АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
17 декабря 2018 года
Дело № А33-26033/2018
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению межрегионального управления №51 Федерального медико-биологического агентства (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Железногорский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от ответчика: ФИО1, действующего на основании приказа от 28.11.2018 № 369-ОК, паспорта, ФИО2, действующего на основании доверенности от 06.12.2018 № 8, паспорта, ФИО3, действующей на основании доверенности от 06.12.2018 № 9, паспорта,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А.Королёвой, с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
межрегиональное управление №51 Федерального медико-биологического агентства (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Железногорский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители лица, привлекаемого к административной ответственности,в судебном заседании заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
06.08.2018 в Межрегиональное управление № 51 ФМБА России, в порядке переадресации из Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, поступило письменное обращение от 31.07.2018 руководителя РО ОО «Объединение потребителей России в Красноярском крае» ФИО4 (вх. № 49-ж от 06.08.2018).
В письменном обращении гр.ФИО4 изложена информация о поставке молочной продукции в государственное учреждение - КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» без документов, подтверждающих прослеживаемость, а также информации об отсутствии электронных ветеринарных сертификатов на молочную продукцию, поставляемую в промышленной упаковке (творог в ведрах, масло сливочное в картонных коробках).
Должностным лицом Межрегионального управления № 51 ФМБА России - ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Межрегионального управления № 51 ФМБА России ФИО5, на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления №51 ФМБА России ФИО6 от 21.08.2018 № 155 проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Железногорский дом - интернат» (далее - КГБУ СО «Железногорский дом-интернат»), расположенного по адресу: 662971 <...>.
23.08.2018 в присутствии законного представителя проверяемого юридического лица - и.о. директора КГБУ СО "Железногорский дом-интернат" Приступ Е.Н. (приказ от 16.07.2018 №2160К), и с участием двух понятых, проведен осмотр помещений, документов КГБУ СО "Железногорский дом-интернат" по адресу: <...>. . Замечаний, заявлений, ходатайств либо отводов по результатам осмотра и составления протокола со стороны участвующих при этом лиц не поступило.
В ходе осмотра 23.08.2018 установлено следующее:
Поставка масла сливочного в КГБУ СО "Железногорский дом-интернат" производится на основании государственного контракта № Ф.2018.4668 от 29 января 2018 г. Согласно п. 1.1. контракта - поставщик (ООО "БИГПОРТ") обязуется поставить масло сливочное (г. Красноярск и прилегающие территории), а Заказчик (КГБУ СО "Железногорский дом-интернат") принять и оплатить товар в порядке и сроки определенные настоящим контрактом, п. 2.1. контракта - товар должен сопровождаться документами, подтверждающими безопасность товара, п. 10.1 контракта - срок действия контракта - с момента подписания по 30.04.2019 г. Поставку масла сливочного осуществляет ООО «БИГПОРТ» 1 раз в месяц по заявке заказчика.
К осмотру 23.08.2018 представлены следующие документы на масло:
1. Декларация о соответствии масла сладко-сливочного «Крестьянского» требованиям ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ТРТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТРТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Регистрационный номер декларации № ЕАЭС №RU) Д-RU.АЯ 08.В.04459. Дата регистрации декларации о соответствии с 27.02.2018 по 26.02.2021. Изготовитель - ООО «Филимоновский молочноконсервный комбинат», Россия, <...>.
2. Товарная накладная от 14.06.2018 №1185, согласно которой от ООО «БИГПОРТ» в КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» поступило 20 кг масла "Крестьянского" сладко-сливочного несоленого, м.д.ж. 72,5 %, монолит, потребительская упаковка.
3. Товарная накладная от 08.07.2018. №1522, согласно которой от ООО «БИГПОР» в КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» поступило 20 кг масла "Крестьянского" сладко-сливочного несоленого, м.д.ж. 72,5 %, монолит, потребительская упаковка.
4. Товарная накладная от 13.08.2018 № 2098, согласно которой от ООО «БИГПОРТ» в КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» поступило 20 кг масла "Крестьянского" сладко-сливочного несоленого, м.д.ж. 72,5 %, монолит, потребительская упаковка.
5. Маркировочный ярлык каждого тарного места на масло сливочное «Крестьянское» (изготовитель ООО «Филимоновский молочноконсервный комбинат», дата изготовления 01.08.2018).
Сопроводительная документация, подтверждающая оборот данного масла и обеспечивающая возможность прослеживания товара с июня 2018г. по 23.08.2018г. на поставку данной продукции от изготовителя - ООО «Филимоновский молочноконсервный комбинат» и всех последующих поставщиков до ООО «БИГПОРТ» - не представлено.
Поставка творога м.д.ж.9% в КГБУ СО "Железногорский дом-интернат" производится на основании государственного контракта № Ф.2017.643362 от 23 января 2018г. Согласно п. 1.1. контракта - поставщик индивидуальный предприниматель ФИО7 ( далее - ИП ФИО7) обязуется поставить творог, а Заказчик (КГБУ СО "Железногорский дом-интернат", в лице директора Кармаковой Л.К.) принять и оплатить товар в порядке и сроки определенные настоящим контрактом, п. 2.1. контракта - товар должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и требованиям ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» п. 10.1 контракта - срок действия контракта - с момента подписания по 30.04.2019г. Поставку творога м.д.ж.9% осуществляет 1 раз в неделю ИП ФИО7
К осмотру 23.08.2018 представлены следующие документы на творог:
1. Декларация о соответствии творога 9% (изготовитель - ООО «Экоторг», Россия, Новосибирская область, <...>) требованиям ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», регистрационный номер декларации № ЕАЭС № RU Д- RU.АГ81.В15748.
2. Счет фактура № 26037 от 21.08.2018г., согласно которой продавец - ИП ФИО7 отпустил и покупатель - КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» получил 14,5 кг творога 9% в пачках 200-500 гр.
3. Счет фактура № 25311 от 14.08.2018, согласно которой продавец - ИП ФИО7 отпустил и покупатель - КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» получил 16,0 кг творога 9% в пачках 200-500 гр.
4.Счет фактура № 24572 от 07.08.2018г.,согласно которой продавец - ИП ФИО7 отпустил и покупатель - КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» получил 15,0 кг творога 9% в пачках 200-500 гр.
Сопроводительная документация, подтверждающая оборот творога м.д.ж.9% и обеспечивающая возможность прослеживания творога за август 2018г.: товаросопроводительные документы, счета - фактуры или другие документы от изготовителя - ООО «Экоторг» до последующего собственника - ИП ФИО7 - не представлены.
27.08.2018 в присутствии и.о. директора КГБУ СО "Железногорский дом-интернат" Приступ Е.Н. (приказ от 16.07.2018г. №2160К) и с участием двух понятых проведен осмотр помещений, документов КГБУ СО "Железногорский дом-интернат" по адресу: <...>. Замечаний, заявлений, ходатайств либо отводов по результатам осмотра и составления протокола со стороны участвующих при этом лиц не поступило.
В ходе осмотра 27.08.2018 установлено: КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» оказывает услуги по проживанию, питанию и медицинскому обслуживанию лиц пожилого возраста и инвалидов.
Общее количество проживающих в КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» на 27.08.2018г. - 53 человека.
Питание организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным 15.01.2018 директором КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» Л.К.Кармаковой. Согласно циклическому 14-дневному меню (диета №№ 5,9,10) питание осуществляется 4 раза в день, по диете № 9 организовано 6 разовое питание для 9 человек.
В КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» для изготовления кулинарной продукции используется продовольственное сырье - масло сливочное, творог. Кулинарная продукция с использованием масла сливочного, творога изготавливается согласно утвержденному меню и по технологическим карточкам - картофельное пюре, молочные каши с добавлением масла сливочного, гарниры, молочные супы, из творога готовят запеканки, пудинги, сырники.
Ежедневно проводится заполнение необходимой документации (бракеражный журнал и другие журналы).
Таким образом, КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» является изготовителем продукции общественного питания и реализует ее получателям социальных услуг.
29.08.2018 в присутствии и.о. директора КГБУ СО "Железногорский дом-интернат" Приступ Е.Н. (приказ от 16.07.2018г. №2160К) и с участием двух понятых проведен осмотр помещений, документов КГБУ СО "Железногорский дом-интернат" по адресу: <...>. Замечаний, заявлений, ходатайств либо отводов по результатам осмотра и составления протокола со стороны участвующих при этом лиц не поступило.
В ходе осмотра 29.08.2018 г. установлено следующее.
Согласно циклического 14 дневного меню во вторники четверг на ужин изготавливается блюда из творога. На хранении в холодильной камере пищеблока КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» имеется творог с м.д.ж. 9%, (изготовитель ООО «Экоторг», Россия, Новосибирская область, <...>), дата изготовления 27.08.2018, срок годности при температуре +2+4 градуса -14 суток, согласно данных указанных на этикетке. Маркировочный ярлык на творог с м.д.ж.9% (изготовитель ООО «Экоторг», Россия, Новосибирская область, <...>, дата изготовления 27.08.2018г.).
На момент проверки имеется 16 кг творога м.д.ж.9%. Творог получен 28.08.2018г. Представлена счет фактура №26792 от 28.08.2018г., согласно которой продавец - ИП ФИО7 отпустил и покупатель - КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» получил 16,0 кг творога 9% в пачках 200-500 гр.
В питании проживающих ежедневно используется масло сливочное. На момент проверки на хранении имеется масло "Крестьянское" сладко-сливочное несоленое, м.д.ж. 72,5% , дата изготовления 01.08.2018 в количестве 11,5 кг. (изготовитель ООО «Филимоновский молочноконсервный комбинат», Россия, <...>) полученное по товарной накладной №2098 от 13.08.2018г. согласно которой от ООО «БИГПОРТ» в КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» поступило 20 кг масла.
Следовательно, КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» (ОГРН <***>, ИНН<***> ), осуществляет деятельность по организации питания населения - лиц, проживающих в доме-интернате, с использованием следующей продукции: 1) масла "Крестьянского" сладко-сливочного несоленого, м.д.ж. 72,5 %, дата изготовления 01.08.2018 г., изготовитель: ООО «Филимоновский молочноконсервный комбинат», Россия, <...>) творога м.д.ж. 9% , дата изготовления 27.08.2018г., изготовитель ООО «Экоторг», Россия, Новосибирская область, <...>, без товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость поставки данной продукции от производителя до КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» В результате данного факта потребителю не представляется возможным документарно установить собственников находящейся в обращении вышеуказанной пищевой продукции.
Таким образом, установлено нарушение изготовителем пищевой продукции - КГБУ СО «Железногорский дом - интернат» требований части, 3 статьи 5; п.п. 11, 12 части 3 статьи 10; части 1 статьи 13 Технического регламента Таможенного союза «ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011): пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье (масло сливочное, творог 9%) не сопровождается товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 11.09.2018 регистрационный номер 51-96/18.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Железногорский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 206 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве, согласно которому Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее - обслуживаемые организации и обслуживаемые территории) (п.1).
Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (п.4 вышеназванного Положения).
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему (ч.1 ст. 46 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 1156-р утвержден Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России. Закрытое административно-территориальное образование Железногорск входит в число территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России.
Межрегиональное управление №51 ФМБА России ранее именовалось Региональным управлением № 51 ФМБА России. В соответствии с Приказом Федерального медико-биологического агентства от 12 сентября 2013 г. N 224 "О переименовании и реорганизации территориальных органов Федерального медико-биологического агентства", Регионально управление N 51 переименовано в Межрегиональное управление N 51 и определено, что переименованный территориальный орган ФМБА России является правопреемником, осуществляет права и несет обязанности переименованной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 18.10.2013 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в Положение о Региональном управлении № 51 ФМБА России, о переименовании Регионального управления № 51 ФМБА России в Межрегиональное управление № 51 ФМБА России.
Таким образом, Межрегиональное управление № 51 ФМБА России является территориальным органом Федерального медико-биологического агентства, уполномоченным на исполнение государственной функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического - надзора на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края (в соответствии с Административным регламентом исполнения федеральным медико-биологическим агентством государственной функции по организации и проведению проверок в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2011 г. N 1194н), Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России», с учетом изменений).
Полномочия органа, осуществляющего федеральный санитарный эпидемиологический надзор, по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, определены в статье 23.13 КоАП РФ, а также в Приказе ФМБА России от 5 декабря 2014г. № 353 «Об утверждении перечня должностных лиц Федерального медико-биологического агентства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
Полномочия ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Межрегионального управления № 51 ФМБА России ФИО5 определены в Приказе Межрегионального управления № 51 ФМБА России от 22.01.2015 г. № 14 «Об утверждении перечня должностей Межрегионального управления № 51 ФМБА России, при замещении которых лицо уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях».
Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола административном правонарушении от 11.09.2018 регистрационный номер 51-96/18 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 11.09.2018 регистрационный номер 51-96/18 составлен в присутствии директора КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» Кармаковой Л.К., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.
Судом отклоняется довод ответчика о том, что он не является субъектом ответственности, установленной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, на основании следующего.
Согласно материалам дела, питание, в том числе, с использованием масла, творога, организовано Учреждением в соответствии с примерным меню, утвержденным 15.01.2018 директором КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» Кармаковой Л.К. Согласно циклическому 14-дневному меню, в питании имеются блюда - «каша манная молочная жидкая», «каша молочная геркулесовая жидкая», «пюре картофельное», «сырники из творога», «запеканка из творога».
Согласно технологическим картам на вышеуказанные блюда, масло сливочное используется для изготовления каш; творог используется для изготовления сырников и запеканки.
Таким образом, КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» является изготовителем продукции общественного питания и реализует ее получателям социальных услуг - лицам, проживающим в доме-интернате.
Ответственность изготовителя за нарушение требований технических регламентов установлена ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении продавцом требований технических регламентов, или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями выпуска в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Таким образом, частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен квалифицирующий признак деяния, отличный от состава правонарушения по части 1 указанной статьи.
Так, действия лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежат квалификации по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в том случае, если административным органом будет установлено, что в результате нарушения требований технических регламентов произошло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо возникла угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Как следует из материалов дела, 23.08.2018, 27.08.2018, 29.08.2018 в ходе осмотров документов КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» по адресу: <...>, установлены нарушения технического регламента: части 3 статьи 5; п.п. 11, 12 части 3 статьи 10; части 1 статьи 13 Технического регламента Таможенного союза «ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011), а именно: КГБУ СО «Железногорский дом-интернат» (ОГРН <***>, ИНН<***>), осуществляет деятельность по организации питания населения - лиц, проживающих в доме-интернате, по адресу: <...>, - с использованием следующей продукции: 1) масла "Крестьянского" сладко-сливочного несоленого, м.д.ж. 72,5 %, дата изготовления 01.08.2018 г., изготовитель: ООО «Филимоновский молочноконсервный комбинат», Россия, <...>) творога м.д.ж. 9% , дата изготовления 27.08.2018г., изготовитель - ООО «Экоторг», Россия, Новосибирская область, <...>, - без товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость поставки данной продукции от производителя до КГБУ СО «Железногорский дом-интернат». В результате данного факта не представляется возможным документарно установить собственников находящейся в обращении вышеуказанной пищевой продукции.
Вышеуказанные действия ответчика носят противоправный характер, осуществление оборота пищевой продукции без наличия товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью потенциальных потребителей такой продукции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 прослеживаемость пищевой продукции – это возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
Исходя из требований приведенных нормативных положений, имеющиеся у продавца документы должны быть товаросопроводительными, то есть сопровождать товар при передаче его от продавца (поставщика) покупателю (продавцу, следующему поставщику) и обеспечивать возможность установить всех без исключения собственников пищевой продукции, не допуская при этом сомнений в возможности наличия в цепочке изготовитель - посредник - продавец каких-либо иных собственников этой продукции, не указанных в товаросопроводительных документах.
ТР ТС 021/2011 не содержит конкретного перечня указанных документов, в то же время к ним можно отнести товарно-транспортные накладные, в которых присутствуют сведения о грузоотправителе и грузополучателе продукции, при сопоставлении которых с учетом хронологии поставки можно достоверно установить всю цепочку собственников продукции. Указанная документация должна позволять установить место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья. При этом главной целью обеспечения прослеживаемости пищевой продукции, находящейся в обращении, является предотвращение фальсификации продукции.
Обоснование наличия угрозы причинения вреда подтверждается имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами.
С учетом вышеизложенного, действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (в связи с наличием угрозы причинения вреда), а не части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, как квалифицировал административный орган.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.10.2018 по делу № А33-20/2018.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Вместе с тем, санкция, установленная частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, содержит более строгую меру ответственности по сравнению с административным наказанием, предусмотренным частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, которая вменяется учреждению.
Исходя из вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для переквалификации допущенного предпринимателем нарушения и, соответственно, отсутствуют основания привлечения учреждения к ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления межрегионального управления №51 Федерального медико-биологического агентства о привлечении краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Железногорский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Болуж