ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-2187/08 от 04.04.2008 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

04 апреля 2008 года

             Дело № А33-2187/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Севастьянова Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (г. Красноярск)

к обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна и К» (п. Берёзовка Красноярского края)

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

При участии в  судебном заседании представителя административного органа: ФИО1, на основании доверенности от 25.01.2008 № 49  (удостоверение),

протокол настоящего судебного заседания вела судья Е.В. Севастьянова.

Резолютивная часть решения объявлена «04» апреля 2008 года, полный текст мотивированного решения изготовлен «04» апреля 2008 года.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Фортуна и К» (далее – общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, представил дополнительные документы по делу.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило.

В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Фортуна и К» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032400566791.

Общество имеет лицензию от 11.12.2003 № АСС-24-030325, выданную административным органом на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

На основании распоряжения от 31.01.2008 № 111/12р и.о. начальника Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю проведена проверка автотранспортных средств общества «Фортуна и К», оборудованных для перевозки более 8 человек, на предмет соответствия их технического состояния и оборудования установленным требованиям безопасности, соответствия конструкции транспортного средства установленным техническим требованиям, в результате которой выявлены следующие нарушения:

-несоответствие технического состояния и оборудования автотранспортного средства установленным требованиям безопасности (наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенного со стороны водителя; отсутствие одного огнетушителя; несоответствие конструкции транспортного средства установленным техническим требованиям);

-отсутствие обязательной сертификации транспортных средств, в которую внесены изменения;

-не проведение в установленном порядке контроля за соблюдением графиков (расписаний) движения автобусов, контроля выполнения всех рейсов.

В связи с выявлением вышеуказанных нарушений заместителем начальника отдела АТ и АДН УГАДН ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от 12.02.2008 № 20 000704 серии ААА.

Протокол об административном правонарушении вручен законному представителю общества – генеральному директору ФИО3 12.02.2008, что подтверждается проставленной им подписью.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим  заявлением.

В материалы дела представлены следующие документы, подтверждающие совершение обществом административного правонарушения: протокол об административном правонарушении № 20 000704 от 12.02.2008; копия распоряжения о проведении контрольных мероприятий № 111/12р от 31.01.2008; объяснения ФИО3 от 12.02.2008; копии сообщений об обнаружении административного правонарушения; копии путевых листов автобусов; копи лицензионных карточек; копия маршрутного расписания движения автобуса по маршруту № 95; копия одобрения типа транспортного средства; копия руководства по эксплуатации автобусов ПАЗ; копии протоколов изъятия вещей и документов.

Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела, арбитражный суд считает заявление административного органа подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) – влечет наложение административного штрафа на  должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Фортуна и К» осуществляет перевозки пассажиров автотранспортом на основании лицензии, выданной уполномоченным органом. В соответствии с условиями осуществления деятельности, предусмотренными указанной лицензией, владелец лицензии (общество) обязано выполнять установленные условия осуществления деятельности.

На основании статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом подлежат лицензированию.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Пунктом 3 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.02 № 402 (далее – Положение о лицензировании перевозок и грузов), предусмотрено, что лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является, в том числе выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

В силу пунктов 4.2, 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.95. № 27 (далее – Положение № 27), организация (предприниматель) обязана соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами; обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки, о проведении которого выполняется отметка в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

Пункт 2.5.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте (утвержденных приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 года № 15) закрепляет обязанность владельцев лицензии соблюдать Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, другие нормативы и стандарты, устанавливающие требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.

В соответствии с пунктами 4.7.2, 4.7.5, 4.7.15  ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования техническому состоянию и методы проверки», утвержденного  Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.02.2001 года № 47-ст, не допускается наличие трещин на ветровых стёклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя;  не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам; предусмотрено оснащение автобусов, предназначенных для перевозки людей, двумя огнетушителями.

Материалами дела подтверждается, что названные выше требования ответчиком не выполнены: в автобусе ПАЗ-320510 г/н АА413, принадлежащем обществу, имеются трещины на ветровых стёклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя; установлен поручень на левом переднем аварийном выходе (боковом стекле), ограничивающий свободный доступ к аварийному выходу; в автобусе ПАЗ-32051R г/н АА201, также принадлежащем обществу, отсутствует один огнетушитель.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации и предназначенные доля участия в дорожном движении на её территории подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждёнными уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»  утверждены «Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов».

Пунктом 6.5 указанных Правил установлено, что соответствие транспортного средства перечню обязательных технических требований удостоверяется выдачей «одобрения типа транспортного средства». «Одобрение типа транспортного средства» распространяется на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации.

На транспортные средства, изготавливаемые с использованием выпущенных в обращение сертифицированных базовых транспортных средств (шасси), производимых другими изготовителями, после вступления в силу новых технических требований может быть оформлено «одобрение типа транспортного средства» при условии их соответствия техническим требованиям, действующим на момент выпуска в обращение базовых транспортных средств (шасси). Срок действия такого «одобрения типа транспортного средства» не может превышать одного года с момента вступления в силу новых технических требований (в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 № 3453).

Одобрением типа транспортного средства № РОСС RU.МТО2.Е003034 (приложение № 3) утверждена схема расположения сидений автобуса ПАЗ-32021-110 (по условному коду маркировки, указанному в Руководстве по эксплуатации автобусов семейства ПАЗ-3205 (3205-3902010 РЭ), указанный автобус имеет условный код маркировки 32051R).

Как следует из материалов дела, в эксплуатируемых обществом автобусах ПАЗ-32051R г/н АС201 и АА413 пассажирские сиденья закреплены не в местах, установленных заводом – изготовителем в соответствии с указанной схемой.

Пунктом 7.18 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 № 1090, запрещена эксплуатация транспортных средств в конструкцию которых внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 14.3 «Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждённого Приказом МВД Российской Федерации от 7 декабря 2000 года № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору», по результатам рассмотрения представленных документов на внесение изменений в конструкцию транспортного средства подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдаёт заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности, или отказывает в его выдаче.

Как следует из материалов дела, указанный документ у общества с ограниченной ответственностью «Фортуна и К» отсутствует.

Согласно пункту 5.2.5 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», при выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности движения, организации и водители - предприниматели до устранения недостатков в зависимости от обстоятельств:

- не открывают движение на маршруте перевозок;

- прекращают движение на маршруте или изменяют маршрут движения;

- изменяют режимы движения на маршруте и информируют об этом заинтересованные организации, предприятия, население.

Согласно пункту 72 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», на автобусных маршрутах допускаются следующие отклонения от расписаний: городских - +/- 2 мин.; пригородных - +/- 3 мин.; междугородных - +/- 5 мин.

Как следует из материалов дела, водитель автобуса ПАЗ-32051R г/н АС201 ФИО4 05.02.2008 получил рабочее маршрутное расписание с выходом № 15 на городской маршрут № 95, согласно которому установлено время отправления от остановочного пункта «Верхние Черёмушки» в 11 ч. 31 мин., а фактически указанный автобус прибыл на указанный остановочный пункт в 12 часов 10 мин., совершив  опоздание на 39 минут.

Таким образом, допущено отклонение от расписания более чем на 2 мин., не организован и не проводится в установленном порядке контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения автобусов, контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием.

Таким образом, указанные действия (бездействия) общества с ограниченной ответственностью «Фортуна и К» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.

Арбитражный суд считает, что соответствующим совершенному обществом правонарушению, является административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Фортуна и К», расположенное по адресу: 662425, <...> а, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основном государственным регистрационным номером 1032400566791, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна и К» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 30000 (тридцать тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фортуна и К» в доход бюджета 30000 рублей штрафа на счет № 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск, БИК 040407001, получатель УФК по Красноярскому краю (Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), КПП 246301001, код бюджетной классификации 10611690040040000140.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                                           Е.В. Севастьянова