АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июня 2016 года | Дело № А33-22325/2015 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 июня 2016 года.
В полном объёме решение изготовлено 30 июня 2016 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***> , ОГРН <***>)
к Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края
(ИНН <***> , ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа в формировании и предоставлении земельного участка,
при ведении протокола судебного заседания ФИО2
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края :
-о признании незаконным бездействия Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, выраженного в нарушении срока рассмотрения письменного обращении главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 от 14.07.2015 вх. № 91 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
-о признании незаконным отказа (письмо от 20.07.2015 г. № 392с Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в формировании и предоставлении испрашиваемого земельного участка;
-об обязании Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края утвердить схему расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: Красноярский край, Березовский район, Бархатовский сельсовет, в районе п. Подгорный, участок №1, площадью 31782 кв. м., для животноводства.
Заявление принято к производству суда. Определением от 15.10.2015 возбуждено производство по делу.
11.11.2015 от ответчика в суд поступил отзыв, в котором ответчик просит в удовлетворении требований отказать. Заявлением от 08.02.2016 заявитель уточнил требования в части восстановительных мер, просит обязать ответчика обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участкам для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а так же на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет». Уточнение исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 АКП РФ.
В суд от заявителя поступило заявление о частичном отказе от заявления в части требований о признании незаконным бездействия Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, выраженного в нарушении срока рассмотрения письменного обращении главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 от 14.07.2015 вх. № 91 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением от 31 мая 2016 года производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, выраженного в нарушении срока рассмотрения письменного обращении главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 от 14.07.2015 вх. № 91 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории прекращено.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в судебное заседание 29 июня 2016 года не явились. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в их отсутствие.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 зарегистрирован 04 марта 2015 года.
14 июля 2015 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился с заявлением в Администрацию Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края вх.№ 91 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе п. Подгорный участок № 1 для животноводства площадь участка 31782 кв.м.
20 июля 2015 года Администрация Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в письме №392с отказала главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в формировании и предоставлении земельного участка для животноводства по заявлению 14 июля 2015 года главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 поскольку земельный участок менее 4 га.
Отказ Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края от 20 июля 2015 года в письме №392с обжалуется в настоящем деле главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.
Глава КФХ ФИО1 20.12.2015 обратился в Министерство сельского хозяйства Красноярского края с заявлением о предоставлении информации о возможности использования земельного участка площадью менее 4 га для ведения животноводства. В письме от 19.01.2016 № 15-25/130 Министерство сельского хозяйства Красноярского края сообщило, что для осуществления крестьянским (сельским) хозяйством его деятельности на территории края могут использоваться земельные участки площадью 4 га, в том числе для ведения животноводства, при соблюдении технологических процессов.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
14 июля 2015 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился с заявлением в Администрацию Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края вх.№ 91 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе п. Подгорный участок № 1 для животноводства площадь участка 31782 кв.м. к заявлению приложена схема и указано на договор аренды земельного участка.
20 июля 2015 года Администрация Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в письме №392с отказала главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в формировании и предоставлении земельного участка для животноводства по заявлению 14 июля 2015 года главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 поскольку земельный участок менее 4 га.
Отказ Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края от 20 июля 2015 года в письме №392с обжалуется в настоящем деле главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.
Требования не подлежат удовлетворению в связи с неверно выбранной заявителем процедурой обращения за земельным участком.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ
1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. По смыслу статьи 11.10, пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка осуществляется в целях выполнения кадастровых работ и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок лицу, у которого имеется преимущественное право приобретения земельного участка в собственность либо в аренду.
Утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том или ином праве и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления земельного участка. Вопрос о возможности предоставления земельного участка подлежит рассмотрению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка.
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
В соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса РФ
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
С вступлением в законную силу с 01.03.2015 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменился порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Положения пунктов 2 - 5 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратили свою силу. Новый порядок предусматривает необходимость проведения ряда публичных процедур и, в частности проведения торгов, а равно возможность предоставления земельных участков без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации к акту о выборе земельного участка прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, следовательно, предоставление схемы расположения земельного участка является обязательным. Согласно пункту 1 статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Поскольку в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, заключение договора аренды данного участка возможно только на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с частью 8 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьями 11- 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
6.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ:
«1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ)
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)»
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса РФ:
1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
Подпункт части 2 статьи 39.6
15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ:
1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса РФ
8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса РФ
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения": «Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
«2. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, составляют: минимальный - 4 га, максимальный - равный 25 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного муниципального района края.»
В соответствии со статьей 21 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае":
1. Минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 4 га, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
4. Минимальный размер земельного участка устанавливается по его фактической площади для следующих земельных участков:
а) образуемых в счет невостребованных земельных долей;
б) ограниченных со всех сторон землями других категорий или сформированными в установленном порядке земельными участками;
в) формируемых для целей перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию;
г) образуемых путем раздела земельных участков, в том числе сохраняющихся в измененных границах, в связи с образованием земельных участков в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации либо в целях последующего предоставления гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель возражения администрации не опроверг со ссылкой на доказательства. Требования заявителя противоречат статье 21 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае": «Минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 4 га, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.»
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
14 июля 2015 года заявитель обратился об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории местоположение в районе птицефабрика Бархотовская» Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края для разрешенного использования животноводство, что не включено в часть 7 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В связи с чем доводы заявителя со ссылкой на данный закон не соответствуют закону.
Ссылка заявителя на письмо Министерства сельского хозяйства Красноярского края с разъяснениями о том, что животноводство может осуществляться на земельном участке площадью менее 4 га судом не принимается, указанное письмо не является правовым актом. Принимая во внимание, что заявитель при обращении в Администрацию не указал в заявлении необходимые сведения, в обоснование размера земельного участка, суд приходит к выводу о том, что приведенные в качестве оснований к отказу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у заявителя права на получение спорного земельного участка.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995) разрешенное использование «Животноводство» - осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.8 - 1.11.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Из буквального толкования пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» прямо не усматривается, что указанное исключение применимо и в отношении такого вида использования земельного участка как животноводство.
Кроме того, заявитель не обосновал и не представил при подаче заявления в администрацию, а также в материалы дела доказательства, подтверждающие, что на испрашиваемой площади земельного участка возможно ведение животноводства с соблюдением всех технологических процессов, а также санитарных и иных правил, учитывая необходимость обеспечения рационального использования земельных участков и их охрану.
Таким образом, заявитель не подтвердил возможность использования земельного участка испрашиваемого размера, а также наличие экономической возможности эффективного использования данного земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность определена как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (статья 1).
В соответствии со статьей 8 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Территориальным планированием является планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (статья 1).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (статья 18).
Подготовка генеральных планов поселений (далее - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений (пункт 1 статьи 23).
Согласно пункту 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерацииправила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При принятии решения о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью последующего предоставления для сельскохозяйственного использования (животноводство) соответствующий орган местного самоуправления обязан руководствоваться документами территориального планирования и градостроительного зонирования, в частности генеральным планом городского поселения, а именно учитывать предусмотренные данным документом назначение соответствующей территории, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок.
С учетом изложенного, у Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края отсутствовали правовые основания для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая новые положения Земельного кодекса РФ, суд признает обоснованными возражения администрации о неверном порядке обращения и предоставления земельного участка, в связи с чем, ссылки заявителя на статью 11.10 Земельного кодекса РФ о схеме расположения земельного участка не подтверждают незаконность действий администрации.
Заявитель обратился за утверждением схемы расположения земельного участка, что следует из заявления. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации обращаться с заявлением об утверждении схемы в администрацию не требуется, заявителю следовало обратиться за предоставлением земельного участка о предварительном согласовании или о предоставлении земельного участка. Из статьи 39.18 Земельного кодекса РФ следуют установленные процедуры по таким заявлениям крестьянского (фермерского) хозяйства.
В случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В части схемы расположения земельного участка действия производятся относительно процедур предоставления и заявлений на предоставление земельного участка. Схема расположения земельного участка утверждается в электронном виде в соответствии с требованиями закона после определения и выполнения процедур предоставления земельного участка. Поэтому заявление об утверждении схемы расположения не соответствует новым нормам Земельного кодекса о предоставлении земельных участков. В этой части доводы ответчика о неясности заявления заявителя о выбранной процедуре предоставления земельного участка обоснованные.
Неверно выбранные формы и требования по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка влияют на заявленные в суд требования заявителя, их обоснованность и требования заявителя о применении судом восстановительной меры «обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участкам для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а так же на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Как пояснил представитель администрации с учетом формы заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, администрацией был сделан вывод предположение о целях заявителя и оформлен отказ от 20 июля 2015 года. Поскольку заявителем неверно выбран способ получения земельного участка доводы заявителя и ответчика по обстоятельствам дела не имеют правового значения. Учитывая положения Земельного кодекса РФ и вышеуказанных норм законов, требования заявителя о незаконном отказе при рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка не соответствуют закону, не доказаны со ссылкой на нормы права, а возражения администрации заявителем не опровергнуты доказательствами и ссылками на нормы права.
Оспариваемый и отказ проверен на соответствие Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 104, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 300 руб. государственной пошлины, уплаченной по чек ордеру от 06 октября 2015 года.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Г.Г. Петроченко |