ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18257/19 от 22.10.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2019 года

Дело № А33-18257/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 октября 2019  года.

В полном объёме решение изготовлено 23 октября 2019  года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Малофейкиной Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская архитектора Суздалева Ю. Н.» (ИНН 2466077429, ОГРН 1022402662567, место нахождения: г. Красноярск)

к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: г. Красноярск)

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, 660022, г. Красноярск)

о понуждении заключить муниципальный контакт и внесении изменений,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретаря судебного заседания                                     Блинцовой А.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» об обязании заключить муниципальный контакт №0319300011318000049.2018.542522,  о внесении изменении в проект контракта в пункт 3.2 и 3.3 муниципального контакта и календарный план выполнения работ (приложение №1).

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 20.06.2019 года возбуждено производство по делу.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» проведен открытый конкурс в электронной форме на выполнение проектных работ (включая изыскания) по объекту «Строительство водопроводной сети в районе ул. Загородной в г. Железногорске» (извещение от 05.10.2018 № 0319300011318000049) на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru.

Согласно протоколу от 07.11.2018 № ОК2018-01-3 подведения итогов открытого конкурса в электронной форме №ОК2018-01 по результатам конкурса победителем признано общество с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская архитектора ФИО1.».

09.11.2018 учреждением «Управление капитального строительства» разместило в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием информационной системе проект контракта без подписи заказчика.

На проект контракта общество «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» представлен протокол разногласий.

После рассмотрения протокола разногласий учреждением «Управление капитального строительства»  повторно 16.11.2018 размещен проект контракта на электронной площадке с использованием единой информационной системе без подписи заказчика.

Общество «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» 21.11.2018 разместило на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью.

Как следует из письменных пояснений сторон, по техническим причинам контракт заказчиком не подписан.

22.11.2018 учреждением «Управление капитального строительства» по электронной почте в службу технической поддержки единой информационной системы направлено обращение следующего содержания «при попытке подписать контракт по результатам электронных процедур возникает блокирующая ошибка», обращение зарегистрировано за номером SD1000369089.

23.11.2018 учреждением по электронной почте направлено обращение следующего содержания «не подписывается контракт, возникает ошибка», обращение зарегистрировано за номером SD1000377317.

26.11.2018 заказчиком по электронной почте направлено обращение следующего содержания «не подписывается контракт, возникает ошибка», обращение зарегистрировано за номером SD1000389200.

На обращения № SD1000369089, SD1000377317, SD1000389200 запрашиваемая информация от службы технической поддержки единой информационной системы не поступила, обращения были закрыты.

В целях решения проблемы по подписанию контракта № 0319300011318000049 учреждение «Управление капитального строительства» 29.11.2018 обратилось в Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю.

03.12.2018 учреждением по электронной почте направлено обращение следующего содержания «не подписывается контракт, возникает ошибка», обращение зарегистрировано за номером SD1000557496. Обращение за номером SD1000557496 закрыто службой без решения проблемы.

10.12.2018 в ответ на обращение заказчика за номером SD1000980893 службой предложено отменить протокол подведения итогов открытого конкурса и загрузить новый протокол.

По направленным запросам службой технической поддержки создан инцидент IM 1000156943, в рамках которого отправлены сообщения 14.12.2018, 17.12.2018, 20.12.2018, 21.12.2018, в ответах на данные сообщения службой указано, что по запросу ведется работа в рамках инцидента IM 1000156943, ожидайте ответа на электронную почту».

15.01.2019 службой технической поддержки направлено сообщение следующего содержания «В системе размещен проект контракта в статусе «подписание заказчиком» так как способ определения поставщика открытый конкурс в электронной форме подписать данный контракт возможно только по истечению 10 дней с момента размещения протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме поступившего в единую информационную систему 26.12.2018».

Возможность подписать контракт появилась у заказчика  09.01.2019, по истечении 10 дней с момента размещения протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме поступивший в единую информационную систему 26.12.2018.

Истец указывает, что поскольку закупка по извещению от 05.10.2018                                                       № 0319300011318000049 была осуществлена в рамках доведенных лимитов и соответствующей позиции плана-графика на 2018 год, перенести закупку, включенную в план-график 2018 года на 2019 год, не представляется возможным, в связи с чем у заказчика  отсутствует возможность подписать муниципальный контракт и перенести сроки выполнения работ.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства».

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Отношения, связанные с заключением муниципального контракта по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, регулируются Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу пункта 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии положениями настоящего федерального закона.

Как следует из материалов дела, целью проведения аукциона и заключения с его победителем контракта являлось выполнение проектных работ (включая изыскания) по объекту «Строительство водопроводной сети в районе ул. Загородной в г. Железногорске».

Порядок заключения контракта по результатам открытого открытый конкурса в электронной форме установлен статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44

В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ).

Согласно части 3 статьи 83.2 Федерального закона № 44 от 05.04.2013 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

Частью 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 9 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.

Таким образом, заключение контракта осуществляется в единой информационной системе, документооборот между заказчиком и участником закупки, осуществляется через электронную площадку.

В соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Как следует из искового заявления, основание обращения истца в суд является  уклонение учреждения от заключения муниципального контракта.

Из материалов дела следует, что  победителем открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных работ (включая изыскания) по объекту «Строительство водопроводной сети в районе ул. Загородной в г. Железногорске» признано общество «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» (протокол от 07.11.2018 № ОК2018-01-3).

09.11.2018 учреждением «Управление капитального строительства» разместило в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием информационной системе проект контракта без подписи заказчика.

На проект контракта общество «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» представлен протокол разногласий.

После рассмотрения протокола разногласий учреждением «Управление капитального строительства»  повторно 16.11.2018 размещен проект контракта на электронной площадке с использованием единой информационной системе без подписи заказчика.

Общество «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» 21.11.2018 разместило на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью.

Представитель учреждению «Управление капитального строительства» пояснила, что не подписание контракта вызвано причинами независящими  от заказчика.

В подтверждение довода о невозможности подписания контракта по техническим причинам в материалы дела представлена электронная переписка заказчика с соответствующей службой технической поддержки электронной торговой площадки и единой информационной системы в сфере закупок.

Представитель ответчика, ссылаясь на невозможность подписания муниципального контракта и переноса сроков выполнения работ указала следующее:

в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики могут осуществлять закупки в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании планов-закупок и планов-графиков,

согласно извещению от 05.10.2018 № 0319300011318000049 источником финансирования выполнения проектных работ (включая изыскания) по объекту «Строительство водопроводной сети в районе ул. Загородной в г. Железногорске» являются средства бюджета ЗАТО г. Железногорск на 2018 год, на сегодняшний день до учреждения «Управление капитального строительства»  доведены лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупки в 2019 году на выполнение проектных работ (включая изыскания) по объекту «Строительство водопроводной сети в районе ул. Загородной в г. Железногорске». Вместе с тем, закупка по извещению от 05.10.2018 № 0319300011318000049 была осуществлена в рамках доведенных лимитов и соответствующей позиции плана-графика на 2018 год, перенести закупку, включенную в план-график 2018 года на 2019 год, не представляется возможным.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно статье 765 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

В силу статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Основания для отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены положениями статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ оснований для отказа от заключения контракта с победителем конкурса судом не установлено и ответчиком не заявлено.

Лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупки в 2019 году на выполнение проектных работ (включая изыскания) по объекту «Строительство водопроводной сети в районе ул. Загородной в г. Железногорске» до ответчика доведены, что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) от 01.03.2019 № 84.

При этом суд принял во внимание, что о наличии спора по порядку проведения торгов, оспаривания другими участниками конкурса порядка и результатов проведения торгов стороны не заявляли, соответствующих доказательств обратного в материалы дела не представляли.

Поскольку на момент рассмотрения дела судом цели и задачи, для реализации которых проводился аукцион, победителем которого был признан ООО «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» не достигнуты, понуждение ответчика к заключению муниципального контракта с истцом не противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Исходя из требований статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

По смыслу данной нормы разрешение арбитражным судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится, по существу, к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.

Принимая во внимание истечение сроков, указанных в проекте муниципального контракта №0319300011318000049.2018.542522, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о изложении пунктов 3.2, 3.3 и приложение № 1 к муниципальному контракту №0319300011318000049.2018.542522 в части сроков выполнения работ в новой редакции.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В подтверждение факта уплаты государственной пошлины истец представил  платежное поручение на сумму 6 000 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.

Стороны представили в материалы дела  соглашение  об отнесении расходов по уплате государственной пошлины на истца.

Суд считает возможным отнести  расходы по уплате государственной пошлины на истца.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 173, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: г. Красноярск)  заключить муниципальный контракт №0319300011318000049.2018.542522 с обществом с ограниченной ответственностью «Творческая мастерская архитектора ФИО1.» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: г. Красноярск)  в соответствии с условиями аукционной документации (извещение от 05.10.2018 № 0319300011318000049),

изложив пункт 3.2 проекта муниципального контракта №0319300011318000049.2018.542522 в следующей редакции: «Срок действия Контракта: Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его заключения и действует по 31 декабря 2019 г. включительно, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту»,

изложив пункт 3.3 проекта муниципального контракта №0319300011318000049.2018.542522 в следующей редакции: «Срок выполнения работ по Контракту: начало - с момента заключения Контракта; окончание - в течение 40 календарных дней с момента заключения контракта,

изложив Приложение №1 муниципального контракта №0319300011318000049.2018.542522 в следующей редакции:

№ п/п

Наименование работ

Сроки выполнения работ

Год начала

Начало работ

Окончание работ

Инженерные изыскания (геологические, геодезические)

   2019

С момента

заключения

Контракта

в течение 40

календарных дней

с момента

заключения

контракта.

Разработка проектной и рабочей документации

2019

В случае уклонения ответчика от заключения договора считать договор заключенным на вышеуказанных условиях с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Малофейкина