АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2019 года | Дело № А33-18472/2019 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 05 августа 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» (ИНН 2447012666, ОГРН 1142454001062)
к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании предписания от 27.05.2019 № 153-пр,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО1, действующего на основании доверенности от 21.01.2019 № 46, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куприяновой Д.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Енисейская Энергетическая Компания» (далее – заявитель, ООО «Енисейэнергоком») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края(далее – ответчик, Служба) о признании недействительным предписания от 27.05.2019 № 153-пр.
Заявление принято к производству суда. Определением от 08.07.2019 возбуждено производство по делу.
Заявитель, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения и размещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя.
Руководствуясь статьями 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд окончил подготовку дела к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, перешел к судебному разбирательству по делу.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
В письменном отзыве на заявление, представленном в материалы дела, ответчик указывает, что ООО «Енисейэнергоком» уже обжаловало предписание Службы с номером № 126-ж/19 от 24.01.2019, содержащее идентичные требования, в отношении того же объекта жилого фонда; настоящее предписание выдано с целью проверки ранее неисполненных предписаний; решением от 08.07.2019 по делу А33-10402/2019 суд отказал в удовлетворении требований о признании предписания № 126-ж/19 от 24.01.2019 незаконным; кроме того, заявителем обжаловались и другие предписания Службы, содержащие аналогичные требования, решениями по делам А33-10403/2019 (вступило в законную силу), 33-9142/2019 в удовлетворении заявленных требований заявителю было отказано; доводы ООО «Енисейэнергоком» о незаконности предписания от 27.05.2019 № 153-пр/19 сводятся к тому, что, по мнению общества, дом, расположенный по адресу: <...>, является домом блокированной застройки, в свою очередь, согласно п.п. «в» п. 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не относится к исключению, указанному в этой норме, то есть не является многоквартирным домом; данный довод общества основан на неверном толковании норм права; отнесение дома к категории блокированной застройки не означает, что при этом дом не является многоквартирным; спорный дом – многоквартирный, системы теплоснабжения и водоснабжения в доме общие, что указывает на отсутствие технической возможности отключения холодного водоснабжения для собственников отдельно взятого жилого помещения; отключение холодного водоснабжения в таком доме неизбежно влечет нарушение прав лиц, не имеющих задолженности за коммунальную услугу, проживающих в этом доме.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании приказа от 22.01.2019 №126-ж в рамках государственного регионального жилищного надзора, в связи с поступившей жалобой от лица, проживающего в квартире № 4 ул. Рабочая, д. 30 , с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края (вх. № 3726ш-2018 от 24.12.2018) Службой проведена внеплановая выездная проверка ООО «Енисейэнергоком». Проверка проводилась по адресу: <...> (многоквартирный дом).
В ходе проверки, согласно акту проверки от 24.01.2019 №126-ж, Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края выявлены нарушения заявителем обязательных требований пп.«в» п.119 раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а именно: при визуальном осмотре жилого помещения №4, расположенного по адресу: ул. Рабочая, 30, с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края, установлено, что ООО «Енисейонергоком» выполнило работы по отключению коммунальной услуги холодного водоснабжения по причине неуплаты задолженности за коммунальные ресурсы.
24.01.2019 государственным инспектором территориального подразделения по северной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края заявителю выдано предписание № 126-ж, согласно которому заявитель в срок до 25.02.2019 должен устранить выявленное нарушение.
На основании приказа от 07.02.2019 № 52-пр Службой проведена проверка исполнения ранее выданного обществу предписания от 24.01.2019 № 126-ж, сроком исполнения 25.02.2019.
Согласно акту проверки от 25.03.2019 № 52-пр установлено, что предписание от 24.01.2019 № 126-ж не исполнено.
25.03.2019 государственным инспектором территориального подразделения по северной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края заявителю выдано предписание № 52-пр, согласно которому заявитель в срок до 29.04.2019 должен устранить выявленное нарушение.
На основании приказа от 09.04.2019 № 153-пр Службой проведена проверка исполнения ранее выданного обществу предписания от 25.03.2019 № 52-пр, сроком исполнения 29.04.2019.
Согласно акту проверки от 27.05.2019 № 153-пр установлено, что предписание от 25.03.2019 № 52-пр не исполнено. Коммунальная услуг холодного водоснабжения собственнику квартиры № 4 по ул. Рабочая, д. 30 , с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края обществом не предоставляется.
27.05.2019 государственным инспектором территориального подразделения по северной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края заявителю выдано предписание № 153-пр (оспариваемое), согласно которому заявитель в срок до 01.07.2019 должен устранить выявленное нарушение.
В каждом из предписаний, актов ООО «Енисейэнергоком» указывало на несогласие с нарушением, поскольку дом не является многоквартирным.
Ответчиком составлен и представлен в материалы дела акт предварительной проверки от 22.05.2019, согласно которому административным органом установлено, что спорный дом – многоквартирный дом одноэтажный, в котором расположено четыре жилых помещения, имеет общедомовую систему холодного водоснабжения и систему отопления. Указанное также подтверждается приложенными к акту фотографиями.
В материалы дела представлены договоры на оказание коммунальных услуг, заключенные ЗАО «Енисейская энергетическая компания» с собственниками квартир жилого дома № 30 по ул. Рабочая с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края, в том числе договор от 20.08.2013 – квартира № 4 (спорный объект), договор от 19.04.2013 - квартира № 2, договор от 19.04.2013 – квартира № 3.
Согласно договору по спорному объекту потребитель обслуживает внутренние инженерные сети теплоснабжения до наружной стены здания солидарно с другими собственниками помещений (пункт 2.1); внутренние инженерные сети водоснабжения до наружной стены здания потребитель обслуживает солидарно с другими собственниками помещений (пункт 2.2); допустимая продолжительность перерыва в подаче коммунальных ресурсов установлена постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пункт 3.3.).
Содержание договоров по другим квартирам аналогично.
Представлен акт разграничения балансовой принадлежности сетей холодного водоснабжения, из которого следует, что дом имеет одну систему холодного водоснабжения.
Из технического паспорта на жилой дом (в том числе поэтажного плана) следует, что дом многоквартирный, включает 4 квартиры, строительные конструкции жилого дома – общие.
Заявитель факт отключения коммунальной услуги холодного водоснабжения по причине неуплаты задолженности за коммунальные ресурсы не отрицает. В обоснование требований о признании недействительным предписания от 27.05.2019 № 153-пр общество указывает, что дом является блокированной застройкой, действия заявителя не нарушили действующее законодательство.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 27.05.2019 № 153-пр, полагая его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество с ограниченной ответственностью «Енисейская Энергетическая Компания» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
По пункту 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль за деятельностью управляющих компаний согласно Положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края», утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п.
Оспариваемое предписание выдано государственным инспектором территориального подразделения по северной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, т.е. уполномоченным лицом компетентного органа в рамках государственного регионального жилищного надзора.
Нарушений прав заявителя при проведении проверки не установлено судом, заявителем не заявлено. Соблюдение процедуры проведения проверки заявителем не оспаривается.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству, не нарушении им прав и законных интересов общества в предпринимательской деятельности на основании следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 22.01.2019 №126-ж в рамках государственного регионального жилищного надзора Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Енисейская Энергетическая Компания». В ходе проверки выявлены нарушения заявителем обязательных требований пп.«в» п.119 раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а именно: при визуальном осмотре жилого помещения №4, расположенного по адресу: ул. Рабочая, 30, с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края, установлено, что ООО «Енисейонергоком» выполнило работы по отключению коммунальной услуги холодного водоснабжения по причине неуплаты задолженности за коммунальные ресурсы.
24.01.2019 заявителю выдано предписание № 126-ж, согласно которому заявитель в срок до 25.02.2019 должен устранить выявленное нарушение.
Поскольку ООО «Енисейонергоком» не возобновляет подачу холодной воды в квартиру № 4 ул. Рабочая, д. 30 , с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края, на основании приказа от 07.02.2019 № 52-пр Службой проведена проверка исполнения ранее выданного обществу предписания от 24.01.2019 № 126-ж, сроком исполнения 25.02.2019.
Согласно акту проверки от 25.03.2019 № 52-пр установлено, что предписание от 24.01.2019 № 126-ж не исполнено.
25.03.2019 государственным инспектором территориального подразделения по северной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края заявителю выдано предписание № 52-пр, согласно которому заявитель в срок до 29.04.2019 должен устранить выявленное нарушение.
На основании приказа от 09.04.2019 № 153-пр Службой проведена проверка исполнения ранее выданного обществу предписания от 25.03.2019 № 52-пр, сроком исполнения 29.04.2019.
Согласно акту проверки от 27.05.2019 № 153-пр установлено, что предписание от 25.03.2019 № 52-пр не исполнено. Коммунальная услуг холодного водоснабжения собственнику квартиры № 4 по ул. Рабочая, д. 30 , с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края обществом не предоставляется.
27.05.2019 государственным инспектором территориального подразделения по северной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края заявителю выдано предписание № 153-пр (оспариваемое), согласно которому заявитель в срок до 01.07.2019 должен устранить выявленное нарушение.
На дату рассмотрения настоящего дела сведений об исполнении предписания не имеется.
В каждом из предписаний, актов ООО «Енисейэнергоком» указывало на несогласие с нарушением, поскольку дом не является многоквартирным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе, в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации своевременное и полное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью граждан. В статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации указан порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
Во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 определено, что исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктами «в», «г» и «д» пункта 3 Правил № 354 предусмотрено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1.
В соответствии с пунктом 8 Приложения № 1 к Правилам № 354 бесперебойное круглосуточное водоотведение обеспечивается в течение года; допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Согласно подпункту «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Пунктом 118 Правил № 354 предусмотрено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Из подпункта «в» пункта 119 Правил № 354 следует, что, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Заявитель является исполнителем коммунальной услуги холодного водоснабжения в доме, расположенный по адресу: ул. Рабочая, 30, с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края.
В соответствии с частью 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
Однако, согласно материалам дела и данным суду пояснениям сторон в ходе судебного разбирательства возражения заявлены без приложения подтверждающих материалов или ссылок на них, в связи с чем суд признает обоснованными доводы административного органа о том, что у Службы не могли возникнуть обоснованные сомнения для проверки обстоятельств, на которые ссылается заявитель.
Заявитель факт отключения коммунальной услуги холодного водоснабжения по причине неуплаты задолженности за коммунальные ресурсы не оспаривает. В обоснование требований о признании недействительным предписания от 27.05.2019 № 153-пр общество указывает, что дом является блокированной застройкой, действия заявителя не нарушили действующее законодательство.
Вместе с тем, понятие жилого дома блокированной застройки определено в подпункте 2 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Согласно частями 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с указанной статьей Кодекса, как квартира, так и жилой дом (часть жилого дома) имеет единый статус - жилого помещения и являются самостоятельными объектами жилищных прав.
Понятие многоквартирного дома определено пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Многоквартирный дом – это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Понятие индивидуального жилого дома раскрывается в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, отличие жилого дома от многоквартирного дома состоит в том, что в жилом доме отсутствуют квартиры, в нем есть только комнаты, в то время как в многоквартирном доме расположено как минимум две квартиры, жилой дом предназначен для одной семьи.
По смыслу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Статьей 16 Жилищного кодекса РФ определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию «многоквартирный дом». Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Как следует из пункта 1 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.11.2013 № Д23и-5649 «Об отнесении объектов недвижимости к жилому или многоквартирному дому, размещении домов блокированной застройки на одном земельном участке» вопросы отнесения зданий к жилым домам или многоквартирным домам, в том числе установление однозначных критериев для такого отнесения, не имеют достаточного нормативного регулирования. Таким образом, конструктивные особенности зданий и их назначение (жилой дом или многоквартирный дом) определяются проектной документацией.
В письме Росреестра от 03.04.2017 № 14-04075-ГЕ/17 «О жилых домах блокированной застройки» (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 14.03.2017 № Д23и-1328 «О жилых домах блокированной застройки»), указано, что определение жилого дома блокированной застройки (пункт 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации) не в полной мере соотносится с определением жилого дома, закрепленным частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи, в настоящее время Минстроем России проводятся комплексные мероприятия по разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих понятия «многоквартирный дом», «жилой дом блокированной застройки», «жилой блок».
Таким образом, отличительным признаком жилого дома блокированной застройки от многоквартирного жилого дома является наличие элементов общего имущества, принадлежащего собственникам всех помещений в многоквартирного жилого дома.
С учетом изложенных понятий и действующего законодательства, учитывая, что спорные правоотношения возникли в сфере жилищного законодательства, для рассмотрения настоящего дела и установления факта нарушения заявителем подпункта «в» пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принятых в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса, значение имеет наличие у дома №30 признаков отнесения его к многоквартирному дому.
Объект жилого фонда расположенный по адресу: <...> содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент, коммуникации на момент осмотра общие, ввиду чего спорный дом относится к многоквартирному.
Ответчиком составлен и представлен в материалы дела акт предварительной проверки от 22.05.2019, согласно которому административным органом установлено, что спорный дом – многоквартирный дом одноэтажный, в котором расположено четыре жилых помещения, имеет общедомовую систему холодного водоснабжения и систему отопления. Указанное также подтверждается приложенными к акту фотографиями.
Указанное также следует их представленных в материалы дела договоров на оказание коммунальных услуг, заключенных ЗАО «Енисейская энергетическая компания» с собственниками квартир жилого дома № 30 по ул. Рабочая с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края, в том числе договора от 20.08.2013 – квартира № 4 (спорный объект), договора от 19.04.2013 - квартира № 2, договора от 19.04.2013 – квартира № 3.
Данные договоры предусматривают наличие общедомового имущества в виде инженерных систем теплоснабжения и инженерных систем водоснабжения. В договорах отдельно оговорена обязанность ресурсоснабжающей организации при ограничении (приостановлении подачи) коммунального ресурса руководствоваться Правилами № 354.
Указанное также подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности сетей холодного водоснабжения, из которого следует, что дом имеет одну систему холодного водоснабжения.
Также из технического паспорта на жилой дом (в том числе поэтажного плана) следует, что дом многоквартирный, включает 4 квартиры (т.е. дом разделен на самостоятельные объекты недвижимости), строительные конструкции жилого дома – общие.
Исходя из позиции Верховного Суда, выраженной в определении от 14.05.2014 № 1-АПГ14-7, понятие дома блокированной застройки нельзя безапелляционно отделить от понятия многоквартирного дома, поскольку независимо от способа организации выхода из квартир (в помещение общего пользования или без такового) многоквартирным признается дом, состоящий из двух и более квартир, а также из принадлежащего собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общего имущества, в состав которого входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Кроме того, тот факт, что дом относится к блокированной застройке, не исключает того, что указанный дом является многоквартирным.
Исходя из представленных документов, суд приходит к выводу, что данный дом обладает соответствующими признаками многоквартирного дома. Заявитель доказательств того, что дом, расположенный по адресу: ул. Рабочая, 30, с. Верхнепашино Енисейского района Красноярского края, не относится к многоквартирным домам, в материалы дела не представлено.
Доказательств наличия технической возможности отключения холодного водоснабжения для собственников отдельно взятого жилого помещения, квартиры, не нарушающего права и интересы собственников жилого помещения, квартиры, не имеющих задолженности за коммунальную услугу, проживающих в это доме, при том, что системы теплоснабжения и водоснабжения в спорном доме являются общими, в материалы дела не представлено.
При этом сама возможность отключения холодного водоснабжения в многоквартирных домах у отдельных собственников Правилами № 354 не допускается.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание отнесения дома к многоквартирному и признание заявителем факта отключения в доме коммунальной услуги холодного водоснабжения по причине неуплаты задолженности за коммунальные ресурсы, суд приходит к выводу о том, что заявителем нарушен подпункт «в» пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
Оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, является исполнимым. Доказательств обратного заявителем не представлено. Права и законные интересы заявителя не нарушены.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявление общества с ограниченной ответственностью «Енисейская Энергетическая Компания» о признании недействительным предписания Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 27.05.2019 № 153-пр удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы подлежат возложению на заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.А. Кошеварова |