АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2022 года | Дело № А33-3054/2022 |
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.05.2022.
В полном объеме решение изготовлено 31.05.2022.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Даниловой Д.А. , рассмотрев в судебном заседании
дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирский Агро Союз»(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства»(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 59 126 руб. 06 коп. задолженности.
в присутствии от ответчика: ФИО1, представителя по доверенности;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Г. Блянкинштейн
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Сибирский Агро Союз» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства»(далее - ответчик) о взыскании 59 126 руб. 06 коп. задолженности.
Определением от 16.02.2022 заявление принято к производству суда.
Представитель истца в судебное заседание 24.05.2022 не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом. Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
21.04.2021 в адрес ФКУ Упрдор «Енисей» поступило заявление ООО «Сибирский АГРО Союз» на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства.
Согласно платёжному поручению № 454 от 23.04.2021 общество с ограниченной ответственностью «Сибирский Агро Союз» (далее - «Истец») перечислило ФКУ УПРДОР «Енисей» (далее - «Ответчик») денежные средства в размере 55 144 рубля и 35 копеек в счёт возмещения вреда, причиняемого а/м дорогам федерального значения по заявлению № КРЯ0062326.
Согласно платёжного поручения №444 от 21.04.2021 истец, в соответствии с требованием п. 111 ч.1 ст. 333.33 НК РФ, перечислил ответчику денежные средства в размере 1 600 рублей в качестве оплаты государственной пошлины, уплаченной за выдачу специального разрешения по заявлению № КРЯ0062326.
В связи с отсутствием необходимого согласования истцу отказано в выдаче специального разрешения по заявлению № КРЯ0062326.
18.05.2021 истец направил административному органу письменное заявление о возврате указанной суммы денежных средств (трек номер почтового отправления 64404248011909) с целью досудебного урегулирования спора.
Ссылаясь на то, что требование об уплате спорной суммы не исполнено в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), в соответствии с частями 1 и 3 статьи 31 которого движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи. Для получения специального разрешения необходимо, в том числе, согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с пунктами 1, 5, 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «Об автомобильных дорогах») движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «Федеральный закон»).
В соответствии с положением п. 131 ст. 11 главы 2 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Согласно п. 5.4(6) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, в полномочия Росавтодора входит выдача специального разрешения, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, допускается движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации.
ФКУ Упрдор «Енисей» в соответствии с Уставом, утвержденным Федеральным дорожным агентством, является учреждением, осуществляющим оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечение безопасного, бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам. Согласно п. 3.3.11 Устава учреждение предоставляет государственную услугу по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в рамках предоставленных Федеральным дорожным агентством полномочий.
В соответствии с Приказом Федерального дорожного агентства от 26.12.2019 № 4103 за ФКУ Упрдор «Енисей» закреплено полномочие администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 108 «Федеральное дорожное агентство». Согласно термину «администратор доходов бюджета», применяемому в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 311 Федерального закона, порядок перечисления в доход федерального бюджета платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета в целях исполнения положений настоящей статьи, порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства, в том числе зарегистрированного на территории иностранного государства, и оператора системы взимания такой платы, а также правила пользования технически и технологически связанными объектами, обеспечивающими взимание платы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 возврат собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных в доход федерального бюджета, осуществляется оператором с использованием специального счета оператора. Возврат собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и излишне перечисленных в доход федерального бюджета, осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, на основании решения о возврате собственнику (владельцу) транспортного средства излишне перечисленных в доход федерального бюджета денежных средств, в том числе пеней и штрафов, принимаемого Федеральным дорожным агентством в течение 7 календарных дней со дня получения соответствующего заявления собственника (владельца) транспортного средства.
Согласно ст. 20 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 в целях возврата денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных в доход федерального бюджета, собственник (владелец) транспортного средства представляет в центр информационной поддержки пользователей системы взимания платы заявление о возврате денежных средств, в котором указывает сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, его уполномоченном представителе, достаточные для их идентификации, размер денежных средств, заявляемый к возврату, номер расчетной записи собственника (владельца) транспортного средства в системе взимания платы, реквизиты банковского счета собственника (владельца) транспортного средства для перечисления денежных средств, дату подачи заявления.
Как следует из материалов дела, 21.04.2021 в адрес ФКУ Упрдор «Енисей» поступило заявление ООО «Сибирский АГРО Союз» на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства.
Согласно платёжному поручению № 454 от 23.04.2021 общество с ограниченной ответственностью «Сибирский Агро Союз» (далее - «Истец») перечислило ФКУ УПРДОР «Енисей» (далее - «Ответчик») денежные средства в размере 55 144 рубля и 35 копеек в счёт возмещения вреда, причиняемого а/м дорогам федерального значения по заявлению № КРЯ0062326.
Согласно платёжного поручения №444 от 21.04.2021 истец, в соответствии с требованием п. 111 ч.1 ст. 333.33 НК РФ, перечислил ответчику денежные средства в размере 1 600 рублей в качестве оплаты государственной пошлины, уплаченной за выдачу специального разрешения по заявлению № КРЯ0062326.
В связи с отсутствием необходимого согласования истцу отказано в выдаче специального разрешения по заявлению № КРЯ0062326.
18.05.2021 истец направил административному органу письменное заявление о возврате указанной суммы денежных средств (трек номер почтового отправления 64404248011909) с целью досудебного урегулирования спора.
В соответствии с положением ст. 24 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 504, возврат денежных средств осуществляется оператором путем безналичного перевода в рублях по платежным реквизитам банковского счета, открытого собственником (владельцем) транспортного средства, на указанный счет.
Перечисление собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств или принятие решения об отказе в возврате денежных средств в соответствии с настоящими Правилами (с указанием причин такого отказа) осуществляется оператором в течение 3 рабочих дней со дня регистрации оператором заявления о возврате денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных в доход федерального бюджета, за исключением случая, когда денежные средства собственника (владельца) транспортного средства, с заявлением о возврате которых обратился собственник (владелец) транспортного средства, не поступили на специальный счет оператора. Возврат таких денежных средств осуществляется оператором в течение 3 рабочих дней со дня их поступления на специальный счет оператора.
В случае возврата денежных средств по причине исключения собственника (владельца) транспортного средства из реестра, информирование собственника (владельца) транспортного средства о перечислении денежных средств осуществляется по электронной почте и (или) почте на адреса, которые указаны собственником (владельцем) транспортного средства при регистрации транспортного средства в реестре.
Денежные средства считаются перечисленными собственнику (владельцу) транспортного средства в день списания возвращаемой суммы со специального счета оператора.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Обществом заявлены требования о взыскании задолженность в размере 59 126 рублей 06 копеек, из которых:
- 55 144, 35 рубля в счёт возврата перечисленных денежных средств по заявлению № КРЯ0062326 в счет возмещения вреда, причиняемого а/м дорогам федерального значения;
- 1 600 рублей в качестве оплаты государственной пошлины, уплаченной за выдачу специального разрешения по заявлению № КРЯ0062326;
- 2 381,71 рублей - сумма процентов за период с 22.06.2021 по 26.01.2022 на сумму 56 744,35 руб. (55 144, 35 руб. + 1 600 руб.) в порядке ст. 395 ГК РФ.
В своем отзыве ответчик указывает, что ФКУ Упрдор «Енисей» не было информировано о поступившем в отделение почтовой связи заявлении ООО «Сибирский АГРО Союз» и о существующем требовании ФКУ Упрдор «Енисей» стало известно только из искового заявления ООО «Сибирский АГРО Союз», полученного 08.02.2022.
Согласно пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Как было указано ранее, 18.05.2021 истец направил административному органу письменное заявление о возврате указанной суммы денежных средств (трек номер почтового отправления 64404248011909) с целью досудебного урегулирования спора.
В период с 22.05.2021 по 22.06.2021 указанное письмо находилось в почтовом отделении и было доступно для получения Ответчиком.
22.06.2021 вышеуказанное письменное требование было возвращено истцу Почтой России ввиду истечения срока его хранения, что подтверждается ответом Почты России на определение суда от 12.04.2022 о предоставлении информации о письме с объявленной ценностью и описью вложения № 64404248011909, адресованного ФКУ «ФУАД «Енисей».
Факт направления и возврата вышеуказанного заявления подтверждается описью вложения, конвертом с штампом Почта России и выпиской с сайта Почта России о движении почтового отправления 64404248011909.
Довод ответчика об отсутствии факта его уведомления о поступившем в отделение почтовой связи заявлении отклоняется судом как необоснованный и противоречащий представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно материалам дела, после получения искового заявления ФКУ Упрдор «Енисей» произвело возврат ООО «Сибирский АГРО Союз» денежных средств в размере 55 144 рублей 35 копеек, оплаченных ООО «Сибирский АГРО Союз» в счет возмещения вреда по заявлению № КРЯ0062326, что подтверждается платежным поручением от 16.02.2022 № 332966.
Учитывая доказательства возврата ответчиком денежной суммы (требование в указанной части удовлетворено после обращения истца в суд), уплаченной истцом в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения, суд отказывает в удовлетворении требований в указанной части в размере 55 144, 35 рублей.
Относительно требования о взыскании с ответчика суммы в размере 1 600 руб., оплаченной ООО «Сибирский АГРО Союз» в качестве государственной пошлины за выдачу специального разрешения, суд также не находит оснований для его удовлетворения на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 111 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, должна уплачиваться государственная пошлина до совершения юридически значимого действия в размере 1 600 рублей.
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса сумма уплаченной государственной пошлины, зачисленная в соответствующий бюджет, признается излишне уплаченной в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Кодекса, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Письмом от 21.08.2015 № 03-05-04-03/48279 Министерство финансов Российской Федерации, разъяснило, что в случае отказа уполномоченным органом в выдаче специального разрешения либо добровольного отказа заявителя (перевозчика) от получения специального разрешения после обращения в уполномоченный орган за совершением указанного юридически значимого действия по изложенным в письме причинам, возврат государственной пошлины, уплаченной за предоставление специального разрешения, а также зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, не производится.
Учитывая, что заявителем фактически государственная услуга по рассмотрению заявления о выдаче специального разрешения оказана: направленны соответствующие запросы в целях согласования маршрута, отказано в выдаче разрешения. О возврате государственной пошлины заявлено после обращения в уполномоченный орган за совершением указанного юридически значимого действия.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная ООО «Сибирский АГРО Союз» за выдачу специального разрешения, не подлежит возвращению заявителю.
Суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований заявителя относительно взыскания суммы процентов на сумму задолженности в порядке ст. 395 ГК РФ.
ООО «Сибирский АГРО Союз» начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 381 рубль 71 копейка за период с 22.06.2021 по 26.01.2022 на сумму 56 744,35 руб. (55 144, 35 руб. в счет возмещения вреда, причиняемого а/м дорогам федерального значения + 1 600 руб. в качестве оплаты государственной пошлины).
Вместе с тем, что днем начала взыскания процентов на сумму задолженности является дата, следующая за днем возврата отделением Почты России отправителю почтового отправления (заявления) по истечения срока его хранения – 23.06.2021.
Днем окончания срока исчисления процентов является дата возврата денежных средств ответчиком – 16.02.2022. Между тем, учитывая, что фактически истец просит в своих требованиях начислять проценты до 26.01.2022, то суд не вправе выходить за пределы заявленных требований.
Кроме того, суд полагает обоснованным начисление процентов на сумму задолженности 55 144, 35 руб., исходя из выводов об отсутствии оснований для возврата государственной пошлины.
Таким образом, расчет процентов на сумму задолженности в порядке ст. 395 ГК РФ подлежит расчету судом с 23.06.2021 по 26.01.2022 на сумму 55 144, 35 руб. и составляет 2 306 руб. 24 коп. Указанная сумма подлежит взысканию с Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирский Агро Союз».
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по иску относится на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.
С учетом размера удовлетворенных требований истца (55 144, 35 рублей + 2 306 руб. 24 коп. = 57450,59 руб.) размер судебных расходов по государственной пошлине, подлежащих отнесению на ответчика, составляет 2 297 руб. 98 коп. за подачу иска.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» Федерального дорожного агентства» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирский Агро Союз»(ИНН <***>, ОГРН <***>) 2 306 руб. 24 коп. процентов, 2 297 руб. 98 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Д.А. Данилова |