ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-20384/20 от 10.09.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

сентября 2020 года

Дело № А33-20384/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.09.2020 года.

В полном объёме решение изготовлено 17.09.2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Дранишниковой Э.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску службы Финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290)

к администрации Богучанского сельсовета (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании ущерба,

в присутствии в судебном заседании:

- от истца: ФИО1, полномочия подтверждаются доверенностью от 14.01.2020        № 101-38, личность установлена на основании паспорта, наличие высшего юридического образования подтверждается дипломом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савенковой Т.В.,

установил:

служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации Богучанского сельсовета А (далее – ответчик) о взыскании ущерба в размере 1 338 039 руб. 81 коп. в результате нарушения бюджетного законодательств

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 08.07.2020 возбуждено производство по делу.

В предварительное судебное заседание явился представитель истца. Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Сведения о дате и месте слушания размещены на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет. В отсутствие процессуальных препятствий суд окончил подготовку дела к судебному разбирательству. Рассмотрение дела состоялось в отсутствие ответчика в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края на основании приказов от 21.09.2018 № 191п, от 05.10.2018 № 206п проведена проверка в отношении администрации Богучанского сельсовета Богучанского района по вопросам согласно утвержденной программе в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) получателей средств местного бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты из краевого бюджета), в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов из краевого бюджета за 2017 год, истекший период 2018 года, по отдельным вопросам за 2016 год.

В ходе проведения проверки административным органом установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, повлекшие ущерб Красноярскому краю в сумме 1 489 293 рублей 68 коп.

В частности, установлено, что в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, статьи 720 Гражданского кодекса РФ администрацией Богучанского сельсовета Богучанского района в рамках муниципального контракта от 17.08.2017 № 0119300018617000010-0122089-01, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО2 на выполнение работ по асфальтированию дорожек в сквере «Победы» в с. Богучаны в ходе реализации подпрограммы «Поддержка муниципальных проектов по благоустройству территорий и повышению активности населения в решении вопросов местного значения» государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления», утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 517-п, допущено расходование в 2017 году бюджетных средств на оплату невыполненных работ по асфальтированию дорожек в сквере «Победы» в с. Богучаны, включающих приобретение и установку камня бортового БР 100.30.18 (ГОСТ 6665-91) в количестве 153 шт., в результате чего причинен ущерба Красноярскому краю в сумме 151 253,87 руб.

Также в нарушение требований статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, пункта 3.1 Постановления Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228-п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013-2017 годы», при приобретении квартир для переселения из аварийного жилья администрацией Богучанского сельсовета в 2016 году использованы бюджетные средства в объеме, превышающем предельный объем финансирования (рассчитанный с применением предельной стоимости одного квадратного метра общей площади и расчетной общей площади предоставляемых жилых помещений) на 1 338 039,81 руб., в том числе при приобретении квартиры для ФИО3 – с превышением на сумму 984 709,77 руб. и при приобретении квартиры для ФИО4, ФИО5, ФИО6 – с превышением на сумму 353 330,04 руб.

Выявленные нарушения административным органом зафиксированы в актах проверки от 10.10.2018, от 11.10.2018.

В подтверждение обстоятельств, установленных в ходе проверки представлены приказы о проведении проверки № 191п от 21.09.2018, № 206п от 05.10.2018, акты проверок от 10.10.2018, 11.10.2018, соглашение о предоставлении средств субсидии № 006 от 11.02.2016 с учетом дополнительных соглашений № 1, № 2, постановления администрации Богучанского района от 17.08.2015 № 751-П, от 22.12.2017 № 1512-п, от 06.05.2013 № 228п (выписка), от 10.02.2016 № 53-п (выписка), технический паспорт на жилой дом № 21 по ул. Центральная с. Богучаны, заключение по результатам обследования жилого дома по адресу: <...>, заключение о признании данного дома аварийным от 05.12.2006 № 2, распоряжение администрации Богучанского района от 07.12.2006 о признании указанного дома аварийным, свидетельство о регистрации права собственности ФИО3 и кадастровый паспорт на <...> соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем предоставления иного жилья от 20.06.2016, муниципальный контракт на приобретение жилья от 27.03.2016 № 0119300018616000001-0122089-01, платежные поручения № 93990 от 31.05.2016 об оплате по контракту на сумму 1 418 131,35 руб., № 93991 от 31.05.2016 на сумму 1 733 271,65 руб., свидетельства о праве собственности ФИО4, ФИО5, ФИО6 и кадастровый паспорт на квартиру № 3 в том же доме, соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем предоставления иного жилья от 30.05.2016, муниципальный контракт от 06.04.2016 № 0119300018616000035-0122089-01, платежные поручения об оплате по контракту № 93992 от 31.05.2016 на сумму 394 718,97 руб., № 479009 от 17.06.2016 на сумму 85 650,30 руб., № 552456 от 21.06.2016 на сумму 606 969,78 руб., № 552457 от 21.06.2016 на сумму 388 983,27 руб., № 648189 от 24.06.2016 на сумму 749 652,68 руб.,

На основании статьи 272.2 Бюджетного кодекса РФ, пункта 6 статьи 43 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» 09.11.2018 Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края главе администрации Богучанского сельсовета выдано предписание       № 101-01956 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений путем возмещения в краевой бюджет ущерба, причиненного Красноярскому краю в сумме 1 489 293 рублей 68 копеек. Срок исполнения предписания – не позднее 24.10.2019.

Полагая, что предписание от 09.11.2018 № 101-01956 является незаконным, необоснованным, администрация Богучанского сельсовета обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании предписания (дело А33-33034/2019). Решением от 19.03.2020 (дата изготовления в полном объеме) было отказано в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд. Решение вступило в законную силу по истечению срока обжалования.

Согласно платежному поручению № 389797 от 15.04.2019 ответчик частично возместил причиненный ущерб в размере 151 253, 87 руб. Остаток невозмещенного ущерба составил 1 338 039,81 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы присутствующих в заседании лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен в качестве одних из способов защиты нарушенного права возмещение убытков.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно пункту 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Из материалов дела следует, что истцом, органом, являющимся уполномоченным на осуществление контроля в сфере бюджетных правоотношений на основании Положения о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от13.12.2013 № 657-п, была проведена проверка в отношении ответчика на предмет соблюдения бюджетного законодательства.

По результатам проверки были выявлены нарушения, выражающиеся, с одной стороны в том, что ответчик заключил с ИП ФИО2 муниципальный контракт на выполнение работ по асфальтированию дорожек в сквере «Победы» в с. Богучаны в ходе реализации подпрограммы «Поддержка муниципальных проектов по благоустройству территорий и повышению активности населения в решении вопросов местного значения» государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления», утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 517-п. Ответчик допустил расходование выделенных на оплату указанных работ денежных средств в 2017 году, однако работы не выполнялись. Ответчик по данному контракту не получил встречного предоставления, в результате чего денежные средства были израсходованы без достижения целевого расходования. Размер указанных денежных средств составил 151 253,87 руб.

А также при приобретении квартир для переселения из аварийного жилья ответчиком допущено расходование бюджетных средств в объеме, превышающем предельный объем финансирования на 1 338 039,81 руб.

Ответчик возместил лишь часть ущерба – в размере 151 253,87 руб., что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установив, что результаты проверки и предписание не оспорены, в то же время доказательства исполнения указанного предписания в полном объеме не представлены, суд пришел к выводу о наличии оснований для возмещении ответчиком ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации – Красноярскому краю, в размере 1 338 039,81 руб.

Поскольку обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственная пошлина не подлежит взысканию со сторон.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170 АПК РФ, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с администрации Богучанского сельсовета Богучанского района Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу службы Финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) 1 338 039 руб. 81 коп. ущерба.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Э.А. Дранишникова