АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
18 января 2013 года
Дело № А33-18386/2012
Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мозольковой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Шилинское коммунальное хозяйство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) с. Шила, Красноярский край
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика:
Красноярского края в лице Министерства финансов Красноярского края,
муниципального образования Сухобузимского района Красноярского края в лице Финансового управления администрации Сухобузимского района Красноярского края,
без вызова сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Шилинское коммунальное хозяйство» (далее – истец, ООО «Шилинское коммунальное хозяйство») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размер платы за услуги по теплоснабжению, оказанные педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в сумме 55 644,62 рублей.
Определением от «26» ноября 2012 года исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Красноярский край в лице министерства Финансов Красноярского края, Муниципальное образование Сухобузимский район Красноярского края в лице Финансового управления администрации Сухобузимского района Красноярского края.
От ответчика поступил письменный отзыв, в котором указано, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику; федеральным законодательством в настоящее время не предусмотрено предоставление сельским учителям-пенсионерам возмещения льгот по оплате отопления и освещения; законом Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» также не предусмотрено льготы для лиц, прекративших трудовые отношения с образовательными учреждениями; педагогические работники и члены их семей, совместно проживающие с ними, могут получать льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг по иным основаниям (инвалиды, ветераны и др.).
Третье лицо муниципальное образование Сухобузимского района Красноярского края в лице Финансового управления администрации Сухобузимского района Красноярского края в представленном отзыве на иск указало, что возражений относительно исковых требований не имеет.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора:
Согласно пункту 2.2. Устава ООО «Шилинское коммунальное хозяйство» осуществляет, в том числе, производство и реализацию производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и распределению воды.
В период с 01 августа 2011 по 31 декабря 2011 ООО «Шилинское коммунальное хозяйство» предоставляло гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, проживающим в <...>, являющимся педагогическими работниками, вышедшими на пенсию и имеющим право на льготное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (далее – Закон об образовании), услуги по отоплению. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела актами взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2012, подписанными между истцом и указанными выше гражданами о предоставлении истцом льготы на оплату услуг отопления в период с 01.08.2011 по 31.12.2011, выпиской из похозяйственной книги от 02.11.2012, копиями договоров на передачу квартиры (дома) в собственность, свидетельством о государственной регистрации права, копиями паспортных данных, приказов о прекращении действия трудового договора с работниками, трудовых книжек, пенсионных удостоверений, предоставленных в отношении каждого из указанных граждан.
В результате предоставления льгот педагогическим работникам в период с 01.08.2011 по 31.12.2011 ООО «Шилинское коммунальное хозяйство» понесло убытки в сумме 55 644,62 руб.
Средства, затраченные ООО «Шилинское коммунальное хозяйство» в связи с предоставлением льгот, последнему не возмещены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Основанием для обращения с настоящим иском послужило не возмещение ответчиком истцу расходов в сумме 55 644,62 руб., возникших в связи с предоставлением в период с 01.08.2011 по 31.12.2011 льгот по оплате коммунальных услуг (отопления) педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности согласно представленному списку педагогических работников, зарегистрированных на территории Сухобузимского района (с Шила )
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения, связанные с доставкой энергии к приборам, используемым потребителями коммунальных услуг, опосредованы Правилами предоставления коммунальных услуг (далее – Правила №307), которые регулируют отношения между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
К числу коммунальных услуг, в силу пункта 6 Правил №307, относятся также услуги отопления - поддержания в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В силу статей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за отопление является составляющей платы за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение, в том числе, бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» был изменен порядок предоставления льгот педагогическим работникам сельской местности. В статье 55 ФЗ «Об образовании» установлено, что (в последней редакции) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно представленных истцом документов, педагогические работники являются не работающими пенсионерами, следовательно, расходы понесенные истцом также подлежат возмещению из средств федерального бюджета, поскольку действие Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ на спорные правоотношения не распространяется.
Материалами дела (актами сверки взаимных расчетов, правоустанавливающими документами на жилые помещения, выпиской из похозяйственных книг, копиями трудовых книжек, пенсионными удостоверениями) подтверждается факт проживания лиц, имеющих льготу по оплате коммунальных услуг, в домах, находящихся в обслуживании истца, и потребления указанными лицами коммунальных услуг, в том числе отопления, в период с 01.08.2011 по 31.12.2011.
Таким образом, суд признает доказанным то факт, что указанные истцом в расчете суммы иска граждане, потребившие в спорный период коммунальные услуги (отопление), проживают в сельской местности и являются педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, а, соответственно, имеют право на получение льготы, предусмотренной пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Проверив представленный истцом расчет стоимости услуг по отоплению, предоставленных указанным в расчете лицам, имеющим право на получение льготы, суд признал его обоснованным. Применяемые истцом при расчете тарифы являются правомерными. Порядок расчета ответчиком не оспорен.
Довод Российской Федерации о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом. Российская Федерация не устранялась до 1 января 2005 года и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» уровня мер социальной поддержки.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Материалами дела подтверждается факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств не представлено.
Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации расходов в части оказания услуг по электроснабжению, понесенных истцом.
Судом также отклоняется довод ответчика о неправомерности взыскания сумм льгот, предоставленных за отопление педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, и о том, что Законом Российской Федерации "Об образовании" и иным действующим законодательством не предусмотрено сохранение за педагогическими работниками права на льготы по оплате коммунальных услуг при выходе не пенсию в силу следующего.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (его пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 322-О-П "По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Аналогичные выводы содержатся также в определении Конституционного суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 553-О-П "По жалобе граждан ФИО7, ФИО8 и других на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 1 и пунктом 2 части 2 статьи 2 закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Кроме того, согласно статье 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" законодатель возложил обязанность предоставить педагогическим работникам "льготу в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением (то есть благоустроенного), а не льготу по оплате коммунальных услуг".
Из указанной нормы права можно сделать вывод, что предоставление педагогическим работникам права на бесплатное жилье с отоплением и освещением означает фактически освобождение указанных граждан от оплаты за соответствующие услуги по отоплению и освещению, и что такие услуги им должны предоставляться бесплатно организациями, оказывающими соответствующие услуги, с последующей компенсацией последним расходов, понесенных по исполнению закона, предоставившего льготы.
С учетом изложенного и правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» компенсация понесенных истцом расходов, возникших в связи с оказанием и услуги по отоплению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и вышедшим на пенсию, является обязанностью Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, не обеспечившей в полном объеме финансирование льгот, предусмотренных действующим законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
С учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик должен доказать, что обязанность по оплате расходов на отопление жилого фонда, используемого педагогическими работниками для проживания, им была фактически исполнена, в том числе путем возмещения убытков истца либо в результате представления физическим лицам льгот в форме компенсации соответствующих выплат. Таких доказательств ответчик не представил.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 2 225,78 руб. исходя из суммы иска 55 644,62 руб. При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина платежным поручением № 247 от 31.10.2012 в сумме 2 225,78 руб. Поскольку судебный акт принят в пользу истца, то судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в размере 2 225,78 руб.
Руководствуясь статьями 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Шилинское коммунальное хозяйство» (ОГРН <***>) 55 644,62 руб. – убытков, а также 2 225,78 руб. – расходов по уплате государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Исполнительный лист на настоящее решение выдается только по заявлению взыскателя.
Судья
Л.В. Мозолькова