АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
11 марта 2010 года
Дело №А33-18485/2009
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 марта 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.В. Курбатовой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, г. Красноярск,
к Управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, г. Дудинка Красноярского края,
к обществу с ограниченной ответственностью «СтройИнвестБилдинг», г. Красноярск,
о признании размещения муниципального заказа недействительным,
о применении последствий недействительности размещенного заказа (торгов),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:
- общество с ограниченной ответственностью «СибСтройПроект», г. Красноярск,
- общество с ограниченной ответственностью «Стройтехникс», г. Красноярск,
в присутствии:
от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 11.01.2010 №3, по паспорту,
от ответчика (Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района) - ФИО2 – представителя по доверенности от 24.12.2009 №21, по паспорту;
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью «СтройИнвестБилдинг»): отсутствует;
от третьих лиц: отсутствуют;
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Курбатовой,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, к обществу с ограниченной ответственностью «СтройИнвестБилдинг» о признании размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона «На выполнение подрядных работ по капитальному ремонту для нужд Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» недействительным, о применении последствий недействительности размещенного заказа (торгов) – признании недействительным муниципального контракта от 30.09.2009 №27-р, заключенного Управлением развития инфраструктуры администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с обществом с ограниченной ответственностью «СтройИнвестБилдинг».
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 11.11.2009 возбуждено производство по делу.
Ответчик (общество с ограниченной ответственностью «СтройИнвестБилдинг»), третье лицо (общество с ограниченной ответственностью «Стройтехникс») в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо (общество с ограниченной ответственностью «СибСтройПроект») в судебное заседание не явилось, отзыв на иск не представило, копии определения от 11.02.2010, направленные в его адреса, возвращены в суд органом связи с отметками об истечении срока хранения.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Истец поддержал заявление о признании размещения заказа недействительным по основаниям, указанным в заявлении.
Ответчик пояснил, что Управление Федеральной антимонопольной службы при осуществлении полномочий должно руководствоваться Законом 94-ФЗ, в частности, пунктом 6 статьи 60, частью 9 статьи 17.
Ответчиком (Управлением развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района) представлены письменные отзывы на исковое заявление, согласно которым просит в иске отказать по следующим основаниям:
-в заявлении УФАС указано, что муниципальным заказчиком не установлены требования к выполняемым работам, не указан объем выполняемых работ, в связи с чем требование лицензии на строительство зданий и сооружение 1 и 2 уровней ответственности является необоснованным, с данным выводом с УФАС нельзя согласится по следующим основаниям: указанные выше требования к выполняемым работам были прописаны в приложении № 1 к инструкции; в силу пункта 1 части 1 статьи 35 Закона о размещении заказов участник размещения заказов подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены аукционной документацией, на основании подпункта 2 пункта 9 части 2.4 статьи 2 Инструкции по подготовке заявок на участие в открытом аукционе участник размещения заказа обязан был включить в аукционную заявку следующие документы: 1) лицензию на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом на виды работ, связанные с выполнением контракта и предусмотренные открытым аукционом; 2) документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации строителей (СРО); ООО «Стройтехникс» представил лицензию на осуществление строительства зданий и сооружений 2 уровня ответственности, что не соответствует условиям документации об аукционе; так как муниципальный заказ на выполнение подрядных работ рассчитан на два года (2009-2010) в составе заявки должен быть представлен документ, подтверждающий членство участника размещения заказа в саморегулируемой организации строителей;
-выявленное несоответствие почтовых адресов ООО «Стройтехникс» в заявке для участия в аукционе и сведений о почтовом адресе участника, содержащихся в Едином государственном реестре, по мнению Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района образует факт предоставления участником аукциона недостоверной информации по своему почтовому адресу, что в данном случае само по себе образует основания, являющиеся достаточным для отказа такому участнику участия в аукционе;
-исходя из последовательности текста указанного заявления УФАС, следует понимать, что именно содержание статьи 35 Закона о размещении заказа и пункта 2.4. Инструкции по подготовке заявок на участие в аукционе является незаконным; в таком случае эта претензия УФАС уже к российскому законодателю;
-именно в рамках соблюдения порядка проведения аукциона сам факт рассмотрения заявок 17.09.2009 говорит о том, что аукционная комиссия добросовестно выполнила требования закона в соответствии пунктом 2 статьи 36 Закона о размещении заказов;
-спора о допустимости занятой одним членом аукционной комиссии позиции «воздержался» в природе нет, если УФАС считает подобную позицию одного члена аукционной комиссии недопустимой и даже произвольно самоуправно квалифицирует ее как административное правонарушение, то это не является предметом рассмотрения арбитражного суда;
-согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №94 истец не вправе осуществлять внеплановую проверку при размещении заказа для муниципальных нужд;
-Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю было обязано принять и рассмотреть жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройтехникс», но не вправе было проводить внеплановую проверку, так как не наделено соответствующими полномочиями согласно части 4 статьи 17 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
-доказательства нарушения аукционной комиссией законодательства о размещении заказов получены истцом в результате проведения внеплановой поверки вопреки требованиям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; таким образом, заявление Управления Федеральной антимонопольной Службы по Красноярскому краю не соответствует закону (часть 3 статьи 64 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно извещению №8 о проведении открытого аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту для нужд Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района заказчиком является Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района; предметом контракта определено выполнение подрядных работ по капитальному ремонту: лот №1 – МУЗ «Таймырская центральная районная больница» (<...>, нулевой этаж); начальная (максимальная) цена контракта с НДС 18% - 28 363 409 руб., в том числе по годам 2009 год – 3 410 000 руб., 2010 год – 24 953 409 руб.
В извещении №8 также указаны иные сведения: срок предоставления документации об аукционе – с момента опубликования настоящего извещения в течение 2 рабочих дней после поступления письменного запроса о предоставлении документов об аукционе; место предоставления документации об аукционе – Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (647000, <...>, каб.7); наименование официального сайта, на котором размещена документация об аукционе – www.taimyr24.ru; место, дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе: 647000, <...>, каб.7, 11.09.2009 до 11 час. 00 мин. по местному времени; место, дата и время проведения аукциона: 647000, <...>, кааб.7, актовый зал 18.09.2009 в 15 час. 00 мин.
В состав документации об аукционе входит Инструкция по подготовке заявок на участие в открытом аукционе, составленная в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Решением Собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 23.12.2005 №02-0077 «О муниципальном заказе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (пункт 1 Инструкции). Инструкция по подготовке заявок на участие в открытом аукционе (с приложением №1) включает общие положения, порядок подачи заявок на участие в аукционе, требования к содержанию заявки, условия по обеспечению заявок на участие в аукционе, порядок внесения изменений, отзыва и предоставления разъяснений в документацию об аукционе и заявку на участие в аукционе, порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе, порядок проведения аукциона, порядок заключения муниципального контракта по результатам проведения аукциона или а случае признания аукциона несостоявшимся, условия об обеспечении исполнения муниципальных контрактов.
В приложении №1 к Инструкции по подготовке заявок на участие в открытом аукционе на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту для нужд Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района определены такие позиции, как: наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов заказчика (Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района), источник финансирования, предмет аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, место и сроки выполнения работ, требования к качеству и результатам работ, условия выполнения работ, наименование и адрес осуществляющего консультации Управления, требования к участникам размещения заказа, требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, требования к оформлению и форме заявки на участие в аукционе, срок подачи заявок на участие в аукционе, место, дата и время проведения аукциона, шаг аукциона.
В состав документации об аукционе также входят формуляр заявки на участие в аукционе, формуляр сведений об участнике размещения заказа, проект муниципального контракта с приложением №1 к контракту (техническое задание по объекту МУЗ «Таймырская центральная районная больница»), приложением №2 (график производства работ), приложением №3 (ведомость цены муниципального контракта), приложением №4 (перечень исполнительской документации), приложением №5 (методика расчета сумм возмещения), приложением №6 (акт возмещения затрат).
Конкурсная комиссия протоколом от 17.09.2009 №8А-1 отказала в допуске к участию в аукционе обществу с ограниченной ответственностью «Стройтехникс» было по следующим основаниям:
-отсутствует лицензия на строительство зданий и сооружений 1 уровня ответственности;
-отсутствует документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации строителей;
-предоставлена недостоверная информация о месте нахождения участника.
При принятие решения об отказе в допуске аукционная комиссия проголосовала следующим образом: «за» - 5, «против» - 0, «воздержался» - 1.
По аналогичным основаниям у участию в аукционе также не было допущено общество с ограниченной ответственностью «СибСтройПроект», так как по лоту №1 предложения отсутствовали, аукцион по лоту №1 был признан несостоявшимся.
В уведомлении от 17.09.2009 №1628 аукционная комиссия сообщала обществу с ограниченной ответственностью «Стройтехникс» о том, что оно не допущено к участию в аукционе и не признано участником аукциона.
Общество с ограниченной ответственностью «Стройтехникс» обжаловало действия аукционной комиссии по проведению открытого аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту для нужд Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (выбор подрядчика для проведения подрядных работ по капитальному ремонту МУЗ «Таймырская центральная районная больница») в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю; существо жалобы – принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе в допуске к участию в аукционе обществу с ограниченной ответственностью «Стройтехникс».
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган вынес решение от 08.10.2009 №431, согласно которому решил:
-признать жалобу ООО «Стройтехникс» обоснованной в части признания необоснованного отказа ООО «Стройтехникс» в допуске к участию в аукционе по основаниям предоставления недостоверных сведений о месте нахождения ООО «Стройтехникс» (пункт 1 резолютивной части решения);
-признать муниципального заказчика нарушившим требования части 3 статьи 33, пунктов 4, 5 части 4 статьи 21, части 2 статьи 34, частей 2, 3 статьи 35, пункта 3 части 2 статьи 35, пункта 1 части 4 статьи 35, части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов (пункт 2);
-признать аукционную комиссию нарушившей требования частей 1, 3 статьи 36, части 6 статьи 35 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (пункт 3);
-в связи с заключением муниципального контракта от 30.09.2009 №27-р предписание об устранении нарушений муниципальному заказчику, аукционной комиссии не выдавать (пункт 4);
-передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица муниципального заказчика, членов аукционной комиссии (пункты 5, 6);
-на основании пункта 3 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов обратиться в арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным и расторжении муниципального контракта от 30.09.2009 №27-р, заключенного с ООО «СтройИнвестБилдинг».
На основании письма Службы финансово-экономического контроля Красноярского края от 30.09.2009 №01-10/1940 муниципальный контракт от 30.09.2009 №27-р на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту для нужд Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района заключен с обществом с ограниченной ответственностью «СтройИнвестБилдинг» (единственным подрядчиком).
В материалы дела представлены акт сдачи-приемки работ, выполненных обществом с ограниченной ответственностью «СтройИнвестБилдинг» в рамках муниципального контракта от 30.09.2009 №27-р, от 27.11.2009 №1 на сумму 3 410 000 руб., справка о стоимости выполненных работ и затрат от 27.11.2009 №1 на сумму 3 410 000 руб., акт рабочей приемочной комиссии о приемки объекта (части объекта) от 27.11.2009.
Ссылаясь на то, что аукцион был проведен с нарушением Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, истец обратился в суд с требованиями:
-признать размещение муниципального заказа путем проведения открытого аукциона «На выполнение подрядных работ по капитальному ремонту для нужд Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» недействительным;
-применить последствия недействительности размещенного заказа (торгов) – признать недействительным муниципальный контракт от 30.09.2009 №27-р, заключенный Управлением развития инфраструктуры администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с обществом с ограниченной ответственностью «СтройИнвестБилдинг».
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, по данному делу на лице, оспаривающем результат и законность проведения аукциона, лежит бремя доказывания наличия факта нарушения законных прав заявителя.
В статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», нормами параграфа 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В статье 3 Закона № 94-ФЗ содержится понятие государственных нужд: под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Пунктом 3 статьи 57 Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченными на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок . При проведении указанных проверок не подлежат проверке результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 статьи 17 Федерального закона №94 при выявлении в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе:
1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
2) выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обратитьсяв суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» предусмотрено, что основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются, в том числе, контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
На основании пункта 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу). Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 15.12.2006 №324 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы.
Таким образом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю наделено полномочиями по обращению в арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
По существу заявленных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона № 94-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 36 Закона №94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона (часть 1).
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе (часть 3).
Из протокола от 17.09.2009 №8А-1 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе следует, что конкурсной комиссией была рассмотрена заявка общества с ограниченной ответственностью «Стройтехникс», по результатам рассмотрения заявки в допуске к участию в аукционе было отказано по совокупности оснований :
-отсутствует лицензия на строительство зданий и сооружений 1 уровня ответственности;
-отсутствует документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации строителей;
-предоставлена недостоверная информация о месте нахождения участника.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона; несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Частью 3 статьи 25 Закона 94-ФЗ установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать: документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона одним из обязательных требований к участникам размещения заказа является соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (по состоянию на 01.09.2009) установлено, что деятельность по строительству зданий и сооружений, проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения подлежат лицензированию.
Фактически в данной части Закон о лицензировании утратил силу в связи с тем, что пунктом 6.1. статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ лицензирование деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, прекращено с 1 января 2010 года.
Так, пунктом 6.1. статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что с 1 января 2010 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года.
Соответственно, в части требований к организации при осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства с данного момента применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 статьи 52 которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи (пункт 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Инструкция по подготовке заявок на участие в открытом аукционе также в качестве документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе называет лицензии на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом на виды работ, связанные с выполнением контракта и предусмотренные открытым аукционом, документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации строителей.
Аукционная документация содержала сведения об объекте выполнения и перечне работ, однако истец не принял мер к предоставлению надлежащей лицензии до окончания срока подачи заявок или документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации строителей.
Таким образом, поскольку муниципальный контракт на выполнение подрядных работ в качестве периода производства работ предусматривает 2 года (2009, 2010), требование о предоставлении либо лицензии на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности, либо документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации строителей, правомерно включено в содержание аукционной документации.
В материалы дела не представлено доказательств предоставления обществом с ограниченной ответственностью «Стройтехникс» данных документов. Предоставление лицензии на строительство зданий и сооружений 2 уровня ответственности не соответствует условиям документации об аукционе. Доказательства наличия у некоммерческого партнерства «Енисейский альянс строителей » статуса саморегулируемой организации отсутствуют.
В силу части 2 статьи 35 Закона 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица).
Аналогичное положение закреплено в Инструкции по подготовке заявок на участие в открытом аукционе (форма 3).
По результатам рассмотрения заявки было установлено несоответствие почтового адреса общества с ограниченной ответственностью «Стройтехникс».
Непредставление обществом с ограниченной ответственностью «Стройтехникс» соответствующих документов и наличие в документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа (всего три пункта) явилось правомерным основанием для отказа истцу в допуске к участию в конкурсе.
Пунктом 3 статьи 33 Закона 94-ФЗ предусмотрено, что в извещении о проведении открытого аукциона помимо сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 5 и 12 части 4 статьи 21 настоящего Федерального закона, также должны быть указаны следующие сведения: срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, официальный сайт, на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена.
Пункты 4, 5 статьи 21 Закона 94-ФЗ устанавливают, что в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения: предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг; место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 34 Закона 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении.
Из содержания извещения №8 о проведении открытого аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту для нужд Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района следует, что извещение содержит информацию, в том числе, о предмете контракта (предметом контракта определено выполнение подрядных работ по капитальному ремонту: лот №1 – МУЗ «Таймырская центральная районная больница» (<...>, нулевой этаж); начальной (максимальной) цене контракта (с НДС 18% - 28 363 409 руб., в том числе по годам 2009 год – 3 410 000 руб., 2010 год – 24 953 409 руб.). В извещении №8 также указаны иные сведения: срок предоставления документации об аукционе (с момента опубликования настоящего извещения в течение 2 рабочих дней после поступления письменного запроса о предоставлении документов об аукционе); место предоставления документации об аукционе (Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - 647000, <...>, каб.7); наименование официального сайта, на котором размещена документация об аукционе (www.taimyr24.ru).
В состав документации об аукционе входит Инструкция по подготовке заявок на участие в открытом аукционе с приложением №1.
В приложении №1 к Инструкции по подготовке заявок на участие в открытом аукционе на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту для нужд Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района определены, в том числе, такие позиции, как: наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов заказчика (Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района), предмет аукциона , начальная (максимальная) цена контракта , место и сроки выполнения работ, требования к качеству и результатам работ , условия выполнения работ , наименование и адрес осуществляющего консультации Управления.
В разделе «условия выполнения работ» приложения №1 к Инструкции по подготовке заявок на участие в открытом аукционе имеется ссылка на проект (шифр 25П-2008/09), указание на порядок ознакомления с проектом. Проект (шифр 25П-2008/09), определенный в документации об аукционе, соответствует проекту (шифр 25П-2008/09), указанному в муниципальном контракте (приложение №1 – техническое задание).
Следовательно, сведения, указанные в документации об аукционе по проекту (шифр 25П-2008/09), соответствуют сведениям, указанным сторонами при определении предмета муниципального контракта (достоверны).
На основании изложенного, исследовав документацию об аукционе, суд приходит к выводу, что содержание данной документации позволяет четко определить предмет государственного контракта, объем и место выполнения работ, иные сведения, то есть позволяет участнику аукциона определить существенные свойства выставленного на торги объекта. В части видов и объемов подлежащих выполнению работ имеется ссылка на проект (шифр 25П-2008/09), данная информация достоверна (соответствует условиям муниципального контракта), определен порядок предоставления проекта для ознакомления, место ознакомления, установлена возможность получения консультаций. В материалы дела не представлено документального подтверждения того, что участник аукциона обращался за необходимыми сведениями и в предоставлении таких сведений было отказано.
Пунктом 1 части 4 статьи 34 Закона 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна в соответствии с частями 2 - 3 статьи 35 настоящего Федерального закона определять требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 2.2. статьи 35 Закона 94-ФЗ все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе . При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Пунктом 2.4. Инструкции по подготовке заявок на участие в аукционе установлено, что документация предоставляется участником в запечатанном виде в 1 экземпляре на бумажном носителе и в 1 электронном виде на электронном носителе; при этом на конверте указывается наименование открытого аукциона (лота), участник размещения заказа вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес.
Из толкования пункта 1 части 4 статьи 34, части 2.2. статьи 35 Закона 94-ФЗ и пункта 2.4. Инструкции по подготовке заявок на участие в аукционе следует, что пункт 1 части 4 статьи 34, часть 2.2. статьи 35 Закона 94-ФЗ содержат требования к оформлению заявки на участие в аукционе , и указывают на недопустимость установления иных требований к оформлению заявки на участие в аукционе , в то время как пункт 2.4. Инструкции по подготовке заявок на участие в аукционе дополнительных требований к оформлению заявки не содержит, а предусматривает требования к порядку оформления пакета подаваемых документов (в электронном виде, на бумажном носителе, в конверте).
В материалы дела не представлено доказательств того, что невыполнение требований по оформлению пакета документов явилось основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Суд также принимает во внимание положения части 1 статьи 1 Закона №94-ФЗ, согласно которой правовое регулирование общественных отношений по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд преследует цели, в том числе: обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов; эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования; расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
При этом по смыслу статьи 32 Закона №94-ФЗ процедура размещения заказа – аукцион предполагает, в первую очередь, достижение цели эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, в связи с чем суд не вправе подходить к вопросу оспаривания размещения муниципального заказа формально, необходимо учитывать цели законодательства о размещении заказов, признание размещения муниципального заказа недействительным возможно только при установлении факта существенного нарушения правил проведения открытого аукциона, повлиявших на результат аукциона.
Доказательств такого нарушения посредством установления требований к порядку оформления пакета подаваемых документов (в электронном виде, на бумажном носителе, в конверте) не представлено.
Установление даты и времени окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.09.2009 до 11 час. 00 мин. (за 7 дней до проведения аукциона) не противоречит пункту 2 статьи 36 Закона 94-ФЗ, согласно которому срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Требования истца основаны на ошибочном толковании части 6 статьи 35 Закона 94-ФЗ, устанавливающей, что прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона, поскольку данная норма не содержит запрета окончания приема заявок ранее дня рассмотрения заявок, а предусматривает крайний предел срока приема заявок. Доказательств того, что заявки принимались после 11.09.2009 не представлено.
Частью 3 статьи 36 Закона 94-ФЗ установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе , которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе или об отказе ему в допуске к участию в аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и признанным участниками аукциона, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и не допущенным к участию в аукционе, направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подана ни одна заявка на участие в аукционе, в указанный протокол вносится информация о признании аукциона несостоявшимся.
Как было указано выше, признание размещения муниципального заказа недействительным возможно только при установлении факта существенного нарушения правил проведения открытого аукциона, повлиявших на результат аукциона. Результат рассмотрения заявок в протоколе имеется, материалами дела не опровергается, основания отказа в допуске определены четко и позволяют соотнести их с положениями документации об аукционе, из содержания протокола возможно установление мнения каждого из членов комиссии, общего результата голосования, позиция «воздержался» является одной из форм выражения собственного мнения, не доказано, что занятие членом комиссии данной позиции повлияло на итог голосования.
Как было указано выше, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статьи 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, истцом не представлено.
Кроме того, суд также принимает во внимание, что с учетом положений статей 32, 35, 36, 37 Закона 94-ФЗ доводы истца в части необоснованности отказа в допуске к участию в аукционе, нарушения порядка рассмотрения заявки, оформления протокола рассмотрения заявок касаются оспаривания действий аукционной комиссии, а не Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В данном случае аукционная комиссия является самостоятельным субъектом правоотношений, поскольку в соответствии с пунктом 14 статьи 37, пунктом статьи 57 Закона 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
На основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Реализация этого права заинтересованным лицом возможна в случае, если оспариваемой сделкой нарушены его права и охраняемые законом интересы и целью предъявленного иска является восстановление этих прав и законных интересов.
Поскольку истец не доказал факт нарушения ответчиками правил проведения открытого аукциона, повлиявших на его результат, применение соответствующих последствий недействительности сделки (статья 167 Гражданского кодекса Российской Федерации) является невозможным, так как, в частности, воспрепятствует обеспечению потребностей субъекта Российской Федерации – Красноярского края, нарушит баланс частных и публичных интересов, не приведет к восстановлению законности.
Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Курбатова