ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-19615/18 от 15.11.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

ноября 2018 года

Дело № А33-19615/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 ноября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Тимергалеевой О.С. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Романа Михайловича (ИНН 246500469586, ОГРН 309246824500120, Красноярский край, с. Тюльково)

к администрации города Дивногорска  (ИНН 2446002640, ОГРН 1022401254721, г. Дивногорск)

о признании бездействия незаконным, обязании оформить документы в собственность,

с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица:

- муниципальное казенное учреждение «Архитектурно-планировочное бюро»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Чайка С.В., представителя по доверенности от 06.06.2017, личность установлена паспортом,

от органа, чей ненормативный акт оспаривается: Кудашовой С.В., представителя по доверенности от 10.05.2018 № 16-пр, личность установлена паспортом,

в отсутствие представителей заинтересованного лица,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Е. Бердыевой,

установил:

индивидуальный предприниматель Скрипальщиков Роман Михайлович (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Дивногорска (далее – орган, бездействие которого обжалуется)

- о признании бездействия незаконным по не рассмотрению заявления от 23.11.2017  заявителя и не оформлению и не направлению документов на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:46:0202004:87;

- обязании оформить и направить в адрес заявителя документы на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:46:0202004:87.

Определением от 27.07.2018 заявление оставлено судом без движения.

В арбитражный суд от заявителя 18.08.2018 поступили документы, устраняющие обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.08.2018возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание и судебное заседание назначены на 24.09.2018, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное казенное учреждение «Архитектурно-планировочное бюро».

В предварительном судебном заседании 24.09.2018 на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение.

Протокольным определением от 24.09.2018, учитывая необходимость представления дополнительных доказательств в материалы дела, судебное заседание отложено, с учетом отпуска состава суда и графика назначенных судебных заседаний, на 15.11.2018.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в судебном заседании не явилось, представителей не направило. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в его отсутствие.

В материалы дела 06.11.2018 от заявителя поступили возражения на отзыв и дополнительные документы, которые на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены судом к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, устно огласил позицию по делу, пояснил, что отзыв органа, чей ненормативный акт оспаривается, не получал.

Представитель органа, чей ненормативный акт оспаривается, в заявленных требованиях просит отказать, представил в материалы дела дополнительные документы, которые на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены судом к материалам дела.

Суд заслушал пояснения представителей заявителя и органа, чей ненормативный акт оспаривается, задал им дополнительные вопросы.

Суд исследовал письменные материалы по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Решением Дивногорского городского суда от 12.02.2013 по делу № 2-9/2013 суд обязал администрацию муниципального образования город Дивногорск принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации на шинопроводе № 2 лит. 1 протяженностью 235 м и шинопроводе № 4 лит. 2 протяженностью 248 м, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-110 кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди (до помещения расширяемой части) электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводская, а также обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2015 по делу № А33-6711/2014, оставленным без изменения постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 26.04.2016, признано за открытым акционерным обществом «Дивногорский завод низковольтных автоматов» право собственности на следующее имущество:

- сооружение - шинопровод №2, протяженность 235,0 м., кадастровый номер 24:46:0202004:75, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводская;

- сооружение - шинопровод №4, протяженность 248,0 м., кадастровый номер 24:46:0202004:76 расположенный по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-1 10 кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводская.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2018 в передаче кассационных жалоб администрации города Дивногорска Красноярского края и муниципального унитарного предприятия электрических сетей для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.

21.04.2017 между индивидуальным предпринимателем Скрипальщиковым Романом Михайловичем (покупатель) и открытым акционерным обществом «Дивногорский завод низковольтных автоматов» (продавец) подписан договору купли-продажи имущества, согласно пункту 1.1 которого в соответствии с условиями договора продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель – принять и оплатить следующее имущество ОАО «ДЗНВА»: лот № 5. Предмет торгов:

- сооружение – шинопровод № 2, назначение: электроснабжения, протяженность 235 м, адрес (местонахождение) объекта: Россия, Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-110 кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводская. Кадастровый номер 24:46:0202004:75;

- сооружение – шинопровод № 4, назначение: электроснабжения, протяженность 248 м, адрес (местонахождение) объекта: Россия, Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-110 кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводская. Кадастровый номер 24:46:0202004:76.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, о чем свидетельствуют соответствующие записи.

По акту приема-передачи недвижимого имущества от 27.04.2017 сооружения, указанные в пункте 1.1 договора купли-продажи имущества, переданы продавцом покупателю.

21.07.2017 между Неустроевым Анатолием Анатольевичем, Деминым Владиславом Анатольевичем, Ковригиной Татьяной Владимировной, Джиоевым Андреем Ивановичем, Джиоевой Натальей Николаевной, Наделяевым Владимиром Дмитриевичем, Анисимовой Ириной Андреевной, Шитовой Ольгой Валентиновной (продавцы) и индивидуальным предпринимателем Скрипальщиковым Романом Михайловичем (покупатель) подписан договор купли-продажи с рассрочкой платежа, согласно пункту 1 которого продавцы продают (обязуются передать), а покупатель покупает (обязуется принять и оплатить) недвижимое имущество: сооружение со следующими характеристиками объекта недвижимости: кадастровый номер 24:46:0202004:92, вид объекта недвижимости: сооружение; наименование: гибкий токопровод 10 кВ, 1 очереди (шинопровод 1, шинопровод 3), назначение: 1.1 сооружения электроэнергетики; вид жилого помещения: данные отсутствуют; основная характеристика (для сооружений): протяженность 217 м; адрес: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-10кВ ПС «Дивногорская» до нежилого помещения № 1 по ул. Заводская, 1з, кадастровая стоимость не определена.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 06.07.2017 объекты с кадастровыми номерами 24:46:0202004:75, 24:46:0202004:76, 24:46:0202004:92, принадлежащие на праве собственности заявителю, расположены в том числе на земельном участке с кадастровым номером 24:46:0202004:87, который на праве собственности принадлежит муниципальному образованию г. Дивногорск Красноярского края.

23.11.2017 вх. № 8173 заявитель обратился к главе города Дивногорска с заявлением, в котором просил предоставить в собственность земельный участок площадью 2 794 кв.м., с кадастровым номером 24:46:0202004:87, на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 24:46:0202004:75, 24:46:0202004:76, 24:46:0202004:92.

Письмом от 13.12.2017 № 5568 администрация города Дивногорска сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 24:46:0202004:87 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости обременен правом аренды по договору от 12.09.2013 № 113а в пользу иного лица. Администрация города Дивногорска проводит работу по расторжению договора аренды и снятию арендных прав по земельному участку с кадастровым номером 24:46:0202004:87, в связи с чем уведомила о продлении срока рассмотрения обращения на 30 дней в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Письмом от 23.03.2018 заявитель просил выдать ему правоустанавливающие документы и договор купли-продажи для подписания и оплаты.

16.04.2018 заявитель обратился в Дивногорский городской суд Красноярского края с административным заявлением к администрации города Дивногорска о признании незаконным бездействия администрации города Дивногорска Красноярского края по не рассмотрению заявления от 23.11.2017  заявителя и не оформлению и не направлению документов на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:46:0202004:87.

Определением Дивногорского городского суда Красноярского края от 17.07.2018 по делу № 2а-463/2018 установлено, что заявитель обратился в суд с административным иском к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления от 23.11.2017. Суд определил прекратить производство по административному иску Скрипальщикова Романа Михайловича к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности по направлению документов на представление в собственность земельного участка в связи с его  неподведомственностью суду общей юрисдикции.

Полагая, что бездействие администрации города Дивногорска не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, индивидуальный предприниматель Скрипальщиков Роман Михайлович с настоящим заявлением.

Ответчик в отзыве указал, что требования заявителя не признает, в целях недопущения удорожания стоимости тепловой энергии в муниципальном образовании, не принимает решение, связанное с отчуждением земельного участка заявителю; полагал, что срок на обращение в суд у заявителя истек; бездействие допущено не администрацией, а МКУ «АПБ»; возражал против заявленного восстановительной меры с учетом компетенции суда и ответчика.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законны интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам, так и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления суд оценивает решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц на соответствие законам и иным нормативным правовым актам. Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на ответчика в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Предметом спора в настоящем деле является бездействие администрации города Дивногорскапо не рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Романа Михайловича от 23.11.2017 вх. № 8173.

С заявлением в арбитражный суд заявитель обратился 20.07.2018 - с пропуском трехмесячного срока, определенного в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом заявителем одновременно подано ходатайство о восстановлении указанного срока.

В обоснование заявленного ходатайства заявитель ссылается на то, что 16.04.2018 он обратился в Дивногорский городской суд Красноярского края с административным заявлением к администрации города Дивногорска о признании незаконным бездействия администрации города Дивногорска Красноярского края по не рассмотрению заявления от 23.11.2017 заявителя и не оформлению и не направлению документов на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:46:0202004:87.

Определением Дивногорского городского суда Красноярского края от 17.07.2018 по делу № 2а-463/2018 установлено, что заявитель обратился в суд с административным иском к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления от 23.11.2017. Суд определил прекратить производство по административному иску Скрипальщикова Романа Михайловича к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности по направлению документов на представление в собственность земельного участка в связи с его  неподведомственностью суду общей юрисдикции.

Из содержания статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Необходимость направления ответа на обращение заказным письмом с уведомлением действующим законодательством и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ не предусмотрена.

В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, простая письменная корреспонденция по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) принимается от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляется адресату без его расписки в получении.

Поскольку срок на обжалование ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, следует исчислять с даты получения данного акта, при отсутствии доказательств вручения такого акта у суда нет оснований для признания данного срока пропущенным ввиду следующего.

Судом установлено, что заявитель, полагая, что ответ органом не дан, пытался защитить свое нарушенное право путем обжалования в суде бездействия органа, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии у заявителя информации об оспариваемом ненормативном правовом акте, исходя из реализации заявителем права на судебную защиту посредством обращения в Дивногорский городской суд Красноярского края с заявлением к администрации города Дивногорска о признании незаконным бездействия администрации города Дивногорска Красноярского края по не рассмотрению заявления от 23.11.2017  заявителя и не оформлению и не направлению документов на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:46:0202004:87.

Определением Дивногорского городского суда Красноярского края от 17.07.2018 по делу № 2а-463/2018 установлено, что заявитель обратился в суд с административным иском к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления от 23.11.2017. Суд определил прекратить производство по административному иску Скрипальщикова Романа Михайловича к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности по направлению документов на представление в собственность земельного участка в связи с его  неподведомственностью суду общей юрисдикции.

При этом органом, чей ненормативный правовой акт оспаривается, не представил в материалы дела ни ответ заявителю, ни доказательства его направления.

Учитывая изложенное, а также обращение заявителя в Дивногорский городской суд Красноярского края в пределах трехмесячного срока, предусмотренного законом, суд, рассмотрев указанное ходатайство, полагает, что причины пропуска срока являются уважительными, срок подлежит восстановлению.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа  земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Статья 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В силу положений пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации лицу необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и указать необходимые данные, предусмотренные данной нормой.

Пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

23.11.2017 вх. № 8173 заявитель обратился к главе города Дивногорска с заявлением, в котором просил предоставить в собственность земельный участок площадью 2 794 кв.м., с кадастровым номером 24:46:0202004:87, на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 24:46:0202004:75, 24:46:0202004:76, 24:46:0202004:92.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 06.07.2017 объекты с кадастровыми номерами 24:46:0202004:75, 24:46:0202004:76, 24:46:0202004:92, принадлежащие на праве собственности заявителю, расположены в том числе на земельном участке с кадастровым номером 24:46:0202004:87, который на праве собственности принадлежит муниципальному образованию г. Дивногорск Красноярского края.

Письмом от 13.12.2017 № 5568 администрация города Дивногорска сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 24:46:0202004:87 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости обременен правом аренды по договору от 12.09.2013 № 113а в пользу иного лица. Администрация города Дивногорска проводит работу по расторжению договора аренды и снятию арендных прав по земельному участку с кадастровым номером 24:46:0202004:87, в связи с чем уведомила о продлении срока рассмотрения обращения на 30 дней в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Письмом от 23.03.2018 заявитель просил выдать ему правоустанавливающие документы и договор купли-продажи для подписания и оплаты.

В материалы дела доказательств ответа на заявление от 23.11.2017 вх. № 8173 администрацией города Дивногорска не представлено.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, устанавливающим также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно частям 2 и 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

По подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органами местного самоуправления гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, вышеприведенным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ закреплено право лица на получение ответа на письменное обращение, адресованное органу местного самоуправления, которому корреспондирует соответствующая обязанность органа (его должностных лиц) на подготовку ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно пункту 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, в период спорных отношений администрация города Дивногорска была уполномочена рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Скрипальщикова романа Михайловича от 23.11.2017, но в установленный законом срок заявление не рассмотрела.

Довод ответчика о том, что бездействие допущено МКУ «АПБ», а не администрацией города Дивногорска, отклоняется судом ввиду следующего.

Постановлением администрации города Дивногорска от 13.07.2017 № 134п утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставлением юридическим и физическим лицам в собственность земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в муниципальной собственности. Согласно пункту 2.2 регламента предоставление услуги осуществляется последовательными действиями МКУ «АПБ».

Однако заявитель обратился в администрацию города Дивногорска, которая в соответствии с пунктом 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» уполномочена рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Скрипальщикова романа Михайловича, следовательно, довод ответчика противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного, суд считает обоснованным заявление индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Романа Михайловича о признании незаконным бездействия администрации города Дивногорска, выраженное в нерассмотрении заявления от 23.11.2017 (вх. № 8173) Скрипальщикова Романа Михайловича о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 794 кв.м. с кадастровым номером 24:46:0202004:87, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-110кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводской, с разрешенным использованием – для размещения шинопровода, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.

Часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд, учитывая установленные по делу обстоятельства, а также то, что заявление предпринимателя Скрипальщикова Романа Михайловича о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 794 кв.м. с кадастровым номером 24:46:0202004:87, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-110кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводской, с разрешенным использованием – для размещения шинопровода в соответствии с требованиями статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не рассмотрено, что входит в компетенцию администрации города Дивногорска путем принятия предусмотренных указанными нормами права решений с учетом имеющихся в администрации заявлений и документов, руководствуясь принципом разделения властей, полагает возможным применить восстановительную меру в виде обязания администрации города Дивногорска рассмотреть заявление от 23.11.2017 (вх. № 8173) Скрипальщикова Романа Михайловича о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 794 кв.м. с кадастровым номером 24:46:0202004:87, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-110кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводской, с разрешенным использованием – для размещения шинопровода, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Заявителем при обращении в суд оплачена государственная пошлина платежным поручением от 17.07.2018 № 903 в размере 300 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Романа Михайловича удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Дивногорска, выраженное в нерассмотрении заявления от 23.11.2017 (вх. № 8173) Скрипальщикова Романа Михайловича о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 794 кв.м. с кадастровым номером 24:46:0202004:87, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-110кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводской, с разрешенным использованием – для размещения шинопровода, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.

В порядке устранения нарушений прав заявителя обязать администрацию города Дивногорска рассмотреть заявление от 23.11.2017 (вх. № 8173) Скрипальщикова Романа Михайловича о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 794 кв.м. с кадастровым номером 24:46:0202004:87, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, от здания ЗРУ-110кВ ПС «Дивногорская» до здания 2 очереди электрокотельной ОАО «ДЗНВА» по ул. Заводской, с разрешенным использованием – для размещения шинопровода, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации города Дивногорска (ИНН 2446002640, ОГРН 1022401254721) в пользу индивидуального предпринимателя Скрипальщикова Романа Михайловича (ИНН 246500469586, ОГРН 309246824500120) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.С. Тимергалеева