ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-20513/2021 от 04.02.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

11 февраля 2022 года

Дело № А33-20513/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 февраля 2022 года.

В полном объёме решение изготовлено 11 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовой Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (ИНН 2459014788, ОГРН 1062459010448)

к Администрации Шарыповского муниципального округа (ИНН 2459021270),

к муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа (ИНН 2459017700, ОГРН 1112459000092)

о понуждению к заключению концессионного соглашения,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;

- Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;

- Министерства тарифной политики Красноярского края;

- Правительства Красноярского края;

в присутствии в судебном заседании:

от министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: Беляева Н.А. – представителя по доверенности от 10.01.2022; Сивова К.Ю., представителя по доверенности от 12.01.2022;

от Правительства Красноярского края: Бакшта Д.А., – представителя по доверенности от 11.01.2022;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоничевым Е.В.,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Шарыповского муниципального округа, муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа (далее – ответчики):

- об обязании администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» концессионное соглашение № 1 на сети холодного водоснабжения протяженностью 3245 п.м., принадлежащих муниципальному образованию Шарыповский муниципальный округ Красноярского края на основании государственной регистрации права № 24:41:0000000:2336-24/112/2021-5 от 05.03.2021 г., сроком - 10 лет. на условиях приложенного проекта концессионного соглашения № 1.

- о прекращении у муниципального казенного учреждения «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа право оперативного управления сооружением коммунальной инфраструктуры, а именно сооружение - водопровод, протяженностью 3245 п.м. м, по адресу: Красноярский край, Шарыповском районе, с. Береш, ул. Конституции, ул. Центральная, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный, кадастровый номер 24:41:0000000:2336.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 13.08.2021 возбуждено производство по делу, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Министерство тарифной политики Красноярского края, Правительство Красноярского края.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение от 13.10.2021.

Определением от 13.10.2021 судебное разбирательство по делу отложено до 08.12.2021. Протокольным определением от 08.12.2021 судебное разбирательство по делу отложено до 12.01.2022. Протокольным определением от 12.01.2022 судебное разбирательство по делу отложено до 04.02.2022.

Лица, участвующие в деле, кроме третьих лиц министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и Правительства Красноярского края, в судебное заседание 04.02.2022 не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, кроме третьих лиц министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и Правительства Красноярского края, по имеющимся в деле письменным доказательствам.

Третье лицо Правительство Красноярского края поддержало доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым:

- в случае не подписания субъектом РФ концессионного соглашения, объектом которого являются Объекты ЖКХ, такое концессионное соглашение считается незаключенным;

- при наличии замечаний к проекту концессионного соглашения замечания оформляются в виде отдельного документа и прилагаются к проекту концессионного соглашения;

- вопреки утверждению истца, замечания участников рассмотрения проектов концессионных соглашений не были устранены в полном объеме.

Представитель Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым:

- в адрес министерства проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения с. Береш поступил 12.07.2018. Проектом концессионного соглашения предусмотрено (первоначальная редакция): 1) Передаваемое имущество - сети водоснабжения с. Береш - 3245 м. 2) Предельный размер расходов - 652,509 тыс. рублей, из них: - средства концессионера - 245,373 тыс. рублей, - средства концедента - 407,136 тыс. рублей 3) Мероприятие: реконструкция стальной водопроводной сети на полиэтилен протяженностью 350 метров d=90 мм в 2020г.;

-в министерство неоднократно направлялись проекты концессионных соглашений для согласования, однако замечания, на которые указывало министерство устранены не были. Последняя редакция концессионного соглашения поступила в министерство 06.11.2020. 26.11.2020 министерством в адрес главы Холмогорского сельсовета Шарыповского района было направлено письмо № 78-4987/11 о неустранении замечаний, и проект концессионного соглашения был возвращен. Таким образом, заключение проекта соглашения в отношении объектов водоснабжения с. Береш на условиях конкурса, определенных в 2017 году, представляется невозможным.

13.10.2021 от ответчиков представлен общий отзыв на исковое заявление, согласно которому: администрация Шарыповского муниципального округа Красноярского края являясь правопреемником Администрации Холмогорского сельсовета в соответствии со своей компетенцией согласно закона Красноярского края от 19.12.2019 г. № 8-3522 «Об объединении всех поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее - Закон об объединении поселений) и относясь к лицу, выступающему от имени концедента (муниципального образования) в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) не может быть лицом, обязанным заключить концессионное соглашение (далее - Соглашение), представленное ООО «ЦИТО», по результатам конкурса № 101017/0599974/01, проведенного Администрацией Холмогорского сельсовета. Соглашение по результатам конкурса № 101017/0599974/01 ранее было подписано Администрацией Холмогорского сельсовета, как лицом, выступающим от имени муниципального образования - Холмогорский сельсовет. Однако, ввиду наличия особенных требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение считается заключенным только после подписания его самостоятельной стороной - Красноярским краем, которая в обязательном порядке принимает в этом участие. До преобразования муниципального образования и прекращения деятельности Администрации Холмогорского сельсовета проект Соглашения неоднократно направлялся в адрес лица, выступающего от имени Красноярского края при подписании Соглашения, но не был согласован - у правового управления Губернатора Красноярского края и министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края имеются замечания на рассмотренные проекты Обязанность заключить Соглашение в представленной ООО «ЦИТО» редакции не может быть возложена на Администрацию округа. Подписание Администрацией округа Соглашения обусловлено наличием статуса и полномочий, предусмотренных вышеуказанным законодательством. При этом, подписание Администрацией округа Соглашения неравнозначно его заключению, исходя из требований Закона о концессионных соглашениях, в отношении объектов коммунальной инфраструктуры. Рассмотреть вопрос подписания Соглашения при проведении мероприятий во исполнение Закона об объединении поселений, включающих передачу-прием имущества Холмогорского и других сельсоветов в Шарыповский муниципальный округ, в том числе объектов концессионных соглашений, документации на них, переучет всех объектов на территории Шарыповского муниципального округа, не представлялось возможным. После изучения документации, с учетом замечаний со стороны Красноярского края на ранее представленные проекты Соглашения, наличия недостатков в последней редакции проекта Соглашения, Администрация округа и муниципальное казенное учреждение «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа не могут согласовать подписание. Имеются обстоятельства, препятствующие заключению Соглашения, в том числе: необходима актуализация значений долгосрочных параметров регулирования тарифов с учетом плановых показателей деятельности; в тарифе не учтены расходы по содержанию и реконструкции объекта концессионного соглашения; неактуальны указанные в проекте условия инвестиционной деятельности, влекущие риски невозмещения затрат на выполнение мероприятий за счет тарифа; имеются правовые риски возможного отказа в регистрации Соглашения Управлением Росреестра при его заключении. Неактуальны работы по реконструкции объекта Соглашения, определенные сроком на 2020 год. По вопросу передачи объекта Соглашения в оперативное управление муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа поясняю следующее. По смыслу части 2 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях, объекты системы холодного водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем на момент заключения концессионного соглашения могут принадлежать муниципальному учреждению на праве оперативного управления. Деятельность МКУ «Управление службы заказчика» направлена на обеспечение реализации полномочий Администрации округа, предусмотренных законодательством РФ и Уставом округа, в том числе организацию в границах муниципального округа водоснабжения населения. Наряду с оперативным управлением переданными объектами, обладая соответствующей компетенцией в области жилищно-коммунального хозяйства МКУ «Управление службы заказчика» распоряжением главы округа наделено полномочиями на проведение конкурсов и заключение концессионных соглашений (распоряжение от 17.05.2021 № 232-р «О наделении полномочиями»). Учреждение не осуществляет деятельность по водоснабжению, как её осуществляет ООО «ЦИТО». Право МКУ «Управление службы заказчика» на оперативное управление объектом водоснабжения не относиться к правам третьих лиц, о которых указано в части 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях, так как учреждение не является сторонней организацией и осуществляет исполнение муниципальных функций и полномочий. Таким образом, не исключаются действия МКУ «Управление службы заказчика» от лица Администрации округа по рассмотрению и согласованию концессионных соглашений. Просит отказать ООО «ЦИТО» в удовлетворении заявленных требований.

14.09.2021 от Управления Росреестра по Красноярскому краю поступил отзыв на иск, в котором указало следующую позицию по делу: в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимого имущества - сооружении с кадастровым номером 24:41:0000000:2336, назначение: нежилое, наименование: сооружение - водопровод, протяженностью: 3245 п.м., по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с. Береш, ул. Конституции, ул. Центральная, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный; 05.03.2021 зарегистрировано право собственности муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края на основании акта приема-передачи имущества муниципального образования Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края №5н от 01.12.2020; 05.03.2021 внесена запись о государственной регистрации аренды на основании договора аренды от 28.05.2012 №1 с дополнительными соглашениями, заключенными между муниципальным образованием Шарыповский муниципальный округ Красноярского края и ООО «Центр инженерно-технического обеспечения»; 15.04.2021 зарегистрировано право оперативного управления муниципального казенного учреждения «Управление службы заказчика» Шарыповского района Красноярского края на основании распоряжения № 143-р от 01.04.2021. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). Таким образом, концессионное соглашение не подлежит государственной регистрации как сделка и, следовательно, такой договор считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора. Право оперативного управления недвижимым имуществом возникает в порядке, установленном п. 1 ст. 299 и п. 1 ст. 131 ГК РФ.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Водопроводные сети с. Береш, передаваемые в концессию на момент проведения открытого конкурса № 101017/0599974/01, принадлежали муниципальному образованию Холмогорский сельсовет на праве собственности на основании Свидетельства о праве собственности 24 ЕИ №255989 от 31.08.2009.

В материалы дела представлена Конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, являющаяся приложением Постановлению от 10.10.2017 № 253-п. Согласно приложению №2 к конкурсной документации в качестве объектов концессионного соглашения уже определены следующие объекты: водопровод, протяженностью 3245 п.м. м, по адресу: Красноярский край, Шарыповском районе, с. Береш, ул. Конституции, ул. Центральная, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный.

В соответствии с протоколом № 4 рассмотрения и оценки конкурсных предложений на участие в открытом конкурсе № 101017/0599974/01 от 28.11.2017 победителем данного конкурса является общество с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения».

По итогам конкурса ООО «ЦИТО» и Администрацией Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края подписано концессионное соглашение № 1.

19.12.2019 принят Закон Красноярского края №8-3522 «Об объединении поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа». Согласно данного Закона (ст.1) преобразованы путем объединения муниципальные образования Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района, и образовать муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края. Вновь образованное муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края наделено статусом муниципального округа.

Согласно пунктом 4 статьи 1 данного Закона, муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Муниципальные образования Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района, и Шарыповский район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона №8-3522, органы местного самоуправления муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования Шарыповский район и всех поселений, входящих в его состав.

Согласно положениям статьи 2 вышеуказанного Краевого закона, со дня вступления в силу настоящего Закона до 1 января 2021 года действует переходный период преобразования указанных в статье 1 настоящего Закона муниципальных образований (далее - переходный период). В течение переходного периода в соответствии с федеральным законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края, а также проводится урегулирование иных вопросов, связанных с преобразованием.

Статьей 5 определено, что Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", за исключением статей 3, 4 настоящего Закона.

Учитывая, что публикация Закона произведена в газете «Наш Красноярский край» в №98 (1) 27.12.2019, Закон вступил в силу 06.01.2020.

Решением Шарыповского окружного совета депутатов первого созыва от 22.10.2020 № 3-13р «О ликвидации органов местного самоуправления Шарыповского района и сельских поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, как юридических лиц» Администрация Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края Российской Федерации (ИНН 2441001900, ОГРН 1022401741251) ликвидирована с 01.01.2021.

Решением Шарыповского окружного Совета депутатов от 26.11.2020 № 6-39, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.5 ст. 1 Закона Красноярского края от 19.12.2019 № 8-3522 (ред. от 02.04.2020 № 9-3814) «Об объединении всех поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа», принято в порядке правопреемства в собственность муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края муниципальное имущество, находящееся в собственности преобразуемых путем объединения муниципальных образований Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет Шарыповского района Красноярского края и муниципального образования Шарыповский район Красноярского края.

На основании распоряжения администрации Шарыповского муниципального округа края от 01.04.2021 № 143-р МКУ «Управление службы заказчика» (прилагается) в оперативное управление было передано муниципальное имущество, а именно сооружение «водопровод», протяженностью 3245 п.м., находящееся по адресу Красноярский край, Шарыповский район, с. Береш (ул. Конституции, ул. Центральная, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный).

В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимого имущества - сооружении с кадастровым номером 24:41:0000000:2336, назначение: нежилое, наименование: сооружение - водопровод, протяженностью: 3245 п.м., по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с. Береш, ул. Конституции, ул. Центральная, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный; 05.03.2021 зарегистрировано право собственности муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края на основании акта приема-передачи имущества муниципального образования Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края №5н от 01.12.2020; 05.03.2021 внесена запись о государственной регистрации аренды на основании договора аренды от 28.05.2012 №1 с дополнительными соглашениями, заключенными между муниципальным образованием Шарыповский муниципальный округ Красноярского края и ООО «Центр инженерно-технического обеспечения»; 15.04.2021 зарегистрировано право оперативного управления муниципального казенного учреждения «Управление службы заказчика» Шарыповского района Красноярского края на основании распоряжения № 143-р от 01.04.2021.

Письмом от 22.10.2020 № 458/1 после устранения замечаний соглашение было направлено на подписание третьей стороне в лице первого заместителя Губернатора Красноярского края Председателя Правительства Красноярского края.

В адрес ООО «ЦИТО» поступило письмо Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 26.11.2020 № 78-4987/11 об устранении замечаний к соглашению.

Письмом от 05.04.2021 №191 истец предложил Главе Шарыповского муниципального округа провести совместное совещание на предмет согласования и подписания концессионного соглашения №1.

В ответ на обращение истца, Администрацией Шарыповского муниципального округа подготовлен ответ от 20.04.2021 № 1776, согласно которому, администрация не считает целесообразным проведения совместного совещания по причине утраты статуса муниципального образования у поселений, которые участвовали в заключении договоров и соглашений.

Письмами от 27.04.2021 № 217, от 24.05.2021 №307, от 01.06.2021 № 327 истец потребовал от администрации муниципального округа рассмотреть жалобы на должностных лиц администрации виновных в не подписании концессионных соглашений и подписать их.

Ответными письмами от 25.06.2021 № 2671, от 29.06.2021 № 2708 администрация муниципального округа указала, что имеющиеся замечания от уполномоченных на рассмотрение концессионных соглашений от имени Красноярского края не устранены, объекты, указанные в качестве предметов концессии переданы в оперативное управление в Управление службы заказчика, в связи с чем, по вопросам урегулирования разногласий по тексту соглашения, рекомендовал обратиться истцу в данную организацию.

Письмом от 02.07.2021 № 436 истец вновь потребовал от администрации муниципального округа вернуться к вопросу подписания концессионного соглашения.

В связи с не подписанием соглашения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Предметом спора по настоящему делу является требование победителя открытого конкурса по заключению концессионного соглашения о понуждении муниципального образования к заключению такого соглашения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее Федеральный закон №115-ФЗ), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно п.1.1. данной нормы, в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п.11 ч.1 ст.4 Федерального закона №115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, что является основанием рассматривать вопрос о заключении концессионного соглашения с учетом положений гл.4 данного закона.

В соответствии со ст.3 указанного Федерального закона, сторонами концессионного соглашения может являться на стороне концедента: - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

Согласно ст.13 Федерального закона №115-ФЗ, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Как указано в п.4) ч.1 ст.22 данного Федерального закона, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации: в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.

В материалы дела представлена Конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, являющаяся приложением Постановлению от 10.10.2017 № 253-п (в материалы дела не представлено). Согласно приложению №2 к конкурсной документации в качестве объектов концессионного соглашения уже определены следующие объекты: водопровод, протяженностью 3245 п.м. м, по адресу: Красноярский край, Шарыповском районе, с. Береш, ул. Конституции, ул. Центральная, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный.

В соответствии с протоколом № 4 рассмотрения и оценки конкурсных предложений на участие в открытом конкурсе № 101017/0599974/01 от 28.11.2017 победителем данного конкурса является общество с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения».

По итогам конкурса ООО «ЦИТО» и Администрацией Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края подписано концессионное соглашение № 1.

19.12.2019 принят Закон Красноярского края №8-3522 «Об объединении поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа». Согласно данного Закона (ст.1) преобразованы путем объединения муниципальные образования Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района, и образовать муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края. Вновь образованное муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края наделено статусом муниципального округа.

Согласно пунктом 4 статьи 1 данного Закона, муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Муниципальные образования Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района, и Шарыповский район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона №8-3522, органы местного самоуправления муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования Шарыповский район и всех поселений, входящих в его состав.

Согласно положениям статьи 2 вышеуказанного Краевого закона, со дня вступления в силу настоящего Закона до 1 января 2021 года действует переходный период преобразования указанных в статье 1 настоящего Закона муниципальных образований (далее - переходный период). В течение переходного периода в соответствии с федеральным законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края, а также проводится урегулирование иных вопросов, связанных с преобразованием.

Статьей 5 определено, что Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", за исключением статей 3, 4 настоящего Закона.

Учитывая, что публикация Закона произведена в газете «Наш Красноярский край» в №98 (1) 27.12.2019, Закон вступил в силу 06.01.2020.

Законом края № 8-35224, иными нормативными правовыми актами не установлено право местных администраций сельских поселений, утративших статус муниципальных образований, принимать обязательства от лица Шарыповского муниципального округа Красноярского края, выступать от имени Шарыповского муниципального округа Красноярского края.

В соответствии со ст.39 Федерального Закона №115-ФЗ, по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

Также в части 2 статьи 40 Закона № 115-ФЗ установлено, что в случае, если концедентом по концессионному соглашению, объектом которого являются Объекты ЖКХ, является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта РФ полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации.

В случае не подписания субъектом РФ концессионного соглашения, объектом которого являются Объекты ЖКХ, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Согласно пункту 1.1 Порядка рассмотрения проектов концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, концедентом по которым выступает муниципальное образование Красноярского края и третьей стороной которых в обязательном порядке является Красноярский край, утвержденного указом Губернатора Красноярского края от 24.09.2018 № 255-уг (далее - Порядок № 255-уг), определена процедура рассмотрения проектов концессионных соглашений, объектами которых являются Объекты ЖКХ, концедентом по которым выступает муниципальное образование Красноярского края, которому не переданы в соответствии с законодательством Красноярского края полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, с участием в качестве третьей стороны Красноярского края (далее -проекты концессионных соглашений).

В пункте 1.3 Порядка № 255-уг определено, что в рассмотрении проектов концессионных соглашений принимают участие в том числе министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и министерство тарифной политики Красноярского края (далее - министерство промышленности, министерство тарифной политики, при совместном упоминании - участники рассмотрения проектов концессионных соглашений).

Порядком № 255-уг установлен предмет рассмотрения проектов концессионных отношений для каждого участника рассмотрения проектов концессионных отношений.

С учетом указанных выше положений федерального и краевого законодательства, концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является трехсторонней сделкой, которая считается заключенной при подписании ее концессионером, концедентом и в данном случае субъектом Федерации – Красноярским краем в лице уполномоченного органа.

Суду не представлено доказательств, что проект концессионного соглашения, который истец просит обязать заключить орган муниципального образования, был согласован к его заключению Правительством Красноярского края, с учетом устранения всех имеющихся замечаний Министерства тарифной политики Красноярского края, Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Правового управления Губернатора Красноярского края. Доказательств устранения выявленных указанными органами недостатков, в т.ч. в части существенных условий, ранее направленного концессионного соглашения суду не представлено.

Суд также считает, что само требование истца о возложении обязанности муниципального образования заключить концессионное соглашение не приведет к юридическим последствиям в виде возникновения у его участников прав и обязанностей, т.к. данное соглашение является многосторонней сделкой.

В соответствии с п.3 ст.154 Гражданского кодекса Российской Федерации, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Учитывая, что проект концессионного соглашения, представленный суду не подписан ни самим истцом, ни ответчиком (муниципальным образованием), ни третьей стороной по данной сделке (Красноярским краем), исковое требование о заключении данной сделки посредством возложения данной обязанности только на одну из ее сторон не может быть удовлетворено.

В части искового требования истца предъявленного к муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа о прекращении у последнего права оперативного управления сооружением коммунальной инфраструктуры – водопровод, протяженностью 3245 п.м. м, по адресу: Красноярский край, Шарыповском районе, с.Береш, ул. Конституции, ул. Центральная, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный, кадастровый номер 24:41:0000000:2336, суд также не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно данной норме, собственнику предоставлено право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

На основании распоряжения администрации Шарыповского муниципального округа края от 01.04.2021 № 143-р МКУ «Управление службы заказчика» в оперативное управление было передано муниципальное имущество, а именно сооружение «водопровод», протяженностью 3245 п.м., находящееся по адресу Красноярский край, Шарыповский район, с. Береш (ул. Конституции, ул. Центральная, ул. Подгорная, пер. Новый, пер. Школьный).

Согласно п.3 ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Истец просит прекратить право муниципального казенного учреждения по мотиву отсутствия в уставе учреждения указания на право осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения населения и отсутствия документов органов местного самоуправления определяющих права и обязанности казенного учреждения в отношении водопроводных сетей с.Холмогорское.

Указанные истцом основания не определены ни в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основания прекращения права оперативного управления, ни в целом в главе 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец не является по отношений к муниципальному казенному учреждению собственником имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и, следовательно, у истца отсутствует право требования прекращения за ответчиком статуса титульного владельца муниципального имущества.

Сам факт наделения ответчика правом оперативного управления на муниципальное имущество не нарушает прав и законных интересов истца по делу.

С учетом вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований к ответчикам следует отказать.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.С. Куликова