ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-20896/19 от 09.10.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2019 года

Дело № А33-20896/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) (ИНН 2312176324, ОГРН 1102312019150)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании утилизационного сбора,

при участии:

от заявителя: ФИО2, действующей на основании доверенности от 16.01.2019, личность удостоверена паспортом (в здании Арбитражного суда Ростовской области)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куприяновой Д.В., с использованием средств системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области,

установил:

Южный акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) (далее – заявитель, таможенный орган) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о взыскании 12 150 000 руб. утилизационного сбора.

Заявление принято к производству суда. Определением от 10.07.2019 возбуждено производство по делу.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения и размещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явился. В соответствии с положениями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.

До даты судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о приостановлении производства по делу, от ответчика поступил отзыв на заявление. В ходе судебного заседания судом для представителя заявителя озвучены доводы отзыва. В порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы приобщены судом к материалам дела.

В ходе судебного разбирательства таможенным органом заявлено ходатайство от 20.09.2019 № 48-01-17/ о приостановлении производства по делу до внесения федеральным законодателем в правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 30-П от 19 июля 2019 года.

Рассмотрев ходатайство истца от 20.09.2019 № 48-01-П/, суд не находит оснований для приостановления производства по настоящему делу. Частью 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрены обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд обязан приостановить производство по делу, а статьей 144 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрены обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд вправе приостановить производство по делу. Ни одно из этих обстоятельств таможенным органом не указано. Кроме того, согласно части 2 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд приостанавливает производство по делу и в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Таможенным органом не указан федеральный закон, подлежащий применению в случае приостановления производства по настоящему делу.

С учетом вышеизложенного, суд отказал таможне в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу, руководствуясь положениями статей 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.

Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на заявление, в котором ответчик против удовлетворения требований возражает, указывает на принятие Конституционным судом Российской Федерации Постановления № 30-П.

Суд исследовал письменные материалы.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 на Южном акцизном таможенном посту 26.01.2018 задекларирован по ДТ № 10009240/260118/0000120 товар, бывший в употреблении, гидравлический гусеничный полноповоротныи экскаватор НIТАСНIZAXISZX330LC-3, с ковшом и гидромолотом FURUKAWAF35, 2007 года выпуска (далее - экскаватор, товар), код ТН ВЭД ЕАС – 8429521001; 16.02.2018 задекларировал по ДТ № 10009240/160218/0000225 товар, бывший в употреблении, гидравлический гусеничный полноповоротныи экскаватор НIТАСНIZAXISZX450-3, стрелой (прямой лопатой), ZX470H-3 3009, 2007 года выпуска (далее - экскаватор, товар) код ТН ВЭД ЕАС – 8429521001.

Указанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой - временный ввоз.

При декларировании товаров в графе 35 «Вес брутто (кг)» предпринимателем заявлены следующие характеристики товара: ДТ № 10009240/260118/0000120 – 33 000; ДТ № 10009240/160218/0000225 – 47 000.

В соответствии с нормами пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) расчёт утилизационного сбора, подлежащего уплате, при декларировании: ДТ № 10009240/260118/0000120 следующий: 150 000 (базовая ставка)* 40,5 (коэффициент)* 1 (количество товаров) = 6 075 000 руб. 00 коп.; ДТ № 10009240/160218/0000225 следующий: 150 000 (базовая ставка)* 40,5 (коэффициент)* 1 (количество товаров) = 6 075 000 руб. 00 коп.

Письмом от 01.03.2018 № 48-01-17/0365 таможенный орган информировал плательщика ИП ФИО1 о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средствах.

Письмо от 01.03.2018 № 48-01-17/0365 направлено в адрес ИП ФИО1 по юридическому адресу: 660098, <...>, согласно почтовому идентификатору 34402920027834 указанное письмо прибыло в место вручения, возвращено отправителю по иным обстоятельствам 11.04.2018.

В связи с тем, что обществом утилизационный сбор в размере 12 150 000 руб. в срок до 09.07.2019 не уплачен, таможенный орган обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании утилизационного сбора в указанной сумме в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) определены функции (обязанности) таможенных органов, перечень которых не является закрытым, поскольку в силу части 2 данной статьи федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 311-ФЗ права таможенных органов, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, могут быть использованы исключительно при осуществлении таможенными органами функций в области таможенного дела. При возложении на таможенные органы надзорных или контрольных функций в других сферах полномочия таможенных органов по выполнению указанных функций определяются федеральным законом, в соответствии с которым на таможенные органы возлагаются иные контрольные или надзорные функции.

Из толкования указанной нормы следует, что полномочия таможенных органов должны быть определены путем издания подзаконных нормативных актов, устанавливающих механизмы реализации данного федерального закона.

Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закона № 89-ФЗ) установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к числу которых отнесены лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом 89-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора») (далее – Правила № 81) (учитывается в редакции на момент возникновения спорных отношений).

Как следует из пункта 3 Правил № 81, Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии с пунктом 4 статьи 24.1. Закона № 89-ФЗ, возложило обязанность по взиманию утилизационного сбора на Федеральную таможенную службу Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти.

В разделе II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты, пунктом 17 которых таможенные органы наделены правом по выявлению фактов неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, а также по взысканию неуплаченной либо не полностью уплаченной суммы утилизационного сбора в судебном порядке.

Согласно пункту 7 Правил № 81, отметка об уплате утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты установлен разделом II Правил № 81 (пункты 11-17).

Так, пунктом 11 Правил № 81 определено, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», по форме, приведенной в приложении № 1;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

Согласно пункту 13 Правил № 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.

Обнаружение таможенным органом факта неуплаты утилизационного сбора послужило основанием для обращения в суд за его принудительным взысканием, что соответствует нормам, изложенным в пункте 17 Правил № 81.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые, в том числе осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 3). При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей (примечание 4 к Перечню).

Как следует из материалов рассматриваемого дела, на Южном акцизном таможенном посту 26.01.2018 и 16.02.2018 предприниматель задекларировал товары по ДТ № 10009240/260118/0000120 с и ДТ № 10009240/160218/0000225.

При декларировании товаров в графе 35 «Вес брутто (кг)» предпринимателем заявлены следующие характеристики товара: ДТ № 10009240/260118/0000120 – 33 000; ДТ № 10009240/160218/0000225 – 47 000.

Таможенный орган в соответствии с нормами пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ рассчитал утилизационный сбор, подлежащий уплате предпринимателем, соответственно: при декларировании: ДТ № 10009240/260118/0000120 - 150 000 (базовая ставка)* 40,5 (коэффициент)* 1 (количество товаров) = 6 075 000 руб. 00 коп.; ДТ № 10009240/160218/0000225 - 150 000 (базовая ставка)* 40,5 (коэффициент)* 1 (количество товаров) = 6 075 000 руб. 00 коп.

Вместе с тем, материалами рассматриваемого дела, в том числе договором аренды от 04.09.2017 №2 (поименованного контрактом № 2 от 04.09.2017) сроком действия до 25.01.2020; договором субаренды от 04.09.2017 № 2/С (поименованного контрактом № 2/С от 04.09.2017) сроком действия до 15.02.2020 задекларированные товары по ДТ № 10009240/260118/0000120 и по ДТ № 10009240/160218/0000225 выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой - временный ввоз. Факт выпуска таможенным органом вышеперечисленных товаров, задекларированных предпринимателем, под процедурой временного ввоза истцом не оспаривался, что также следует из содержания рассматриваемого заявления, заявлений таможенной процедуры временного ввоза, обязательств об обратном вывозе.

При расчете утилизационного сбора в отношении задекларированных товаров по ДТ № 10009240/260118/0000120 и по ДТ № 10009240/160218/0000225 таможенным органом не принято во внимание, что норма, на основании которой произведен расчет суммы утилизационного сбора – статья 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, не предусматривает её применение к процедуре выпуска товара с таможенного поста на период временного ввоза такого товара.

Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 № 30-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия» положения ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 18, 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1) и 57, в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего постановления, при решении вопроса о взимании утилизационного сбора с лиц, осуществивших ввоз в Российскую Федерацию транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), следует исходить из недопустимости возложения на таких лиц обязанности по уплате утилизационного сбора.

Согласно части 3 статьи 79 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

С учетом изложенного, поскольку статья 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, регулирующая порядок уплаты утилизационного сбора, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в части возложения на лиц, осуществивших временный ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации, обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), следовательно, оснований для удовлетворения требований, заявленных таможенным органом, о взыскании с предпринимателя утилизационного сбора в размере 12 150 000 руб., у суда не имеется.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Кошеварова