ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-24050/17 от 12.09.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

19 сентября 2018 года

Дело № А33-24050/2017

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авто-Тис»(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании представления от 27.07.2017 № 342-07-пред,

об оспаривании представления от 27.07.2017 № 341-07-пред,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 16.11.2017,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Самойловой М.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Авто-Тис» (далее – заявитель, ООО «Авто-Тис») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского краяо признании недействительным представления от 27.07.2017 № 342-07-пред об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Заявление принято к производству суда. Определением от 29.09.2017 возбуждено производство по делу.

Определением от 07.11.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Определением от 06.03.2018 арбитражным судом в составе судьи Федориной О.Г. принято к производству заявление ООО «Авто-Тис» к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края о признании недействительным представления от 27.07.2017
№ 341-07-пред.

Определением от 07.06.2018 объединены в одно производство дела № А33-24050/2017 и № А33-24046/2017, делу присвоен номер А33-24050/2017.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие ответчиков,надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал согласно доводам, изложенным в заявлениях.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Авто-Тис» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Авто-Тис» заключен договор аренды лесного участка от 15.02.2013 № 657-з, согласно которому агентство передает обществу лесной участок общей площадью 1270 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Иланский район, Южное участковое лесничество ООО «Надежда» КГБУ «Иланское лесничество».

Согласно договору аренды лесного участка от 15.02.2013 № 657-з общество использует указанный лесной участок для заготовки древесины.

22.05.2017 произведен осмотр мест рубок в квартале 16, выделе 5, в квартале 17, выделе 8 Южного участкового лесничества ООО «Надежда» КГБУ «Иланское лесничество», в ходе которого выявлены факты нарушения требований лесного законодательства, а именно, общество в процессе заготовки древесины допустило захламление мест рубок порубочными остатками на площади 1,3 га, 0,0087 га (соответственно), что является нарушением пункта 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

Указанные нарушения отражены в актах натурного осмотра лесного участка от 22.05.2017, сообщениях от 22.05.2017, актах осмотра лесосеки от 22.05.2017, абрисе лесосеки к актам натурного осмотра.

Постановлениями по делу об административном правонарушении от 27.07.2017 №№ 341-07-пст/лн, 342-07-пст/лн общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дел об административном правонарушении, заместитель начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам внес представления от 27.07.2017 №№ 341-07-пред, 342-07-пред с предложением принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства.

Считая представления недействительными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Исходя из пункта 20.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, при их обжаловании отдельно от постановления о привлечении к административной ответственности подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 29.13. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 № 139-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 № 224-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 от № 560-р создано министерство лесного хозяйства Красноярского края и ему переданы полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений. Кроме этого, пунктом 2 названного распоряжения (в редакции распоряжения Правительства Красноярского края от 24.08.2016 № 700-р) установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений. В едином государственном реестре юридических лиц министерство лесного хозяйства края зарегистрировано 09.08.2016, о чем выдано свидетельство № 006339448 (ИНН <***>).

Положение о министерстве лесного хозяйства края утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п. В соответствии с пунктом 3.33 Положения министерство лесного хозяйства Красноярского края реализует полномочие по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, в редакции постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 371-п, названное министерство не осуществляет полномочий в области лесных отношений.

Распоряжением Губернатора края от 28.10.2016 № 572-рг утверждена структура министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, в которой отсутствует отдел государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам.

При этом в штатном расписании министерства природных ресурсов и экологии края отсутствует должность заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам, ФИО2 сотрудником министерства не является.

Вместе с тем, в соответствии с распоряжением Губернатора края от 08.08.2016 № 426-рг отдел государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам входит в структуру министерства лесного хозяйства Красноярского края.

В материалы дела представлена должностная инструкция заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам на имя ФИО2 (имеется отметка об ознакомлении указанного лица с должностным регламентом 23.09.2016).

Оспариваемые в рамках настоящего дела представления внесены заместителем начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам ФИО2.

Суд, рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что оспариваемые представления внесены уполномоченным должностным лицом компетентного органа. Указание в оспариваемых представлениях административного органа как министерство природных ресурсов и экологии края суд расценивает как техническую ошибку, возникшую вследствие недавнего преобразования министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и министерства лесного хозяйства Красноярского края.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Согласно пункту 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Подведомственность настоящего спора арбитражному суду, помимо субъектного состава участников (общество - административный орган), определяется характером спора, оценка которого производится на основе анализа специфики осуществляемой заявителем предпринимательской деятельности.

Оспариваемые представления затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности в части соблюдения правовых норм лесного законодательства им при осуществлении предпринимательской деятельности. Исполнение обществом оспариваемых представлений, возлагающих на заявителя определенные обязанности, непосредственно связано с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Из материалов дела следует, что согласно договору аренды лесного участка от 15.02.2013 N 657-з арендуемый участок в период с 02.02.2016 по 31.12.2016 использовался обществом в целях заготовки древесины.

При таких обстоятельствах обществом осуществляется лесозаготовительная деятельность на арендуемом лесном участке, то есть обществом лесной участок используется с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Как указывалось выше, возможность отдельного обжалования представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разъяснена в абзаце 4 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, которая и подлежала применению в рассматриваемом случае.

Таким образом, с учетом указаний Третьего арбитражного апелляционного суда, изложенных в Постановлении от 19.02.2018 по делу N А33-24046/2017, суд приходит к выводу о том, что оспаривание настоящих представлений подведомственно арбитражному суду на основании статей 27, 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд полагает, что оспариваемые представления соответствует действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Представлениями от 27.07.2017 №№ 341-07-пред, 342-07-пред, вынесенными на основании постановлений по делу об административном правонарушении от 27.07.2017 №№ 341-07-пст/лн, 342-07-пст/лн, Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязало общество с ограниченной ответственностью «Авто-Тис» принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.

В представлениях указаны причины и условия, способствовавшие совершению вышеуказанного административного правонарушения: оспариваемые представления вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлениях по делу об административном правонарушении от 27.07.2017 №№ 341-07-пст/лн, 342-07-пст/лн, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Судом установлено, что указанные постановления были оспорены заявителем в Иланском районном суде Красноярского края.

Решениями Иланского районного суда Красноярского края от 09.11.2017 жалобы на постановления по делу об административном правонарушении от 27.07.2017 №№ 341-07-пст/лн, 342-07-пст/лн оставлены без удовлетворения.

Решением Красноярского краевого суда от 15.02.2018 указанные решения Иланского районного суда Красноярского края от 09.11.2017 и постановления по делу об административном правонарушении от 27.07.2017 №№ 341-07-пст/лн, 342-07-пст/лн изменены в части исключения из постановления указания на нанесение обществом государственному лесному фонду ущерба, а также в части назначения наказания по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ по двум постановлениям в размере 50 000 рублей.

Учитывая изложенное, нарушения, отраженные в постановлениях по делу об административном правонарушении от 27.07.2017 №№ 341-07-пст/лн, 342-07-пст/лн, подтверждаются судебными актами, в том числе решением Красноярского краевого суда от 15.02.2018.

При этом Красноярский краевой суд, изменяя размер наказания по оспоренным постановлениям, не признал какое-либо из постановлений незаконным, что свидетельствует о доказанности наличия в действиях общества с ограниченной ответственностью «Авто-Тис» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

На основании изложенного суд полагает, что оспариваемые представления внесены административным органом с соблюдением требований статьи 29.13 КоАП РФ, содержат достоверные сведения о причинах, способствовавших совершению административного правонарушения, адресованы надлежащему лицу, права и законные интересы заявителя не нарушают.

Доводы заявителя, изложенные в его заявлении, не опровергают вышеизложенный вывод суда.

При указанных обстоятельствах рассматриваемое заявление общества удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Авто-Тис» в удовлетворении требований о признании недействительными представлений от 27.07.2017 №№ 341-07-прод, 342-07-прод, вынесенных заместителем начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО2.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева