ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-21984/19 от 22.10.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

29 октября 2019 года

Дело № А33-21984/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Красавиа"(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Красноярской транспортной прокуратуре(г. Красноярск)

о признании недействительным представления прокурора,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», Министерства транспорта Красноярского края, Западно-Сибирской транспортной прокуратуры,

в присутствии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 26.02.2019 № 37 (диплом: регистрационный номер 187 от 23.06.1988),

от ответчика: заместителя Красноярского транспортного прокуратура ФИО2,

от Министерства транспорта Красноярского края: ФИО3, представителя по доверенности от 09.01.2019 № 7 (диплом: регистрационный номер 62 от 27.06.2001), ФИО4, представителя по доверенности от 02.10.2019 (диплом: регистрационный номер 16/395 от 17.07.2019),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шинкоренко М.В.,

установил:

акционерное общество "Красавиа"(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской транспортной прокуратуре(далее - ответчик) о признании недействительным представления прокурора от 30.05.2019 № 23/12-03-19 об устранений нарушений бюджетного законодательства при субсидировании пассажирских перевозок воздушным транспортом.

Заявление принято к производству суда. Определением от 09.08.2019 возбуждено производство по делу.

ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», Западно-Сибирская транспортная прокуратура, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились. От ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие стороны.В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие вышеуказанных третьих лиц.

Представитель ответчика заявил ходатайство о вызове в судебное заседание в качестве свидетеля руководителя Контрольно-ревизионного сектора Министерства транспорта Красноярского края ФИО5 для дачи пояснения по вопросу ранее проведенных проверок в АО "Красавиа". Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения заявленного ответчиком ходатайства. Учитывая, что оснований для вызова в судебное заседание свидетеля не имеется, судом в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.

Представитель заявителя подержал заявленные требования, считает оспариваемое представление незаконным, указывает, что законодательством не определено требование и порядок синхронизации часов с организацией воздушного движения и приоритетность данных о времени организации воздушного движения над данными фиксируемыми экипажем заявителя, не предусмотрена законом. В связи с этим экипаж воздушного судна руководствуется требованиями РПП и стандарта авиакомпании по ведению задания на полет, фиксируя время взлета и время посадки по бортовым часам. АО «КрасАвиа» указывает, что разница во времени будет существовать, не смотря ни на какие меры, предпринятые со стороны Общества, по следующим причинам: отсутствия единой технологии сверки личных часов с контрольными; отсутствие контрольных часов в аэропортах и тем более на посадочных площадках, на которые выполняется большинство полётов АО «КрасАвиа»; разность технологий работы диспетчеров ОрВД и технологий работы экипажа самолета.

Представитель ответчика возражал против заявления по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что представление прокурора вынесено законно и обосновано, не нарушает прав заявителя, ответчик указывает, что часы налета, определенные заявителем самостоятельно, были завышены. Ответчик указывает, что по условиям соглашения от 13.03.2019 № 1/В/8716 АО «КрасАвиа» обязано предоставлять в Министерство транспорта Красноярского края отчеты о фактическом налете часов воздушных судов в период нахождения их в воздушном пространстве. Вместе с тем вопреки условиям указанного соглашения АО «КрасАвиа» предоставляло сведения о налете часов, в который включало период работы на земле с момента запуска двигателя воздушного судна до момента его остановки, что подтверждается сведениями из формуляров и заданий на полет. Таким образом, в данном случае АО «КрасАвиа» самостоятельно определило границы объема оказанных услуг и фактически завысило этот объем. Кроме того, исходя из ответа АО «КрасАвиа» на представление прокурора, последним не оспаривается увеличение членами экипажей воздушных судов налета часов в большую сторону. Напротив, общество указывает на проведение профилактической работы с летным персоналом, а также изданием распоряжения от 05.06.2019 № 97, регламентирующего фиксацию времени влета, посадки и налета часов в задании на полет.

От Министерства транспорта Красноярского края в материалы дела поступил отзыв на заявление, в котором министерство указывает, что между министерством и АО «КрасАвиа» заключено соглашение от 30.03.2019 № 1/В о предоставлении организаций в 2019 году субсидии в целях возмещения неполученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с положениями о порядке и условиях предоставления и возврата субсидий , закрепленными в Государственной программе Красноярского края «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п (приложение № 4 к разделу 3 «Механизм реализации подпрограммы» подпрограммы «Развитие транспортного комплекса»). Для предоставления субсидии из бюджета Красноярского края юридическое лицо обязано предоставить, в том числе, информацию о наличии недополученных доходов перевозчика по форме согласно приложению № 1 к вышеуказанному Порядку, в соответствии с которым расчет недополученных доходов предоставляется с детализацией по каждому маршруту программы пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета. Данная информация содержит параметр «налет часов» перевозчика, однако, законодательством не закреплен алгоритм расчета указанного показателя. Сведения о фактическом объеме налета часов содержатся в предоставляемых авиаперевозчиком отчете для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц, а также в уточненном отчете за декабрь текущего года по утвержденной форме. В случае выявления факта превышения планируемых объемов перевозок над фактическими при анализе отчетной документации, согласно пункту 20 Порядка министерство принимает решение о возврате в краевой бюджет в текущем финансовом году остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, с указанием оснований его принятия. АО «КрасАвиа» для получения субсидии предоставлен отчет с данными о налете часов, которые сопоставлены со сведениями о запланированных часах налета, закрепленными приказом министерства транспорта Красноярского края от 25.12.2018 № 6/121-Н. Перевозчик несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений. В 2017 году проведена проверка деятельности АО «КрасАвиа» за 2016 год, в ходе которой нарушений в действиях авиакомпании по получению субсидии из бюджета Красноярского края в целях возмещения недополученных доходов, в части несоответствия отчетных данных и первичных документов полетных заданий по субсидируемым маршрутам, не обнаружено. При этом министерством в ходе проведения проверки не исследуется соблюдение авиакомпаниями законодательства об учете налета часов воздушных судов.

Суд заслушал пояснения представителя Министерства транспорта Красноярского края.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «КрасАвиа» бюджетного законодательства при субсидировании пассажирских перевозок воздушным транспортом.

Проверкой установлено, что на территории Красноярского края действует государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №510-п, в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие транспортного комплекса» (приложение № 2).

Целью подпрограммы «Развитие транспортного комплекса», среди прочего, является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах, а также обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан.

Одним из мероприятий, направленных на достижение указанных целей, является возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (раздел 3 подпрограммы «Развитие транспортного комплекса»).

Порядок и условия предоставления и возврата субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регламентирован в приложении 4 к разделу 3 подпрограммы «Развитие транспортного комплекса».

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Порядка размер субсидии определяется исходя из фактического объема налета часов воздушных судов в соответствии с программой пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета, и нормативов субсидирования в расчете на один час налета воздушного судна по каждому маршруту.

В целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях воздушным транспортом в районах Крайнего Севера, в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы» между АО «КрасАвиа» и Министерством транспорта Красноярского края заключено соглашение от 30.03.2019 № 1/В/8716.

В рамках указанного соглашения АО «КрасАвиа» осуществляются регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по 13 субсидируемым маршрутам, в т.ч. по маршрутам: Красноярск - Байкит -Красноярск; Красноярск - Богучаны - Красноярск; Красноярск - Кодинск -Красноярск; Красноярск - Ванавара - Красноярск; Красноярск - Кодинск -Ванавара - Кодинск - Красноярск; Красноярск - Мотыгино – Красноярск.

Прокуратурой проведена сверка сведений о фактическом налете часов, отраженных авиаперевозчиком в соответствующих ежемесячных отчетах, с данными филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)» по каждому совершенному рейсу (письмо от 16.05.2019 №2.1-1831), по результатам которой выявлены существенные временные расхождения, а именно, завышение времени налета по субсидируемым маршрутам на 441 минуту в сравнении с фактическим временем налета.

Так, завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Мотыгино - Красноярск составило 165 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 124 415,83 рублей (2,75 доли часа х норматив субсидирования 45 242,12 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Байкит- Красноярск составило 91 минуту, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 45 877 рублей (1,51 доли часа х норматив субсидирования 30 248,66 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Кодинск - Ванавара - Кодинск - Красноярск составило 78 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 67 831,42 рублей (1,3 доли часа х норматив субсидирования 52 178,02 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Богучаны - Красноярск составило 64 минуты, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 53 979,74 рублей (1,06 доли часа х норматив субсидирования 50 606,01 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Ванавара - Красноярск составило 19 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 14 394,31 рублей (0,31 доли часа х норматив субсидирования 45 455,74 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Кодинск Красноярск составило 24 минуты, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 15 503,68 рублей (0,4 доли часа х норматив субсидирования 38 759,22 рублей).

Выявленные разночтения по времени, по мнению прокуратуры, являются следствием ненадлежащего заполнения полетных заданий экипажами воздушных судов, поскольку время взлета и посадки, из которых в последующем АО «КрасАвиа» исчисляется время налета воздушного судна, отмечается последними с округлением времени в большую или меньшую величину, кратную числам 5, 10, 15 и другим.

Таким образом, Красноярской транспортной прокуратурой в ходе проверки установлено нарушение части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 28 Порядка при предоставлении в Министерство транспорта Красноярского края отчета для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц АО «КрасАвиа». Излишне полученные из бюджета Красноярского края средства АО «КрасАвиа» в бюджет Красноярского края не возвращены.

30.05.2019 Красноярской транспортной прокуратурой заявителю выдано представление № 23/12-03-19 с требованием:

- безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Красноярской транспортной прокуратуры. О дне и времени рассмотрения представления заблаговременно сообщить в Красноярскую транспортную прокуратуру;

- в установленный законом месячный срок принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, им способствовавших, с целью недопущения подобных нарушений закона в дальнейшем;

- принять организационные меры, обеспечивающие исполнение требований законов, регламентирующих субсидирование пассажирских перевозок воздушным транспортом;

- рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц;

- о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в Красноярскую транспортную прокуратуру в письменной форме.

Заявитель, указывая, что законодательством не определено требование и порядок синхронизации часов с организацией воздушного движения и приоритетность данных о времени организации воздушного движения над данными фиксируемыми экипажем заявителя, не предусмотрена законом, просит признать представление № 23/12-03-19 от 30.05.2019 незаконным.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Положениями статьи 22, 28 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона и об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

Таким образом, оспариваемое представление внесено заместителем транспортного прокурора в пределах предоставленных полномочий. Нарушений при вынесении в ходе проведения проверки и вынесения оспариваемого представления судом не установлено, заявителем не заявлено.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу части 3 данной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с частью 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" на территории Красноярского края действует государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №510-п, в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие транспортного комплекса» (приложение № 2).

Целью подпрограммы «Развитие транспортного комплекса», среди прочего, является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах, а также обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан.

Одним из мероприятий, направленных на достижение указанных целей, является возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (раздел 3 подпрограммы «Развитие транспортного комплекса»).

Порядок и условия предоставления и возврата субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регламентирован в приложении 4 к разделу 3 подпрограммы «Развитие транспортного комплекса».

В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного Порядка размер субсидии определяется исходя из фактического объема налета часов воздушных судов в соответствии с программой пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета, и нормативов субсидирования в расчете на один час налета воздушного судна по каждому маршруту.

Между министерством и АО «КрасАвиа» заключено соглашение от 30.03.2019 № 1/В о предоставлении организаций в 2019 году субсидии в целях возмещения неполученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с положениями о порядке и условиях предоставления и возврата субсидий , закрепленными в Государственной программе Красноярского края «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п (приложение № 4 к разделу 3 «Механизм реализации подпрограммы» подпрограммы «Развитие транспортного комплекса»).

Для предоставления субсидии из бюджета Красноярского края юридическое лицо обязано предоставить, в том числе, информацию о наличии недополученных доходов перевозчика по форме согласно приложению № 1 к вышеуказанному Порядку, в соответствии с которым расчет недополученных доходов предоставляется с детализацией по каждому маршруту программы пассажирских перевозок воздушным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета. Данная информация содержит параметр «налет часов» перевозчика, однако, законодательством не закреплен алгоритм расчета указанного показателя.

Сведения о фактическом объеме налета часов содержатся в предоставляемых авиаперевозчиком отчете для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц, а также в уточненном отчете за декабрь текущего года по утвержденной форме.

В случае выявления факта превышения планируемых объемов перевозок над фактическими при анализе отчетной документации, согласно пункту 20 Порядка министерство принимает решение о возврате в краевой бюджет в текущем финансовом году остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, с указанием оснований его принятия.

В рамках указанного соглашения АО «КрасАвиа» осуществляются регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по 13 субсидируемым маршрутам, в т.ч. по маршрутам: Красноярск - Байкит -Красноярск; Красноярск - Богучаны - Красноярск; Красноярск - Кодинск -Красноярск; Красноярск - Ванавара - Красноярск; Красноярск - Кодинск -Ванавара - Кодинск - Красноярск; Красноярск - Мотыгино – Красноярск.

Прокуратурой проведена сверка сведений о фактическом налете часов, отраженных авиаперевозчиком в соответствующих ежемесячных отчетах, с данными филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)» по каждому совершенному рейсу (письмо от 16.05.2019 №2.1-1831), по результатам которой выявлены существенные временные расхождения, а именно, завышение времени налета по субсидируемым маршрутам на 441 минуту в сравнении с фактическим временем налета.

Так, завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Мотыгино - Красноярск составило 165 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 124 415,83 рублей (2,75 доли часа х норматив субсидирования 45 242,12 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Байкит- Красноярск составило 91 минуту, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 45 877 рублей (1,51 доли часа х норматив субсидирования 30 248,66 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Кодинск - Ванавара - Кодинск - Красноярск составило 78 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 67 831,42 рублей (1,3 доли часа х норматив субсидирования 52 178,02 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Богучаны - Красноярск составило 64 минуты, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 53 979,74 рублей (1,06 доли часа х норматив субсидирования 50 606,01 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Ванавара - Красноярск составило 19 минут, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 14 394,31 рублей (0,31 доли часа х норматив субсидирования 45 455,74 рублей).

Завышение времени налета по субсидируемому маршруту Красноярск - Кодинск Красноярск составило 24 минуты, что повлекло переплату авиапредприятию субсидии в размере 15 503,68 рублей (0,4 доли часа х норматив субсидирования 38 759,22 рублей).

Выявленные разночтения по времени, по мнению прокуратуры, являются следствием ненадлежащего заполнения полетных заданий экипажами воздушных судов, поскольку время взлета и посадки, из которых в последующем АО «КрасАвиа» исчисляется время налета воздушного судна, отмечается последними с округлением времени в большую или меньшую величину, кратную числам 5, 10, 15 и другим.

Данные филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)» по каждому совершенному рейсу определены на основании Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.01.2013 N 13.

Согласно п.2 Приказа Минтранса России от 24.01.2013 N 13, Табель сообщений определяет:

состав (объем) информации, включаемой в сообщение о представленном плане полета воздушного судна, и правила передачи указанного сообщения;

состав (объем) информации, включаемой в сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна, и правила передачи указанного сообщения;

состав (объем) информации, включаемой в сообщение о плане запуска шара-зонда, о плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата, и правила передачи указанных сообщений;

состав (объем) информации, включаемой в сообщения о планах проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ, и правила передачи указанных сообщений;

состав (объем) информации, включаемой в стандартные сообщения, касающиеся обслуживания воздушного движения и осуществления другой деятельности по использованию воздушного пространства, а также правила их передачи.

Согласно п.3 Приказа Минтранса России от 24.01.2013 N 13, Табель сообщений обязателен для исполнения органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) (далее - орган ОВД), физическими и юридическими лицами, организующими, обеспечивающими и осуществляющими деятельность по использованию воздушного пространства Российской Федерации, а также по использованию воздушного пространства, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.

Информация, включаемая в сообщения, указанные в пункте 2 Табеля сообщений, оформляется в виде стандартных (формализованных) сообщений (далее - стандартные сообщения). Для обеспечения обработки автоматизированными системами организации воздушного движения центров Единой системы и средствами автоматизации обслуживания воздушного движения органов ОВД не допускается искажение информации и нарушение правил составления стандартных сообщений, устанавливаемых Табелем сообщений.

Передача стандартных сообщений осуществляется по каналам авиационной электросвязи и каналам связи, организованным в соответствии с пунктом 62 Федеральных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.

Формат стандартных сообщений определяется установленными полями, в которые вносятся соответствующие взаимосвязанные элементы данных относительно полета воздушного судна или относительно другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно п 4.3. Минтранса России от 24.01.2013 N 13,в стандартных сообщениях указывается всемирное скоординированное время.

Исходя из содержания представленных заявителем пояснений в прокуратуру и заявления в суд, заявитель факт определенной неточности данных времени налета не оспаривает. Заявитель в пояснениях прокуратуры указывает на проведенную с членами летного состава профилактическую работу, направленную на исключение случаев округления значения времени взлета /посадки на значения кратные 0 и 5.

В тоже время доказательства неточности данных филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)» в материалы дела не представлены.

При этом, суд учел, что степень достоверности данных, представленных прокуратуре данных филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» является очевидно выше, поскольку указанное лицо не имеет какой-либо заинтересованности, сбор соответствующей информации относится к компетенции ФГУП «Госкорпорация по Организации воздушного движения (ОрВД)», которая (компетенция) сомнению не подвергается.

Таким образом, Красноярской транспортной прокуратурой, сделан верный вывод о нарушении заявителем части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 28 Порядка при предоставлении в Министерство транспорта Красноярского края отчета для расчета суммы субсидии за предыдущий месяц АО «КрасАвиа».

С учетом изложенного, оспариваемое представление прокурора законно и обоснованно.

С учетом изложенного, заявление удовлетворению не подлежит, оспариваемое представление законно, обоснованно, не нарушает прав и законных интересов заявителя, является исполнимым.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований.

Возвратить акционерному обществу «КрасАвиа» из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной излишне платежным поручением № 8482 от 30.07.2019 года.

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов