АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
сентября 2019 года | Дело № А33-25743/2019 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(ИНН 2466144107, ОГРН 1062466153342)
к акционерному обществу "ВАНКОРНЕФТЬ"(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
в присутствии в предварительном и судебном заседании:
от ответчика: ФИО1, представителя по доверенности от 20.12.2016 №760/2016,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шинкоренко М.В.,
установил:
Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к акционерному обществу "ВАНКОРНЕФТЬ"(далее - ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ.
Заявление принято к производству суда. Определением от 27.08.2019 возбуждено производство по делу.
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.
В предварительное и судебное заседание заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явился, представителей не направил. В соответствии со статьями 123, 136, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Ответчик против заявленных требований не возражал, просил суд снизить размер штрафа.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Акционерное общество «Ванкорнефть»зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
25.10.2012 ЗАО «Ванкорнефть» выдано разрешение №КРР-3000921-УВС/С на строительство объекта капитального строительства «Площадка куста скважин 101. Третий этап ввода. Обустройство 5 скважин», расположенный по адресу: Красноярский край, Туруханский район, Ванскорское месторождение, в 3,93 км на юго-восток от устья р. Делингдэ, в 1,29 км на северо-восток от истока р. Делингдэ. Действие разрешения на строительство продлено до 25.04.2020.
22.11.2012 ЗАО «Ванкорнефть» уведомило Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору извещением вх.№282 о начале строительства объекта капитального строительства «Площадка куста скважин 101. Третий этап ввода. Обустройство 5 скважин».
На основании распоряжения №3089-р/кр от 11.07.2019 в целях проверки исполнения ранее выданного предписания №09/059 от 21.02.2019 Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(далее - Служба) проведена проверка при осуществлении акционерным обществом «Ванкорнефть» строительства объекта капитального строительства «Площадка куста скважин 101. Третий этап ввода», расположенный по адресу: Красноярский край, Туруханский район, Ванскорское месторождение, в 3,93 км на юго-восток от устья р. Делингдэ, в 1,29 км на северо-восток от истока р. Делингдэ.
По результатам проведенной проверки составлен акт №09/341/3089/2019 от 13.08.2019, согласно которому выявлен факт исполнения предписания Службы №09/059 от 21.02.2019 не в полном объеме, а именно не выполнены следующие требования:
Характер, вид нарушения | НПА, а также технические регламенты и проектная документация, требования которых нарушены | |
1 | Не закончено строительством и не введены в эксплуатацию объекты капитального строительства «Площадка куста скважин 101. Первый этап ввода» «Площадка куста скважин 2 этап ввода», «Площадка куста скважин 101. 3 этап ввода». Имеются нарушения требований технических регламентов и проектной документации, которые отражены в акте оценки выполненных работ после завершения строительства объектов капитального строительства №09/300/891/2016 от 22.06.2016. №09/301/890/2016 от 22.06.2016, в акте проверки исполнения предписания №09/78/68/2018 от 26.02.2018 | Части 3,6 статьи 52, часть 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ); пункт 7.3 СП 48.13330-2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-011-2004; пункты 2,3,6 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468; СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения (с изменениями №1) |
2 | Для осуществления геотехнического мониторинга не выполнено строительство: глубинных реперов; гидрогеологической скважины; деформационных марок ДМ, ПГДМ, ГГДМ; ограждающих конструкций; термометрических скважин | Части 3,6 статьи 52, часть 1 статьи 53 ГрК РФ; пункт 7.3 СП 48.13330-2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-011-2004; пункты 2,3,6 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468; Рабочая документация шифр: 1750610/0031 Д-82-33700-ГТМ |
3(4) | Не в полном объеме выполнены работы по монтажу пожарной сигнализации | Части 3,6 статьи 52, часть 1 статьи 53 ГрК РФ; пункт 7.3 СП 48.13330-2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-011-2004; пункты 2,3,6 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468; Рабочая документация шифр: 1171-24.2006.2-01-33700-ПС |
Уведомлением от 15.08.2019 №4.9-3370/68 акционерное общество уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (вх.№ВН-3572 от 15.08.2019).
Государственным инспектором отдела по государственному строительному надзору Службы в отношении акционерного общества «Ванкорнефть» составлен протокол №09/217Юл/341 от 19.08.2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в неисполнении законного предписания Службы №09/059 от 21.02.2019.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении Акционерного общества «Ванкорнефть» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса вправе составлять должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности), осуществляющего свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 4 Положения).
Пунктом 5.5 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденным Приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 249 , управление вправе возбуждать, рассматривать в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях, направлять в судебные и правоохранительные, органы материалы о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также нарушения лицензионных требований.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 27.10.2017 N 454 в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
- руководитель территориального органа и его заместители;
- начальники отделов и их заместители, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы, другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора и контроля, лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении №09/217Юл/341 от 19.08.2019 составлен государственным инспектором отдела по государственному строительному надзору Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, т.е. уполномоченным лицом компетентного органа.
Статьей 25.4 КоАП РФ установлено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие законного представителя лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
Оценивая соблюдение административным органом процедуры составления протокола об административном правонарушении, судом установлено, что протокол об административном правонарушении №09/217Юл/341 от 19.08.2019 в присутствии представителя АО «Ванкорнефть» ФИО2 (на основании доверенности №819 от 30.10.2018).
Факт надлежащего уведомления акционерного общества подтверждается уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 15.08.2019 №4.9-3370/68, которое получено АО «Ванкорнефть» 15.08.2019 вх.№ВН-3572.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении. Права общества соблюдены. Данные обстоятельства обществом не оспариваются. Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушена.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
При этом объективную сторону указанного административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок только законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Частями 4, 5, 6 и 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. Основанием для проведения проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
В соответствии с разделом 4 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденным Приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 249 к компетенции Службы относится, в том числе организация и проведение проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор.
Из материалов дела следует, что 25.10.2012 ЗАО «Ванкорнефть» выдано разрешение №КРР-3000921-УВС/С на строительство объекта капитального строительства «Площадка куста скважин 101. Третий этап ввода. Обустройство 5 скважин», расположенный по адресу: Красноярский край, Туруханский район, Ванскорское месторождение, в 3,93 км на юго-восток от устья р. Делингдэ, в 1,29 км на северо-восток от истока р. Делингдэ. Действие разрешения на строительство продлено до 25.04.2020.
Таким образом, у Службы имеются основания для осуществления государственного строительного надзора в отношении указанного объекта капитального строительства в порядке, установленном требованиями Положения.
В соответствии с пунктом 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Подпункт «а» пункта 10 Положения устанавливает, что проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
В силу пункта 13 Положения для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №3089-р/кр от 11.07.2019 в целях проверки исполнения ранее выданного предписания №09/059 от 21.02.2019 Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(далее - Служба) проведена проверка при осуществлении акционерным обществом «Ванкорнефть» строительства объекта капитального строительства «Площадка куста скважин 101. Третий этап ввода», расположенный по адресу: Красноярский край, Туруханский район, Ванскорское месторождение, в 3,93 км на юго-восток от устья р. Делингдэ, в 1,29 км на северо-восток от истока р. Делингдэ.
По результатам проведенной проверки составлен акт №09/341/3089/2019 от 13.08.2019, согласно которому выявлен факт исполнения предписания Службы №09/059 от 21.02.2019 не в полном объеме, а именно не выполнены следующие требования:
Характер, вид нарушения | НПА, а также технические регламенты и проектная документация, требования которых нарушены | |
1 | Не закончено строительством и не введены в эксплуатацию объекты капитального строительства «Площадка куста скважин 101. Первый этап ввода» «Площадка куста скважин 2 этап ввода», «Площадка куста скважин 101. 3 этап ввода». Имеются нарушения требований технических регламентов и проектной документации, которые отражены в акте оценки выполненных работ после завершения строительства объектов капитального строительства №09/300/891/2016 от 22.06.2016. №09/301/890/2016 от 22.06.2016, в акте проверки исполнения предписания №09/78/68/2018 от 26.02.2018 | Части 3,6 статьи 52, часть 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ); пункт 7.3 СП 48.13330-2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-011-2004; пункты 2,3,6 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468; СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения (с изменениями №1) |
2 | Для осуществления геотехнического мониторинга не выполнено строительство: глубинных реперов; гидрогеологической скважины; деформационных марок ДМ, ПГДМ, ГГДМ; ограждающих конструкций; термометрических скважин | Части 3,6 статьи 52, часть 1 статьи 53 ГрК РФ; пункт 7.3 СП 48.13330-2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-011-2004; пункты 2,3,6 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468; Рабочая документация шифр: 1750610/0031 Д-82-33700-ГТМ |
3(4) | Не в полном объеме выполнены работы по монтажу пожарной сигнализации | Части 3,6 статьи 52, часть 1 статьи 53 ГрК РФ; пункт 7.3 СП 48.13330-2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-011-2004; пункты 2,3,6 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468; Рабочая документация шифр: 1171-24.2006.2-01-33700-ПС |
Государственным инспектором отдела по государственному строительному надзору Службы в отношении акционерного общества «Ванкорнефть» составлен протокол №09/217Юл/341 от 19.08.2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в неисполнении законного предписания Службы №09/059 от 21.02.2019.
Для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность ранее выданного административным органом предписания, исполнение которого проверялось.
Предписание №09/059 от 21.02.2019 выдано в пределах полномочий административного органа, законность выданного предписания лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривается.
Копия предписания №09/059 от 21.02.2019 получена представителем акционерного общества ФИО2 21.02.2019.
По истечении срока исполнения предписания №09/059 от 21.02.2019 (09.07.2019) с целью установления факта устранения выявленных нарушений и проверки фактически выполненных работ на основании распоряжения №3089-р/кр от 11.07.2019 Службой проведена проверка. По результатам проведенной проверки составлен акт №09/341/3089/2019 от 13.08.2019, согласно которому выявлен факт исполнения предписания Службы 09/059 от 21.02.2019 не в полном объеме.
Факт надлежащего уведомления акционерного общества о проведении проверки исполнения предписания Службы 09/059 от 21.02.2019 подтверждается представленным в материалы дела уведомлением от 05.08.2019, полученным представителем акционерного общества 05.08.2019 вх.№ВН-3406. По результатам проведенной проверки составлен акт №09/341/3089/2019 от 13.08.2019, согласно которому выявлен факт исполнения предписания Службы №09/059 от 21.02.2019 не в полном объеме.
Таким образом, представленными в материалы дела документами (в том числе актом проверки №09/341/3089/2019 от 13.08.2019, протоколом об административном правонарушении №09/217Юл/341 от 19.08.2019) подтверждается исполнение акционерным обществом «Ванкорнефть» в установленный срок предписания №09/059 от 21.02.2019 не в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.04.2019 по делу № А33-6777/2019, вступившим в законную силу, акционерное общество «Ванкорнефть» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение ранее выданного предписания Службы №09/78 от 26.02.2018. Судом проверена законность предписания№09/78 от 26.02.2018, неисполнение которого в полном объеме, в свою очередь, послужило основанием для выдачи предписания №09/059 от 21.02.2019.
Акционерное общество «Ванкорнефть»не представило суду доказательства, подтверждающие исполнение требования законного предписания №09/059 от 21.02.2019 надзорного органа, а равно своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований и отсутствие вины в неисполнения предписания административного органа в установленный срок.
Факт нарушений требований, отраженных в предписании и протоколе об административном правонарушении суд признает подтвержденным надлежащими достоверными доказательствами и не опровергнутым ответчиком.
При изложенных обстоятельствах вина акционерного общества в совершении административном правонарушения, выразившегося в исполнении предписания №09/059 от 21.02.2019 не в полном объеме, признается судом установленной.
Таким образом, бездействие акционерного общества «Ванкорнефть»образует состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение требований о градостроительной деятельности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54), при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органов, осуществляющих государственный строительный надзор.
Следовательно, невыполнение акционерным обществом рассматриваемого предписания представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Указанный вывод подтверждается пунктом 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике и содержится, например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 31.08.2016 N 305-АД16-9927 по делу N А40-239932/2015, Определении Верховного суда РФ от 15.09.2017 N 304-АД17-12207 по делу N А46-18336/2017.
Таким образом, срок давности привлечения акционерного общества к административной ответственности, на дату рассмотрения судом заявления Службы о привлечении акционерного общества к административной ответственности не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым)" общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных
случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями
для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного
посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения,
характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие
противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Объектом посягательства вменяемого состава правонарушения являются соотношения в сфере порядка управления, при этом вменяемый состав правонарушения является формальным.
Следовательно, указанные правоотношения признаны законодателем значимыми и подлежащими охране под угрозой привлечения к административной ответственности. Отсутствие непосредственного ущерба от допущенного правонарушения не может устранять сам факт правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к установленному порядку и исполнению требований государственных контролирующих (надзорных) органов по соблюдению требований действующего законодательства, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан. Как указано выше, суд не установил обстоятельств, свидетельствующих об исключительности допущенного нарушения и возможности признания его малозначительным.
Таким образом, характер совершенного акционерным обществом правонарушения не свидетельствует об его исключительности, не позволяет сделать вывод о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц влечет наложение административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Частью 3 названной статьи установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года N 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П).
С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственности, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Учитывая размер санкции, предусмотренный частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для снижения размера штрафа с применением пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
В случае если назначение административного наказания в виде предупреждения
не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежитзамене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе статьей 19.5 Кодекса.
Таким образом, в силу прямого указания закона оснований для применения судом статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках настоящего дела не имеется. Кроме этого, акционерное общество «Ванкорнефть» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административный орган в качестве наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность указано на повторность совершения административного правонарушения. В качестве доказательства наличия признака повторности заявителем указано на то, что в рамках рассмотрения дел №А33-6015/2018 ответчик ранее привлекался к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.04.2018 по делу № А33-6777/2019 акционерное общество «Ванкорнефть» привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства – повторное совершение административного правонарушения.
В связи с изложенным, оценив тяжесть совершенного правонарушения, принимая во внимание, а также характер совершенного административного правонарушения, суд пришел к выводу, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей является соответствующим совершенному акционерным обществом правонарушению, принципам законности, справедливости, целесообразности и направлено на обеспечение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Банк получателя отделение Красноярск г. Красноярск
БИК 040407001, р/счет <***>
Получатель - УФК по Красноярскому краю (Енисейское управление Ростехнадзора)
ИНН <***>, КПП 246601001
КБК 498 116 070 000 160 001 40, ОКТМО 04701000
Лицевой счет администратора доходов бюджета №04191829700
Назначение платежа - административный штраф.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 206, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Привлечь акционерное общество «Ванкорнефть», ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения – Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. Шадрина, 20, зарегистрированное 12.02.2004 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю, к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 рублей.
Взыскать административный штраф в доход бюджета.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Н.Н. Фролов |