ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-21723/09 от 24.02.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

27 февраля 2010 года

Дело № А33-21723/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2010 года.

В полном объёме решение изготовлено 27 февраля 2010 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М»

к Управлению наружной рекламы администрации города Красноярска

о признании незаконным решения от 28.08.2009 № 2985-5 об аннулировании разрешения от 20.07.2007 № 14235 на установку рекламной конструкции, выданного обществу с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М»,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,

при участии:

представителя заявителя: ФИО1, на основании доверенности от 01.01.2009 (паспорт),

представителя ответчика: ФИО2, на основании доверенности от 18.01.2010 № 1 (паспорт),

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» (далее – общество рекламное агентство «Ориентир-М») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению наружной рекламы администрации города Красноярска (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 28.08.2009 № 2985-5 об аннулировании разрешения от 20.07.2007 № 14235 на установку рекламной конструкции, выданного обществу с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М».

Заявление принято к производству суда. Определением от 23.12.2009 возбуждено производство по делу. Определением арбитражного суда от 21.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

Представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика с требованием общества не согласна.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседании извещен надлежащим образом (представитель ФИО3 на основании доверенности от 30.12.2009 № 80 извещена в предварительном судебном заседании 18.02.2010 под расписку (приложение № 1 к протокольному определению арбитражного суда от 18.02.2010), представил отзыв на заявление и ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401945323.

20.07.2007 за № 14235 Управление архитектуры администрации города Красноярска выдало обществу Рекламное агентство «Ориентир-М» разрешение на установку двухстронней динамической трехпозиционной наземной рекламной конструкции с подсветкой размером 6,24х3,24 м. (площадь рекламных поверхностей - 121,31 кв.м.), по адресу: <...>, сроком на пять лет.

Указанный земельный участок, общей площадью 20,22 кв.м., передан обществу Рекламное агентство «Ориентир-М» по акту приема-передачи земельного участка 20.07.2007 на основании разрешения на установку рекламной конструкции Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 20.07.2007 № 14235.

04.12.2007 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» заключен договор аренды земельного участка за № 2794, согласно которому департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) предоставляет, а общество Рекламное агентство «Ориентир-М» (арендатор) принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:04 00 143:0219, расположенный по адресу: <...>, для использования в целях размещения наземной рекламной конструкции с подсветкой, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся неотъемлемой частью, общей площадью 20,22 кв.м.

Срок аренды земельного участка, в соответствии с пунктом 2.1 указанного договора, установлен с 20.07.2007 по 18.07.2008.

Дополнением № 2524 без даты арендодатель продлил действие договора аренды от 04.12.2007 № 2794 до 16.07.2009.

Уведомлением от 29.05.2008 № 22722 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РФ, статьями 49, 55 Земельного кодекса РФ, распоряжением администрации города Красноярска от 02.04.2008 № 266-арх, уведомил общество Рекламное агентство «Ориентир-М» о расторжении договора земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в связи с реконструкцией ул. Белинского и строительством транспортной развязки в г. Красноярске. В уведомлении указано, что договор считается расторгнутым через месяц с даты регистрации настоящего уведомления.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска письмом от 25.08.2009 № 44660 уведомил управление наружной рекламы администрации города Красноярска о расторжении договора аренды земельного участка от 04.12.2007 № 2794 с обществом Рекламное агентство «Ориентир-М».

Письмом от 28.09.2009 № 2985-5 Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска «Об аннулировании разрешения» проинформировало общество Рекламное агентство «Ориентир-М» о принятии решения об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 20.07.2007 № 14235, расположенной по адресу: Советский район, ул. Белинского, 3, в связи с расторжением договора аренды земельного участка от 17.01.2007 № 779.

25.11.2009 на основании разрешения на установку рекламной конструкции от 20.07.2007 № 14235 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» заключили договор аренды земельного участка за № 1976, согласно которому департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) предоставляет, а общество Рекламное агентство «Ориентир-М» (арендатор) принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:04 00 143:0219, расположенный по адресу: <...>, для использования в целях размещения наземной рекламной конструкции с подсветкой, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся неотъемлемой частью, общей площадью 20,22 кв.м.

Срок аренды земельного участка, в соответствии с пунктом 2.1 указанного договора, установлен с 29.06.2008 по 27.06.2009.

Согласно акту приема-передачи земельного участка датой фактической передачи земельного участка во владение и пользование следует считать 29.06.2008.

Дополнением от 25.11.2009 № 6417 арендодатель продлил действие договора аренды от 25.11.2009 № 1976 до 25.06.2010.

Полагая, что решение Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 28.09.2009 № 2985-5 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

По части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд полагает, что оспариваемое письмо Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 28.09.2009 № 2985-5 обладает всеми признаками ненормативного правового акта, который может быть оспорен в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Отношения в сфере распространения рекламы на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Пунктом 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно пункту 3 статьи 63 Устава города Красноярска, утвержденного Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, в целях эффективного управления городской собственностью от имени города владение, пользование и распоряжение ею осуществляется органами городского самоуправления. Органы городского самоуправления управляют городской собственностью в порядке, установленном действующим законодательством, настоящим Уставом и правовыми актами города.

По пункту 1.2 Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью, утвержденного Решением Красноярского городского Совета от 16.02.1999 № 17-155 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью», в состав городской собственности входят, в том числе городские земли.

В соответствии с пунктом 1.8 Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью органы городского самоуправления и уполномоченные органы по управлению городской собственностью вправе в рамках своей компетенции совершать в отношении объектов городской собственности любые действия, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Положению и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе: отчуждать имущество в собственность другим лицам; передавать другим лицам свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; передавать имущество в доверительное управление; распоряжаться имуществом иным образом.

Пунктом 2.3 Положения о порядке управления и распоряжения городской собственностью определено, что уполномоченный орган по управлению городским имуществом и землями выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков.

Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного постановлением администрации города от 15.02.2005 № 55/1 «Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города», департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска.

Пункты 3.39 и 3.40 названного Положения предусматривают, что департамент управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, землями, лесами и другими природными ресурсами, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города; выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков, объектов нежилого фонда, движимого имущества, проводит торги по продаже права аренды.

Согласно пункту 4.7 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города департамент имеет право заключать договоры аренды муниципального движимого и недвижимого имущества, земельных участков, муниципальных предприятий, осуществлять контроль за поступлением арендных платежей, согласовывать субаренду муниципального имущества.

Согласно пункту 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Порядок подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска установлен Положением о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Красноярска, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 14.11.2006 № 900, действующим на момент принятия ответчиком решения об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 1.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Красноярска установка рекламных конструкций на территории города допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции по договору с собственником или иным указанным в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.

Пунктом 17 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

Основания аннулирования разрешения установлены, в том числе подпунктом 2 пункта 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Красноярска выдачу разрешений на установку рекламных конструкций осуществляет управление наружной рекламы администрации города.

По пункту 1.9 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска, установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Таким образом, лицом, уполномоченным на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, является Управление наружной рекламы, лицом, уполномоченным на заключение договора аренды земельного участка, является департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Как следует из материалов дела, 20.07.2007 Управление архитектуры администрации города Красноярска выдало обществу Рекламное агентство «Ориентир-М» разрешение № 14235 на установку двухстронней динамической трехпозиционной наземной рекламной конструкции с подсветкой размером 6,24х3,24 м. (площадь рекламных поверхностей - 121,31 кв.м.), по адресу: <...>, сроком на пять лет.

На основании договора аренды земельного участка от 04.12.2007 № 2794 и акта приема-передачи земельного участка от 20.07.2007 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предоставил обществу Рекламное агентство «Ориентир-М» в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:04 00 143:0219, расположенный по адресу: <...> для использования в целях размещения наземной рекламной конструкции с подсветкой, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся неотъемлемой частью, общей площадью 20,22 кв.м.

Срок аренды земельного участка, в соответствии с пунктом 2.1 указанного договора, установлен с 20.07.2007 по 18.07.2008.

Дополнением № 2524 без даты арендодатель продлил действие договора аренды от 04.12.2007 № 2794 до 16.07.2009.

Уведомлением от 29.05.2008 № 22722 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РФ, статьями 49, 55 Земельного кодекса РФ, распоряжением администрации города Красноярска от 02.04.2008 № 266-арх, уведомил общество Рекламное агентство «Ориентир-М» о расторжении договора земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в связи с реконструкцией ул. Белинского и строительством транспортной развязки в г. Красноярске. В уведомлении указано, что договор считается расторгнутым через месяц с даты регистрации настоящего уведомления.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска письмом от 25.08.2009 № 44660 уведомил Управление наружной рекламы администрации города Красноярска о расторжении договора аренды земельного участка от 04.12.2007 № 2794 с обществом Рекламное агентство «Ориентир-М».

Письмом от 28.09.2009 № 2985-5 Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска «Об аннулировании разрешения» проинформировало общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» о принятии решения об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 20.07.2007 № 14235, расположенной по адресу: Советский район, ул. Белинского, 3, в связи с расторжением договора аренды земельного участка от 17.01.2007 № 779.

Как следует из пояснений Управления наружной рекламы администрации города Красноярска в Письме от 28.09.2009 № 2985-5 допущена техническая ошибка - сделана ссылка на договор аренды земельного участка от 17.01.2007 № 779, вместо договора аренды земельного участка от 04.12.2007 № 2794.

Однако, доказательства, подтверждающие прекращение арендных отношений, возникших на основании договора, заключенного между собственником земельного участка и владельцем рекламной конструкции (договора земельного участка от 04.12.2007 № 2794), ответчиком в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.

Напротив, из материалов дела следует, что 25.11.2009 на основании разрешения на установку рекламной конструкции от 20.07.2007 № 14235 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» заключили договор аренды земельного участка за № 1976, согласно которому департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) предоставляет, а общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» (арендатор) принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:04 00 143:0219, расположенный по адресу: <...>, для использования в целях размещения наземной рекламной конструкции с подсветкой, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся неотъемлемой частью, общей площадью 20,22 кв.м.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора срок аренды земельного участка установлен с 29.06.2008 по 27.06.2009.

Согласно акту приема-передачи земельного участка датой фактической передачи земельного участка во владение и пользование следует считать 29.06.2008.

Кроме того, дополнением от 25.11.2009 № 6417 арендодатель продлил действие договора аренды земельного участка от 25.11.2009 № 1976 до 25.06.2010.

Таким образом, из изложенного следует, что фактически арендные отношения не прекращались, оснований для направления уведомления обществу и в Управление наружной рекламы города Красноярска не было.

Суд полагает, что изложенное свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения подпункту 2 пункта 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», нарушении им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Довод Управления о том, что решение об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции вынесено в соответствии с действующим законодательством на основании уведомления департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о расторжении договора аренды земельного участка от 04.12.2007 № 2794 с обществом Рекламное агентство «Ориентир-М», суд полагает несостоятельным, на основании следующего.

При толковании статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о том, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) на дату его вынесения (принятия, совершения). Следовательно, признание судом недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) свидетельствует о том, что акты, решения, действия незаконны с момента принятия (совершения), соответственно - не могут порождать правовых последствий.

В связи с тем, что у департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска не имелось законных оснований для направления письма от 25.08.2009 № 44660 в адрес Управления наружной рекламы администрации города Красноярска о расторжении договора аренды земельного участка от 04.12.2007 № 2794 с обществом Рекламное агентство «Ориентир-М», оспариваемое решение об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции, основанное на указанном уведомлении департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, не может быть расценено как законное. При этом, не имеет правового значения то обстоятельство, что на дату принятия решения об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции письмо департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 25.08.2009 № 44660 не было оспорено в установленном порядке.

Таким образом, требование заявителя является обоснованным, решение Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска, изложенное в письме «Об аннулировании разрешения» на установку рекламной конструкции от 28.09.2009 № 2985-5, как несоответствующее Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», подлежит признанию незаконным.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

По части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет судебные расходы, как состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Уплаченная заявителем в бюджет государственная пошлина возлагает на ответчика обязанность по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Учитывая данное обстоятельство, судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

При подаче заявления обществом с ограниченной ответственностью Рекламным агентством «Ориентир-М» уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по платежным поручениям от 07.12.2009 № 913, от 15.12.2009 № 966.

С учетом удовлетворения заявления с Управления наружной рекламы администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Ориентир-М» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Ориентир-М» удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления наружной рекламы администрации города Красноярска от 28.09.2009 № 2985-5 «Об аннулировании решения», как несоответствующее Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Обязать Управление наружной рекламы администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Ориентир-М».

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления наружной рекламы администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства «Ориентир-М» 2000 (две тысячи) рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Е.В. Севастьянова