АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
сентября 2020 года | Дело № А33-18561/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску профессионального образовательного учреждения «Красноярская объединенная техническая школа» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»(ИНН 2464006366, ОГРН 1022402299347)
к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>),
к ФИО1
об оспаривании открытого аукциона (извещение №201215/2765789/02),
об оспаривании договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона на право заключения договора аренды №173 от 15.07.2020,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Российской Федерации в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»,
при участии в судебном заседании до перерыва:
от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 10.02.2020 №2,
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): ФИО3, представителя по доверенности от 14.01.2020 № 30,
от ответчика (ФИО1): ФИО4, представителя по доверенности от 04.06.2020,
при участии в судебном заседании после перерыва:
от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 10.02.2020 №2,
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): ФИО3, представителя по доверенности от 14.01.2020 № 30,
при ведении протоколасудебного заседания помощником судьи Куприяновой Д.В.,
установил:
профессиональное образовательное учреждение «Красноярская объединенная техническая школа» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»(далее – заявитель, ПОУ «Красноярская ОТШ» ДОСААФ России) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – ответчик, ДМИЗО) о признании недействительным открытого аукциона (извещение №201215/2765789/02) на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:50:0700206:5468.
Заявление принято к производству суда. Определением от 15.06.2020 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФИО1 общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – ДОСААФ России), Российская Федерация в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
В судебном заседании 11.08.2020 заявитель поддержал ходатайство об уточнении заявленных требований. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято уточнение заявленных требований, судом рассматриваются требования: о признании недействительным открытого аукциона (извещение № 201216/2765789/02) на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468; о признании недействительным договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона на право заключения договора аренды №173 от 15.07.2020, заключенного Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ФИО1.
Определением от 11.08.2020 судебное разбирательство отложено до 10.09.2020, к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО1, ФИО1 исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание 10.08.2020 третьи лица не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.
Ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
В материалах дела от третьих лиц поступили отзывы на иск, в которых третьи лица поддерживают иск, указывают, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 относится к федеральной собственности в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 час. 30 мин. 10 сентября 2020 года, о чем вынесено протокольное определение.
После перерыва ФИО1, третьи лица не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей ФИО1, третьих лиц.
Заявитель пояснил, что применения последствий недействительности договора аренды земельного участка в виде приведения сторон в первоначальное положение не требуют, поскольку не являются стороной сделки; фактически земельный участок ФИО1 не передан, земельным участком ФИО1 не пользуется, земельный участок находится в фактическом владении заявителя, из владения заявителя не выбывал.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлением Совмина СССР от 20.08.1951 №3060 «Об объединении Досарма, Досава и Досфлота во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР), в целях улучшения военно-массовой работы среди населения, устранения параллелизма в руководстве этой работой и сокращения расходов на содержание органов Досарма, Досава и Досфлота: Досарм, Досав и Досфлот объединены в одно Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР). Было установлено, что основой Досааф являются объединяемые первичные организации Досарма, Досава и Досфлота, а также вновь создаваемые первичные организации общества на предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, МТС и в учебных заведениях. Согласно приложению №1 к постановлению от 20 августа 1951 г. № 3060 определена структура ДОСААФ СССР.
30.09.1971 распоряжением Исполнительного комитета Красноярского городского Совета депутатов трудящихся №379 утвержден акт государственной комиссии от 29.09.1971 о приеме в эксплуатацию школы на 960 мест по ул. Затонской, 22 Краевого комитета ДОСААФ.
Красноярский объединенной технической школе ДОСААФ Российской Федерации, на основании решения исполкома Красноярского края горсовета №531 от 23.10.1990, с учетом корректировки от 12.01.1991, выдан государственный акт серии А-I№565474 на право пользование фактически занимаемой территории общей площадью 5,03 Га, с существующими строениями по ул. Затонской, 22 в Свердловском районе г. Красноярска. В акте определены точки координат и план границ земельного участка. Акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за №772.
Пунктом 3 Постановления Правительства № 1042 от 11.10.1993 «О мерах государственной поддержки деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации» Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом поручено передать в оперативное управление Российской оборонной спортивно-технической организации в установленном порядке отнесенное к федеральной собственности имущество бывшего ДОСААФа СССР.
Указом Президента РФ №1845 от 09.09.1994г. «О Российской оборонной спортивно-технической организации» имущество, созданное за счет средств государства и переданное бывшему ДОСААФ СССР, было закреплено в установленном порядке за Российской оборонной спортивно-технической организацией (РОСТО).
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом №2541-р от 20.10.1994 Территориальным агентствам Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом на местах закрепить за юридическими лицами, входящими в состав РОСТО, на договорной основе в безвозмездное срочное пользование имущество бывшего ДОСААФ СССР, созданное за счет государственных средств.
В 2003 году к аббревиатуре РОСТО добавлена прежняя исторически значимая – ДОСААФ, общество стало называться РОСТО (ДОСААФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» общероссийская общественная организация «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)» была преобразована в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - ДОСААФ России).
ДОСААФ России осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и строится по территориальному принципу. В ее структуру входят региональные, местные и первичные отделения ДОСААФ России.
В силу п. 1.2 Устава ДОСААФ России является правопреемником РОСТО «ДОСААФ», ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации.
Пунктом 13.2 Устава ДОСААФ России определено, что ДОСААФ России является собственником принадлежащего ему имущества в целом. Структурные подразделения и учреждения ДОСААФ России имеют право оперативного управления имуществом.
В соответствии с решением Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 28.09.2010 №40 утвержден устав негосударственного образовательного учреждения Красноярской объединенной технической школы Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Красноярская объединенная техническая школа Красноярский региональной (краевой) организации Общероссийской общественной организации Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФФ) впоследствии было переименовано в негосударственное образовательное учреждение Красноярская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-8880/2007 от 20.11.2007 (с учетом определения об исправлении опечатки от 12.02.2008) судом за общероссийской общественной организацией Российская спортивная оборонно-технической организацией – РОСТО (ДОСААФ) г.Москва признано право собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: <...>
По договорам №21/6 СФО от 26.04.2012 и №1/6 СФО от 20.06.2011 о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за НОУДПО «Красноярская объединенная техническая школа ДОСААФ» закреплено недвижимое имущество находящееся по адресу: <...>.
05.05.2007 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700206:1085, находящий по адресу: <...>, общей площадью 26737 кв.м.
Согласно выписки из ЕГРН от 05.04.2019 № 99/2019/254864632 на данный земельный участок, участок находится на праве постоянного бессрочного пользования на основании документа №772 от 30.11.1990. Согласно разделу «Особые отметки» из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:1085 образованы объекты недвижимого имущества с кадастровым номером 24:50:07002206:2512; 24:50:07002206:2511; 24:50:07002206:2510, сведения о которых носят временный характер.
24.11.2010 Администрацией г.Красноярска издано распоряжение № 990-арх о разрешении на размещение временной автостоянки общества с ограниченной ответственностью «Затон» по ул.60 лет Октября, д.169. Согласно данного распоряжения общество с ограниченной ответственностью «Затон» разрешалось использование на 2 года для временной автостоянки на 63 места на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2004 кв.м. Данный адрес автостоянки граничит с объектом недвижимости, находящимся по адресу: <...>.
19.07.2012 Администрацией г.Красноярска издано распоряжение № 3675-недв о предоставлении НОУ ДПО «Красноярская объединенная техническая школа ДОСААФ» земельных участков. Согласно данного распоряжения, на основании заявления негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярская объединенная техническая школа ДОСААФ», в соответствии со ст. 11.3, 11.4, 36, 56 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 № 270-р: образованы земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Затонская, с кадастровыми номерами: 24:50:0700206:1180, зоны объектов образования, общей площадью 16 328,0 кв.м; 24:50:0700206:1181, зоны объектов образования, общей площадью 7 237,0 кв.м; 24:50:0700206:1182, зоны объектов образования, общей площадью 3 172,0 кв. м, путем раздела земельного участка из земель населенных пунктов, зоны объектов образования, с кадастровым номером 24:50:0700206:1085, общей площадью 26 737,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Затонская, 22.
Вышеуказанным распоряжением:
- предоставлен в аренду на 10 лет негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Красноярская объединенная техническая школа ДОСААФ» земельный участок из земель населенных пунктов, зоны объектов образования, с кадастровым номером 24:50:0700206:1180, общей площадью 16 328,0 кв. м, в том числе 1 206,0 кв. м - охранная зона инженерных сетей, находящийся по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул. Затонская (далее - Участок 1), в целях эксплуатации бытовок, мастерских, гаражей (лит. В6, В5), нежилого здания (лит. В14), нежилого здания (лит. В12, В13), нежилого здания (лит. В7, В8), нежилого здания (лит.В1-В4,В15-В18).
Вид разрешенного использования: в соответствии с градостроительным регламентом зоны.
- предоставить в аренду на 10 лет негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Красноярская объединенная техническая школа ДОСААФ» земельный участок из земель населенных пунктов, зоны объектов образования, с кадастровым номером 24:50:0700206:1181, общей площадью 7 237,0 кв. м, в том числе 1 057,0 кв. м - охранная зона инженерных сетей, находящийся по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул. Затонская (далее - Участок 2), в целях эксплуатации трехэтажного здания Красноярской ОТШ РОСТО (ДОСААФ).
Вид разрешенного использования: в соответствии с градостроительным регламентом зоны.
Распоряжением администрации города Красноярска от 05.02.2014 №432-недв на основании заявления негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярская объединенная техническая школа ДОСААФ», в соответствии со ст. 11.3, 11.4, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 № 270-р, образованы земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Затонская, с кадастровыми номерами:
24:50:07 00 206:2510 общей площадью 16 328,0 кв. м;
24:50:07 00 206:2511 общей площадью 3 172,0 кв. м;
24:50:07 00 206:2512 общей площадью 7 237,0 кв. м, путем раздела земельного участка из земель населенных пунктов, зоны объектов образования, с кадастровым номером 24:50:07 00 206:1085, общей площадью 26 737 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Затонская, 22.
Этим же распоряжением, в аренду на 49 лет негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Красноярская объединенная техническая школа ДОСААФ» предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:07 00 206:2512 общей площадью 7 237,0 кв. м, находящийся в охранной зоне инженерных сетей, расположенный по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Затонская, в целях эксплуатации трехэтажного здания Красноярской ОТШ РОСТО (ДОСААФ).
04.04.2019 кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «Межа» подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ, в связи с исправлением ошибки в площади, местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:1085, по адресу: <...>. Согласно заключению кадастрового инженера, изложенному в межевом плане, ошибка в площади, местоположении участка с кадастровым номером 24.50:0700206.1085 - Красноярский край, г Красноярск была допущена при проведении кадастровых работ (постановке на государственный кадастровый учат) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:1085. Данный земельный участок был оформлен как многоконтурный (3 обособленных контура) Однако, согласно государственному акту «на право пользования землей от 30.01.1990 - за ДОСААФ была закреплена в постоянное бессрочное пользование одноконтурная территория площадью 50300 кв.м. В результате проведения контрольных измерений поворотных точек границ земельного участка была установлена ошибка в определении координат земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Межа», подготовленному на основании государственного акта от 30.11.1990 № 565474, в процессе выполнения работ по определению координат земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 была нарушена технология определения координат или выбран метод определения координат, не отвечающий требованиям к точности. Составление межевого плана земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 проведено без выезда на местность и учета существующих границ смежных земельных участков. В частности, при проведении кадастровых работ по составлению межевого плана не были учтены фактические границы земельного участка, предоставленного по государственному акту №565474, выданному 30.11.1990. Это привело к ошибке в определении на местности местоположения границ земельных участков с полным наложением границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:1085.
Как следует из предоставленного заявителем плана границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, выполненного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «Межа», земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 имеет пересечения в точках 11, 2, 3, 4, 5, 6 с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0700206:1085, земельный участок 24:50:0700206:5468 находится в границах контура земельного участка 24:50:0700206:1085.
05.07.2019 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.60 лет Октября, общей площадью 2987 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет (выписка из ЕГРН от 21.05.2020).
29.11.2019 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ДМИЗО) подготовлено заключение по состоянию земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, согласно которому на земельном участка находится временное сооружение автостоянка, земельный участок огражден, подъезд к участку автономный.
26.12.2019 Администрацией г.Красноярска принято распоряжение № 6650-недв, в соответствии с которым принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0700206:5468.
Как следует из извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. 60 лет Октября, проведение аукциона назначено на 03.06.2020, предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу (местоположение): г. Красноярск, Свердловский район, ул. 60 лет Октября. Разрешенное использование: «склады (код - 6.9), в части размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы». Общая площадь предполагаемого к строительству земельного участка составляет 2 987 кв. м. Площадь застраиваемого участка, площадь участка для обустройства подъезда к территории, внешнего и внутриплощадочного благоустройства определяется градостроительным планом. Согласно градостроительному плану земельного участка от 05.12.2019 № RU24308000-20067 в границах участка расположены следующие инженерные сети: водопровод подземный, линии электропередач подземные и наземные. Государственная собственность на земельный участок не разграничена. Права на земельный участок - не зарегистрированы.
Ограничения прав: предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, акт об установлении ограничений: Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»: площадь земельного участка, покрываемая зоной:
24:50-6.2490-11 кв.м;
24:50-6.2255-31 кв.м;
24:50-6.2306-32 кв.м;
24:50-6.1384-77 кв.м.
Организатор аукциона – департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска. Решение о проведении аукциона принято распоряжением администрации города Красноярска от 26.12.2019 №6650-недв
Согласно протоколу о результатах аукциона от 04.06.2020 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, победителем аукциона признан ФИО1. В дело представлен договор аренды земельного участка, заключенный по результатам аукциона на право заключения договора аренды, №173 от 15.06.2020, подписанный между ДМИЗО (арендодатель) и ФИО1 (арендатор). Государственная регистрация договора произведена 23.06.2020.
10.02.2020 заявитель обращался с жалобой в УФАС по Красноярскому краю, в которой просил приостановить процедуру проведения аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, признать организатора торгов нарушившим подп.7 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и выдать предписание об отмене проведения торгов.
Решением №024/10/18.1-287/2020 от 18.02.2020 УФАС по Красноярскому краю жалоба заявителя признана необоснованной.
Заявитель обращался в ДМИЗО с заявлением от 10.02.2020 №6, в котором указал, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 является собственностью Российской Федерации и находится в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:1085, расположенного по адресу: <...>, и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование заявителю. От данного права заявитель не отказывался, и право на данный земельный участок не переоформлял. Заявитель потребовал от ДМИЗО отказаться от проведения аукциона и осуществить снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468.
В ответе от 03.03.2020 №460-х на данное обращение заявителя ДМИЗО указал, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 был образован на основании распоряжения администрации города от 15.05.2019 №2524-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. 60-лет Октября»; данный земельный участок не входит в границы земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:07 00 206:2510; 24:50:07 00 206:2511; 24:50:07 00 206:2512, образованных посредством раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:1085.
Ссылаясь на то, что полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, находящимся в государственной собственности, у департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отсутствовали, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статья 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель в обоснование требований указывает на нарушение своих прав, поскольку земельный участок, право аренды которого выставлено на торги, находится в границах земельного участка, предоставленного ему на праве постоянного бессрочного пользования собственником – Российской Федерацией, основания для распоряжения земельным участком у департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отсутствовали.
Исследовав материалы дела и заслушав позиции лиц, участвующих в деле, суд признает требования заявителя обоснованными на основании следующего.
По общему правилу, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статья 214 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
По смыслу статей 17 – 19 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 1 июля 2006 года было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее - Закон № 101-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Закон № 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Закон № 137-ФЗ введена статья 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.
Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в статье 3.1 Закона № 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.
Поскольку из содержания указанной статьи и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ, ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на 1 июля 2006 года, но и к отношениям, которые возникнут в последующем.
Одним из критериев разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности является предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац третий пункта 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Поскольку статья 3.1 введена Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на земельный участок является разграниченным.
Как следует из материалов дела, постановлением Совмина СССР от 20.08.1951 №3060 «Об объединении Досарма, Досава и Досфлота во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР), в целях улучшения военно-массовой работы среди населения, устранения параллелизма в руководстве этой работой и сокращения расходов на содержание органов Досарма, Досава и Досфлота: Досарм, Досав и Досфлот объединены в одно Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (Досааф СССР). Было установлено, что основой Досааф являются объединяемые первичные организации Досарма, Досава и Досфлота, а также вновь создаваемые первичные организации общества на предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, МТС и в учебных заведениях. Согласно приложения №1 к постановлению от 20 августа 1951 г. № 3060 определена структура ДОСААФ СССР.
Пунктом 3 Постановления Правительства от 11.10.1993 № 1042 «О мерах государственной поддержки деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации» Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом поручено передать в оперативное управление Российской оборонной спортивно-технической организации в установленном порядке отнесенное к федеральной собственности имущество бывшего ДОСААФа СССР.
Указом Президента РФ от 09.09.1994 №1845 «О Российской оборонной спортивно-технической организации» имущество, созданное за счет средств государства и переданное бывшему ДОСААФ СССР для выполнения задач по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и военно-прикладным видам спорта, было закреплено за Российской оборонной спортивно-технической организацией (РОСТО).
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 20.10.1994 №2541-р Территориальным агентствам Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом на местах указано закрепить за юридическими лицами, входящими в состав РОСТО, на договорной основе в безвозмездное срочное пользование имущество бывшего ДОСААФ СССР, созданное за счет государственных средств.
В 2003 году было принято решение добавить к аббревиатуре РОСТО прежнюю исторически значимую — ДОСААФ, общество стало называться РОСТО (ДОСААФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» общероссийская общественная организация «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)» была преобразована в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - ДОСААФ России).
ДОСААФ России осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и строится по территориальному принципу. В ее структуру входят: региональные, местные и первичные отделения ДОСААФ России. В силу п. 1.2. Устава ДОСААФ России является правопреемником РОСТО «ДОСААФ», ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации.
Пунктом 13.2 Устава ДОСААФ России определено, что ДОСААФ России является собственником принадлежащего ему имущества в целом. Структурные подразделения и учреждения ДОСААФ России имеют право оперативного управления имуществом.
30.09.1971 распоряжением Исполнительного комитета Красноярского городского Совета депутатов трудящихся №379 утвержден акт государственной комиссии от 29.09.1971 о приеме в эксплуатацию школы на 960 мест по ул.Затонской, 22 Краевого комитета ДОСААФ.
Красноярский объединенной технической школе ДОСААФ Российской Федерации, на основании решения исполкома Красноярского края горсовета от 23.10.1990 №531, с учетом корректировки от 12.01.1991, выдан государственный акт серии А-I№ 565474 на право пользования фактически занимаемой территорией общей площадью 5,03 Га, с существующими строениями по ул.Затонской, 22 в Свердловском районе г. Красноярска. В акте определены точки координат и план границ земельного участка. Акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за №772.
В соответствии с решением Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 28.09.2010 №40 утвержден устав негосударственного образовательного учреждения Красноярской объединенной технической школы Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Красноярская объединенная техническая школа Красноярский региональной (краевой) организации Общероссийской общественной организации Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФФ) переименовано в негосударственное образовательное учреждение Красноярская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
На основании вышеуказанных документов подтверждается факт принадлежности в силу закона Российской Федерации на праве собственности земельного участка, предоставленного Красноярской объединенной технической школе ДОСААФ Российской Федерации, на основании решения исполкома Красноярского края горсовета от 23.10.1990 №531, с учетом корректировки от 12.01.1991, посредством оформления государственного акта серии А-I№565474 на право пользование фактически занимаемой территории общей площадью 5,03 Га, с существующими строениями по ул. Затонской, 22 в Свердловском районе г. Красноярска.
Таким образом, полномочия на распоряжение спорным земельным участком у органа местного самоуправления на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствовали.
Согласно представленному в дело заключению кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью «Межа», оформление межевого плана земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 осуществлено с существенными нарушениями, в частности, при проведении кадастровых работ по составлению межевого плана не были учтены фактические границы земельного участка, предоставленного по государственному акту №565474, выданному 30.11.1990, в связи с чем произошло полное наложение, как показано на приложении к заключению, границ земельных участков.
Факт наложения границ предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468 ответчиками не оспаривается, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе заключением кадастрового инженера ООО «Межа», планом границ земельного участка, ситуационным планом, представленными в материалы дела. Доказательств обратного ответчиками в материалы дела не представлено.
Суду не представлено также доказательств того, что заявитель заявлял отказ от права постоянного (бессрочного пользования) земельным участком общей площадью 2987 кв.м., входящего в состав земельного участка общей площадью 5,03 Га, предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного, проведение аукциона органом местного самоуправления в отсутствие законных оснований на распоряжение земельным участком, а также распоряжение земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования на который было передано иному лицу, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя. Отчуждение третьему лицу и выставление на аукцион спорного земельного участка нарушает право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок, предоставленное по государственному акту от 30.11.1990 №565474.
На основании изложенного, в соответствии с положениями статей 166, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, проведенного Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Согласно части 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
По этой причине предъявление требования о признании торгов недействительными означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и о применении последствий ее недействительности.
Указанный вывод суда соотносится с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 2814/10, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 по делу № 301-ЭС15-12618.
Согласно протоколу о результатах аукциона от 04.06.2020 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, победителем аукциона признан ФИО1. В дело представлен договор аренды земельного участка, заключенный по результатам аукциона на право заключения договора аренды №173 от 15.06.2020, заключенный между ДМИЗО (арендодатель) и ФИО1 (арендатор).
Учитывая, что арбитражный суд пришел к выводу о признании недействительными торгов на право заключения договора аренды земельного участка, то и заключенный на его основании договор аренды земельного участка от 15.06.2020 №173 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ФИО1 является ничтожным, недействительным.
Части 1, 2 статьи 167 ГК РФ предусматривает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что применения последствий недействительности договора аренды земельного участка в виде приведения сторон в первоначальное положение не требуется, поскольку фактически земельный участок ФИО1 не передан, земельным участком ФИО1 не пользуется, земельный участок находится в фактическом владении заявителя, из владения заявителя не выбывал.
Доказательств исполнения сделки в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, исходя из материалов дела и пределов заявленного предмета требований, реституция в данном случае не применяется судом.
В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре государственная пошлина уплачивается в размере 6 000 рублей.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом в пункте 19 Постановления от 21.01.2016 № 1 Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
Таким образом, когда предъявление истцом иска не было связано с нарушением или оспариванием его прав со стороны ответчиков, основания для возложения на ответчиков обязанности по возмещению судебных расходов отсутствует. Данная позиция нашла отражение в определении Верховного Суда РФ от 15.06.2018 № 4-КГ18-32.
В рассматриваемом деле суд учитывает, что предъявление истцом рассмотренных требований обусловлено только и исключительно нарушением его прав и законных интересов Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, допустившего распоряжение не принадлежащим муниципальному образованию имуществом при проведении торгов, при этом ФИО1 какого-либо нарушения или оспаривания прав истца как участника оспариваемых торгов допущено не было.
Также судом принимается во внимание, что каких-либо самостоятельных требований к ФИО1 истцом не заявлялось, привлечение указанного лица к участию в деле в качестве соответчика обусловлено исключительно спецификой спора и необходимостью рассмотрения по инициативе суда вопроса о признании сделки недействительной и рассмотрения вопроса о применении реституции.
На основании изложенного и учитывая результат рассмотрения дела, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска о признании торгов недействительными (6 000 руб.) на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Также с учетом фактически понесенных истцом расходов на оплату государственной пошлины за принятые судом обеспечительные меры (определение от 15.06.2020), на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу заявителя подлежат возложению расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным открытый аукцион (извещение № 201216/2765789/02) на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700206:5468, проведенный Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка, заключенный по результатам аукциона на право заключения договора аренды от 15.06.2020 №173, между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ФИО1.
Взыскать с Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу профессионального образовательного учреждения «Красноярская объединенная техническая школа» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»(ИНН <***>, ОГРН <***>) 9 000 руб. государственной пошлины.
Возвратить профессиональному образовательному учреждению «Красноярская объединенная техническая школа» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»(ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру ПАО Сбербанк ГОСБ по КК 8646/91 от 28.07.2020, операция 10.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.А. Кошеварова |