АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
06 ноября 2012 года
Дело № А33-19917/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 октября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Калашниковой К.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Красноярск, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 20.10.2010)
к муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (Красноярский край, Емельяновский р-н, п. Емельяново, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения,
об обязании принять решение о предоставлении в собственность заявителю путем выкупа земельного участка, подготовить и направить заявителю подписанный проект договора купли-продажи земельного участка,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Емельяновского района Красноярского края,
в присутствии:
от заявителя: Стригоцкой Н.Г. – представителя по доверенности от 18.07.2012 №11-2313;
от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 28.09.2012;
от третьего лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 10.09.2012;
при ведении протокола судебного заседания секретарем Токмаковым Г.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее – ответчик, Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры) о признании незаконным решения, выразившегося в отказе (письмо от 28.10.2011 №3707) предоставить в собственность заявителя путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047, общей площадью 55001 кв.м, расположенного по адресу: <...> км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), участок №15; об обязании в месячный срок со дня вступления решения Арбитражного суда Красноярского края в законную силу принять решение о предоставлении в собственность заявителю путем выкупа земельного участка, подготовить и направить заявителю подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047, общей площадью 55001 кв.м, расположенного по адресу: <...> км. автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), участок №15.
Заявление принято к производству суда. Определением от 09.12.2011 возбуждено производство по делу. Определением от 21.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Емельяновского района Красноярского края.
В судебном заседании экспертом ФИО3 даны пояснения по вопросам суда и представителей сторон. Экспертом указано, что в соответствии со всеми техническими и градостроительными нормами для эксплуатации расположенных на земельном участке объектов недвижимости необходим земельный участок площадью 83000 кв.м; рекреационная зона на спорном земельном участке фактически отсутствует; при проведении экспертизы, в том числе, использовался СНиП 11-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий, утв. постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 21.12.1976 №219, согласно которому сельскохозяйственное производство включает в себя, в том числе, эксплуатацию, хранение и ремонт сельскохозяйственной техники; в связи с необходимостью ремонта, хранения и эксплуатации сельскохозяйственной техники сельскохозяйственные предприятия могут располагаться на землях населенных пунктов.
Представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения заявления возражал. В письменных отзыве на иск, дополнительных возражениях привел следующие доводы:
-земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства;
-в соответствии с генеральным планом п. Солонцы, утвержденным 06.03.2007 решением Солонцовского сельского Совета депутатов, земельный участок входит в состав рекреационных зон, предназначенных для отдыха граждан и туризма; на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению; администрация Емельяновского района не имеет возможности предоставить земельный участок в зоне рекреационного назначения; объекты недвижимости, размещенные на земельном участке, возведены без учета градостроительных норм, целевому назначению земельного участка не соответствуют, по существу могут рассматриваться как вспомогательные объекты недвижимости;
-вспомогательный характер строений и сооружений подтверждается и тем, что при их возведении истцом не было получено разрешение на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); объекты недвижимости прошли государственную регистрацию в упрощенном порядке;
-в предоставлении земельного участка отказано в связи с несоответствием находящихся на участке строений и сооружений генеральному плану Солонцовского сельсовета, а также их вспомогательных назначений применительно к существующему виду разрешенного использования земельного участка;
-категория земельного участка с категории – земли сельскохозяйственного назначения изменилась на категорию – земли населенных пунктов в соответствии с утверждением генерального плана поселка Солонцы, земельный участок вошел в границы населенного пункта; в связи с изменением категории земельного участка необходимо изменить также адрес земельного участка – указать населенный пункт земельного участка;
-учитывая, что пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах называет земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, и то, что на спорном земельном участке зданий (строений) сельскохозяйственного назначения не имеется, предоставление данного участка в собственность заявителю невозможно;
-фактическая площадь, занятая объектами недвижимого имущества, расположенными на земельном участке, намного меньше, чем испрашиваемый заявителем земельный участок;
-в настоящее время земельный участок фактически используется под автотехцентр, в то время как земельные участки необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования; право пользования земельным участком прекращается принудительно при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
-заявитель нарушил процедуру предоставления земельного участка;
-судебные издержки на оплату услуг представителя не подлежат взысканию, поскольку само заявление в целом удовлетворению не подлежит; доказательства, свидетельствующие о разумности судебных издержек, заявитель не представил, сумма (70 000 руб.) является завышенной; специальных познаний для участия в данном процессе не требуется; помимо заявления и возражений на доводы отзыва представитель заявителя каких-либо документов не составлял.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании постановлений администрации Емельяновского района от 27.10.2006 №1067, от 28.11.2006 №1163 и договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 04.12.2006 №77 (зарегистрированного в установленном порядке 17.01.2007 за №24-24-20/023/2006-453) отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района (арендодателем) в аренду АНО «Общественная палата Красноярского края» (арендатору) на срок с 27.10.2006 по 26.10.2055 для сельскохозяйственного производства (вид разрешенного использования) был предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (категория земель), с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047, общей площадью 55001 кв.м, находящийся по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), участок №15. Приемка-передача земельного участка оформлена актом от 04.12.2006.
В соответствии с соглашением от 16.11.2007 АНО «Общественная палата Красноярского края» передала права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды от 04.12.2006 №77 предпринимателю ФИО4, который по соглашению от 17.01.2009 передал данные права ФИО1
Соглашения о перенайме зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 13.12.2007 за №24-24-10/030/2007-373 и 02.03.2009 за №24-24-10/006/2009-309.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.04.2011 по делу №А33-17942/2010 по заявлению ФИО1 признано недействительным постановление Администрации Емельяновского района Красноярского края №3344 от 06.10.2010 «О прекращении права аренды ФИО1 земельным участком, расположенным по адресу: Емельяновский район, 0-й км. Автодороги Красноярск-Солонцы (правя сторона), участок №15». Признано недействительной ничтожной сделкой одностороннее расторжение Администрацией Емельяновского района договора аренды от 04.12.2006 №77. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ФИО1 и применения последствий недействительной сделки суд обязал Управление Росреестра по Красноярскому краю восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации ограничения (обременения) земельного участка с кадастровым номером 24:11:290109:0047, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км. автодороги «Красноярск – Солонцы» (правая сторона), участок №15 в виде аренды, на основании договора аренды №77 находящегося в государственной собственности земельного участка от 04.12.2006, с учетом соглашений о передаче прав и обязанностей (перенаем) от 16.11.2007 и 17.01.2009.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) от 19.11.2011 №01/191/2011-126 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047 установлено обременение в виде аренды на срок с 17.01.2007 по 26.10.2055 в пользу ФИО1 Иных обременений (ограничений) права не имеется.
В кадастровом плане земельного участка от 11.01.2006 №11/06-155, прилагаемом к договору, категорией земель земельного участка указано – земли сельскохозяйственного назначения (весь), разрешенным использованием (назначением) – для сельскохозяйственного производства.
Решением Солонцовского сельского Совета депутатов от 06.03.2007 №16-1р утвержден генеральный план п. Солонцы Солонцовского сельсовета Емельяновского района.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.05.2009 по делу №А33-17664/2008 признаны недействительными постановление администрации Солонцовского сельсовета от 10.11.2008 №314 «Об изменении целевого назначения» и постановление администрации Солонцовского сельсовета от 16.09.2008 №262 «О согласии с изменением целевого назначения земельных участков из земель сельхозиспользования в земли рекреационного назначения согласно зонированию Генерального плана поселка Солонцы» в части изменения целевого назначения земельных участков из земель сельхозиспользования в земли рекреации с кадастровыми номерами 24:11:290109:0047 и 24:11:290109:0048, расположенных в квартале «Южная промзона» п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края. Признано недействительным решение Солонцовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 02.10.2008 №32-03 в части утверждения изменения целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:290109:0047 и 24:11:290109:0048 из категории земель сельскохозяйственного использования в земли рекреационного назначения.
В кадастровых паспортах земельного участка от 28.07.2011 №24ЗУ/11-119351, от 02.04.2012 №24/12-84696 земельный участок с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047 определен как земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов (весь) и имеющий разрешенным использованием – сельскохозяйственное производство. Перечислены объекты недвижимости, которыми занят земельный участок, а именно: КТП кадастровый номер 24:11:0000000:0:1450, воздушная линия электропередачи напряжением 10кВ условный номер 24-24-10/016/2011-774, воздушная сеть уличного освещения условный номер 24-24-10/025/2011-161, забор (ограждение) условный номер 24-24-10/025/2011-164, хозяйственное строение условный номер 24-24-10/007/2010-302, хозяйственное строение условный номер 24-24-10/034/2010-145, воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ условный номер 24-24-10/025/2011-163, хозяйственные строения с условными номерами 24-24-01/213/2011-175 и 24-24-01/213/2011-176.
Названные объекты недвижимости также указаны в межевых планах земельного участка в числе объектов, расположенных на земельном участке.
Свидетельствами о государственной регистрации права от 17.09.2010 серии 24ЕИ №833993, от 22.10.2010 серии 24ЕИ №826149, от 05.03.2010 серии 24ЕИ №516193, от 05.03.2010 серии 24ЕИ №516192, от 08.06.2011 серии 24ЕК №181099, от 08.06.2011 серии 24ЕК №181098, от 08.06.2011 серии 24ЕК №181100, от 08.06.2011 серии 24ЕК №181097, от 24.06.2011 серии 24ЕК №209118, от 17.10.2011 серии 24ЕК №287076, от 17.10.2011 серии 24ЕК №287077, выписками из ЕГРП от 18.11.2011 №01/191/2011-117, от 18.11.2011 №01/191/2011-127, от 18.11.2011 №01/191/2011-125, от 18.11.2011 №01/191/2011-124, от 18.11.2011 №01/191/2011-123, от 18.11.2011 №01/191/2011-122, от 18.11.2011 №01/191/2011-121, от 18.11.2011 №01/191/2011-120, от 18.11.2011 №01/191/2011-119, от 18.11.2011 №01/191/2011-118 подтверждено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат:
-нежилое одноэтажное хозяйственное строение общей площадью 303,1 кв.м, по адресу: <...> участок №29, строение 3, с условным номером 24-24-10/034/2010-145,
-КТП, нежилое, 0-этажное, общей площадью 4,2 кв.м, инв. №01:2638:009422, лит. №1, по адресу: <...> участок №29, сооружение 1, с кадастровым номером 24:11:0000000:0:1450,
-нежилое одноэтажное хозяйственное строение общей площадью 130 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), строение 1, с условным номером 24-24-10/007/2010-302,
-нежилое одноэтажное сооружение – подстанция общей площадью 5 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), д. 15, с условным номером 24-24-10/007/2010-303,
-забор (ограждение) общей площадью 983 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), 15, с условным номером 24-24-10/025/2011-164,
-воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ общей площадью 620 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), 15, с условным номером 24-24-10/025/2011-163,
-воздушная сеть уличного освещения общей площадью 1110 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), 15, с условным номером 24-24-10/025/2011-161,
-воздушная линия электропередачи напряжением 10кВ общей площадью 494 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), 15, с условным номером 24-24-10/025/2011-162,
-воздушная линия электропередачи напряжением 10кВ общей площадью 550 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), 15, с условным номером 24-24-10/016/2011-774,
-нежилое одноэтажное хозяйственное строение общей площадью 45 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), №15, строение 2, с условным номером 24-24-01/213/2011-175,
-нежилое хозяйственное строение общей площадью 5,9 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-й км автодороги Красноярск - Солонцы (правая сторона), №15, строение 1, с условным номером 24-24-01/213/2011-176.
01.08.2011 (вх. №3778) ФИО1 в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры с заявлением от 01.08.2011 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047, занятого принадлежащими ей объектами недвижимости.
Письмом от 24.08.2011 №2911 Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры сообщило о необходимости подтвердить сельскохозяйственное назначение зданий, расположенных на земельном участке.
С заявлением от 29.09.2011 (вх. №6155 от 29.09.2011) ФИО1 дополнительно представила в Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры выписки из ЕГРП на 9 объектов недвижимости и копии технических паспортов на строения №3, №15 и сооружение №1.
Письмом от 28.10.2011 №3707 Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры отказало ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность в связи с несоответствием размещения строений и сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, генеральному плану Солонцовского сельсовета (согласно которому земельный участок входит в состав рекреационных зон, предназначенных для отдыха граждан и туризма), а также их вспомогательных назначений применительно к существующему виду разрешенного использования земельного участка.
Согласно техническому заключению от 04.03.2012 шифр М08-2/12-ОР, выполненному ООО «СибПроектРеконструкция», земельный участок по адресу: <...> км автодороги Красноярск - Солонцы, участок №15, с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047, площадью 55001 кв.м, соответствует необходимой норме для обслуживания и эксплуатации всего земельного участка.
ОАО «Проектный, научно-исследовательский и конструкторский институт «КРАСНОЯРСКИЙ ПРОМСТРОЙНИИПРОЕКТ» подготовлено «Обоснование необходимых площадей для безопасной эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости, находящихся на земельном участке №15 с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047, по адресу: <...> км автодороги Красноярск – Солонцы», в котором указано, что в результате проведенного обоснования площадь существующих объектов с учетом подъездных автомобильных дорог, охранных зон линий электропередач, озеленения и перспективного развития соответствует территория земельного участка площадью 55001 кв.м.
По определению суда об истребовании доказательств от 18.06.2012 Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю представлены кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047 и кадастровый план территории 24:11:29:0109.
Определением от 16.07.2012 по ходатайству ФИО1 судом назначена земелеустороительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт кадастра, эксперту ФИО3
На разрешение эксперта поставлен вопрос о площади земельного участка, необходимого для эксплуатации следующих объектов недвижимости (с учетом их назначения) с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка:
-хозяйственного строения, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 303,1 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <...> участок № 29, стр. 3;
-хозяйственного строения, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 130 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <...> участок № 29, стр. 1;
-КТП, назначение: нежилое, 0-этажное, общей площадью 4,2 кв.м., инв. №01:2638:009422, лит. № 1, расположенного по адресу: <...> участок № 29, сооружение 1;
-хозяйственного строения, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 45 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15, стр. 2;
-забора (ограждения), назначение: нежилое, 0-этажное, общей площадью 983 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15;
-воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, назначение: нежилое, общей площадью 620 кв.м., расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15;
-воздушной сети уличного освещения, назначение: нежилое, общей площадью 1110 кв.м., расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15;
-воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ, назначение: нежилое, общей площадью 494 кв.м., расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15;
-воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ, назначение: нежилое, общей площадью 550 кв.м., расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15;
-сооружения-подстанции, назначение: нежилое, общей площадью 5 кв.м., расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 07.09.2012 №01/12-55 площадь земельного участка с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047, необходимая для использования объектов недвижимости и объектов, расположенных в его границах (с учетом их назначения), с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства составляет 55001 кв.м. В соответствии с целевым назначением земельного участка (для сельскохозяйственного производства) и функциональным назначением объектов, расположенных в его границах, согласно строительным нормам и правилам (СНиП II-97-76) проектная площадь земельного участка составляет 83523 кв.м. Как следует из перечня нормативных актов, использованных при проведении экспертизы, эксперт, в том числе, руководствовался Строительными нормами и правилами (СНиП 11-97-76) «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий», утвержденными постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 21.12.1976 №219 (ред. от 27.12.2010 СП 19.13330.2011). К заключению приложен план-схема объектов, расположенных на земельном участке.
В материалы дела также представлены кадастровое дело объекта недвижимости от 13.01.2006 (земельного участка); технический паспорт от 14.12.2009 сооружения КТП, кадастровый номер 24:11:0000000:0:1450, общей площадью 4,2 кв.м., расположенного по адресу: <...> участок № 29, сооружение 1; технический паспорт от 14.12.2009 служебного помещения с инвентарным номером 01:2640:009424, общей площадью 45 кв.м, расположенного по адресу: <...> участок №29, строение 2; технический паспорт склада с инвентарным номером 01:2641:009425, общей площадью 309 кв.м, расположенного по адресу: <...> участок №29, строение 3; технический паспорт пункта охраны с инвентарным номером 01:2639:009423, общей площадью 5,9 кв.м, расположенного по адресу: <...> участок №29, строение 1; технический паспорт от 28.07.2010 сооружения – забор, расположенного по адресу: <...> Лит. №1, №2; технический паспорт от 25.03.2011 сооружения – воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, от ТП по пр. Котельникова, №29, сооружение 1 до опоры №25; технический паспорт от 25.03.2011 сооружения – воздушная сеть уличного освещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, от ТП по пр. Котельникова, №29, сооружение 1 до опоры №31, №37, №43; технический паспорт от 25.03.2011 сооружения – воздушная линия электропередачи напряжением 10 кВ, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, от фидера 134-6 до ТП по пр. Котельникова, №29, сооружение 1; кадастровый паспорт от 18.03.2010 здания с кадастровым номером 24:11:0000000:0:1446; кадастровый паспорт от 18.03.2010 здания с кадастровым номером 24:11:0000000:0:1450; кадастровый паспорт от 18.03.2010 здания с кадастровым номером 24:11:0000000:0:1449; кадастровый паспорт от 18.03.2010 здания с кадастровым номером 24:11:0000000:0:1444; декларация об объекте недвижимости воздушная линия электропередачи напряжением 10 кВ общей площадью 550 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 1; декларация об объекте недвижимости хозяйственное строение, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 45 кв.м, по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15, стр. 1; декларация об объекте недвижимости нежилое здание пункт охраны, общей площадью 5,9 кв.м, по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» , 15, стр.1; декларация об объекте недвижимости воздушная сеть уличного освещения, назначение: нежилое, общей площадью 1110 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15; декларация об объекте недвижимости воздушная линия электропередачи напряжением 10 кВ, назначение: нежилое, общей площадью 494 кв.м, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км. автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15; декларация об объекте недвижимости забор (ограждение), назначение: нежилое, 0-этажное, общей площадью 983 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15; декларация об объекте недвижимости хозяйственное строение, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 130 кв.м, по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы», 15; декларация об объекте недвижимости воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ, назначение: нежилое, общей площадью 620 кв.м, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15; декларация об объекте недвижимости хозяйственное строение, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 45 кв.м, по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15, стр. 2; декларация об объекте недвижимости сооружение – подстанция, общей площадью 5 кв.м, назначение: нежилое, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15; декларация об объекте недвижимости хозяйственное строение, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 5,9 кв.м, по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), 15, стр. 2; декларация об объекте недвижимости хозяйственное строение, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 303,1 кв.м, по адресу: Россия, <...> участок № 29, стр. 3; технические заключения ООО «СибПроектРеконструкция» от 26.05.2011.
При указанных обстоятельствах заявитель обратился в суд с настоящими требованиями, ссылаясь на то, что согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации правом на приобретение земельного участка в собственность обладают собственники любых объектов недвижимости; земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте или изъятым из оборота; сам по себе генеральный план не может ограничивать оборот земельных участков и право собственника расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости выкупить участок в собственность, действует только в случае застройки участка и не имеет значения для определения порядка использования участка вне связи с его застройкой; ограничения использования земельного участка и обременения его правами собственника либо иных лиц отсутствуют; земельный участок не относится к участкам, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд; использование земельного участка заявителем соответствует его целевому назначению и не противоречит генеральному плану поселка; земельный участок отчуждается в границах, определенных на основании кадастрового паспорта участка; земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, застроен объектами недвижимости, находится в фактическом пользовании заявителя; границы испрашиваемого земельного участка определены с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного акта недействительным (действия незаконным) являются одновременно его несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1.1., 3.2, 4.1-4.3 Положения О муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», утвержденного Постановлением администрации Емельяновского района от 13.12.2010 №4039, Управление является структурным подразделением администрации Емельяновского района, осуществляющим функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, функции по организации продажи приватизируемого муниципального имущества, функции по оказанию муниципальных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства. В компетенцию Управления входит осуществление в установленном порядке управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом; распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Емельяновского района осуществление в установленном порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена. Управление имеет право проводить приватизацию земель, выступать продавцом муниципального имущества и земельных участков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами района.
На основании названных пунктов Положения, статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», суд пришел к выводу о наличии у Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры полномочий на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
Как следует из материалов дела, обращение ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность основано на том, что на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю. Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В силу части 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением тех участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Реализация исключительного права, установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть ограничена в случаях, предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
По правилам части 1, части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из содержания частей 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок не относится к земельным участкам, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте, поскольку не попадает ни в одну из категорий, названных в указанных частях.
В кадастровых паспортах земельного участка от 28.07.2011 №24ЗУ/11-119351, от 02.04.2012 №24/12-84696 земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенным использованием определено – для сельскохозяйственного производства.
Землями населенных пунктов статья 83 Земельного кодекса Российской Федерации признает земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно частям 1, 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из материалов дела (кадастровых паспортов, межевых планов, деклараций об объектах недвижимости, технических паспортов, заключения землеустроительной экспертизы от 07.09.2012 №01/12-55) следует, что на спорном земельном участке расположены овощехранилище, административно-бытовой корпус, сторожевой пост, мастерская, КТП, открытый склад, ограждение (забор), переходно-скоростная полоса, площадки для хранения сельхозтехники, воздушные линии электропередачи и сеть уличного освещения.
Целевое использование земельного участка не противоречит целевому использованию, указанному в кадастровых паспортах земельного участка – для сельскохозяйственного производства. Деятельность, фактически осуществляемая ФИО1 на земельном участке, согласуется с положениями части 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и (как указано экспертом) «СНиП II-97-76. Строительные нормы и правила. Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий».
Довод о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:29:0109:0047 не может быть предоставлен заявителю, так как входит в состав земель рекреационного назначения, несостоятелен, поскольку документы, которыми назначение земельного участка было изменено (с земель сельскохозяйственного использования на земли рекреационного назначения), в данной части признаны недействительными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.05.2009 по делу №А33-17664/2008.
Довод о том, что наличие права на приобретение земельного участка в собственность поставлено в зависимость от характера объектов недвижимости, расположенных на нем (основного или вспомогательного назначения), противоречит правилам приобретения земельного участка, установленным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Часть 1 указанной статьи условием возникновения у граждан и юридических лиц исключительного права на приобретение земельного участка в собственность называет только то обстоятельство, что на земельном участке должны быть расположены принадлежащие этим гражданам и юридическим лицам здания, строения, сооружения.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРП подтверждено право собственности ФИО1 на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
Право собственности ФИО1 не оспорено, недействительной государственная регистрация прав не признана.
Назначение зданий, строений, сооружений (основные или вспомогательные) не свидетельствует об изменении их правового режима как объектов недвижимости и не исключает возможности выкупа ФИО1 земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ФИО1, являясь собственником зданий, строений и сооружений, имеет право на приобретение земельного участка под этими объектами в собственность.
При изложенных обстоятельствах отказ Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям, изложенным в письме от 28.10.2011 № 3707, противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает право заявителя на выкуп земельного участка под принадлежащими заявителю объектами недвижимости.
Решение Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации об отказе ФИО1 в выкупе земельного участка, выраженное в письме от 28.10.2011 № 3707, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.
Принимая во внимание заявленный ФИО1 способ восстановления прав, нарушенных обжалуемым отказом, следует определить размер земельного участка, который необходим заявителю для эксплуатации объектов недвижимости и сопоставить этот размер с размером испрашиваемого земельного участка.
В силу абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Собственник объектов недвижимости должен иметь возможность обслуживания и эксплуатирования объектов недвижимости с учетом его назначения.
Судом установлено, что площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 24:11:290109:0047 (55001 кв.м) не превышает площади земельного участка, необходимой в силу статей 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации для использования ФИО1 объектов недвижимости, принадлежащих ей и расположенных на данном земельном участке. Соответствующие выводы содержаться в заключении судебной землеустроительной экспертизы от 07.09.2012 №01/12-55.
Таким образом, надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя будет возложение на Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры обязанности в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ФИО1 путем выкупа спорного земельного участка, подготовить и направить ФИО1 подписанный проект договора купли-продажи земельного участка.
Также ФИО1 заявлено о взыскании 70 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя. В обоснование факта и размера судебных расходов представлены договор от 28.11.2011 №26-11 между ФИО1 (доверитель) и Стригоцкой Н.Г. (адвокат), квитанция к приходному кассовому ордеру от 28.11.2011 №1059 на сумму 70 000 руб., перечень оказанной юридической помощи (а именно: консультация по сбору и представлению документов – 2 000 руб., экспертиза представленных документов – 3 000 руб., составление искового заявления – 10 000 руб., составление возражений на доводы отзыва ответчика – 7 000 руб., подготовка и участие в трех судебных заседаниях в Арбитражном суде Красноярского края – 48 000 руб.).
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (статья 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Состав судебных расходов определен в статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
При этом к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно пункту 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг по представлению интересов доверителей в арбитражном процессе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 № 454-О, часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела. При этом суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Учитывая разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенне в пункте 3 Информационного письма от 05.12.2007 №121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Размер понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя (70 000 руб.) заявителем доказан.
Исследовав представленные доказательства, суд не установил оснований для вывода о том, что судебные расходы заявителя, связанные с рассмотрением дела №А33-19917/2011 в Арбитражном суде Красноярского края, чрезмерны и неэкономичны.
Из норм Арбитражного процессуального кодекса не следует, что судебные расходы должны быть минимально необходимыми. Полномочия же суда по уменьшению размера присуждения могут использоваться только тогда, когда размер присуждения носит явно и очевидно несоразмерный характер, грубо нарушающий баланс интересов сторон.
В данном деле такой явной и очевидной несоразмерности не усматривается, в том числе и с учетом сложившейся в регионе стоимости услуг представителей, оказывающих юридическую помощь.
Сумма, предъявленная к взысканию (70 000 руб. на оплату юридических услуг), подтверждена документально и (с учетом объема и качества фактически выполненной представителем истца работы) соответствует договору об оказании юридической помощи от 28.11.2011 №26-11, заключенному между ФИО1 и Стригоцкой Н.Г., и сложившимся в регионе расценкам на оказание квалифицированной юридической помощи (рекомендуемым Минимальным ставкам стоимости некоторых видов юридической помощи, оказываемых адвокатами Адвокатской палаты Красноярского края).
Доказательств чрезмерности этой суммы ответчиком не представлено.
Принимая во внимание уровень сложности дела, а также исходя из объема и качества оказанных адвокатом Стригоцкой Н.Г. услуг, документов, представленных суду, основываясь на принципе разумности при определении размера расходов, подлежащих возмещению на оплату услуг представителя, суд считает заявленные судебные издержки на оплату услуг представителя в сумме 70 000 руб. разумными и необходимыми, требование о взыскании данных судебных издержек подлежащим удовлетворению.
Указанные судебные издержки заявителем фактически понесены и подлежат взысканию с ответчика (как проигравшей стороны) в пользу заявителя.
Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных издержек включены, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплатам экспертам. В соответствии со статьей 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом. Стоимость проведенной в рамках настоящего дела экспертизы была определена судом по согласованию между экспертом и сторонами по делу, что нашло отражение в определении суда от 16.07.2012. Данная стоимость составила 47 896 руб., в соответствии со статьей 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была внесена заявителем на депозитный счет Арбитражного суда Красноярского края, и по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается с ответчика в пользу заявителя как судебные издержки последнего.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по государственной пошлине за рассмотрение заявления в арбитражном суде относятся на ответчика. На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным как противоречащее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации решение Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в отказе (письмо от 28.10.2011 № 3707) предоставить в собственность ФИО1 путем заключения договора купли – продажи земельного участка с кадастровым номером 24:11:290109:0047 общей площадью 55 001 кв.м, расположенного по адресу: <...> км автодороги Красноярск – Солонцы (правая сторона), участок № 15.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ФИО1 путем выкупа земельного участка, подготовить и направить ФИО1 подписанный проект договора купли – продажи земельного участка с кадастровым номером 24:11:290109:0047, общей площадью 55001 кв.м, расположенного по адресу: <...> км автодороги Красноярск – Солонцы (правая сторона), участок № 15.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в пользу ФИО1 200 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 70 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, 47 896 руб. судебных расходов на проведение экспертизы.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 200 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
К.Г. Калашникова