ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-20588/20 от 18.03.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-20588/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 марта 2021 года.

В полном объёме решение изготовлено 25 марта 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовой Д.С. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Теплоком" (ИНН 2433004471, ОГРН 1142448000562)

к муниципальному образованию Саянский район в лице администрации Саянского района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Агрокомплект" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании соглашения недействительным,

при участии прокуратуры Красноярского края, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Красноярского края в лице Правительства Красноярского края,

- Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;

в присутствии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 - представителя по доверенности от 12.01.2021; ФИО2 - директора, на основании распоряжения от 19.03.2019;

от ООО «Агрокомплект»: ФИО3 - представителя по доверенности от 01.01.2021;

от Красноярского края в лице Правительства Красноярского края: ФИО4, представителя по доверенности от 17.10.2019; ФИО5 - представителя по доверенности от 21.10.2020;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоничевым Е.В.,

установил: муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию Саянский район в лице администрации Саянского района, обществу с ограниченной ответственностью "Агрокомплект"(далее – ответчик) о признании недействительным концессионного соглашения от 14.01.2020 года, заключенное между Концедентом (Муниципальное образование Саянский район Красноярского края), Концессионер (Общество с ограниченной ответственностью «Агрокмплект») и Красноярский край, нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях»

Определением от 13.07.2020 исковое заявление оставлено судом без движения. Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 29.07.2020 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Красноярский край в лице Правительства Красноярского края.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение от 28.09.2021.

Определением от 28.09.2021, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Предложено Прокуратуре Саянского района Красноярского края вступить в дело. Судебное разбирательство по делу отложено до 27.10.2020. Протокольным определением от 03.11.2020 судебное разбирательство по делу отложено до 14.12.2020. Протокольным определением от 14.12.2020 судебное разбирательство по делу отложено до 13.01.2021.

12.01.2021 от истца поступило ходатайство об уточнении требований, просит:

«Признать недействительным Концессионное соглашение от 14.01.2020 года, заключенное между Муниципальным образованием Саянский район Красноярского края, ООО «Агрокомплект» и Красноярский край в части исключения МУП «Теплоком» из числа сторон концессионного соглашения на стороне концедента».

Истец не поддержал ходатайства об уточнении требований от 12.01.2021, заявил ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которым просит:

«Признать недействительным Концессионное соглашение от 14.01.2020 года, заключенное между Муниципальным образованием Саянский район Красноярского края, ООО «Агрокомплект» и Красноярским краем по причине его несоответствия требованиям п 1.1. ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а именно, в связи со не включением МУП «Теплоком» в Концессионное соглашение от 14.01.2020 года».

Определением от 13.01.2021, в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом. Судебное разбирательство по делу отложено до 17.02.2021.

В судебном заседании 17.02.2021 удовлетворено устное ходатайство прокуратуры Красноярского края о вступлении в дело.

Протокольным определением от 17.02.2021 судебное разбирательство по делу отложено до 18.03.2021.

Представители ответчика муниципального образования Саянский район в лице администрации Саянского района, третьего лица Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание 18.03.2021 не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит:

1. Признать недействительным (в силу ничтожности) Концессионное соглашение от 14.01.2020 года, заключенное между Муниципальным образованием Сянский район Красноярского края, ООО «Агрокомплект» и Красноярским краем, по причине его несоответствия требованиям, предъявляемых как к сделкам в целом, так и к концессионным соглашениям в частности.

2. Применить последствия недействительности сделки — концессионного соглашения от 14.01.2020 года, заключенного между Муниципальным образованием Саянский район Красноярского края, ООО «Агрокомплект» и Красноярским краем, в виде возврата сторон концессионного соглашения в первоначальное положение, существовавшее до заключения концессионного соглашения.

В соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом в части: признать недействительным (в силу ничтожности) Концессионное соглашение от 14.01.2020 года, заключенное между Муниципальным образованием Саянский район Красноярского края, ООО «Агрокомплект» и Красноярским краем, по причине его несоответствия требованиям, предъявляемых как к сделкам в целом, так и к концессионным соглашениям в частности.

Учитывая ответы истца на соответствующие вопросы суда, уточнение исковых требований, указанное в пункте 2 просительной части уточнений исковых требований, не принято судом к рассмотрению в настоящем деле, так как требование о применении последствия недействительности сделки — концессионного соглашения от 14.01.2020, заключенного между Муниципальным образованием Саянский район Красноярского края, ООО «Агрокомплект» и Красноярским краем, в виде возврата сторон концессионного соглашения в первоначальное положение, существовавшее до заключения концессионного соглашения, является дополнительным, поскольку фактически истец просит вернуть изъятое по другой сделке имущество в свое владение. Частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность заявления новых требований.

Истец поддержал исковые требования, с учетом уточнений.

Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплект» возразило в отношении удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.

03.09.2020 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит отказать в удовлетворении исковых требований.

20.10.2020 от третьего лица Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в настоящий момент имущество передано ООО «Агрокомплект».

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика муниципального образования Саянский район в лице администрации Саянского района, третьего лица Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, по имеющимся в деле письменным доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между МКУ «Отдел имущественных и земельных отношений администрации Саянского района» и муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" (предприятие) подписан договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Теплоком»: от 05.06.2013 № 27 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: Красноярский край, Саянский район, с. Большой Арбай, протяженностью 143 м.; от 05.06.2014 № 28 в отношении котельная по адресу: <...> часть здания 2, площадью 181 кв.м.; от 05.06.2014 №29 сооружение (тепловые сети) по адресу: Красноярский край, Саянский район, с. Межово, протяженностью 513 м.; от 05.06.2014 № 30 в отношении котельная по адресу: <...>, площадью 76 кв.м.; от 05.06.2014 № 31 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: Красноярский край, Саянский район, с. Вознесенка, от <...> до <...> по ул. Центральная протяженностью 287 м.; от 05.06.2014 № 32 в отношении котельная по адресу: <...>, площадью 132 кв.м.; от 05.06.2014 № 33 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: <...>, протяженностью 170 м.; от 05.06.2014 № 34 в отношении котельная по адресу: <...>, площадью 141,6 кв.м.; от 05.06.2014 № 35 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: Красноярский край, Саянский район, с. Малиновка, от <...> до ул. Ленина, 23 протяженностью 236 м.; от 05.06.2014 № 36 в отношении котельная по адресу: <...>, площадью 116,4 кв.м.; от 05.06.2014 № 37 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: <...> протяженностью 180 м.; от 05.06.2014 № 38 в отношении котельная по адресу: <...>, площадью 74,9 кв.м.; от 05.06.2014 № 39 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: <...>, протяженностью 110 м.; от 05.06.2014 № 40 в отношении котельная по адресу: <...> зд.41 пом.1, площадью 154, кв.м.; от 05.06.2014 № 41 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: <...> зд.41 пом.1, протяженностью 52 м.; от 05.06.2014 № 42 в отношении котельная по адресу: <...>, площадью 73,4 кв.м.; от 05.06.2014 № 43 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: <...>, протяженностью 260 м.; от 05.06.2014 № 44 в отношении котельная по адресу: <...>, площадью 135,2 кв.м.; от 05.06.2014 № 45 в отношении сооружение: (тепловые сети) по адресу: <...>, протяженностью 105 м.

Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 17.07.2020 следует, что: нежилое здание с кадастровым номером: 24:33:0000000: 859 котельная по адресу: <...>, площадью 74,9 кв.м.; сооружение: (тепловые сети) 2 с кадастровым номером: 24:33:3201003:41 по адресу: <...>; с кадастровым номером 24:33:3101007:43 по адресу: <...>; нежилое здание с кадастровым номером: 24:33:3700013:965 котельная по адресу: <...>, площадью 76 кв.м.; нежилое здание с кадастровым номером: 24:33:4001006:95 отношении котельная по адресу: <...> часть здания 2, площадью 181 кв.м.; нежилое здание с кадастровым номером: 24:3363401009:15котельная по адресу: <...>, площадью 141,6 кв.м.; нежилое здание с кадастровым номером: 24:33:3301001:462 котельная по адресу: <...>, площадью 132 кв.м.; нежилое здание с кадастровым номером: 24:33:4201001:409 котельная по адресу: <...>, площадью 73,4 кв.м.; нежилое здание с кадастровым номером: 24:33:3801001: 377 котельная по адресу: <...> зд.41 пом.1, площадью 154, кв.м.; нежилое сооружение: с кадастровым номером: 2:33:3601017:34 (тепловые сети) по адресу: Красноярский край, Саянский район, с. Вознесенка, от <...> до <...> по ул. Центральная протяженностью 287 м.;нежилое здание с кадастровым номером: 24:33:3501003:101 по адресу: <...>.; сооружение: с кадастровым номером: 24:33:3501003:102 (тепловые сети) по адресу: Красноярский край, Саянский район, с. Большой Арбай, протяженностью 143 м.; сооружение: с кадастровым номером: 24:3363401009:18 (тепловые сети) по адресу: Красноярский край, Саянский район, с. Малиновка, от <...> до ул. Ленина, 23 протяженностью 236 м.; сооружение: с кадастровым номером: 24:33:3301001:465 (тепловые сети) по адресу: <...>, протяженностью 170 м.; сооружение с кадастровым номером: 24:33:4001005:142 (тепловые сети) по адресу: Красноярский край, Саянский район, с. Межово, протяженностью 513 м.; зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием «Саянский район Красноярского края» и на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Теплоком".

Постановлением Администрации Саянского района от 18.10.2018 № 633-ппринято решение о заключении концессионного соглашения путём проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении котельных и тепловых сетей с. Вознесенка, с. Кулижниково, с. Малиновка, с. Средняя Агинка, с. Межово, с. Нагорное, с. Большой Арбай, с. Гладково, пос. Тугач, пос. Орьё Саянского района Красноярского края .

18.10.2018 администрацией Саянского района Красноярского края, являющейся организатором конкурса, на официальном сайте торгов http://torgi.gov.ru/ извещением от 18.10.2018 № 181018/0100256/02 размещены сведения о конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории Саянского района, находящегося в муниципальной собственности Саянского района Красноярского края, в целях его реконструкции, модернизации и эксплуатации (для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии).

Согласно протоколу от 21.12.2018 № 5 рассмотрения конкурсного предложения на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории Саянского района Красноярского края, находящегося в муниципальной собственности Администрации Саянского района Красноярского края, в целях его реконструкции, модернизации и эксплуатации (для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии), победителем конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории Саянского района Красноярского края признано ООО «Агрокомплект».

По результатам проведения конкурса между муниципальным образованием Саянский район Красноярского края (концедент) и ООО «Агрокомплект» (концессионер) и Субъект Российской Федерации Красноярский край подписано концессионное соглашение от 14.01.2020 № 2, согласно пункту 1.1. которого концессионер обязуется за свой счёт реконструировать объекты теплоснабжения на территории Саянского района Красноярского края, состав и описание которого приведены в приложении №1 и №2 настоящего соглашения, право хозяйственного ведения на которое принадлежит муниципальному унитарному предприятию «Теплоком», предназначенные для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, теплоносителя (горячей воды), а также осуществлять модернизацию и эксплуатацию данного объекта в целях производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, теплоносителя (горячей воды), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1.1 договора).

Предписанием от 03.07.2020 № 173ж-2020 Прокуратура Саянского района потребовала Главу Саянского района принять меры по передаче объектов концессионного соглашения концессионеру - ООО «Агрокомплект». Указала, что в нарушение частей 1, 4.1 ст. 3 концедент - администрация Саянского района объекты теплоснабжения по концессионному соглашению концессионеру - ООО «Агрокомплект» не переданы, до настоящего времени объекты теплоснабжения находятся в хозяйственном ведении МУП «Теплоком», акт приема передачи данных объектов не подписан. Таким образом, уклонение концедентом - администрацией Саянского района от передачи объектов теплоснабжения в рамках концессионного соглашения концессионеру - ООО «Агрокомплект» может повлиять на подготовку данных объектов к отопительному периоду 2020-2021 гг., так как ООО «Агрокомплект» не может приступить к исполнению мероприятий по подготовке к отопительному периоду, что может повлечь нарушение прав работников и воспитанников учебных заведений начального и среднего образования Саянского района, не имеющих возможности самостоятельно обеспечить себя тепловой энергией. Выявленные нарушения закона свидетельствуют о неэффективном использовании имущества, находящегося в муниципальной собственности на условиях концессионного соглашения, а так же о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации Саянского района своих должностных обязанностей, что является основанием для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, в соответствии со ст. 192 ТК РФ.

На основании постановления Администрации Саянского района от 30.07.2020 № 385-п дополнительными соглашениями от 30.07.2020 расторгнуты договоры о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Теплоком»: от 05.06.2014 № 44, от 05.06.2014 № 38, от 05.06.2014 № 42, от 05.06.2014 № 32, от 05.06.2014 № 30, от 05.06.2014 № 34, от 05.06.2014 № 33, от 05.06.2014 № 26, от 05.06.2014 № 29, от 05.06.2014 № 28, от 05.06.2014 № 27, от 05.06.2014 № 35, от 05.06.2014 № 36, от 05.06.2014 № 40.

Актами приема-передачи от 30.07.2020 муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» передало имущество Администрации Саянского района.

Ссылаясь на то, что заключенное концессионное соглашение нарушает права истца, поскольку муниципальное унитарное предприятие «Теплоком», являлось на момент заключения оспариваемого соглашения поставщиком услуг теплоснабжения на территории Саянского района, имело имущество (котельные и тепловые сети) для осуществления данных услуг, закрепленное собственником в лице МКУ «Отдел имущественных и земельных отношений администрации Саянского района» на праве хозяйственного ведения, предприятие обратилось с настоящим иском в суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок.

Сделки регулируются положениями главы 9 раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, сделка как юридический факт представляет собой действия, направленные на достижение определенного правового результата.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Нормами статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 ГК РФ. При наличии в законе специального основания недействительности такая сделка признается недействительной по этому основанию (например, по правилам статьи 170 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику такого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу пункта 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, содержится в пункте 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статье 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", которые не предоставляют собственнику имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, права изымать у него указанное имущество.

Право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (часть 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанной нормы право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом возникает у предприятия на основании решения, принятого собственником в отношении этого имущества, о закреплении его за предприятием на указанном праве, при наличии самого факта передачи собственником своего имущества во владение предприятию.

В силу положений части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце втором пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Собственником объектов имущества, переданных по оспариваемому соглашению, является муниципальное образование «Саянский район Красноярского края», по состоянию на 17.07.2020 зарегистрировано на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 17.07.2020.

Статьей 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Часть 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ введена в действие в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 103-ФЗ и вступила в силу 8 мая 2013 года (со дня официального опубликования указанного Федерального закона).

Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ). В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, указанное имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Не позднее чем по истечении одного календарного года после вступления в силу концессионного соглашения, объектом которого являются все объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находившиеся во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, в устав (положение или иной документ, определяющий порядок деятельности) государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения, во владении и (или) в пользовании которых находилось указанное имущество, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения на территории муниципального образования, на которой находится имущество, в полном составе переданное по концессионному соглашению (часть 3 ст. 39 ФЗ№ 115-ФЗ).

Таким образом, согласно указанным правовым нормам концессионное соглашение может быть заключено в отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения.

В силу части 1.1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 и 11 части 1 статьи 4 данного Федерального закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.

Специфика отношений сторон концессионного соглашения, отличающихся от арендных отношений, заключается в том, что целями заключения такого соглашения являются привлечение инвестиций в экономику публично-правовых образований, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно п. 7 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, государственное или муниципальное предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента, предусмотренные концессионным соглашением.

Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела и целевого назначения муниципального имущества, его эффективного использования для обеспечения теплоснабжения, муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» должно было участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с Администрацией Саянского района.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Таким образом, на момент заключения оспариваемого соглашения муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» могло участвовать на стороне концедента в осуществлении обязательств по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что объектом концессионного соглашения является муниципальное имущество - котельные, тепловые пункты, тепловые сети и оборудование, цель предоставления имущества осуществление проектирования и реконструкции данного имущества, его содержание, проведение работ по эксплуатации, приему, передаче и распределению тепловой энергии, техническому обслуживанию, ремонту котельных, тепловых пунктов и тепловых сетей, согласно действующих нормативов, СНиПов.

Таким образом, приняв во внимание целевое назначение муниципального имущества, а также юридическую природу концессионного соглашения, суд пришел к выводу о том, что в целях эффективного использования имущества для обеспечения теплоснабжения муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» должно было участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению, но осуществляло бы при этом только отдельные, ограниченные полномочия концедента, в частности по передаче объекта концессионного соглашения, подписанию акта приема-передачи.

На основании изложенное, требование истца о признании недействительной (ничтожной) сделкой Концессионное соглашение от 14.01.2020, заключенное между муниципальным образованием Саянский район Красноярского края, обществом с ограниченной ответственностью «Агрокомплект» и субъектом Российской Федерации Красноярским краем, подлежит удовлетворению в части невключения на стороне концедента муниципального унитарного предприятия «Теплоком».

Исходя из положений статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Признание недействительным концессионного соглашения от 14.01.2020, заключенное между муниципальным образованием Саянский район Красноярского края, обществом с ограниченной ответственностью «Агрокомплект» и субъектом Российской Федерации Красноярским краем, в части невключения на стороне концедента муниципального унитарного предприятия «Теплоком», не повлияет на исполнение сторонами своих обязательств и не влечет ничтожности прочих условий договора.

Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражные суды заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 3 000 рублей.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по требованию о признании сделки недействительной составляет 6000 рублей.

Учитывая, что согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, принимая во внимание, что требование заявителя подлежит частичному удовлетворению, понесенные муниципальным унитарным предприятием «Теплоком» расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявления в суде первой инстанции: в размере 6000 руб. подлежат взысканию с муниципального образования Саянский район Красноярского края, общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплект» в пользу муниципального унитарного предприятия «Теплоком» по 3 000 руб.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительной (ничтожной) сделкой Концессионное соглашение от 14.01.2020, заключенное между муниципальным образованием Саянский район Красноярского края, обществом с ограниченной ответственностью «Агрокомплект» и субъектом Российской Федерации Красноярским краем, в части невключения на стороне концедента муниципального унитарного предприятия «Теплоком».

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Муниципального образования Саянский район Красноярского края, общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплект» в пользу муниципального унитарного предприятия «Теплоком» по 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.С. Куликова