ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-25457/16 от 19.01.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

января 2017 года

Дело № А33-25457/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  19 января 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 января 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петракевич Л.О. , рассмотрев в судебном заседании с помощью систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области  дело по заявлению акционерного общества "Росжелдорпроект" (ИНН 7708587910, ОГРН 1067746172977, г. Москва, дата регистрации - 30.01.2006)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации - 27.09.2001)

о признании недействительным решения от 21.07.2016 № 205V12160000379/26 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в части доначисления недоимки, пеней и штрафа с суммы подарочного сертификата за участие в конкурсе в размере 15 000 руб., а именно в части доначисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2265 руб., штрафа в размере 453 руб., пени в размере 28,04 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя (в Арбитражном суде Свердловской области): ФИО1. по доверенности от 12.05.2015,

от ответчика (в Арбитражном суде Красноярского края): ФИО2, по доверенности от 09.01.2017,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коленько Н.В.,

установил:

акционерное общество "Росжелдорпроект" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска (далее – ответчик) о признании недействительным решения от 21.07.2016 №205V12160000379/26 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в части доначисления недоимки, пеней и штрафа с суммы подарочных сертификатов за участие в конкурсе в размере 15 000 руб., а именно в части доначисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2265 руб., штрафа в размере 453 руб., пени в размере 86,76 руб.

Заявление принято к производству суда. Определением от 29.11.2016 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в  судебном заседании заявленные требования поддержал, заявил ходатайство об уточнении объема заявленного требования, согласно которому оспариваемый размер пени составляет 28,04 руб., из них на страховую часть пенсии – 18,57 руб., в ФФОМС – 9,47 руб.

Уточнение заявленного требования в части пени принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

Представитель ответчика в  судебном заседании против заявленных требований возразил по основаниям, изложенным в отзыве, указав,  что сумма подарочных сертификатов в размере 15 000 руб. подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов, поскольку указанная выплата произведена в рамках трудовых отношений, в связи с чем является элементом оплаты труда. Кроме того, ответчик пояснил, что спорная выплата не поименована в перечне выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами.

В подтверждение своей позиции ответчик сослался на разъяснения, изложенные в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2015 №17-3/В-473, согласно которым в случае передачи подарков работнику по договору дарения независимо от стоимости подарка у организации объекта обложения страховыми взносами не возникает. По мнению ответчика, поскольку договор дарения при передаче подарочного сертификата с работником не заключался, указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации  в Свердловском районе г. Красноярска проведена выездная проверка акционерного общества "Росжелдорпроект" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 на основании решения  №205V02160000309/15 от 14.03.2016 о проведении выездной проверки.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки № 205V101600001028/24 от 10.06.2016, которым зафиксировано, в числе прочих нарушений, неуплата обществом страховых взносов в размере 2 265 руб. в результате занижения базы для начисления страховых взносов  в октябре 2015 года на сумму подарочных сертификатов в размере 15 000 руб., выданных  работнику  ФИО3 за участие в конкурсе.

Уведомлением от 10.06.2016 № 24 страхователь приглашен на рассмотрение материалов проверки 21.07.2016.

Отправка акта и уведомления подтверждается квитанцией от 15..06.2016, списком внутренних почтовых отправлений № 1232 от 15.05.2016, которые получены заявителем 22.06.2016 согласно почтовому уведомлению 660 949 14 10 752 4.

По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение                                        № 205V12160000379/26 от 21.07.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу доначислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации  и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере  2 265 руб. и пени в размере 28,04 руб.

Кроме того, названным решением за совершение оспариваемого правонарушения общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009  № 212-ФЗ, за неполную уплату страховых взносов в виде в размере 453 руб.

Названное решение получено заявителем 05.08.2016, что подтверждается почтовым уведомлением 660 949 15 51 515 1.

Считая решение от 21.07.2016 № 205V12160000379/26 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель 03.11.2016обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта государственного органа частично недействительным.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемое решение получено страхователем 05.08.2016, в арбитражный суд с настоящим заявлением учреждение обратилось 03.11.2016. Таким образом, трехмесячный срок на обжалование решения заявителем соблюден.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона N 212-ФЗ основанием для привлечения плательщика страховых взносов на обязательное страхование к ответственности является совершение им нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которым понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), за которое указанным Федеральным законом установлена ответственность.

Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях неисполнения ими обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом (статья 41 Федерального закона N 212-ФЗ).

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

На основании пункта 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной проверки Фондом установлена неполная уплата обществом страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на сумму  подарочных сертификатов в размере 15 000 руб., выданных  работнику  ФИО3 за участие в конкурсе поэтической декламации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона (в том числе для организаций), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.

Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи).

Судом установлено, что на основании Распоряжения генерального директора АО «Росжелдорпроект» от 09.07.2015 № 141р (далее - Распоряжение) в связи с объявлением в Российской Федерации 2015 года Годом литературы, а также в целях привлечения внимания работников к чтению отечественной литературы в обществе АО «Росжелдорпроект»  проведен Конкурс поэтической декламации.

Согласно пункту 6.1 Положения «О проведении в АО «Росжелдорпроект» Конкурса  поэтической декламации», утвержденного вышеуказанным распоряжением, победители конкурса будут награждены дипломами и ценными подарками, а именно за 1-е место - подарочным сертификатом онлайн-мегамаркета OZON.ruноминалом 15 000 руб.

По итогам конкурса работнику общества – ФИО3, занявшему первое место, были вручены три сертификата номиналом по 5 000 руб. каждый, на общую сумму 15 000 руб.

Передача подарочных сертификатов  работнику подтверждается требованием-накладной от 30.09.2015 № 17000000480 и бухгалтерской справкой от 06.10.2015.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Следовательно, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на внутреннем локальном акте, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Следовательно, суммы подарочных сертификатов подпадают под действие  пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, у Фонда не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат, доначисления пени и привлечения общества к ответственности за неполную уплату страховых взносов на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009  № 212-ФЗ.

Ссылка ответчика на Письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 17-3/В-415 от 02.09.2014 и № 17-3/В-473 от 22.09.2015 в обоснование своих возражений является несостоятельной, поскольку не опровергает вывода суда о том, что суммы подарков не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов. В названных письмах отсутствует указание на то, что в случае не оформления договора дарения в письменной форме, суммы подарков подлежат обложению страховыми взносами. Не оформление сторонами договора дарения в письменной форме не изменяет правовую природу сложившихся между работодателем и работником отношений дарения, которые оформлены путем составления требования-накладной.

 На основании вышеизложенного, требование заявителя о признании частично недействительным решения от 21.07.2016 № 205V12160000379/26 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах подлежит удовлетворению.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 3 000 рублей.

       В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

       Заявителем при обращении в арбитражный суд оплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. по платежному поручению № 2078 от 22.11.2016.

Принимая во внимание результат рассмотрения дела, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявленное акционерным обществом "Росжелдорпроект" (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Москва, дата регистрации - 30.01.2006) требование удовлетворить.

Признать недействительным решение от 21.07.2016 № 205V12160000379/26 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, принятое Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска, в части доначисления страховых взносов в размере 2 265 руб., штрафа в размере 453 руб. и пени в размере 28,04 руб., как несоответствующее Федеральному закону №212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

       Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или его отдельные положения не подлежат применению.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации - 27.09.2001) в пользу акционерного общества "Росжелдорпроект" (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Москва, дата регистрации - 30.01.2006) 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Л.О. Петракевич