ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-21884/18 от 27.09.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

04 октября 2018 года

Дело № А33-21884/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Канска(ИНН 2450021195, ОГРН 1062450000470) к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края(ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290) об оспаривании постановления № 73ю-15.14-18 по делу об административном правонарушении от 23.07.2018,

в присутствии в судебном заседании: от ответчика: В.В. Абдулиной, представителя по доверенности от 03.08.2018 № 101-01269, Н,П. Казимирской, представителя по доверенности от 30.01.2018 № 101-0124, при ведении протокола секретарем судебного заседания М.А. Самойловой,

установил:

Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Канска (далее – заявитель, УС и ЖКХ администрации г. Канска) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края(далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 73ю-15.14-18 по делу об административном правонарушении от 23.07.2018.

Заявление принято к производству суда. Определением от 16.08.2018 возбуждено производство по делу.

В судебное заседание заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явился, представителей не направил. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявитель.

В заявлении заявителем указывается, что факт того, что приобретенные в рамках программы жилые помещения не предоставлены гражданам в замен жилых помещений, непригодных для проживания, расположенных в домах признанных аварийными, не свидетельствует о том, что орган местного самоуправления намерен использовать из не по целевому назначению, на сегодняшний день решается вопрос о использовании данных помещений по целевому назначению путем внесения изменений в программу.

Представитель ответчика требования заявителя не признал, представил отзыв на заявление, в котором указывает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя, заявителем не приняты все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства, отсутствие намерения нарушать требования не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, сокращённые сроки формирования программы не освобождают от обязанности соблюдения бюджетного законодательства.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 - 2017 годы (далее – Региональная программа), согласно которой в перечень аварийных многоквартирных домов включены многоквартирные дома, расположенные в г. Канске.

24.03.2016 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (главный распорядитель) и администрацией города Канска (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета №017 (далее - соглашение №017), согласно пункту 1.1 которого муниципальному образованию город Канск предоставляется субсидия в размере 147 453 395 руб.82 коп., в том числе: в 2016 году 126 224 233 руб. 51 коп., из них 59 579 039 руб.26 коп. - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 66 645 194 руб.25 коп. - средства краевого бюджета; в 2017 году 21 229 162 руб. 31 коп. - средства краевого бюджета. Получатель обязан принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, обеспечить исполнение настоящего Соглашения, а также обеспечить софинансирование за счет средств местного бюджета на долевое финансирование мероприятий 4 этапа Программы в размере 1 143 049 руб. 61 коп.

Дополнительным соглашением от 30.05.2016 № 1 к Соглашению № 017 в пункт 1.1 Соглашения № 017 внесены изменения, предусмотрена субсидия только на 2016 год в размере 139 898 356 руб. 89 коп., в том числе: 59 579 039 руб. 26 коп. - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 80 319 317 руб. 63 коп. - средства краевого бюджета, 1 143 049 руб. 61 коп. – средства местного бюджета.

Соглашением № 017 на администрацию города Канска возложена обязанность использовать средства субсидии по целевому назначению (пункт 2.3.5), обеспечить возврат в доход краевого бюджета неиспользованных субсидий.

На исполнение расходных обязательств по Соглашению № 017 бюджету города Канска перечислены средства краевого бюджета в сумме 29 671 327 руб. 93 коп.

Постановлением администрации города Канска от 08.05.2013 № 620 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования город Канск» на 2013 - 2017 годы.

В данной программе утвержден перечень многоквартирных домов в муниципальном образовании город Канск, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в отношении которых планируется переселение в рамках программы на 2013 – 2017 годы, в том числе по адресам: г. Канск, пер. Подгорный, д. 1, г. Канск, ул. 40 лет Октября, д. 72, г. Канск, ул. Волгодонская, д. 13, г. Канск, ул. Волгодонская, д. 15, г. Канск, ул. Восточная, д. 9, г. Канск, ул. Герцена 9-я, д. 7, г. Канск, ул. Герцена 9-я, д. 9, г. Канск, ул. Кайтымская, д. 149, г. Канск, ул. Кайтымская, д. 155, г. Канск, ул. Кайтымская, д. 193 А, г. Канск, ул. Кирова, д. 24, г. Канск, ул. Кирова, д. 26, г. Канск, ул. Красноярская, д. 10, г. Канск, ул. Московская, д. 43, г. Канск, ул. Московский тракт, д. 6, г. Канск, ул. Муромская, д. 5, г. Канск, ул. Муромская, д. 7, г. Канск, ул. Муромская, д. 9, г. Канск, ул. Николая Буды, д. 11, г. Канск, ул. Рабочий городок ЛДК, д. 1, г. Канск, ул. Рабочий городок ЛДК, д. 11, г. Канск, ул. Рабочий городок ЛДК, д. 11, г. Канск, ул. Рабочий городок ЛДК, д. 18, г. Канск, ул. Рабочий городок ЛДК, д. 2, г. Канск, ул. Рабочий городок ЛДК, д. 2, г. Канск, ул. Рабочий городок ЛДК, д. 4, г. Канск, ул. Рабочий городок ЛДК, д. 7, г. Канск, ул. Свердлова, д. 46, г. Канск, ул. Свердлова, д. 50, г. Канск, ул. Урицкого, д. 49/1, г. Канск, ул. Урицкого, д. 49/2, г. Канск, ул. Пролетарская, д. 37.

Распоряжениями администрации города Канска перечисленные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, определен срок отселения жильцов данных домов.

Переселению из аварийных домов подлежали лица, проживающие в 77 помещениях, - 9 человек на праве собственности, 68 человек по договорам социального найма.

19.07.2018 по результатам электронного аукциона № 0119300006216000112-1 между муниципальным казенным учреждением «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Канска» (участник долевого строительства) и обществом с ограниченной ответственностью «СтройИнвест» (далее - Застройщик) заключен муниципальный контракт № 0119300006216000112-0185943-02 на участие в долевом строительстве многоквартирного (-ых) жилого (-ых) дома (-ов) в городе Канске Красноярского края (далее - контракт), согласно пункту 1.1 которого Застройщик обязуется своими силами и с привлечением третьих лиц построить два многоквартирных жилых дома: 9-этажный 144-квартирный дом по адресу г.Канск, ул.Восточная, 3а, в котором после ввода в эксплуатацию передать муниципальному образованию 20 квартир (две 3-комнатных и 18 однокомнатных); 9-этажный 85-квартирный жилой дом по адресу г.Канск, микрорайон 6-й Северо-Западный, 61, в котором после ввода в эксплуатацию передать муниципальному образованию 57 квартир (4 однокомнатных, 48 двухкомнатных, 5 трехкомнатных), а участник долевого строительства обязуется оплатить обусловленную контрактом цену и принять квартиры.

Цена контракта составила 140 982 840 руб. 28 коп. (пункт 3.3).

Согласно пункту 3.6 контракта цена контракта оплачивается участником довевого строительства путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет застройщика в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2016 и 2017 годы, предусмотренных муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования город Канск» на 2013-2017 годы, подпрограммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования город Канск» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города», утвержденной постановлением администрации г.Канска от 28.10.2013 № 1522, в том числе за счет:

средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства- 56 502 736 руб. 67 коп.;

средств краевого бюджета - 83 337 054 руб. 00 коп.;

средств местного бюджета - 1 143 049 руб. 61 коп.

Лимит финансирования (оплат по контракту) на 2016 год составил 119 753 677 руб.97 коп. (пункт 3.4.1 контракта), в том числе:

средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства- 56 502 736 руб. 67 коп.;

средств краевого бюджета- 62 107 891 руб. 69 коп.;

средств местного бюджета- 1 143 049 руб. 61 коп.

Лимит финансирования (оплат по контракту) на 2017 год составил (пункт 3.4.2 контракта) 21 229 162 руб. 31 коп. (средства краевого бюджета).

Указанный контракт исполнен и оплачен.

В 2017 году Администрация г. Канска направила в Канский городской суд исковые заявления к лицам, включенным в программу переселения граждан из ветхого аварийного жилья, о выселении из аварийного жилого помещения:

Полежаевой Веры Васильевны о выселении из помещения по адресу г.Канск, ул. Волгодонская, 15-6 в жилое помещение по адресу г.Канск, мкр.Северо-Западный, 61-23 (дело № 2-2486/2017);

Елуниной Клавдии Петровны о выселении из помещения по адресу г.Канск, ул.Кайтымская, 149-2 в жилое помещение по адресу г.Канск, ул.Восточная,3а-135 (дело № 2-2381/2017);

Федотенко Нины Ивановны о выселении из помещения по адресу г.Канск, ул.Рабочий городок,4-6 в жилое помещение по адресу г.Канск, ул.Восточная, 3а-138 (дело № 2-2498/2017);

Суфиярову Асфану Мукалиновичу о выселении из помещения по адресу г.Канск, ул.Муромская, 9-29 в жилое помещение по адресу г.Канск, ул.Восточная, 3а-134 (дело № 2-2479/2017);

Монатовой Елизавете Егоровне о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу г.Канск, пер.Подгорный, 1-8, в жилое помещение по адресу г.Канск, ул.Восточная, 3а-111 (гражданское дело № 2-2482/2017);

Зыковой Анне Савельевне о выселении из помещения по адресу г.Канск, пер.Подгорный,1-10 в помещение по адресу г.Канск, ул.Восточная,За-119 (гражданское дело № 2-2471/2017);

Цурикову Илье Сергеевичу о выселении из аварийного жилого помещения по адресу г.Канск, ул.Кайтымская, 155-3 в помещение по адресу г.Канск, мкр.Северо-Зарпадный, 61-85 (дело № 2-2408/2017);

Варфоламееву Виктору Кузьмичу о выселении из аварийного жилого помещения по адресу г.Канск, ул. Рабочий городок, 18-2 в помещение по адресу г.Канск, мкр. 6-й Северо-Западный,61-84 (дело № 2-2465/2017);

Цепову Петру Александровичу о выселении из жилого помещения по адресу г.Канск, ул.Герцена-9, д.9, кв. 5 в помещение по адресу г.Канск, мкр. 6-й Северо-3ападный, 61-80 (дело № 2-2467/2017);

Лаврентьевой Ларисе Кирилловне о выселении из помещения по адресу г.Канск, ул.Кайтымская, 149-4 в помещение по адресу г.Канск, мкр. 6-й Северо-Западный, 61-56 (дело № 2-2383/2017);

Федорову Юрию Николаевичу о выселении из помещения по ул. Волгодонская,15-13 в жилое помещение по адресу г.Канск, мкр.Северо-Западный,61-49 (дело № 2-2446/2017);

Сержанковой Валентине Ивановне о выселении из помещения по ул. Кайтымская, 149-1 в помещение по адресу г.Канск, мкр. 6-й Северо-Западный, 61-28 (дело № 2-2392/2017).

Производство по всем вышеперечисленным гражданским делам Канским городским судом прекращено в связи со смертью ответчиков.

Так, Полежаева В.В. умерла 04.02.2011, Елунина К.П. умерла 10.10.1992, Федотенко Н.И. умерла 21.07.2011, Суфияров А.М. умер 16.07.2012, Монатова Е.Е. умерла 10.10.2008, Зыкова А.С. умерла 07.07.2003, Цуриков И.С. умер 03.01.2007, Варфоламеев В.К. умер 17.01.2005, Цепов П.А. умер 20.10.2010, Лаврентьева Р.К. умерла 19.03.2004, Федоров Ю.Н. умер 31.10.2012, Сержанкова В.И. умерла 26.08.2012.

Полежаева В.В., Елунина К.П., Федотенко Н.И., Суфияров А.М., Монатова Е.Е., Зыкова А.С, Цуриков И.С, Варфоламеев В.К., Цепов П.А., Лаврентьева Р.К., Федоров Ю.Н., Сержанкова В.И. включены в состав лиц, подлежащих переселению по муниципальной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, умерли до заключения администрацией г. Канска Соглашения № 017 и утверждения муниципальной адресной программы.

На основании приказа службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 17.04.2018 № 85п в период с 23.04.2018 по 25.05.2018 службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края проведена выездная проверка в отношении администрации г. Канска, ее структурных подразделений, муниципальных казенных учреждений, в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты из краевого бюджета) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов из краевого бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, за 2017 год и истекший период 2018 года.

В ходе проверки ответчиком сделан вывод о том, что заявителем нарушены нормы бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившиеся в том числе в приобретении при отсутствии правовых оснований 12 квартир общей площадью 523,4 кв. м. взамен площадей аварийных помещений, включенных в Программу, на общую сумму 19 314 001 руб. 95 коп., в том числе 11 678 722 руб. 75 коп. средства краевого бюджета, тем самым причинен ущерб Красноярскому краю в указанной сумме. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 25.05.2018.

На основании фактов, установленных в ходе проверки, заявителю выдано предписание от 05.06.2018 №101-0879 об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств, согласно которому Администрация г. Канска надлежит устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения путем возмещения в краевой бюджет ущерба, причинённого Красноярскому краю, в том числе в сумме 11 678 722 руб. 75 коп., в срок не позднее 06.12.2018.

15.06.2018 главным контролером-ревизором отдела финансового контроля Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ. В материалы дела представлено ходатайство заявителя от 30.05.2018 о составлении протокола в его отсутствие.

15.06.2018 заявителю направлено уведомление №101-0946 о рассмотрении дела об административном правонарушении.

23.07.2018 заместителем руководителя - начальником организационно-правового отдела Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края в присутствии представителя заявителя вынесено постановление №73ю-15.14-18 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ выразившимся в нецелевом использовании денежных средств, заявителю назначен штраф в размере 965 700,10 руб.

Считая постановление от 23.07.2018 №73ю-15.14-18 незаконным и необоснованным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля относится контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 1 ст. 269.2 БК РФ).

При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля могут проводиться:

проверки, ревизии и обследования;

направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (п. 2 ст. 269.2 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п «Об утверждении Положения о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края» (далее - Постановления Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п) служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край) (органом внутреннего государственного финансового контроля края), который осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении закупок для обеспечения нужд края и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории края, региональный государственный контроль (надзор) в сфере ценообразования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края.

На основании пункта 3.1 в компетенцию Службы в сфере бюджетных правоотношений входит осуществление внутреннего государственного финансового контроля (далее - финансовый контроль) за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п задачами Службы является в том числе обеспечение соблюдения объектами государственного финансового контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно Приказу службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 15.01.2014 N 1нп "Об утверждении Перечней должностных лиц службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях:

1. Руководитель службы.

2. Заместитель руководителя службы - начальник организационно-правового отдела.

3. Начальник, заместитель начальника, главные специалисты отдела контроля за ценообразованием.

4. Заместитель начальника, консультанты-юристы, главные специалисты-юристы организационно-правового отдела.

С учетом изложенного оспариваемое постановление и протокл составлены уполномоченными лицами, при надлежащем уведомлении заявителя.

Судом установлено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности, заявителем данный факт не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Заявителю вменяется неправомерное использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Заявитель, являясь в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств, обязан соблюдать требования бюджетного законодательства, использовать бюджетные средства по целевому назначению.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Как установлено материалами дела, Постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 - 2017 годы (далее – Региональная программа), согласно которой в перечень аварийных многоквартирных домов включены многоквартирные дома, расположенные в г. Канске.

24.03.2016 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (главный распорядитель) и администрацией города Канска (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета №017 (далее - соглашение №017), согласно пункту 1.1 которого муниципальному образованию город Канск предоставляется субсидия в размере 147 453 395 руб.82 коп., в том числе: в 2016 году 126 224 233 руб. 51 коп., из них 59 579 039 руб.26 коп. - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 66 645 194 руб.25 коп. - средства краевого бюджета; в 2017 году 21 229 162 руб. 31 коп. - средства краевого бюджета. Получатель обязан принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, обеспечить исполнение настоящего Соглашения, а также обеспечить софинансирование за счет средств местного бюджета на долевое финансирование мероприятий 4 этапа Программы в размере 1 143 049 руб. 61 коп.

Дополнительным соглашением от 30.05.2016 № 1 к Соглашению № 017 в пункт 1.1 Соглашения № 017 внесены изменения, предусмотрена субсидия только на 2016 год в размере 139 898 356 руб. 89 коп., в том числе: 59 579 039 руб. 26 коп. - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 80 319 317 руб. 63 коп. - средства краевого бюджета, 1 143 049 руб. 61 коп. – средства местного бюджета.

Соглашением № 017 на администрацию города Канска возложена обязанность использовать средства субсидии по целевому назначению (пункт 2.3.5), обеспечить возврат в доход краевого бюджета неиспользованных субсидий.

На основании результатов проверки Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края выявлено нецелевое использование денежных средств заявителем, выразившееся в приобретении 12 квартир общей площадью 523,4 кв. м., взамен площадей аварийных помещений, включенных в Программу для лиц, а именно: Полежаева В.В., Елунина К.П., Федотенко Н.И., Суфияров А.М., Монатова Е.Е., Зыкова А.С, Цуриков И.С, Варфоламеев В.К., Цепов П.А., Лаврентьева Р.К., Федоров Ю.Н., Сержанкова В.И., которые на момент включения в Программу умерли.

Данный факт заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилого фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон 185-ФЗ).

Согласно статье 2 указанного Закона аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2012 или применительно к положениям главы 6.3 настоящего Федерального закона и случаям переселения граждан за счет средств Фонда из аварийного жилищного фонда на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Алгоритм переселения граждан из аварийного жилищного фонда заключается в принятии решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК).

Порядок возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение, а также предоставления жилых помещений в связи со сносом дома, его капитальным ремонтом или реконструкцией осуществляется в соответствии со статьей 32, 86, частями 2, 3 статьи 88 ЖК.

Статьей 16 Закона № 185-ФЗ предусмотрено утверждение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, содержащих, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы.

Пунктом 5.2 Программы от 06.05.2013 № 228 предусмотрено финансирование мероприятий по строительству многоквартирных домов, строительству малоэтажных домов, приобретению у застройщиков жилых помещений и приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплате возмещения за счет средств Фонда, средств краевого бюджета и средств местных бюджетов.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) под межбюджетным трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 139 БК под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

На основании статьи 5 Закона Красноярского края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» (далее - Закон № 2-317), предоставление межбюджетных трансфертов из краевого бюджета местному бюджету может быть осуществлено в порядке и на условиях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, Законом № 2-317 и иными нормативными правовыми актами в соответствии с Законом № 2-317 в форме субсидий местным бюджетам в соответствии со статьей 10 Закона № 2-317.

Пунктом 1 статьи 10 Закона № 2-317 определено, что субсидии местным бюджетам предусматриваются в составе краевого бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно положениям пункта 6.1 статьи 10 Закона № 2-317 предоставление субсидии местному бюджету из краевого бюджета осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого местной администрацией соответствующего муниципального образования с главным распорядителем средств краевого бюджета.

Главным распорядителем средств субсидий, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (п.5.3 Программы).

Министерство осуществляет перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству. Министерство перечисляет субсидии в бюджеты муниципальных образований Красноярского края на основании соглашений, заключенных между министерством и муниципальными образованиями Красноярского края (пункт 5.5 Программы от 06.05.2013 N 228-п).

Согласно материалам дела Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края - главным распорядителем и администрацией города Канска - получателем субсидии заключено соглашение о предоставлении субсидии муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета от 24.03.2016 №017.

В соответствии с подпунктом 1.1.2 Соглашения №017 на получателя субсидии возложена обязанность принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, обеспечить исполнение настоящего соглашения.

По Соглашению № 017 администрации г. Канска предоставлена субсидия на финансирование мероприятий 4 этапа Программы в г. Канске.

Также на основании подпунктов 2.3.5, 2.3,6 соглашения №017 на получателя субсидии возложена обязанность использовать средства субсидии по целевому назначению и обеспечить возврат в доход краевого бюджета неиспользованных субсидий.

Решением Канского городского Совета депутатов от 27.11.2017 № 23-111 утверждено Положение об управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска.

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Канска (далее - Управление) является функциональным подразделением администрации города Канска, созданным с целью устойчивого функционирования капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства города, осуществляющим функции в соответствии с полномочиями, закрепленными настоящим Положением (пункт 1.1).

В соответствии с пунктами 3.1 Положения управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска обеспечивает целевое и рациональное использование финансовых средств для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов и выполнения мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства в границах города Канска. Выступает в роли заказчика и формирует муниципальные заказы по реализации городских, краевых и федеральных программ, проектно-изыскательских работ, капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, природоохранных объектов, объектов образования, объектов культуры, объектов здравоохранения и спорта, объектов национальной экономики, элементов благоустройства и автомобильных дорог и других объектов в границах города Канска.

Управление организует мероприятия по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, жилых помещений непригодными для проживания. Формирует данные для переселения граждан (п.3.13 Положение об управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска).

Приведенные нормы свидетельствуют об обязанности заявителя при формировании потребности под определенную Программу формировать актуальные сведения, в том числе в рассматриваемом деле обязанность по формированию актуального списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с переселением из жилых помещений, входящих в состав многоквартирных домов, признанных в установленном порядке ветхими аварийными.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Материалами дела подтверждается, что целями Программы является, в том числе, обеспечение жильем граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

На основании материалов дела, а также вышеперечисленных норм, принимая во внимание, что Полежаев В.В., Елунина К.П., Федотенко Н.И., Суфияров А.М., Монатова Е.Е., Зыкова А.С, Цуриков И.С, Варфоламеев В.К., Цепов П.А., Лаврентьева Р.К., Федоров Ю.Н., Сержанкова В.И. умерли до заключения администрацией г. Канска соглашения № 017, а также до утверждения муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города», суд пришел к выводу, что у администрации г. Канска отсутствовали основания к приобретению 12 жилых помещений общей площадью 523,4 кв. м для последующего предоставления гражданам, проживавшим в многоквартирных домах, отнесенных в установленном порядке к аварийного жилищного фонда, и умершим до утверждения соответствующей муниципальной программы. Данное обстоятельство свидетельствует об использовании администрацией г. Канска средств субсидий в нарушение целей и условий их выделения.

Из материалов дела судом установлено, что администрацией г. Канска в рамках Программы были получены субсидии, в том числе, из средств краевого бюджета для реализации мероприятий 4 этапа Программы в г. Канске.

Заявитель указывает, что на сегодняшний день решается вопрос об использовании данных помещений по целевому назначению путем внесения изменений в программу.

Согласно подпункту 5.13 Программы от 06.05.2013 № 228-п ответственность за нецелевое использование предоставленных субсидий возлагается на администрацию г. Канска.

Материалами дела подтверждается, что срок 4 этапа Программы истёк 01.09.2017, на основании чего суд полагает, что внесение изменений в Программу, которая заверена сентябрем 2017 года, в 2018 году невозможно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель полагает, что факт того, что приобретенные в рамках программы жилые помещения не предоставлены гражданам в замен жилых помещений, непригодных для проживания, расположенных в домах признанных аварийными, не свидетельствует о том, что орган местного самоуправления намерен использовать из не по целевому назначению.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, установление намерения не входит в предмет доказывания по настоящему делу, по смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Заявитель не представил ни административному органу, ни суду достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований бюджетного законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.

При таких обстоятельствах, вина учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является установленной.

Таким образом, административным органом доказано, что действия (бездействие) заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом не установлены.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие наличие отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3. КоАП РФ, лицами, участвующими в деле, не представлены, об их наличии не заявлено; указанные обстоятельства судом не установлены.

Административным органом назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ (965 700,10 руб.), что составляет 5% от суммы средств (19 314 001,95 руб.), полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.

Суд считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, заявление удовлетворению не подлежит.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 211, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования заявителя.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов