АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2020 года | Дело № А33-18091/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 05 августа 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый город Красноярск» (ИНН 2461224895, ОГРН 1142468005426)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>; ОГРН <***>)
к Администрации Центрального района в городе Красноярске (ИНН <***>; ОГРН <***>)
об оспаривании решения от 04.03.2020 № 024/06/105-457/2020,
об оспаривании результатов аукциона № 0119300019820000072,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска, общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск»,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 27.01.2020 №26,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю: ФИО2, представителя по доверенности от 10.01.2020 № 4,
от Администрации Центрального района в городе Красноярске: ФИО3, представителя по доверенности от 03.07.2020 № 5,
при ведении протоколапомощником судьи Куприяновой Д.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Чистый город Красноярск» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, Администрации Центрального района в городе Красноярске(далее – ответчик) о признании решения от 04.03.2020 № 024/06/105-457/2020 незаконным, об отмене результатов аукциона № 0119300019820000072 в электронной форме на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории города Красноярска в 2020 году.
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.07.2020 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент муниципального заказа администрации города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск».
Департамент муниципального заказа администрации города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» в суд не явились, извещены о месте и времени предварительного и судебного заседания надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 136, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.
Заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме, пояснил, что аукцион является недействительным в силу предъявления завышенных требований к участникам закупки; победителем является лицо, лицензия которого единственного соответствует перечню отходов, заявленных заказчиком.
Ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.
От третьих лиц в материалы дела поступили отзывы на заявления, в которых третья лица возражали против заявленных требований.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю указало на неподтвержденность довода заявителя о том, что требования к участникам закупки списаны с единственно возможной лицензии – лицензии ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», установление требований к участникам закупки является полномочием заказчика.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
19.02.2020 на официальном сайте электронной площадки ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru) размещено извещение №0119300019820000072 об аукционе в электронной форме (электронный аукцион) на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории Центрального района города Красноярска в 2020 году. Заказчиком являлась Администрация Центрального района в городе Красноярске, орган, уполномоченный на определение поставщиков: департамент муниципального заказа администрации города Красноярска.
Согласно п.3.1 извещения об аукционе установлены единые требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (основание: Федеральный закон 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); с видами работ по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности с кодом отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов:
3 05 100 01 21 4 отходы коры
3 05 100 02 29 4 кора с примесью земли
3 05 313 41 21 4 обрезки, кусковые отходы древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит
3 08 241 01 21 4 отходы битума нефтяного
3 48 511 01 20 4 отходы асбеста в кусковой форме
3 48 550 31 20 4 брак шлаковаты
3 51 501 02 29 4 окалина замасленная прокатного производства с содержанием масла менее 15 %
4 04 210 01 51 4 отходы фанеры и изделий из нее незагрязненные
4 51 441 01 29 4 отходы стеклолакоткани
4 57 111 01 20 4 отходы шлаковаты незагрязненные
4 81 201 01 52 4 системный блок компьютера, утративший потребительские свойства
4 81 202 01 52 4 принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства
4 81 203 02 52 4 картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные
4 81 204 01 52 4 клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства
4 81 205 02 52 4 мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства в сборе
6 11 100 01 40 4 зола от сжигания угля малоопасная
6 11 200 01 21 4 шлак от сжигания угля малоопасный
6 11 400 01 20 4 золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная
8 12 901 01 72 4 мусор от сноса и разборки зданий несортированный
8 26 210 01 51 4 отходы рубероида
8 26 220 01 51 4 отходы толи
8 30 200 01 71 4 лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий
9 19 100 02 20 4 шлак сварочный
9 19 201 02 39 4 песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %)
9 19 204 02 60 4 обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %)
9 19 205 02 39 4 опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)
9 21 110 01 50 4 шины пневматические автомобильные отработанные
9 21 120 01 50 4 камеры пневматических шин автомобильных отработанные
9 21 130 01 50 4 покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные
9 21 130 02 50 4 покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные.
В пункте 1.16 раздела 1 документации электронного аукциона указано, что исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участником закупки в первой и второй частях заявки, указан в Разделе 5 «Инструкция по заполнению заявки».
В соответствии с Разделом 5 «Инструкция по заполнению заявки» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1Vклассов опасности (основание: Федеральный закон 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); с видами работ по сбору отходов IVкласса опасности, транспортированию отходов IVкласса опасности с кодом отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов.
15.11.2019 в адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «Чистый город Красноярск» на действия заказчика – Администрации Центрального района в городе Красноярске (далее – заказчик), уполномоченного органа – Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее – уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме «Оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории Центрального района города Красноярска в 2020 году», извещение №0119300019820000072 (далее – электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО «РТС-тендер» (далее – оператор электронной площадки).
Из содержания жалобы ООО «Чистый город Красноярск» следовало, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
1. установленное требование наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (основание: Федеральный закон 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); с видами работ по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности с кодом отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов, по мнению подателя жалобы, является завышением требований к участникам закупки.
2. ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений документации, представленный заказчиком, не дает полноценного разъяснения участнику закупки.
Решением Комиссии Красноярского УФАС России от 04.03.2020 № 024/06/105-457/2020 жалоба ООО «Чистый город Красноярск» признана необоснованной.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.03.2020, заявка ООО «Чистый город Красноярск» признана несоответствующей (в представленной лицензии общества отсутствуют требуемые виды отходов - 3 48 550 31 20 4, 4 51 441 01 29 4), заявка ООО «Вторичные ресурсы Красноярска» признана соответствующей. Принято решение заключить контракт с ООО «Вторичные ресурсы Красноярска».
Не согласившись с решением антимонопольного органа от 04.03.2020 № 024/06/105-457/2020, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о контрактной системе), пунктом 3.34 приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением установленных процедуры и сроков.
Нарушений при проведении проверки и вынесении оспариваемого решения судом не установлено, заявителем о нарушениях не заявлено.
Как следует из материалов дела, 15.11.2019 в адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «Чистый город Красноярск» на действия заказчика – Администрации Центрального района в городе Красноярске (далее – заказчик), уполномоченного органа – Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее – уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме «Оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории Центрального района города Красноярска в 2020 году», извещение №0119300019820000072 (далее – электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО «РТС-тендер» (далее – оператор электронной площадки).
Из содержания жалобы ООО «Чистый город Красноярск» следовало, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
В силу пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе пи осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона №99 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Поскольку объектом закупки является оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории Центрального района города Красноярска и несанкционированные места размещения отходов предполагают отходы I - IV классов опасности, то участнику аукциона необходимо наличие лицензии.
В приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062, приведен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно части 1.1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
Частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Из совокупности приведенных положений следует, что лицензиат вправе осуществлять деятельность по обращению с отходами на основании лицензии, требованиями которой являются, в том числе осуществление деятельности по адресу, указанному в лицензии, и в отношении видов отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - (V классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия.
Согласно пункту 1.16 раздела 1 документации электронного аукциона исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участником закупки в первой и второй частях заявки, указан в Разделе 5 «Инструкция по заполнению заявки».
В соответствии с Разделом 5 «Инструкция по заполнению заявки» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (основание: Федеральный закон 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); с видами работ по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности с кодом отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов:
3 05 100 21 4 | отходы коры | |
3 05 100 02 29 4 | кора с примесью земли | |
3 05 313 41 21 4 | обрезки, кусковые отходы древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит | |
3 08 241 01 21 4 | отходы битума нефтяного | |
3 48 511 01 20 4 | отходы асбеста в кусковой форме | |
3 48 550 31 20 4 | брак шлаковаты | |
3 51 501 02 29 4 | окалина замасленная прокатного производства с содержанием масла менее 15 % | |
4 04 210 01 51 4 | отходы фанеры и изделий из нее незагрязненные | |
4 51 441 01 29 4 | отходы стеклолакоткани | |
4 57 111 01 20 4 | отходы шлаковаты незагрязненные | |
4 81 20 01 52 4 | системный блок компьютера, утративший потребительские свойства | |
4 81 202 01 52 4 | принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства | |
4 81 203 02 52 4 | картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные | |
4 81 204 01 52 4 | клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства | |
4 81 205 02 52 4 | мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства в сборе | |
6 11 100 01 40 4 | зола от сжигания угля малоопасная | |
6 11 200 01 21 4 | шлак от сжигания угля малоопасный | |
6 11 400 01 20 4 | золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная | |
8 12 901 01 72 4 | мусор от сноса и разборки зданий несортированный | |
8 26 210 01 51 4 | отходы рубероида | |
8 26 220 01 51 4 | отходы толи | |
8 30 200 01 71 4 | лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий | |
9 19 100 02 20 4 | шлак сварочный | |
9 19 201 02 39 4 | песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) | |
9 19 204 02 60 4 | обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) | |
9 19 205 02 39 4 | опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) | |
9 21 110 01 50 4 | шины пневматические автомобильные отработанные | |
9 21 120 01 50 4 | камеры пневматических шин автомобильных отработанные | |
9 21 130 01 50 4 | покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные | |
9 21 130 02 50 4 | покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; | |
Аналогичные требования к участникам аукциона были изложены в п.3.1 извещения об аукционе.
Поскольку лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и приложение к ней, выданные обществу, содержит исчерпывающий перечень видов работ с конкретными видами отходов, в отношении которых обществу разрешено осуществление лицензируемых видов деятельности, то отсутствие в аукционной документации требований о наличии у участника аукциона лицензии с указанием конкретных видов отходов (кодов отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов) может привести к неисполнимости заключенного по итогам аукциона контракта.
В частях 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Из положений извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации следует, что требования к участникам закупки непосредственно связаны с предметом закупки (оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории Центрального района города Красноярска в 2020).
Антимонопольным органом обоснованно сделан вывод о том, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к работам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к работам, являющихся значимыми для заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услуги, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Заявителем не представлено доказательств того, что установленные требования к участникам закупки привели к ограничению конкуренции.
С учетом изложенного, основания для признания незаконным решения антимонопольного органа у суда отсутствуют, права и законные интересы заявителя не нарушены.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
По смыслу названной статьи основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Соответственно, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов и выбор победителя.
Поскольку суд пришел к выводу о соответствии действий заказчика положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при проведении аукциона № 0119300019820000072 в электронной форме на оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории города Красноярска в 2020 году, оснований для удовлетворения требований об отмене результатов аукциона – также не имеется.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.А. Кошеварова |