АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № А33-18909/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 февраля 2021 года.
В полном объёме решение изготовлено 26 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479)
к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным ненормативного правового акта
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- ФИО1
- ФИО2 ;
- ФИО3;
- ФИО4;
- ФИО5;
- ФИО6;
- ФИО7;
- ФИО8;
- ФИО9;
- ФИО10;
- ФИО11;
- ФИО12;
- ФИО13;
- ФИО14;
- ФИО15;
- ФИО16;
- ФИО17;
- ФИО18;
- ФИО19;
- ФИО20;
- ФИО21;
- ФИО22;
- ФИО23;
- ФИО24;
- ФИО25
в присутствии:
от заявителя: ФИО26, представителя по доверенности от 06.05.2020, личность удостоверена паспортом
от органа, чей акт оспаривается: ФИО27, представителя по доверенности от 30.12.2020, личность удостоверена паспортом,
от ФИО21: ФИО28, представителя по доверенности от 21.01.2021, личность подтверждена служебным удостоверением,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.,
установил:
межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – ответчик) о признании незаконным решения, выраженного в письме №Б-3249/20 от 16.04.2020, об отказе в принятии в муниципальную собственность города Красноярска земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643.
Заявление принято к производству суда. Определением от 23.06.2020 возбуждено производство по делу. Назначены предварительное и судебное заседания на 07.08.2020.
Протокольным определением от 07.08.2020 отложено предварительное судебное заседание на 14.09.2020.
Протокольным определением от 14.09.2020 отложено предварительное судебное заседание на 12.11.2020, по ходатайству заявителя.
Определением от 12.11.2020 отложено предварительное судебное заседание на 10.12.2020, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 ФИО2 ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7. ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20
Определением от 10.12.2020 отложено предварительное судебное заседание на 21.01.2021, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25.
Определением от 21.01.2021 отложено предварительное судебное заседание на 18.02.2021, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО29.
В предварительное судебное заседание и судебное заседание третьи лица, кроме ФИО21, надлежащим образом уведомленные о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явились, представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель заявителя требования поддержал, просит суд удовлетворить заявление в полном объеме.
Представитель органа, чей акт оспаривается, возражал против удовлетворения заявления.
Представитель третьего лица дал пояснения по обстоятельствам дела, оставил рассмотрение данного дела на усмотрение суда.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.05.2020 № КУВИ-002/2020-488904 земельный участок с КН 24:50:0000000:152643, площадью 143453 кв.м., поставлен на кадастровый учет 18.07.2012, расположен по адресу: <...> имеет вид разрешенного использования под индивидуальными жилыми домами, зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией 09.07.2014. На земельном участке расположены здание с КН 24:50:0100196:193, сооружение с КН 24:50:0000000:344433, здание с КН 24:50:0100191:739.
Согласно выписке из ЕГРН от 19.08.2020 № КУВИ-002/2020-13707220 сооружение подземная ЛЭП с КН 24:50:0000000:344433, протяженностью 1044 кв.м., по адресу: г.Красноярск, расположено на земельном участке с КН 24:50:0000000:152643, зарегистрировано на праве собственности за ФИО30 24.04.2019.
Согласно выписке из ЕГРН от 19.08.2020 № КУВИ-002/2020-13707936 здание дорожного хозяйства с КН 24:50:0100196:193, по адресу: <...>, расположено в пределах земельного участка с КН 24:50:0100196:399, зарегистрировано на праве собственности за ФИО21 31.08.2018, на праве аренды за обществом с ограниченной ответственностью «Бруклин», обществом с ограниченной ответственностью «Космос»
Согласно выписке из ЕГРН от 20.08.2020 № КУВИ-002/2020-13822483 здание жилой дом с КН 24:50:0100191:739, по адресу: <...>, расположено на земельном участке с КН 24:50:0000000:152643, зарегистрировано на праве собственности за ФИО22, ФИО23, ФИО24, 15.04.2019.
Письмом от 17.09.2020 № 1-6/18577 Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по Красноярскому краю сообщила, что на основании решения государственного регистратора от 17.09.2020 установлена связь земельного участка с КН 24:50:0000000:152643 с объектами недвижимости с КН 24:50:0000000:162156, 24:50:0000000:6384, 24:50:0000000:162143
Согласно выписке из ЕГРН от 06.10.2020 № КУВИ-002/2020-26988806 на земельном участке с КН 24:50:0000000:152643 расположены объекты с КН 24:50:0100196:193, сооружение с КН 24:50:0000000:344433, здание с КН 24:50:0100191:739, 24:50:0000000:162156, 24:50:0000000:6384, 24:50:0000000:162143
Сооружения дорожного хозяйства по адресу: <...> от жилого дома № 1 до жилого дома № 42 по ул. Пасечная, КН 24:50:0000000:162156, площадью 3150 кв.м., по адресу: <...> от жилого дома № 1 до жилого дома № 15, с КН 24:50:0000000:6384, площадью застройки 1423.1 кв.м., по адресу: <...> от жилого дома № 1к до нежилого здания № 34д по ул. Минусинская, до ул. Елены Стасовой, с КН 24:50:0000000:162143, включены в реестр муниципальной собственности г. Красноярска на основании Распоряжения № 2820-недв от 30.07.2009, Распоряжения № 4671-недв от 23.09.2010.
Согласно выпискам из ЕГРН от 27.05.2020 № КУВИ-002/2020-1508392, от 06.10.2020 № КУВИ-002/2020-26989204 здание дорожного хозяйства с КН 24:50:0000000:162143, по адресу: <...> от жилого дома № 1к до нежилого здания № 34д по ул. Минусинская, до ул. Елены Стасовой, расположено на земельном участке с КН 24:50:0000000:152643, зарегистрировано на праве собственности за МО г. Красноярск 05.08.2009, передано на праве оперативного управления МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» 20.03.2018.
Согласно выпискам из ЕГРН от 27.05.2020 № КУВИ-002/2020-1508443, от 20.08.2020 № КУВИ-002/2020-13707457, от 06.10.2020 № КУВИ-002/2020-26988805 сооружение с КН 24:50:0000000:6384 , площадью застройки 1423.1 кв.м., по адресу: <...> от жилого дома № 1 до жилого дома № 15, расположено на земельном участке с КН 24:50:0000000:152643, зарегистрировано на праве собственности за МО г. Красноярск 08.02.2011, передано на праве оперативного управления МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» 20.03.2018
Согласно выпискам из ЕГРН от 27.05.2020 № КУВИ-002/2020-1508493, от 06.10.2020 № КУВИ-002/2020-26989221 здание дорожного хозяйства с КН 24:50:0000000:162156, по адресу: <...> от жилого дома № 1 до жилого дома № 42 по ул. Пасечная, расположено на земельном участке с КН 24:50:0000000:152643, зарегистрировано на праве собственности за МО г. Красноярск 13.08.2009, передано на праве оперативного управления МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» 20.03.2018.
В адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва поступили обращения многодетных граждан о предоставлении на праве собственности земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643, в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в рамках реализации положений Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
Письмами от 07.08.2019, от 26.05.2020, от 13.08.2020, от 27.11.2020 и др. в предоставлении земельных участков отказано.
Решением Кировского районного суда от 26.09.2019 по делу № 2а-2553/2019, оставленным без изменения кассационным определением от 10.06.2020 отказ в предоставлении земельного участка признан законным.
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва письмом от 17.03.2020 № 24-АВ-08/3337 обратилось в адрес Администрации г. Красноярска с предложением о рассмотрении вопроса безвозмездной передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643, находящего в федеральной собственности в соответствии с главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях последующего вовлечения в хозяйственный оборот в рамках реализации положений Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска письмом № Б-3249/20 от 16.04.2020 сообщил, что считает нецелесообразным безвозмездную передачу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643 в связи с тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне -зона рекреационная лесопарковая (Р-1). В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Красноярска, основные виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны (Р-1), не содержат вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1). Размещение индивидуальных жилых домов возможно только в территориальной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В ответ на обращение министерства строительства Красноярского края от 19.08.2020 № 82-3860/8 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска письмом от 19.08.2020 № 82-3860/8 по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643 многодетным гражданам в рамках компетенции департамента сообщил следующее.
Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ установлено право определения порядка и случаев предоставления земельных участков многодетным гражданам на уровне субъектов Российской Федерации.
На территории Красноярского края предоставление земельных участков многодетным гражданам для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с законом Красноярского края 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
За период действия Закона края на территории города многодетным семьям предоставлено 884 земельных участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Правилами землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 определены границы территориальных зон в пределах городского округа Красноярска. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:152643 расположен в территориальных зонах: коммунально-складской зоне (П-3), зоне застройки жилыми домами (Ж-1), зоне рекреационной лесопарковой (Р-1), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Земельные участки в границах территориальной зоны Ж-1 заняты существующей (уже сложившейся) жилой застройкой.
Территориальные зоны П-3, ИТ, Р-1 не предусматривают размещение индивидуальных жилых домов.
В ответ на обращение министерства строительства Красноярского края от 19.08.2020 № 82-3860/8 управление архитектуры администрации города Красноярска письмом от 24.08.2020 № 21682 направило сведения из разделов 3, 5, 7, 12 ГИСОГД на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:152643.
Не согласившись с решением департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, выраженным в письме №Б-3249/20 от 16.04.2020, об отказе в принятии в муниципальную собственность города Красноярска земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы присутствующих в заседании лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законны интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам, так и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на орган, чей акт, оспаривается заявителем, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявитель оспаривает решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска выраженное в письме №Б-3249/20 от 16.04.2020, об отказе в принятии в муниципальную собственность города Красноярска земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края 12.06.2020, то есть срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.
В соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденным постановлением администрации г.Красноярска от 23.05.2013 № 110-р, департамент является органом администрации г.Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землей и городскими лесами.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.12.2007 № 828-0-П разъяснил, что положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из, федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято Определение от 07.02.2012 № 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. Согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения (правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.06.2006 № 8-П и определениях от 07.12.2006 № 542-0 и от 04.12.2007 № 828-О-П).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 23.03.2015 № 302-ЭС15-1097 по делу № А78-1682/2014, при возражении органа местного самоуправления против передачи спорного имущества в муниципальную собственность, органом федеральной власти по указанной категории споров должна быть доказана возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Как установлено судом, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва письмом от 17.03.2020 № 24-АВ-08/3337 обратилось в адрес Администрации г. Красноярска с предложением о рассмотрении вопроса безвозмездной передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643, находящего в федеральной собственности в соответствии с главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях последующего вовлечения в хозяйственный оборот в рамках реализации положений Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
В качестве основания безвозмездной передачи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643 в муниципальную собственность Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва указало на следующие основания: в границах земельного участка расположены объекты недвижимости - сооружения дорожного хозяйства с кадастровыми номерами: 24:50:0000000:162143, 24:50:0000000:6384, 24:50:0000000:162156, которые учтены в реестре муниципальной собственности города Красноярска; Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не является уполномоченным органом по предоставлению многодетным гражданам земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также постановке их на очередь на предоставление земельного участка, так как отсутствует подзаконный нормативный правовой акт, на основании которого территориальное управление федерального агентства наделялось бы полномочиями для предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, многодетным гражданам в собственность бесплатно без проведения торгов.
Предоставление земельных участков многодетным семьям для одной из следующих целей по своему выбору: ведение для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
В соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р, департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно статье 29.2 Закона края от 04.12.2008 № 7-2542 при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 Закона края от 04.12.2008 № 7-2542 документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
Таким образом, Законом края от 04.12.2008 № 7-2542 предусмотрено, что предоставление земельных участков многодетным гражданам возможно как исполнительным органом государственной власти, так органом местного самоуправления, в рамках их полномочий.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города от 19.07.2013 № 156-р, муниципальная услуга предоставляется департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города по письменному заявлению.
Отсутствие подзаконного нормативного акта, наделяющего Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва полномочиями по предоставлению многодетным гражданам земельных участков, не является основанием обязывающем департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска принять в муниципальную собственность земельный участок из федеральной собственности.
Статьей 29.5 Закона края от 04.12.2008 № 7-2542 определен порядок, бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
При поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 Закона края от 04.12.2008 № 7-2542, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам -образование которых не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации и т.д.
На основании части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Образование в результате требуемого многодетными гражданами раздела нового земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения индивидуальных жилых домов», расположенного в указанной выше территориальной зоне, противоречит требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования.
В целях определения территориальных зон Правилами землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122, установлено в пределах границ города Красноярска территориальное планирование и зонирование территории города. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Правилами основные виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны (Р-1), не содержат вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1). Размещение индивидуальных жилых домов возможно только в территориальной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
По Сведениям из ГИСОГД земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:152643 расположен в территориальных зонах: коммунально-складской зоне (П-3), зоне застройки жилыми домами (Ж-1), зоне рекреационной лесопарковой (Р-1), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Земельные участки в границах территориальной зоны Ж-1 заняты существующей (уже сложившейся) жилой застройкой. Территориальные зоны П-3, ИТ, Р-1 не предусматривают размещение индивидуальных жилых домов. Испрашиваемые в целях индивидуального жилищного строительства многодетными семьями земельные участки (в том числе 152643:ЗУ32, 152643:ЗУ31, 152643:ЗУ30 и 152643:ЗУ29) расположены в территориальной зоне - зона рекреационная лесопарковая (Р-1).
Следовательно, передача земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, с целью последующего предоставления многодетным гражданам не направлено на решение вопросов местного значения, не обеспечивает баланс интересов всех сторон правоотношения.
Кроме того, в соответствии со ст.39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц, в т.ч. в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;
Согласно п.1 ст.39.1. Земельного кодекса Российской Федерации определено, что передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Суду не представлено доказательств, что муниципальное образование «г.Красноярск» обращалось к заявителю с соответствующим заявлением, т.е. выражало определенное волеизъявление о передаче земельного участка в муниципальную собственность.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также факт возражения департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска против передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность, при этом заявителем не доказана возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения, решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, выраженного в письме №Б-3249/20 от 16.04.2020, об отказе в принятии в муниципальную собственность города Красноярска земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643, является законным, соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. Заявление межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва удовлетворению не подлежит.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным решения департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, выраженного в письме №Б-3249/20 от 16.04.2020, об отказе в принятии в муниципальную собственность города Красноярска земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643, отказать.
Оспариваемый ненормативный акт проверен судом на соответствие положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что решение в окончательной форме будет изготовлено в течение 5 рабочих дней, подписано в виде электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Р.В. Лесков |