ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-2884/17 от 18.05.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

18 мая 2017 года

Дело № А33-2884/2017

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Медведевой О.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (ИНН 4701005692, ОГРН 1024700508348), г. Ачинск, Красноярский край,

к муниципальному образованию город Ачинск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (ИНН 2443005530, ОГРН 1022401153807), г. Ачинск, Красноярский край,

о взыскании задолженности,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (далее - ООО «Теплосеть»; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию город Ачинск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (далее - КУМИ администрации города Ачинска; ответчик) о взыскании задолженности за поставленные коммунальные ресурсы в отношении жилых и нежилых помещений в размере 17 882,17 руб.

Определением от 20.03.2017 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

10.04.2017 от ответчика в материалы дела поступили возражения о несогласии с исковыми требованиями по следующим основаниям:

- согласно договорам управления многоквартирным домом от 10.05.2016 №/№ 875, 883 КУМИ администрации города Ачинска с управляющей организацией МУП «Жилищный комплекс» заключен договор управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.1, г. Ачинск, ул. Строителей, д.21;

- по жилому помещению по адресу: г. Ачинск, микрорайон 7, д. 9А, кв. 49, заключен типовой договор социального найма № 22 от 27.10.2016, поэтому расчет необходимо производить с 30.08.2016 по 26.10.2016 включительно;

- по жилому помещению по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, д.14, кв. 23, в соответствии с выпиской из домовой книги Зеленин Л.А. снят с регистрационного учета 14.10.2016, т.е. период начисления задолженности должен быть с 15.10.2016 по 31.10.2016;

- по остальным жилым и нежилым помещениям имеются возражения по расчетам; представлен контррасчет задолженности.

Поступившие от ответчика 10.04.2017 дополнительные документы, перечисленные в Приложении к возражениям на отзыв, приобщены судом к материалам дела на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

26.04.2017 от истца в материалы дела поступили пояснения на отзыв ответчика, согласно которым им частично приняты возражения ответчика, что отражено в уточнении исковых требований и контррасчете на расчет ответчика; отклонен довод о необоснованности взыскания с ответчика задолженности в отношении объектов, расположенных в многоквартирных домах по адресам: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.1, г. Ачинск, ул. Строителей, д.21, где выбрана управляющая компания.

Определением от 12.05.2017 удовлетворено ходатайство ООО «Теплосеть» об уточнении размера исковых требований до 17 796,99 руб. с учетом принятых возражений ответчика.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно действующему законодательству, в рассматриваемом случае определяющее значение для установления лица, обязанного оплатить истцу (ресурсоснабжающей организации) поставленную в многоквартирные дома энергоресурсы, имеет правильное разрешение вопроса о том, кто являлся в спорный период исполнителем коммунальных услуг в отношении этих домов, так как именно исполнитель является лицом, предоставляющим коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах (потребителям) и лицом, обязанным производить расчеты с ресурсоснабжающей организацией за поставленные ею для этих целей коммунальные ресурсы. Статус исполнителя коммунальных услуг предполагает наличие как права требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей, так и обязанности производить оплату поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с пунктами 8, 9, 10 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил, в том числе управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.

Согласно пункту 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогампроведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунальногоресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному

управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским аконодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В силу подпункта "б" пункта 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.

Исходя из изложенных норм, по общему правилу, управляющая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с ресурсоснабжающей организацией. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация. Порядок заключения управляющей и ресурсоснабжающей организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.

Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил № 354.

Соответствующие разъяснения изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос № 9).

Следовательно, при отсутствии заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями договора о приобретении коммунального ресурса отношения между ними могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом, а управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг при установлении, в том числе следующих обстоятельств: управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома; собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.

Из материалов дела (протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений от 15.02.2014 (многоквартирного дома № 24 по адресу: г. Ачинск, ул. 3 микрорайон, д. 24) № 4 от 01.05.2014 (многоквартирных домов № 4 по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, №/№ 2, 4), № 4 от 25.03.2014 (многоквартирного дома № 24 по адресу: г. Ачинск, 7 микрорайон, д. 9А) от 11.03.2014 (многоквартирного дома № 24 по адресу: г. Ачинск, 8 микрорайон, д. 14), следует, что собственниками спорных домов выбран непосредственный способ управления данными домами.

При этом доказательства наличия управляющей организации в данных многоквартирных домах в спорный период сторонами не представлены. Кроме того, согласно материалам дела (платежные документы на оплату коммунальных услуг) и пояснениям истца им выставляются счета напрямую собственникам спорных домов, в том числе – ответчику; договор на поставку ресурсов в спорные дома с какой-либо управляющей компанией также не заключен. С учетом изложенного исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению в отношении данных спорных домов фактически является ООО «Теплосеть».

В отношении многоквартирных домов по адресам: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.1, г. Ачинск, ул. Строителей, д.21 (жилые помещения в данных домах) ответчиком и МУП «Жилищный комплекс» заключены договоры управления многоквартирным домом от 10.05.2016 №/№ 875, 883, однако в нарушение пункта 3.1.12 данных договоров МУП «Жилищный комплекс» не заключены договоры на поставку ресурсов с истцом как ресурсоснабжающей организацией.

Согласно материалам дела заявленная в иске сумма 17 796,99 руб. (с учетом ее уточнения) представляет собой задолженность за коммунальные услуги (отопление, теплоноситель, горячее водоснабжение, водоснабжение), поставленные истцом в качестве ресурсоснабжающей организации (при реализации собственниками непосредственного способа управления в отношении части домов, отсутствии заключенного управляющей организацией прямого договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку ресурсов) в период с 01.03.2014 по 31.10.2016 на объекты, находящиеся в муниципальной собственности города Ачинска и перечисленные в иске, при отсутствии заключенных сторонами договоров.

По мнению истца, основанием взыскания задолженности за фактически потребленные ресурсы с ответчика является наличие у него права собственности на спорные объекты, а также отсутствие в части многоквартирных домов управляющей компании (реализовано непосредственное управление) и отсутствие прямого договора на поставу ресурсов, заключенного управляющей организацией МУП «Жилищный комплекс» с ресурсоснабжающей организацией (истцом), что свидетельствует о наличии статуса исполнителя коммунальных услуг у истца.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истец доказал обоснованность исковых требований в полном объеме (с учетом их уточнения); доводы ответчика являются неправомерными и не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.

Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства:

1) 01.09.2014 между КУМИ Администрации города Ачинска (арендодателем) и ИП Корольковой Т.М. (арендатором) заключены договоры аренды №/№ 2288, 2289, 2290, согласно которым арендодатель передает, а арендатор принимает от арендодателя в аренду нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Ачинск, ул. микрорайон 3, д.34, пом. 89, общей площадью 13,6 кв. м., г. Ачинск, ул. микрорайон 3, д.34, пом. 87, общей площадью 9,8 кв. м., г. Ачинск, микрорайон 3, д.34, пом.90, общей площадью 14,3 кв. м., в состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию, с целью осуществления торговой предпринимательской деятельности, для оказания услуг населению.

В пункте 2.2.11 данных договоров предусмотрено, что арендатор обязан в течение десяти календарных дней с даты принятия объекта аренды от арендодателя в пользование по акту приема-передачи заключить в пользу третьего лица (управляющей организации) для исполнения обязательств собственника по несению расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома, а также на коммунальные услуги, предоставляемые в арендованное помещение, соразмерно занимаемой площади (включая места общего пользования) путем оформления договоров с соответствующими организациями; нести расходы по оплате указанных дополнительных обязательств, а также расходы по установке приборов учета и устройству инженерных коммуникаций.

При этом арендатором не заключены прямые договоры с истцом на поставку коммунальных ресурсов с целью оплаты коммунальных услуг, потребленных спорными помещениями, что не оспаривается ответчиком;

2) 27.10.2016 между администрацией города Ачинск (наймодателем) и Гусейновой Н.Э.к. (нанимателем) заключен типовой договор найма служебного жилого помещения № 22, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 26.01.2010 № 24-24-02/008/2010-028, состоящее из 1 комнаты общей площадью 31,8 кв. м., расположенной в г. Ачинске, микрорайон 7, д. 9А, кв. 49, для временного проживания в ней.

В пункте 6 данного договора предусмотрено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи). Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения договора;

3) 29.08.2016 КУМИ Администрации города Ачинска (наймодателем) и Зелениным Л.А. (нанимателем) подписано соглашение № 133 о расторжении с 29.08.2016 договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования № 105 от 05.10.2012 (кв. 23 по адресу: г. Ачинск, 8 микрорайон, д.14);

4) 10.05.2016 между КУМИ Администрации города Ачинска (собственник) и МУП «Жилищный комплекс» (управляющая организация) заключены договоры управления многоквартирным домом №/№ 875 (д. 17 по адресу: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ), 883 (д.21 по адресу: г. Ачинск, ул. Строителей), по которым управляющая организация в течение согласованного в пункте 9.1 договора срока за плату, указанную в разделе 6 договора, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные и жилищные услуги надлежащего качества, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 3.1.12 договоров от 10.05.2016 №/№ 875, 883 управляющая организация обязана заключать и корректировать договоры на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилого дома, договоры с ресурсоснабжающими организациями и другие необходимые договоры, связанные с эксплуатацией, текущим ремонтом принятого в управление многоквартирного дома, осуществлять контроль за их выполнением.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с договором энергоснабжения» разъяснил, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость поставленных ему ресурсов.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункты 1, 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из смысла статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона обязаны передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем, нормы действующего гражданского законодательства, в частности, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает возможность возложения обязанности по содержанию имущества собственника, в том числе общего имущества многоквартирного дома, на иное лицо посредством заключения соответствующего договора.

При этом в качестве лица, на которое может быть возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, с учетом наличия у собственника права предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности помещение, может выступать ссудополучатель, пользователь такого помещения.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.04.2011 № 16646/10, в случае передачи помещения в аренду основанием для возникновения у арендатора обязанности по оплате стоимости оказываемых услуг и выполняемых работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества будет являться договор, заключенный непосредственно между управляющей организацией и арендатором. В противном случае (при отсутствии гражданско-правового договора, заключенного между арендатором и управляющей организацией) в качестве лица, обязанного нести расходы по содержанию общего имущества в силу закона и заключенного договора управления, будет рассматриваться собственник нежилого помещения.

Аналогичный подход подлежит применению к отношениям между теплоснабжающей организацией и арендатором (в случае отсутствия управляющей компании или при непосредственном управлении), т.е. в случае отсутствия прямого договора у арендатора нежилого помещения, нанимателя с ресурсоснабжающей организацией расходы по оплате коммунальных услуг в силу закона должен нести собственник такого помещения.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда по делам №/№ А33-3049/2015, А33-9844/2015.

Материалами дела подтверждается предоставление истцом в период с 01.03.2014 по26.03.2014, с 30.08.2016 по 31.10.2016 коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение, теплоноситель, водоснабжение) в отношении спорных жилых (по адресам в г. Ачинске: микрорайон 3, д.24, ком. 160, микрорайон 5, д.2, ком.4, микрорайон 5, д.4, ком.55, микрорайон 7, д.9А, кв.48, 49, микрорайон 8, д.14, кв.23, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.14, кв.1, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.17, кв.1, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.23, кв.2, ул. Строителей, д.21, кв.2, 6, ул. Декабристов, д.50, кв.1, 10, ул. Декабристов, д.52, кв.9, ул. Кравченко, д.3, кв.1, 3, 7, 8, 9, 13, 21, 23, 27, 28, 30) и нежилого помещения, расположенного в г. Ачинске, микрорайон 3, д.34, общей площадью 37,7 кв. м., находящихся в собственности ответчика, на общую сумму 17 796,99 руб. (с учетом уточнения исковых требований).

Уточненный расчет задолженности произведен истцом с учетом тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячее водоснабжение, утвержденных Приказами РЭК Красноярского края №/№ №/№ 298-п от 02.12.2015, 461-п от 16.12.2015, 457-в от 01.12.2015, принятия истцом части доводов ответчика (с учетом представленных им контррасчетов), за исключением довода о необходимости взыскания задолженности в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.1, г. Ачинск, ул. Строителей, д.21, с МУП «Жилищный комплекс».

Указанный уточненный расчет является верным, т.к. произведен истцом, исходя из обстоятельств дела, тарифов, утвержденных в установленном законодательством порядке.

Факт поставки ресурсов в спорные помещения, а также арифметическая правильность уточненного расчета заявленной в иске суммы (с учетом ее уточнения) не оспаривается ответчиком.

Для оплаты оказанных услуг истцом выставлены счета, которые не оплачены ответчиком.

Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Доказательства, опровергающие достоверность данных, используемых истцом при расчете коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение, теплоноситель, водоснабжение), а также непотребления ресурсов спорными объектами, принадлежащими ответчику, в материалы дела не представлены.

Поскольку материалами дела подтверждается нахождение спорных объектов в муниципальной собственности города Ачинска; наличие непосредственного управления в многоквартирном доме, где находятся часть спорных помещений (г. Ачинск: микрорайон 3, д. 247, ком.160, микрорайон 5, д. 2, кв. 4, микрорайон 5, д. 4, кв. 55, микрорайон 7, д. 9а, кв. 48, 49, микрорайон 8, д.14, кв.23), а также в остальные спорные помещения, в том числе: жилые помещения, заявленные в иске, расположенные в домах по адресам: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.1, г. Ачинск, ул. Строителей, д.21, несмотря на избрание управляющей организации МУП «Жилищный комплекс», которой не заключен договор ресурсоснабжения с ООО «Теплосеть»; фактическая поставка коммунальных услуг в данные помещения; отсутствие прямого договора, заключенного с истцом арендатором, нанимателями помещений, требование истца о взыскании с ответчика, как с собственника спорных помещений, задолженности в сумме 17 796,99 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Ссылка ответчика на необоснованность взыскания с него задолженности по помещениям, расположенным в домах по адресам: г. Ачинск, ул. 40 лет ВЛКСМ, д.1, г. Ачинск, ул. Строителей, д. 21, в связи с заключением ответчиком и МУП «Жилищный комплекс» договоров управления от 10.05.2016 №/№ 875, 883 в отношении данных домов, не принимается судом, поскольку не соответствует требованиям законодательства и сложившейся судебной практике.

Так, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 № АКПИ16-357 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 14, 16, 17, 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354» в части определения момента, с которого управляющая компания, выбранная в установленном жилищным законодательством порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, даны следующие разъяснения.

Поскольку при отсутствии договора ресурсоснабжения приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальных услуг невозможно, пунктом 14 Правил правомерно установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору приобретения коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией.

С учетом изложенного наличие статуса управляющей организации и факта заключения с ней договора управления многоквартирным домом недостаточно для возникновения у такой организации статуса исполнителя коммунальных услуг, поскольку для этого требуется также заключить договор поставки коммунального ресурса и приступить к фактическому его исполнению.

При этом материалами дела и пояснениями истца подтверждается, что ООО «Теплосеть» в спорный период не выставляло счета на плату за потребленные энергоресурсы по спорным домам управляющей организации (МУП «Жилищный комплекс»); МУП «Жилищный комплекс» не выставляло плату гражданам, потребившим энергоресурсы и занимающим жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах; ООО «Теплосеть» осуществляло поставку энергоресурсов и выставляло плату потребителям, занимающим жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах в рамках договорных отношений, основанных на конклюдентных действиях (п. 7 Правил № 354). При этом собственники многоквартирных домов не инициировали расторжение договора на поставку коммунальных энергоресурсов с ООО «Теплосеть», что свидетельствует о правомерности предъявления истцом требования о взыскании задолженности за ресурсы, потребленные находящимися в собственности ответчика спорными помещениями. Данные обстоятельства ответчиком не оспорены.

Аналогичные выводы содержатся также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014).

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. платежным поручением № 250 от 06.02.2017.

В связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования город Ачинск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (ИНН 2443005530, ОГРН 1022401153807) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (ИНН 4701005692, ОГРН 1024700508348) задолженность за коммунальные услуги в размере 17 796,99 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня принятия решения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Исполнительный лист на настоящее решение до истечения срока на обжалование в суде апелляционной инстанции выдается только по заявлению взыскателя.

Судья

О.И. Медведева