведения на основании данных бухгалтерского и кадрового учета. Фонд, доначисляя финансовые санкции, не указал в решении что, что представленные сведения не соответствуют учетным документам общества;
- Фондом допущено существенное нарушение условий процедуры рассмотрения материалов проверки по акту №73. В данном акте не содержится достаточно полного описания обстоятельств правонарушения. Кроме того, в решении №28 от 16.07.2015 имеется указание на занижение страхователем базы. При этом, названное занижение установлено решением №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015, то есть на 8 дней позже решения №28.
Кроме того, общество заявило ходатайство о снижении суммы доначисленных санкций в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Представитель Фонда заявленные требования не признала, указав следующее:
- в соответствии с перечнем районов Крайнего севера, районы: Шарыповский, Бородинский, Назаровский, в которых расположены подразделения общества «СУЭК-Красноярск», не относятся к районам крайнего севера и приравненных к ним местностям. Таким образом, оплата стоимости проезда к месту отдыха работников и членов их семей, работающих и проживающих названных районах, облагается страховыми взносами;
- заявитель, оспаривая решение №28 от 16.07.2015, не приводит доводов в подтверждение необоснованности данного решения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 08 час. 50 мин. 17.02.2016 в целях представления сторонами дополнительных документов.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
На основании решений от 10.02.2015 №034 006 15 ВР 0000265, от 09.02.2015 №10 Фондом проведены:
- выездная проверка по вопросам правильности и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014;
- документальная проверка достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверок Фондом, в числе прочих нарушений, установлено необоснованное занижение страхователем базы для начисления страховых взносов на суммы оплаты льготного проезда к месту отдыха работников, что отражено в актах выездной проверки от 05.06.2015 №034 006 15 АВ 0000836 (вручен страхователю 22.06.2015), №73 (вручен страхователю 15.06.2015).
Уведомлениями от 25.06.2015 №034 006 15 МВ 0000836 (вручено страхователю 30.06.2015), от 06.07.2015 27 (вручено страхователю 06.07.2015), от 14.07.2015 №28 (вручено страхователю 15.07.2015) страхователь извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверок по актам от 05.06.2015 №034 006 15 АВ 0000836, №73.
Страхователем представлены в Фонд возражения.
Материалы документальной проверки рассматривались Фондом 16.07.2015 в присутствии представителей страхователя.
По результатам рассмотрения материалов документальной проверки Фондом принято решение №28 от 16.07.2015 «О привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования», которым общество привлечено к ответственности в виде взыскания финансовых санкций в сумме 1 129 506,58 руб.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Фондом принято решение №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», которым обществу доначислено и предложено уплатить 5 294 968,14 руб. недоимки по страховым взносам, 364 447,06 руб. пени, 1 058 993,63 руб. штрафов.
Страхователь, считая решения №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015, №28 от 16.07.2015 неправомерными, нарушающими его права и законные интересы, 13.08.2015 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением о признании указанных решений недействительными в части.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, Фонд в ходе проведенной выездной проверки пришел к выводу о том, что страхователем необоснованно не были начислены страховые взносы на суммы стоимости проезда работников и членов их семей к месту использования отпуска и обратно. Указанное послужило основанием для начисления страхователю решением №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015 следующих сумм:
- 5 039 593,11 руб. страховых взносов, 364447,06 руб. пени, 1 007 918,62 руб. штрафа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявитель является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
В силу статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции, действовавшей до 13.04.2014), лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.
Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Во исполнение указанного постановления администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, в том числе, и в городе Красноярске.
Следовательно, государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", распространяются на районы, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, организации, не относящиеся к бюджетной сфере, принимают решение об оплате работникам проезда к месту проведения отпуска и обратно самостоятельно и закрепляют его в коллективном договоре, локальном нормативном акте и (или) трудовых договорах.
Статьей 21 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" предусмотрено, что социальная поддержка для работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, соглашениями, коллективными договорами за счет средств этих организаций (часть 1).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 46 Трудового кодекса Российской Федерации в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон, в том числе по вопросам гарантий, компенсаций и льгот работникам.
Как следует из материалов дела, федеральными отраслевыми соглашениями по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 – 2012 годы (пункт 5.10), на 2013 – 2016 годы (пункт 5.11) предусмотрено, что в организациях, расположенных в районах Республик Бурятии, Хакасии, а также Приморского, Хабаровского, Красноярского и Забайкальского краев, Амурской, Иркутской, Кемеровской областей, не вошедших в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работодатель производит компенсацию расходов на оплату стоимости проезда работникам, уполномочившим профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, и членам их семей один раз в три года к месту использования ежегодного отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта (кроме такси), в том числе личным легковым.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что спорные выплаты были произведены обществом «СУЭК - Красноярск» своим сотрудникам, работающим в районах Красноярского края, на территории которых установлен районный коэффициент к заработной плате в целях социально-экономического развития районов Севера, и основаны (спорные выплаты) на положениях Закона Российской Федерации от 18.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1).
Кроме того, суд учитывает следующее.
Из анализа части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ следует, что к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно в рамках трудовых отношений
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату труда. В отличие от трудового договора, который регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, и не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Из системного анализа норм Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно является дополнительной предусмотренной законом социально-экономической гарантией для данной категории лиц, связанной с осуществлением ими трудовой деятельности и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, то есть представляет собой выплату социального характера, основанную на локальном нормативном акте, и не являющуюся оплатой труда.
На основании изложенного, учитывая положения Закона N 4520-1, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", положения статей 313, 325 Трудового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что компенсационный характер спорных выплат связан с добровольным принятием обществом бремени государственной функции по обеспечению соответствующих преимуществ для лиц, работающих и проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, в целях выполнения общенациональной задачи по освоению и удержанию Россией северных земель, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также принимая во внимание, что спорные компенсационные выплаты не призваны компенсировать сотрудникам расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, суд пришел к выводу, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах, заявленные требования о признании недействительным решения №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015 в части доначисления 5 039 593,11 руб. страховых взносов, соответствующих сумм пени и штрафа признаются судом обоснованными.
Кроме того, суд соглашается с позицией заявителя о том, что Фондом допущены нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки по акту от 05.06.2015 №034 006 15 АВ 0000836, на основании которого вынесено решение от 23.07.2015 №034 006 15 РВ 0000691, в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, в акте выездной проверки от 05.06.2015 №034 006 15 АВ 0000836 отражены выявленные Фондом правонарушения по результатам которых Фонд пришел к выводу о необходимости доначисления страхователю 5 399 796,07 руб. взносов, 336 002,84 руб. пени, 1 079 959,20 руб. штрафов.
Общая сумма доначисленных по итогам рассмотрения материалов проверки обязательных платежей изменилась в меньшую сторону и составила 6 665 316,47 руб. (5 294 968,10 руб. взносов, 3364 447,06 руб. пени, 1 058 993,63 руб. штрафов). Вместе с тем, по отдельным эпизодам доначисленные суммы увеличились в большую сторону:
- по эпизоду оплаты льготного проезда сумма взносов увеличилась на 64 523,79 руб., сумма пени на 47 150,30 руб., сумма штрафа на 12 904,76 руб.;
- по эпизоду выплаты донорам среднего заработка сумма взносов увеличилась на 3 145,25 руб., сумма штрафа на 629,05 руб.
Как следует из пояснений Фонда, база для начисления страховых взносов не изменилась: в акте и в решении она одинакова и равна 871572,22 руб. Суммы взносов изменились за счет неверного их начисления по работникам ФИО3, ФИО4 (неверно указаны периоды начисления пониженных взносов как на инвалидов), по работникм ФИО5, ФИО6 (неверно указаны периоды превышения предельной величины для расчета взносов).
Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона №212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (пункт 4 статьи 38 Закона №212-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 38 Закона №212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно статье 39 Закона №212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1).
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (пункты 4, 5 статьи 39 Закона №212-ФЗ).
Учитывая изложенное, суд полагает, что Фонд надлежащим образом не обеспечил обществу возможность представить свои возражения и объяснения в отношении правонарушений, не отраженных в акте проверки. Указанное также лишило страхователя возможности полноценно участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки.
Суд расценивает указанные нарушения в качестве существенных нарушений процедуры, повлекших нарушение прав общества на участие в рассмотрении материалов проверки и предоставления пояснений и доказательств в обоснование возражений.
На основании изложенного, заявленные требования о признании недействительным решения №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015 в части доначисления 64 523,79 руб. страховых вносов по эпизоду оплаты льготного проезда, 3 145,25 руб. страховых взносов по эпизоду выплаты донорам среднего заработка сумма, соответствующих сумм пени и штрафа признаются судом обоснованными.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015 в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 5 042 738,36 руб., пени в размере 296 338,14 руб. и штрафа в размере 1 058 993,63 руб.
Кроме того, Фонд в ходе проведенной выездной проверки пришел к выводу о представлении обществом «СУЭК - Красноярск» недостоверных индивидуальных сведений, в связи с чем привлек страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 1 129 506,58 руб.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, определены в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).
Понятие «страхователь» закреплено в статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета.
В силу приведенной нормы, к числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Иными словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2014) за представление в установленные сроки недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения составляет в том числе представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе актов проверки от 05.06.2015 №034 006 15 АВ 0000836, от 05.06.2015 №73 усматривается, что в ходе проведенной проверки Фондом установлено занижение страхователем базы, подлежащей обложению страховыми взносами, в результате совершения следующих правонарушений:
- в базу не включены суммы льготного проезда работников к месту отпуска и обратно;
- в базу не включены суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам – донорам, за дополнительные выходные дни;
- в базу не включены расходы (суммы пособий), выплаченные с нарушением законодательства;
- занижена база для исчисления взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001;
- предельная величина базы занижена за счет произведенных начислений.
Фонд, установив факт занижения обществом базы, облагаемой страховыми взносами, решением №28 от 16.07.2015 начислил страхователю финансовые санкции за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено, что выводы Фонда о занижении базы в результате не включения в нее сумм льготного проезда работников к месту отпуска и обратно не соответствую положениям законодательства. Учитывая изложенное, начисление финансовых санкций решением №28 от 16.07.2015 в названной части является необоснованным.
Факт совершения обществом правонарушений в виде занижения базы в результате не включения в нее сумм среднего заработка, выплачиваемых работникам – донорам, за дополнительные выходные дни, а также расходов (сумм пособий), выплаченных с нарушением законодательства, установлен судом и признан страхователем.
Вместе с тем, учитывая, что нарушения страхователя выразились именно в занижении базы для исчисления страховых взносов, при этом страхователем с суммы заниженной базы фактически не исчислены страховые взносы и, соответственно, представлена в Фонд информация с указанным занижением, суд считает, что в данном случае действия общества не образуют такой состав правонарушения, как предоставление недостоверных индивидуальных сведений, поскольку ответчик представил сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах исчисленных им страховых взносов за спорные периоды. Доказательств того, что представленные ответчиком сведения (без учета результатов выездной проверки) недостоверны, Фондом суду не представлено.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 14.05.2013 №17744/12, от 02.10.2012 №7828/12, обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон № 27-ФЗ не предусматривает.
Таким образом, в действиях страхователя в названной части отсутствует вменяемый состав правонарушения. Оснований для привлечения общества «СУЭК - Красноярск» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 названного выше Федерального закона, в виде взыскания финансовых санкций в размере 1 128 609,81 руб. у Фонда не имелось.
Кроме того, решением №28 от 16.07.2015 установлено представление страхователем недостоверных индивидуальных сведений в части трудового стажа работника ФИО7, а именно: согласно информации из лицевого счета застрахованного лица, в сведениях о стаже работы не обозначен период трудовой деятельности с 01.12.2013 по 31.12.2013. Согласно табеля учета рабочего времени данный период – период работы в дневное время.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Факт предоставления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в части трудового стажа застрахованных лиц установлен Фондом.
Обществом «СУЭК - Красноярск» неверное отражение сведений о страховом стаже ФИО7 не оспорено и не опровергнуто соответствующими доказательствами.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что нарушение предусмотренное статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (представление недостоверных сведений) является формальным и не зависит от наступивших последствий, суд считает доказанным факт нарушения в части представления обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже.
Кроме того, суд не принимает довод заявителя об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности в связи с представлением корректирующих сведений. При этом суд, исходит из следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе: дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета).
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета также установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, фонд может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
При таких обстоятельствах, суд считает, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные контролирующими органами ошибки финансовые санкции, предусмотренные статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не применяются.
Из материалов дела следует, что в пункте 2.3.1 акта проверки от 05.06.2015, в котором зафиксирован факт нарушения, Фонд предложил обществу как страхователю представить исходные, отменяющие и корректирующие формы индивидуальных сведений за спорные периоды на застрахованных лиц, по которым выявлены расхождения, совместно с исходными формами за период, в котором была обнаружена ошибка.
На момент вынесения оспариваемого решения №28 от 16.07.2015 такие сведения не представлены.
Из пояснений общества «СУЭК - Красноярск» следует, что корректирующие сведения представлены страхователем 12.11.2015, то есть после вынесения оспариваемого решения.
Вместе с тем, суд полагает, что Фондом допущено нарушение процедуры рассмотрения материалов документальной проверки и принятия решения, что является основанием для признания решения №28 от 16.07.2015 недействительным в полном объеме в силу следующего.
Акт проверки от 05.06.2015 №83 содержит только сведения о том, что проведена проверка фактической численности работников и индивидуальных сведений на основании лицевых счетов, также сведений о фамилиях, страховых номерах работников, данных индивидуального счета застрахованных лиц, расхождениях по результатам проверки.
При этом обстоятельства занижения размера страховых взносов, нормы материального права, которые были нарушены страхователем при определении размера дохода, подлежащего обложению страховыми взносами, и размера страховых взносов, не отражены в акте проверки.
Указанное, по мнению суда, лишило страхователя возможности представить соответствующие возражения и полноценно участвовать в рассмотрении материалов проверки.
Тот факт, что выявленные нарушения отражены в акте от 05.06.2015 №034 006 15 АВ 0000836, не свидетельствует о соблюдении Фондом процедуры оформления результатов проверки и вынесения решения, поскольку указанные обстоятельства должны быть установлены и отражены в акте документальной проверки от 05.06.2015 №76, по результатам которой вынесено решение о привлечении учреждения к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 129 506,58 руб.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 6000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчика.
Принимая во внимание, что обществом при обращении в суд по платежным поручениям №511184 от 10.08.2015, №510282 от 30.07.2015 уплачено 6000 руб. государственной пошлины, судебные расходы в указанном размере подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительными принятые Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Центральном районе г. Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации – 27.09.2001) решения:
- №034 006 15 РВ 0000691 от 23.07.2015 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 5 042 738,36 руб., пени в размере 296 338,14 руб. и штрафа в размере 1 058 993,63 руб.;
- №28 от 16.07.2015 «О привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» в части привлечения к ответственности в виде финансовой санкции в размере 1 129 506,58 руб. и предложения предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений совместно с отчетностью за 9 месяцев 2015 года.
Оспариваемые решения проверены на соответствие Федеральному закону «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации – 27.09.2001) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "СУЭК-Красноярск" (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации – 01.06.2007).
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации – 27.09.2001) в пользу акционерного общества "СУЭК-Красноярск" (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации – 01.06.2007) 6 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Л.А. Данекина