ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-21776/09 от 10.02.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  10 февраля 2010 года

Дело № А33-21776/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Институт инновационного проектирования»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Красноярскому краю

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.12.2009 № 04-09/3197П

при участии:

представителей ответчика: ФИО1 на основании доверенности от 30.04.2009 № 11, ФИО2 на основании доверенности от 28.10.2009 № 23,

при ведении протокола судебного заседания судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Институт инновационного проектирования» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Красноярскому краю об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 03.12.2009 № 04-09/3197П.

Заявление принято к производству суда. Определением от 25.12.2009  возбуждено производство по делу.

Заявитель в судебное заседание не явился. Определение суда об отложении судебного заседания, направленное в адрес общества, вернулось в суд с отметкой органа связи об истечении срока хранения. Уведомление о необходимости получения почтового отправления оставлялось заявителю дважды: 17.01.2010 и 21.01.2010.

Согласно части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя (его представителя).

Представили ответчика требования заявителя оспорили по основаниям, изложенным в отзыве.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае проведена проверка выполнения заявителем требований валютного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

В ходе проверки установлено следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «ИНИП» (Исполнитель) с нерезидентом - Жан Де Мерлиер (Заказчик) заключен договор № 105 от 01.04.2008 оказания консультационных услуг по Теории решения изо­бретательских задач по стандартной программе (36 занятий, 1 занятие в 10 дней). Обуче­ние проводится с 01.04.2008 по 01.04.2009. Заказчик обязуется оплачивать исполните­лю оказанные услуги в сумме 250,00 Евро ежемесячно.

По информации Красноярского филиала «Красноярская дирекция» ЗАО КБ «КЕДР» (вх. № 2649 от 28.08.2009) Справка о валютных операциях на сумму 250,00 Евро пред­ставлена в уполномоченный банк с нарушением пункта 1.3 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномо­ченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, по­рядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сде­лок» (далее - Инструкция № 117-И), а именно:

- денежные средства на счет № 40702978600009002073 ООО «ИНКП» в сумме 250,00 Евро поступили 11.01.2009, что подтверждается гр. 4 Справки о валютных операциях от 28.01.2009, выпиской банка по счету, уведомлением № 1 от 11.01.2009, свифт-сообщением № 10FFMG1U01059310;

- срок представления в банк ПС Справки о валютных операциях истек - 20.01.2009;

- фактически Справка о валютных операциях представлена в Красноярский филиал «Красноярская дирекция» ЗАО КБ «КЕДР» 28.01.2009, что подтверждается отметкой банка.

Таким образом, ООО «ИНИП», представив 28.01.2009 по истечении установленно­го срока в уполномоченный банк Справку о валютных операциях по договору № 105 от 01.04.2008, нарушило пункт 1.3 Инструкции № 117-И и совершило 21.01.2009 администра­тивное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в части нарушения сроков представления форм учета по валютным операциям.

Указанные обстоятельства отражены в протоколе № 04-09/3197 об административном правонарушении, составленном 26.11.2009 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Институт инновационного проектирования».

Постановлением № 04-09/3197П от 03.12.2009 о назначении административного наказания на общество с ограниченной ответственностью «Институт инновационного проектирования» наложено административное взыскание, предусмотренное частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб., что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (пункт 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закон о валютном регулировании и валютном контроле) валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (далее по тексту – Положения от 15.06.2004 № 278), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 2 Положения от 15.06.2004 № 278 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5.1.2, 5.14 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; имеет право проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Приказом территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 10.11.2006 № 48 а-п утвержден перечень должностных лиц территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1-4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно указанному перечню главный государственный инспектор территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, статьей 15.25 Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 26.11.2009 № 04-09/3197 составлен государственным инспектором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае ФИО3, то есть уполномоченным лицом.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление вынесено с соблюдением предоставленной административному органу компетенции и полномочий - его должностными лицами.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Приведенная норма закрепляет признаки объективной стороны четырех самостоятельных административных правонарушений, а именно:

- несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;

- нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования;

- нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок;

- нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

При этом из материалов дела следует, что заявитель привлечен к административной ответственности за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора, выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Согласно части 4 статьи 5 указанного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», установлено, что Справка о валютных операциях, является формой учета по валютным операциям.

Согласно пункту 1.2 Инструкции № 117-И «О порядке представ­ления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели (далее - резиденты)) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк) следующие документы, в том числе справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции (далее - справка о валютных операциях).

В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции 117-И документы, указанные в пункте 1.2 настоящей Инструкции, представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт нарушения срока представления в банк ПС Справки о валютных операциях.

Таким образом, действия заявителя содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Заявитель не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований валютного законодательства.

Ссылка заявителя на то, что срок предоставления справки о валютных операциях был пропущен в связи с приостановлением операций по счетам общества (решение инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска № 13666 от 22.12.2008), является несостоятельной по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.2 и 3.3 Инструкции Центрального банка РФ от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» - обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 0 процентов суммы валютной выручки. Резидент вправе поручить уполномоченному банку продать иностранную валюту.

Таким образом, у резидента отсутствует обязанность по обязательной продаже части валютной выручки. Приостановление операций по счетам общества препятствует осуществлению расчетных операций по счетам, но не препятствует представлению в установленный срок форм учета по идентификации поступивших валютных средств.

В соответствии с Инструкцией 111-И Справка о поступлении валюты является основанием для перечисления поступившей иностранной валюты с транзитного счета на текущий счет общества. При этом данная операция не является расчетной операцией.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ (за нарушение, в том числе валютного законодательства Российской Федерации) годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

Оспариваемым постановлением от 03.12.2009 № 04-09/3197П заявителю назначен административный штраф в минимальном размере санкции, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ – 40 000 рублей. При этом действующим КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде штрафа в размере ниже минимального предела, установленного санкцией соответствующей нормы.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 03.12.2009 № 04-09/3197П о назначении административного наказания является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ  :

Отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Институт инновационного проектирования», зарегистрированного в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 2062466200070, расположенного по адресу: <...>, о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 03.12.2009 № 04-09/3197П о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Раздобреева И.А.