АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
апреля 2018 года | Дело № А33-26579/2017 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Полищук Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СитэкСтрой» (ИНН 2463053927, ОГРН 1022402147206, г. Красноярск),
и индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Красноярск)
к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала по Красноярскому краю (г. Красноярск),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- ФИО2;
- ФИО3;
- ФИО4,
- ФИО5,
в присутствии:
от заявителей (ООО «СитэкСтрой», ФИО1): ФИО6, представителя по доверенностям от 14.11.2017, от 28.09.2017,
от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю: ФИО7, представителя по доверенности от 05.07.2017 № 17/2017,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: ФИО8, представителя по доверенности от 13.12.2017,
от ФИО4: ФИО9, представителя по доверенности от 14.03.2017,
ФИО5,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курсиновой К.Ю.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «СитэкСтрой» (далее – ООО «СитэкСтрой», общество) и индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1, вместе – заявители) обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФКП), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление, вместе – ответчики), в котором просят суд:
- признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 06.07.2017 № 24/999/001/2017-13830 незаконным, нарушающим права заявителей;
- признать действия федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости: квартира № 1 площадью 39,5 кв.м. по адресу: <...> (кадастровый номер 24:50:0200125:57), квартира № 2 площадью 40,5 кв.м. по адресу: <...> (кадастровый номер 24:50:0200125:56) - незаконными, нарушающими права заявителей;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю исключить из Единого государственного реестра недвижимости объекты недвижимости: квартира № 1 площадью 39,5 кв.м. по адресу: <...> (кадастровый № 24:50:0200125:57), квартира № 2 площадью 40,5 кв.м. по адресу: <...> (кадастровый номер 24:50:0200125:56);
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО1 на жилой дом площадью 80 кв.м. по адресу: <...> (кадастровый номер 24:50:0200125:21).
Заявление принято к производству суда. Определением от 25.10.2017 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание и судебное заседание, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1
Определением от 30.11.2017 к участию в деле в качестве созаявителя привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1, в качестве соответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО2, ФИО3 и ФИО4.
Определением от 13.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена нотариус ФИО5.
Судебное разбирательство откладывалось. Сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Арбитражного суда Красноярского края.
ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ, возражений о рассмотрении дела в их отсутствие не заявили. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Заявители требования поддержали по обстоятельствам, изложенным в заявлениях.
ФИО5 поддержала требования заявителей по обстоятельствам, изложенным в отзыве, представила суду дополнительные документы.
Ответчики требования заявителей не признали по обстоятельствам, изложенным в отзывах на заявление.
Учитывая то обстоятельство, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем и покупателем жилого дома по договору купли-продажи недвижимого имущества от 04.04.2017 № 2, подписанному с ООО «СитэкСтрой», суд вынес на обсуждение сторон вопрос подведомственности спора арбитражному суду. Лица, участвующие в деле, возражения не заявили, выразили согласие на рассмотрение спора арбитражным судом. ФИО1 письменно пояснил, что занимается предпринимательской деятельностью, в том числе покупкой и продажей жилого и нежилого недвижимого имущества, приобретал спорное помещение на торгах с целью последующей перепродажи.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 27 и 29 АПР РФ, суд пришел к выводу о подведомственности спора арбитражному суду.
Учитывая отсутствие возражений сторон против рассмотрения настоящего спора арбитражным судом, а также то, что заявленные ООО «СитэкСтрой» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 требования направлены на рассмотрение одних и тех же решения и действий уполномоченного органа, рассмотрение требований индивидуального предпринимателя ФИО1 отдельно от требований ООО «СитэкСтрой» при указанных обстоятельствах является нецелесообразным, не соответствует целям эффективного правосудия и судебной защиты прав заявителей.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от 13.02.2008 на основании договора мены от 01.02.2008 зарегистрировано право общей долевой собственности ООО «СитэкСтрой», доля в праве 1/2, на объект права: жилой дом, назначение: жилое, 1 – этажный, общая площадь 80 кв.м., инв.№ 04:401:002:000770530, лит. А, адрес объекта: Россия, <...>.
Между ООО «СитэкСтрой» (продавец) и ФИО1 (покупатель) подписан договор купли-продажи недвижимого имущества от 04.04.2017 № 2 (далее – договор), в соответствии с пунктом 1.2 которого продавец обязуется передать на условиях настоящего договора на праве общей долевой собственности объект недвижимости покупателю, а покупатель обязуется принять на праве общей долевой собственности на условиях настоящего договора объект недвижимости и оплатить определенную денежную сумму (цену).
Согласно пункту 1.3 договора объект недвижимости: назначение: жилой дом, наименование: жилой дом, кадастровый номер 24:50:0200125:21, этажность (этаж): 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение) объекта: <...>, площадь 80 кв.м., кадастровая стоимость 2 331 389 рублей (далее – жилой дом), вид права: общая долевая собственность, доля в праве – 1/2.
В соответствии с выписками 07.07.2017 и от 19.12.2017 в Едином государственном реестре недвижимости содержится следующая информация:
- здание с кадастровым номером 24:50:0200125:21, расположенное по адресу: <...>; жилой дом, площадью 80 кв.м., принадлежащее на праве общей долевой собственности ФИО2 (1/6 доли); ФИО3 (1/6 доли); ФИО4 (1/6 доли) и ООО «СитэкСтрой (1/2 доли);
- помещение с кадастровым номером 24:50:0200125:57, расположенное по адресу: <...>, площадью 39,5 кв.м.; данные о зарегистрированных правах отсутствуют,
- помещение с кадастровым номером 24:50:0200125:56, расположенное по адресу: <...>, площадью 40,5 кв.м.; данные о зарегистрированных правах отсутствуют,
- здание летней кухни с кадастровым номером 24:50:0200125:20, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее на праве общей долевой собственности ФИО2 (1/6 доли), ФИО3 (1/6 доли), ФИО4 (1/6 доли).
Как пояснила в отзыве ФКП, сведения об объектах недвижимости (квартирах) с кадастровыми номерами 24:50:0200125:56 и 24:50:0200125:57 внесены в ЕГРН 31.12.2010 в рамках реализации Федеральной целевой программы оцифровки архивов БТИ. Указанные помещения расположены в здании с кадастровым номером 24:50:0200125:21, сведения о котором внесены в ЕГРН 22.12.2010 на основании технического паспорта, составленного по состоянию на 25.07.1991 в рамках реализации Федеральной целевой программы оцифровки архивов БТИ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером 24:50:0200125:21 состоит из помещений с кадастровыми номерами 24:50:0200125:56 и 24:50:0200125:57.
ООО «СитэкСтрой» обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации перехода права 1/2 доли в праве общей долевой собственности в отношении помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 224, кадастровый номер 24:50:0200125:21.
Уведомлением от 06.04.2017 Управление приостановило государственную регистрацию прав, ссылаясь на непредставление решения арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в отношении ООО «СитэкСтрой», а также на то, что жилой дом является многоквартирным, в соответствии с пунктом 5 статьи 40 Закона о регистрации государственная регистрация не многоквартирный дом не осуществляется.
Уведомлением от 06.07.2017 Управление отказало ООО «СитэкСтрой» и ФИО1 в государственной регистрации, ссылаясь на пункт 5 статьи 40 Закона о регистрации.
В материалы дела представлена выписка из технического паспорта на жилой дом № 224 по ул. Ленина по состоянию на 02.07.2003, согласно которой адрес (местоположение): г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Ленина, д. 224, этажность – 1, подземная этажность -, общая площадь жилого дома – 80 кв.м. Согласно поэтажному плану к нему дом состоит из 2 квартир.
В соответствии с выпиской из реестра объектов капитального строительства от 15.01.2008 значится жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Ленина, д. 224, площадью 80 кв.м. Согласно поэтажному плану к нему дом состоит из 2 квартир.
Также в материалы дела представлены копии следующих документов: договор мены от 01.02.2008, регистрационное дело на жилой дом по адресу: <...> (кадастровый номер 24:50:0200125:21); свидетельства о государственной регистрации прав ФИО2, ФИО3, ФИО4 от 26.07.2013; выписки из Единого государственного реестра недвижимости на иной многоквартирный жилой дом.
По информации Управления регистрационные дела в отношении квартир №№ 1 и 2 по адресу <...> (кадастровые номера 24:50:0200125:57 и 24:50:0200125:56) в Управлении отсутствуют.
Полагая, что действия ответчиков противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, заявители обратились в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
С заявлением о признании незаконным решения ответчика от 06.07.2017 заявитель обратился в Арбитражный суда Красноярского края 06.10.2017 согласно штампу группы регистрации Арбитражного суда Красноярского края.
Таким образом, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок заявителем не пропущен.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что основания для признания незаконным оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации, принятого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 06.07.2017, а также действий Федеральной кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости: квартира № 1 площадью 39,5 кв.м. по адресу: <...> (кадастровый номер 24:50:0200125:57), квартира № 2 площадью 40,5 кв.м по адресу: <...> (кадастровый номер 24:50:0200125:56) отсутствуют в силу следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером 24:50:0200125:21 состоит из самостоятельных помещений (квартир) с кадастровыми номерами 24:50:0200125:56 и 24:50:0200125:57.
В соответствии с выписками 07.07.2017 и от 19.12.2017 в Едином государственном реестре недвижимости содержится следующая информация:
- здание с кадастровым номером 24:50:0200125:21, расположенное по адресу: <...>; жилой дом, площадью 80 кв.м., принадлежащее на праве общей долевой собственности ФИО2 (1/6 доли); ФИО3 (1/6 доли); ФИО4 (1/6 доли) и ООО «СитэкСтрой (1/2 доли);
- помещение с кадастровым номером 24:50:0200125:57, расположенное по адресу: <...>, площадью 39,5 кв.м.; данные о зарегистрированных правах отсутствуют,
- помещение с кадастровым номером 24:50:0200125:56, расположенное по адресу: <...>, площадью 40,5 кв.м.; данные о зарегистрированных правах отсутствуют.
Как следует из оспариваемого решения Управления Росреесра по Красноярскому краю заявителям отказано в регистрации перехода права 1/2 доли в праве общей долевой собственности в отношении помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 224, кадастровый номер 24:50:0200125:21, приобретенного обществом на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.04.2017 № 2, в связи с тем, что спорный объект является многоквартирным жилым домом, в соответствии с пунктом 5 статьи 40 Закона о регистрации государственная регистрация не многоквартирный дом не осуществляется.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 4 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 7 статьи 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о которой.
С 01.01.2017 полномочиями по государственному кадастровому учету наделено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
ООО «СитэкСтрой» обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации перехода права 1/2 доли в праве общей долевой собственности в отношении помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 224, кадастровый номер 24:50:0200125:21.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о регистрации).
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01.01.2013 органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу части 4 статьи 45 Закона № 221-ФЗ при включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции, действующей на момент внесения сведений об объектах с кадастровыми номерами 24:50:0200125:56, 24:50:0200125:57 и 24:50:0200125:21, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с частью 2 указанной статьи в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона № 221-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости (часть 1 статьи 41 Федерального закона № 221-ФЗ).
Как пояснила в отзыве ФКП, сведения об объектах недвижимости (квартирах) с кадастровыми номерами 24:50:0200125:56 и 24:50:0200125:57 внесены в ЕГРН 31.12.2010 в рамках реализации Федеральной целевой программы оцифровки архивов БТИ. Указанные помещения расположены в здании с кадастровым номером 24:50:0200125:21, сведения о котором внесены в ЕГРН 22.12.2010 на основании технического паспорта, составленного по состоянию на 25.07.1991 в рамках реализации Федеральной целевой программы оцифровки архивов БТИ.
В материалы дела представлена выписка из технического паспорта на жилой дом № 224 по ул. Ленина по состоянию на 02.07.2003, согласно которой адрес (местоположение): г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Ленина, д. 224, этажность – 1, подземная этажность -, общая площадь жилого дома – 80 кв.м. Согласно поэтажному плану к нему дом состоит из 2 квартир.
В соответствии с выпиской из реестра объектов капитального строительства от 15.01.2008 значится жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Ленина, д. 224, площадью 80 кв.м. Согласно поэтажному плану к нему дом состоит из 2 квартир.
Из представленных в материалы дела документов следует, что здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Ленина, д. 224, состоит из двух самостоятельных квартиры, выходы из которых осуществляются на земельный участок, прилегающий к жилому дому, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Следовательно, органом кадастрового учета правомерно на основании представленных документов, а также учитывая сущность и назначение кадастрового учета, внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о том, что спорный дом состоит из двух квартир, квартиры № 1 и № 2 обоснованно поставлены на кадастровый учет.
Основанием для отказа в регистрации права собственности на долю в спорном здании послужил вывод регистрирующего органа о том, что спорный объект является многоквартирным жилым домом, так как состоит из двух самостоятельных квартир, поставленных на кадастровый учет, в соответствии с пунктом 5 статьи 40 Закона о регистрации государственная регистрация не многоквартирный дом не осуществляется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 40 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
В силу пункта 156 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, в отношении многоквартирного дома, запись о котором внесена в кадастр недвижимости, записи о государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объекта недвижимости, сделок в реестр прав на недвижимость не вносятся.
Следовательно, действующим законодательством государственная регистрация прав на многоквартирный дом не предусмотрена, многоквартирный дом не является объектом регистрируемых гражданских прав, самостоятельным объектом недвижимости права на который подлежат регистрации в соответствии с Законом о регистрации; государственной регистрации подлежат права на помещения, расположенные в многоквартирном доме, а также право общей долевой собственности на являющееся недвижимостью общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Гражданский и Жилищный кодексы Российской Федерации (далее – ЖК РФ) не выделяют такое понятие, как многоквартирный дом, в качестве объекта гражданских или жилищных прав.
Жилищное законодательство Российской Федерации, в том числе ЖК РФ, оперирует двумя понятиями, предполагающими жилой характер использования здания, - «многоквартирный дом» и «жилой дом». Под жилым домом, согласно части 2 статьи 16 ЖК РФ, понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Определение многоквартирного дома в ЖК РФ не содержится.
Понятие «многоквартирный дом», определено в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47: многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Понятие «многоквартирный дом», исходя из буквального толкования, означает наличие в доме нескольких квартир. В соответствии с частью 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Как следует из представленных в материалы дела технического паспорта и выписки из реестра объектов капитального строительства от 15.01.2008, здание с кадастровым номером 24:50:0200125:21 состоит из двух квартир: помещение с кадастровым номером 24:50:0200125:57 (квартира 1, площадью 39,5 кв.м.) и помещение с кадастровым номером 24:50:0200125:56 (квартира 2, площадью 40,5 кв.м.), которые имеют самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому, то есть по техническим характеристикам указанный объект является многоквартирным домом.
В силу части 5 статьи 40 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется, многоквартирный дом не является объектом регистрируемых гражданских прав.
На основании изложенного, оспариваемые решение и действия ответчиков не противоречат закону, прав и законных интересов заявителей не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы заявителей по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителей.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.В. Полищук |