АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
мая 2019 года | Дело № А33-2919/2019 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Административной комиссии Октябрьского района в г. Красноярске,
к Администрации Октябрьского района г. Красноярска,
о признании незаконным и отмене постановления № 2 от 06.12.2018,
в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 28.12.2018 №1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шинкоренко М.В.,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее – заявитель, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Административной комиссии Октябрьского района в г. Красноярске (далее – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № 2 от 06.12.2018.
Заявление принято к производству суда. Определением от 05.03.2019 возбуждено производство по делу,к участию в деле в качестве соответчика привлеченаАдминистрация Октябрьского района г. Красноярска.
28.03.2019 от Административной комиссии Октябрьского района в г. Красноярске поступил отзыв на заявление, в котором комиссия просит отказать в удовлетворении требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Определением от 09.04.2019 судебное разбирательство отложено до 14.05.2019.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчиков.
Заявитель требования поддержал, дал пояснения по обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ПАО «МРСК Сибири» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
09.11.2018 Административной комиссией Октябрьского района в г. Красноярске вынесено определение №4, согласно которому комиссией выявлен факт наличия события административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 12.1. Закона Красноярского края от 02110.2008г. №7-2161 «Об административных правонарушениях», в действии/бездействии ПАО «МРСК Сибири» выраженном в не продлении 06.10.2018 разрешения (ордера) на проведение работ и не закрытии разрешения (ордера) на производство работ, связанных с нарушением благоустройства по следующим адресам в г. Красноярске:
1.<...>, разрешение (ордер) №193г, срок истек 03.08.2018;
2.<...>, разрешение (ордер) №118г, срок истек 03.08.2018:
3.<...>, разрешение (ордер) №157г, срок истек 03.08.2018;
4.<...> разрешение (ордер) №187г, срок истек 03.08.2018;
5. <...>, разрешение (ордер) №391 г, срок истек 03.08.2018;
6. <...>, разрешение (ордер) №238г, срок истек 05.06.2018;
7.<...>. разрешение (ордер) №187г. срок истек 03.08.2018;
8.<...>, разрешение (ордер) №187г, срок истек 03.08.2018;
9.<...>, разрешение (ордер) №163г, срок истек 06.09.2018;
10. <...>, разрешение (ордер) №115г, срок истек 03.08.2018.
Данный факт послужил поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
26.11.2018 главным специалистом - ответственным секретарем Административной комиссии Октябрьского района в городе Красноярске в отношении ПАО МРСК «Сибири» составлен протокол об административном правонарушении. Протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.
Постановлением №2 от 06.12.2018 ПАО МРСК «Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 12.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях». ПАО «МРСК Сибири» назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, постановлением №2 от 06.12.2018 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 12.1 Закона края «Об административных правонарушениях» - неисполнение решений по вопросам местного значения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
Статьей 15.2 Закона края «Об административных правонарушениях» установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Согласно пункту 1 указанной статьи протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 14 настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 14.2 Закона края «Об административных правонарушениях» органы местного самоуправления городских округов, поселений края и Северо-Енисейского района наделяются государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий в соответствии с Законом Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3170 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий».
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.1, 1.2, 1.4 (в случаях, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 1.4 субъектами правонарушений не являются родители (лица, их заменяющие), 1.6, 1.8, 2.1, 2.2, 5.1, 5.5, 7.1, 7.2, пунктом 1 статьи 8.3, статьями 9.1, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 12.5, 12.6. (часть 2 статьи 14.2 Закона края «Об административных правонарушениях»).
В Красноярском крае порядок создания и состав административных комиссий определен Законом Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 «Об административных комиссиях» (далее - Закон об административных комиссиях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона об административных комиссиях административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом края «Об административных правонарушениях».
Согласно части 1 статьи 2 Закона об административных комиссиях административные комиссии создаются представительным органом муниципального образования по представлению главы муниципального образования в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и иных членов административной комиссии на срок полномочий представительного органа муниципального образования.
Частью 2 статьи 6 Закона об административных комиссиях предусмотрено, что Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, указанные в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, являющиеся членами административной комиссии, в том числе председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь, в соответствии с пунктом 7 статьи 15.2 Закона края «Об административных правонарушениях».
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 1 статьи 12.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" установлено, что неисполнение решений по вопросам местного значения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378 утверждены Правила благоустройства территории города Красноярска".
Правила благоустройства территории города Красноярска (далее - Правила) устанавливают на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Красноярского края требования к благоустройству и элементам благоустройства территории города Красноярска (далее - город), перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения.
Согласно п.5.4 Правил, лица, выполняющие работы, связанные с нарушением благоустройства, в случае, если на производство работ требуется специальное разрешение, должны осуществлять работы только после получения в установленном порядке соответствующих разрешительных документов.
Постановлением администрации г. Красноярска от 09.01.2014 N 4 утвержден Порядок выдачи разрешения (ордера) на проведение работ, связанных с нарушением благоустройства".
Согласно п.1 Порядка, разрешение (ордер) на проведение работ – это документ, предусматривающий возможность выполнения работ, связанных с нарушением благоустройства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, планово-предупредительных работ, работ по устранению аварийных ситуаций на инженерных коммуникациях, установке (замене) опор линий электропередачи, связи, контактной сети электротранспорта, опор освещения, рекламных конструкций, ремонту трамвайных и других рельсовых путей, изыскательских работ, связанных с бурением.
Для обеспечения на территории города чистоты и порядка объектов благоустройства, объектов инженерной инфраструктуры (далее - Объекты), исполнения Правил благоустройства территории города Красноярска все организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также физические лица (далее - Лицо, выполняющее работы) при проведении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, планово-предупредительных работ, работ по устранению аварийных ситуаций на инженерных коммуникациях, установке (замене) опор линий электропередачи, связи, контактной сети электротранспорта, опор освещения, рекламных конструкций, ремонту трамвайных и других рельсовых путей, изыскательских работ, связанных с бурением, обязаны получить разрешение (ордер) на проведение работ в муниципальном казенном учреждении города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" по адресу: <...> (п.3 Порядка).
Согласно п.12. Порядка, продление сроков выполнения работ по разрешению (ордеру) на проведение работ осуществляется после представления Лицом, выполняющим работы, либо заказчиком (при его наличии) письменного обоснования и графика производства работ, составленного Лицом, выполняющим работы, согласованного не позднее пяти рабочих дней с момента окончания сроков, указанных в разрешении (ордере), с администрацией соответствующего района в городе и муниципальным казенным учреждением города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" путем фиксации записи в разрешении (ордере) на проведение работ. Продление сроков работ по разрешению (ордеру) на проведение работ осуществляется на срок не более 14 дней, последующие продления осуществляются на срок не более 14 дней. Продление сроков работ по разрешению (ордеру) на проведение работ осуществляется не более двух раз. Администрации районов в городе Красноярске, МКУ "УДИБ" согласовывают продление сроков выполнения работ по разрешению (ордеру) на проведение работ в течение 5 рабочих дней со дня обращения за продлением.
В пункте 13 Порядка указано, что закрытие разрешения (ордера) на проведение работ осуществляется комиссией, состоящей из представителей администрации соответствующего района в городе, муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" и Лица, выполняющего работы, в течение пяти рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в разрешении (ордере) на проведение работ.
При завершении работ в установленные разрешением (ордером) на проведение работ сроки и после проверки всех условий, указанных в нем при выдаче, а также восстановлении благоустройства разрешение (ордер) на проведение работ считается закрытым и снятым с контроля муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Проверка условий, указанных в разрешении (ордере) на проведение работ, производится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Распоряжением Росавтодора от 02.03.2016 N 303-р "Об издании и применении ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ", Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", Законом Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях", Правилами благоустройства территории города Красноярска, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, Постановлением Главы города от 21.06.2006 N 535 "Об утверждении Порядка сноса зеленых насаждений на территории г. Красноярска", Постановлением администрации города от 09.11.2009 N 453 "Об утверждении Положений о порядке оформления документации на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, порядке проведения торгов в целях заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Красноярска".
Как указывает административный орган, заявитель нарушил пункты 12 и 13 Правил благоустройства территории города Красноярска. Административной комиссией вменено обществу не продление 06.10.2018 разрешения (ордера) на проведение работ и не закрытие разрешения (ордера) на производство работ, связанных с нарушением благоустройства по следующим адресам в г. Красноярске:
1.<...>, разрешение (ордер) №193г, срок истек 03.08.2018;
2.<...>, разрешение (ордер) №118г, срок истек 03.08.2018:
3.<...>, разрешение (ордер) №157г, срок истек 03.08.2018;
4.<...> разрешение (ордер) №187г, срок истек 03.08.2018;
5. <...>, разрешение (ордер) №391 г, срок истек 03.08.2018;
6. <...>, разрешение (ордер) №238г, срок истек 05.06.2018;
7.<...>. разрешение (ордер) №187г. срок истек 03.08.2018;
8.<...>, разрешение (ордер) №187г, срок истек 03.08.2018;
9.<...>, разрешение (ордер) №163г, срок истек 06.09.2018;
10. <...>, разрешение (ордер) №115г, срок истек 03.08.2018.
Из содержания оспариваемого постановления видно, что, по мнению административного органа, событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях», является факт (факты) не продления разрешения (ордера) на проведение работ и не закрытия разрешения (ордера) на проведение работ.
Доказательства наличия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях», в материалы дела не предоставлено.
В чем именно выразилосьнеисполнение решения по вопросам местного значения органа местного самоуправления не отражено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие (недоказанность) события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из вышеуказанных норм права, краевое законодательство не содержит ответственность за непродление разрешения (ордера) на проведение работ и незакрытие разрешения (ордера) на производство работ, однако, содержит запрет на осуществление работ без разрешения (ордера).
Следовательно, само по себе непродление сроков действия ордеров на является неправомерным бездействием заявителя, за которое предусмотрена административная ответственность.
Пункт 1 статьи 5.1 Закона края "Об административных правонарушениях" предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах.
Осуществление работ без разрешения (ордера) могло свидетельствовать о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 5.1 Закона края "Об административных правонарушениях".
С учетом изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что событие правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 12.1 Закона Красноярского края "Об административных правонарушениях", в действиях заявителя отсутствует.
Заявитель в обоснование своих доводов ссылается также на пропуск административным органом срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное правонарушение, за совершение которого заявитель привлекается к административной ответственности, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как установлено судом, исходя из положений статей 4.5 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактических обстоятельств дела, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности пропущен заявителем. Доказательств обратного административным органом суду не представлено.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В материалах дела отсутствуют доказательства уведомления ПАО МРСК «Сибири» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, доказательства вручения заявителю определения от 09.11.2018 №4 в материалы дела не представлены.
Соблюдение процедуры сбора и фиксации доказательств является одной из конституционных гарантий соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, постановление административной комиссии Октябрьского района в г. Красноярске №2 от 06.12.2018 является незаконным и подлежит отмене.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 211, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить полностью постановление административной комиссии Октябрьского района в г. Красноярске от 06.12.2018 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».
Разъяснить, что решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Н.Н. Фролов |