ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-22439/2021 от 29.09.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

01 октября 2021 года

Дело № А33-22439/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 октября 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие полномочных представителей лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее – заявитель, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» (далее – ответчик, ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки по выполнению законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдение требований технических регламентов № 2278 от 29.01.2021 обществом с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» (место нахождения юридического лица ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС»: 660118, <...> зд. 5 «А»/1, пом. 4), обнаружено невыполнение в установленный срок 14.06.2021 законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов № 2278 от 29.01.2021.

При проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС» обнаружено невыполнение в установленный срок 14.06.2021 законного предписания должностного лица об устранении нарушений требований технических регламентов от 29.01.2021 № 2278 в установленный срок 14.06.2021, а именно:

не выполнен п. 1 предписания, не устранено нарушение ч. 10 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 в установленный срок 14.06.2021: к работам, связанным с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции, не обеспечен допуск лиц, прошедших обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Обществом с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс КПС» в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю представлена информация (вх. № 24-37358-2021 от 04.08.2021), вместе с которой представлены копии личных медицинских книжек сотрудников, которые имеют непосредственный контакт с пищевыми продуктами с отметками о прохождении медицинского осмотра за пределами срока исполнения предписания должностного лица:

директора ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС» ФИО1 № 48062253 дата выдачи 14.07.2021 с отметкой о прохождении медицинского осмотра 21.07.2021. Согласно табелю учета рабочего времени за июнь, июль 2021 года, представленному ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС» (вх. № 24-39090-2021 от 13.08.2021) директор ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС» ФИО1 работал в период с 01.06.2021 по 31.07.2021. Фактически медицинский осмотр пройден за пределами срока исполнения предписания должностного лица об устранении нарушений требований технических регламентов от 29.01.2021 № 2278, срок исполнения которого 14.06.2021;

ФИО2 (мастер смены) № 3178666 дата выдачи 13.03.2008 с отметкой о прохождении медицинского осмотра 22.07.2021. Согласно табелю учета рабочего времени за июнь, июль 2021 года, представленному ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС» (вх. № 24-39090-2021 от 13.08.2021) мастер смены ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС» ФИО2 работала в период с 01.06.2021 по 07.06.2021, с 24.06.2021 по 30.06.2021, с 01.07.-2021 по 31.07.2021. Фактически медицинский осмотр пройден за пределами срока исполнения предписания должностного лица об устранении нарушений требований технических регламентов от 29.01.2021 № 2278, срок исполнения которого 14.06.2021;

ФИО3 (технолог) № 4557614 дата выдачи 08.12.2017 с отметкой о прохождении медицинского осмотра 22.07.2021. Согласно табелю учета рабочего времени за июнь, июль 2021 года, представленному ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС» (вх. № 24-39090-2021 от 13.08.2021) технолог ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС» ФИО3 работала в период с 01.06.2021 по 30.06.2021. Фактически медицинский осмотр пройден за пределами срока исполнения предписания должностного лица об устранении нарушений требований технических регламентов от 29.01.2021 № 2278 срок исполнения которого 14.06.2021.

Следовательно, обществом с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» предписание должностного лица об устранении нарушений требований технических регламентов от 29.01.2021 № 2278 в установленный срок 14.06.2021 не исполнено.

Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов предусмотрена ч. 15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

19.08.2021 по результатам проверки ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за качеством и безопасностью питания, условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзор по Красноярскому краю ФИО4 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» составлен протокол № 24062 об административном правонарушении по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, правом на составление протоколов об административных правонарушениях по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ наделены, в том числе, должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и на потребительском рынке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2004 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, действующая непосредственно через свои территориальные органы.

Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 № 412, установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе, проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных законодательством, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей; принятие мер, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при выявлении нарушений законодательства в области защиты прав потребителей; составление протоколов об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей.

Осуществление перечисленных функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории Красноярского края, возложено на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, должностные лица которого, в том числе, категории ведущие специалисты-эксперты, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

ФИО4 является ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за качеством и безопасностью питания, условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности Управления.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 19.08.2021 № 24062 составлен в присутствии представителя ООО «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» ФИО5, действующего на основании доверенности № 12 от 02.07.2021. Законный представитель ООО «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом.

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 19.08.2021 № 24062 судом не установлено.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суду следует проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с разъяснения, содержащимися в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Исходя из разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (пункт 19), административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных органов не относится к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием. Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В рассматриваемом случае В ходе проведения внеплановой документарной проверки по выполнению законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдение требований технических регламентов № 2278 от 29.01.2021 обществом с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» (место нахождения юридического лица ООО «Заготовительно-производственный комплекс КПС»: 660118, <...> зд. 5 «А»/1, пом. 4), обнаружено невыполнение в установленный срок 14.06.2021 законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов № 2278 от 29.01.2021.

Исходя из ранее выданного предписания № 2278 от 29.01.2021 обществу необходимо было устранить нарушения в срок до 14.06.2021. Таким образом, течение трехмесячного срока для привлечения к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ начинает исчисляться с 15.06.2021 (т.е. со дня, следующим за днем, когда предписание должно было быть исполнено) и продолжается до 14.09.2021 включительно.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П конституционные требования, предъявляемые к правовому регулированию ответственности за административные правонарушения, в полной мере распространяются и на сроки давности привлечения к административной ответственности, представляющие собой установленные законодательством об административных правонарушениях периоды, по истечении которых лица, совершившие административные правонарушения, не могут быть подвергнуты административному наказанию, при том, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих возбуждение производства по конкретному делу об административном правонарушении или влекущих его прекращение (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушение законодательства, регулирующего общественные отношения, являющиеся прямым (обязательным) объектом посягательства, который не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

КоАП РФ различает общие и специальные (более продолжительные) сроки давности привлечения к ответственности за правонарушение. Они обусловлены дифференцированным подходом к обеспечению неотвратимости ответственности, продиктованным существенными различиями тех или иных административных правонарушений. При этом закрепление более длительных сроков давности само по себе не нарушает требования определенности правового регулирования и не влечет за собой риска их произвольного истолкования и применения.

Федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 823-О.

Таким образом, при применении части 15 статьи 19.5 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела, срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу об отказе в привлечении общества с ограниченной ответственностью «Заготовительно-производственный комплекс Крайпотребсоюза» к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж