ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-27795/20 от 17.02.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

25 февраля 2021 года

Дело № А33-27795/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (ИНН 2463011853, ОГРН 1022402137460)

к Прокуратуре Октябрьского района г. Красноярска

об оспаривании представления от 10.06.2020 № 7-01-2020,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Красноярского края,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Васильевой О.В., действующей на основании служебного удостоверения,

от третьего лица: Даценко О.А., действующей на основании служебного удостоверения,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой, с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Прокуратуре Октябрьского района г. Красноярска (далее - ответчик) о признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства о федеральной собственности от 10.06.2020 № 7-01-2020.

Определением от 22.09.2020 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.

Определением от 17.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Красноярского края.

В судебное заседание 17.02.2021 явились представители ответчика и третьего лица, заявитель в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя заявителя.

Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска по обращению Калиманова Е.А о ненадлежащем использовании объектов недвижимого и движимого имущества (федеральной собственности), расположенного в пределах первой очереди благоустройства эко-парка «Гремячая грива», проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что на основании соглашения о предоставлении субсидии от 23.04.2018 ФГАОУ ВО СФУ выделены денежные средства из краевого бюджета в размере 273 723 300 рублей на выполнение работ по созданию спортивно-туристической зоны «Гремячая грива».

03.07.2018 между ФГАОУ ВО СФУ и ООО «Оптимум» заключен государственный контракт №11/2018кн/А на выполнение работ по благоустройству спортивно-туристической зоны, расположенной в пределах первой очереди благоустройства эко-парка - спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» (земельный участок: 24:50:0000000:242) в районе стр.1 д. 82, пр-т. Свободный, г. Красноярск, а именно, приобретены материальные ценности, в том числе движимое имущество, отнесенное к категории особо ценного: навигационные павильоны, административные павильоны и эко-павильон.

На балансе ФГАОУ ВО СФУ учтены:

- административный павильон №1, входящий в благоустройство спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» с инвентарным номером 120920181 балансовой стоимостью 7 612 537, 17 руб. (акт 55-движ. о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 03.10.2018);

- административный павильон №2, входящий в благоустройство спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» с инвентарным номером 120920182 балансовой стоимостью 7 467 794, 83 руб. (акт 56-движ. о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 02.11.2018).

Указанные объекты на основании заключений кадастрового инженера от 27.09.2018 и 05.10.2018 признаками недвижимого имущества не обладают, являются движимым имуществом. Указанное особо ценное движимое имущество учтено в реестре федерального имущества с присвоением номеров РНФИ П23250034172 и РНФИ П23250034173 соответственно.

Данные объекты движимого имущества на основании договора безвозмездного пользования от 01.02.2019 №3/2019БП переданы в пользование КГКУ «Туристский информационный центр Красноярского края» (297 позиций общей балансовой стоимостью 50 459 059, 28 руб.).

Кроме того, в административных павильонах №1 и №2, входящих в благоустройство спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» размещено вендинговое оборудование (торговый автомат по продаже продуктов питания марки «Siberian Wellnes», «Unicum» и торговый автомат по продаже горячих напитков марки «Saeco», «Unicum»), занимающее площадь более 1 кв.м. Оборудование расположено вдоль стены в помещении павильона возле входа, на стену не закреплено.

Указанное оборудование размещено индивидуальными предпринимателями Мещеряковым В.В. и Риммер Д.Г. на основании договоров на размещение оборудования.

Проанализировав указанные договоры, административный орган пришел к выводу, что фактически это договоры предоставления места для размещения вендингового аппарата, что предполагает использование части федерального имущества и требует соответствующего оформления правоотношений сторон, в том числе, получения согласия собственника имущества.

ФГАОУ ВО СФУ с заявлением о даче согласия на передачу в аренду или безвозмездное пользование названных объектов движимого имущества в адрес МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не обращалось.

Полагая, что распоряжение особо ценным движимым имуществом в отсутствие согласия собственника противоречит нормам действующего законодательства, прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска ФГАОУ ВО СФУ внесено представление об устранении нарушений законодательства о федеральной собственности.

Считая, что представление об устранении нарушений законодательства о федеральной собственности от 10.06.2020 № 7-01-2020 не соответствует требованиям нормативных актов и нарушает его права и интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что представление от 10.06.2020 № 7-01-2020 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" указано, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (ч. 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч. 2).

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (ч. 3).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона (ч. 3).

Статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ч. 1).

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска по обращению Калиманова Е.А о ненадлежащем использовании объектов недвижимого и движимого имущества (федеральной собственности), расположенного в пределах первой очереди благоустройства эко-парка «Гремячая грива» проведена проверка в отношении ФГАОУ ВО СФУ.

Государственная собственность в Российской Федерации в понимании пунктов 1 и 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Исходя из пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органами, осуществляющими права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, являются органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" ряд функций по управлению государственным имуществом возложен на федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

По Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

По пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение от 05.06.2008 N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Согласно пункту 4 Положения от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 5.3 Положения от 05.06.2008 N 432 предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника, в том числе в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии с пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ предусмотрено, что под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, находящихся в их ведении;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Частью 3.1 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ установлено, что перечни особо ценного движимого имущества определяются:

1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно части 3.2 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 утвержден Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 установлено, что при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации - размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (ред. от 29.07.2020) "О совершенствовании учета федерального имущества" утверждено Положение об учете федерального имущества.

Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества (далее - реестр), а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества (пункт 1).

Пунктом 3 Положения об учете федерального имущества к объектами учета федерального имущества (далее - объекты учета) отнесено расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом следующее федеральное имущество:

а) недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому имуществу);

б) движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество);

в) иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам.

Согласно Уставу ФГАОУ ВО СФУ, утвержденному приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.12.2018 № 1364, СФУ образовано распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 № 12-р путем изменения типа существующего федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский Федеральный Университет».

ФГОУ ВПО «Сибирский Федеральный Университет» образовано распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 1518-р путем реорганизации государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе «Красноярского государственного технического университета».

ФГОУ ВПО «Сибирский Федеральный Университет» является правопреемником присоединенных к нему учреждений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 1293-р ФГАОУ ВО СФУ передан в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Пунктом 1.4. Устава установлено, что учредителем и собственником имущества Университета является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Университета от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство). Функции и полномочия собственника имущества, переданного Университету, осуществляют Министерство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 установлено, что Министерство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным организациям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.

Согласно пункту 6.2. Устава имущество Университета находится в федеральной собственности. В соответствии с п.п. 6.4, 6.5., 6.7. Устава Университет владеет, пользуется закрепленным имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, распоряжается имуществом с согласия собственника этого имущества. Университет без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным имуществом, закрепленным за ним учредителем. Университет вправе выступать в качестве арендодателя имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами дает федеральному автономному учреждению по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, согласие на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, а также дает согласие на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества;

Приказом Росимущества от 16.12.2016 №455 утверждено Положение о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, согласно которому Агентство является уполномоченным органом исполнительной власти к компетенции которого отнесено, в том числе согласование распоряжения недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным учреждением (п. 4.1.27).

Таким образом, распоряжение недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ФГАОУ ВО СФУ допустимо только с учетом согласия собственника такого имущества - Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что на основании соглашения о предоставлении субсидии от 23.04.2018 ФГАОУ ВО СФУ выделены денежные средства из краевого бюджета в размере 273 723 300 рублей на выполнение работ по созданию спортивно-туристической зоны «Гремячая грива».

03.07.2018 между ФГАОУ ВО СФУ и ООО «Оптимум» заключен государственный контракт №11/2018кн/А на выполнение работ по благоустройству спортивно-туристической зоны, расположенной в пределах первой очереди благоустройства эко-парка -спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» (земельный участок: 24:50:0000000:242) в районе стр.1 д. 82, пр-т. Свободный, г. Красноярск, а именно, приобретены материальные ценности, в том числе движимое имущество, отнесенное к категории особо ценного: навигационные павильоны, административные павильоны и эко-павильон.

Согласно выпискам из реестра федерального имущества:

- административный павильон №1 отнесен к категории особо ценного движимого имущества 23.11.2018 (выписка от 28.01.2021 №103/1), РНФИ 2.3.250034172;

- административный павильон №2 отнесен к категории особо ценного движимого имущества 23.11.2018 (выписка от 28.01.2021 №103/3), РНФИ 2.3.250034173.

Перечисленные павильоны внесены в реестр федерального имущества.

Указанное свидетельствует о закреплении собственником за ФГАОУ ВО СФУ особо ценного движимого имущества, находящегося в федеральной собственности.

Данные объекты движимого имущества на основании договора безвозмездного пользования от 01.02.2019 №3/2019БП переданы в пользование КГКУ «Туристский информационный центр Красноярского края» (297 позиций общей балансовой стоимостью 50 459 059, 28 руб.).

Кроме того, в административных павильонах №1 и №2, входящих в благоустройство спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» размещено вендинговое оборудование (торговый автомат по продаже продуктов питания марки «Siberian Wellnes», «Unicum» и торговый автомат по продаже горячих напитков марки «Saeco», «Unicum»), занимающее площадь более 1 кв.м. Оборудование расположено вдоль стены в помещении павильона возле входа, на стену не закреплено.

Указанное оборудование размещено индивидуальными предпринимателями Мещеряковым В.В. и Риммер Д.Г. на основании договоров на размещение оборудования.

При этом, ФГАОУ ВО СФУ с заявлением о даче согласия на передачу в аренду или безвозмездное пользование названных объектов движимого имущества в адрес МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не обращалось. Доказательств обратного при проведении поверки, равно как и в ходе судебного разбирательства не представлено.

При таких обстоятельствах у прокуратуры имелись достаточные правовые и фактические основания для внесения оспариваемого представления.

ФГАОУ ВО СФУ, обращаясь с требованием о признании недействительным представления от 10.06.2020 № 7-01-2020, ссылается на то, что спорные павильоны построены (созданы) за счет средств, выделенных их краевого бюджета, в связи с чем, на него не распространяются требования Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, что также подтверждается ответом МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 29.01.2021 №24-АВ-07/994.

Вместе с тем, указанное имущество учтено в качестве особо ценного движимого имущества в реестре федеральной собственности, то есть собственником является Российская Федерация в лице соответствующих органов, что предусматривает обязанность согласования сделок, связанных с распоряжением таким имуществом.

При изложенных обстоятельствах суд, оценив представленные в материалы дела доказательства на основании положений статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что представление от 10.06.2020 № 7-01-2020, является законным и обоснованным. Доказательства нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результата рассмотрения дела, уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит отнесению на заявителя.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева