ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-3085/16 от 15.06.2016 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2016 года

Дело № А33-3085/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 июня   2016  года.

В полном объёме решение изготовлено  24 июня  2016  года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в   судебном заседании дело по

 иску федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)

к публичному акционерному обществу «Федеральная» сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала Красноярское предприятие магистральных электрических сетей Сибири (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)

о восстановлении нарушенного права,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Канской межрайонной прокуратуры (663600, <...>. ВЛКСМ, д.9);

- Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление (660049, <...>);

- Барнаульского филиала открытого акционерного общества «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гипродронии» (656099, <...>)

в присутствии в предварительном судебном заседании:

от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 25.01.2016, личность удостоверена служебным удостоверением;

от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 22.05.2016., личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.,

установил:

федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Байкал» Федерального дорожного агентства» (наименование истца) (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная» сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала Красноярское предприятие магистральных электрических сетей Сибири (далее – ответчик) об обязании привести провис воздушной линии электропередачи 500 кВ, пересекающую автомобильную дорогу общего пользования федерального назначения М-53 «Байкал» на участке км 1022+780, в соответствии с требованиями нормативных документов (ПУЭ и СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги»).

 Определением от 11.03.2016 возбуждено производство по делу, к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привелечены: Канская межрайонная прокуратура, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление, Барнаульский филиал открытого акционерного общества «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гипродронии». Определением от 11.03.2016г. назначены предварительное и судебное заседания на 08.04.2016.

Определением от 08.04.2016 отложено предварительное судебное заседание на 12.05.2016, с целью представления сторонами дополнительных доказательств.

 Определением от 12.05.2016г. рассмотрение дела в предварительном судебном заседании отложено на 15.06.2016г.   

  В предварительное судебное заседание третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте предварительного и судебного заседания, не явились, представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

 В материалы дела от истца и ответчика поступили дополнительные доказательства.

 Суд приобщил данные доказательства к материалам дела, в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца требования поддержал, просит суд удовлетворить иск в полном объеме, ответил на вопросы суда.

Представитель ответчика возражал против исковых требований, просит суд в удовлетворении иска отказать, ответил на вопросы суда.

Возражений относительно возможности завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению спора в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции от лиц, участвующих в деле, не поступили. 

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

Ответчик   представил отзыв на иск, в котором указало следующие основания отклонения требований: 

- ПАО «ФСК ЕЭС» является собственником сооружения -электросетевого комплекса ПС Красноярская - 500 кВ с воздушными линиями электропередачи, которые установлены на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения. В соответствии с п.45 Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 (в ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения любых нарушений его права, как в случае, если нарушается его право собственности или законное владение, так и когда он докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Однако, в соответствии со ст. 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

       В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обслуживания и эксплуатации своих объектов, ПАО «ФСК ЕЭС» заключило следующие договора аренды:

-   на основании распоряжений главы администрации города от 20.09.2006г. №1804-р, главы ЗАО г. Зеленогорска от 25.07.2007г. №1246-р -договор б/н от 11.09.2007г.;

- на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю:

  от 30.08.2007г. №263-з  договор аренды № 569 от 30.08.2007г.;

  от 30.08.2007г. №264-з - договор аренды №570 от 30.08.2007г.

  от 18.04.2008г. №10-551р - договор аренды №18-11 от 18.04.2008г.

  от 18.04.2008г. №10-550р-договор аренды №32-23 от 18.04.2008г.;

  от 18.04.2008г. №10-522р - договор аренды №28-16 от 18.04.2008г.;

  от 30.04.2008г. №10622р - договор аренды №15-14 от 30.04.2008г.;

На основании свидетельства о государственной регистрации права серия 24 ВТ № 003251 от 20.01.2003 года ПАО «ФСК ЕЭС» является собственником сооружения - электросетевого комплекса ПС Красноярская -500 кВ (введена в 1961 г.) в состав которого входят линии электропередачи: ВЛ 500 кВ ПС Тайшет - ПС Камала-1 № 503 и ВЛ 500 кВ ПС Тайшет - ПС Камала-1 № 504.

      Таким образом, наличие у ПАО «ФСК ЕЭС» заключенных договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной и муниципальной собственности, а также свидетельств о праве собственности на электросетевой комплекс ПС «Красноярская 500 кВ» подтверждают, что при строительстве своих линейных объектов Ответчик соблюдал строительные нормы и законодательство РФ, и основания признавать опоры ВЛ объектами самовольной постройки отсутствуют.

      По правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

      Исходя из содержания главы 59 ГК РФ следует, что для привлечения к деликтной ответственности необходимо наличие следующих условий: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда и причинная связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. В свою очередь, у Истца отсутствуют доказательства того, что наличие провиса ВЛ считается противоправным, нарушаются права Истца как собственника земельного участка из-за невозможности эксплуатации автодороги, и вследствие этого, Истцу причинены убытки.

- Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. № 160 определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, урегулированы Законом об автомобильных дорогах. В нем в качестве определения понятия придорожной полосой автомобильной дороги определено, что это территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.  Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401) надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

              Из положений ст. 56 Земельного кодекса РФ следует, что охранная зона подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Собственник объекта недвижимости, эксплуатация которого предполагает установление охранной зоны, вносит сведения о ней в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости относятся к числу дополнительных сведении об объекте недвижимости, которые вносятся в ГКН. Общедоступные сведения о правах и об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в ЕГРП, считаются внесенными в ГКН. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ). Внесение упомянутых сведений в ЕГРП и соответственно в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), что является гарантией от всевозможных рисков, в том числе связанных с судебными разбирательствами.

         В соответствии с письмом Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю» (далее - Регпалата) от 28.10.2015г. №1-6/15272 «О результатах внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории» ГКН внесены сведения о следующих объектах землеустройства:

-   ВЛ-500 ПС «Тайшет» ПС «Камала» №503, расположенная в г. Зеленогорск (инвентарный № 7975 от 30.06.2015г.);

-  ВЛ-500 ПС «Тайшет» ПС «Камала» №503, расположенная в Нижнеингашском районе (инвентарный № 7973 от 30.06.2015г.);

-    ВЛ-500 ПС «Тайшет» -ПС «Камала» №503, расположенная в Рыбинском районе (инвентарный № 7974 от 30.06.2015г.);

      А в соответствии с письмом Регпалаты от 02.11.2015г. № 1-6/15538:

-  ВЛ-500 ПС «Тайшет» ПС «Камала» №504, расположенная в г. Зеленогорск (инвентарный № 7966 от 30.06.2015г.);

- ВЛ-500 ПС «Тайшет» ПС «Камала» №504, расположенная в Канском районе (инвентарный № 7963 от 30.06.2015г.);

-   ВЛ-500 ПС «Тайшет» ПС «Камала» №504, расположенная в Рыбинском районе (инвентарный № 7965 от 30.06.2015г.).

         В соответствии с Правилами, для ВЛ 500 кВ охранная зона устанавливается вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе   стороны   линий   электропередачи   от   крайних   проводов   при   не отклоненном их положении на расстоянии 30 метров.

        Таким образом, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи на объектах электросетевого хозяйства ПАО «ФСК ЕЭС» установлена охранная зона, что определяет особые условия использования территорий, и не может нарушать прав Истца.

- ПАО «ФСК ЕЭС» неоднократно предпринимало попытки решить разногласия из-за возникновения негабарита с ФКУ «Байкалуправтодор» в связи с совпадением охранных зон ЛЭП с охранными зонами полосы отвода автомобильных дорог.

         01.10.2014г. (исх.№ 02/2837) в адрес Ответчика поступило Требование ФКУ «Байкалуправтодор» в котором ПАО «ФСК ЕЭС», как собственнику инженерных коммуникаций, в целях доведения провиса проводов линий электропередачи до нормативной величины, рекомендовалось в кратчайшие сроки обратиться в адрес Истца за техническими условиями на переустройство ВЛ-500кВ, пересекающую автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км 1022+780.

          В своем ответе на вышеуказанное требование (от 02.12.2014г. №М2/П2/1/1777) ПАО «ФСК ЕЭС» пояснило следующее: на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 24 ВТ № 003251 от 20.01.2003 года ПАО «ФСК ЕЭС» является собственником сооружения - электросетевого комплекса ПС Красноярская -500 кВ» с линиями электропередач.  ВЛ 500 кВ ПС Тайшет - ПС Камала-1 № 503 и ВЛ 500 кВ ПС Тайшет -ПС Камала-1 № 504 входят в состав электросетевого комплекса ПС «Красноярская - 500 кВ».

          Габарит провода ВЛ-500 кВ Тайшет - Камала-1 первая и вторая цепь в пролете опор №№ 171 -172 до полотна автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» при вводе в эксплуатацию в 1961 году соответствовал требованиям Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ) 4 изданию (1960г.) и нового ПУЭ - 7 издания (утв. Приказом Минэнерго России от 08.07.2002г. №204. введено в действие с 01.10.2003г.). При проектировании ВЛ были учтены все климатические условия: ветровое давление, толщина стенки гололеда, температура воздуха и т.д.

         При производстве ремонта дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» (далее - дорога М-53 »Байкал») в 2011 году подрядчиком Истца были нарушены пп. «а» п. 10, п. 12, Правил: в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

        Следует отметить, что в процессе ремонта дорожного покрытия на старую поверхность асфальта был наложен новый слой высотой не менее 15см, что соответственно уменьшило на эту же величину габарит в пролете опор.

       Для выяснения причин возникновения негабарита ПАО «ФСК ЕЭС» запросило у ФКУ «Байкалуправтодор» ремонтно-эксплуатационную документацию (с начала ввода данных ВЛ-500 кВ с 1961 года) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск (М-53 «Байкал») в месте пересечения с В Л-500 кВ ПС Тайшет - ПС Камала-1 I и И цепь в пролете опор №№ 171-172.  Рассмотрев пояснения ПАО «ФСК ЕЭС», ФКУ «Байкалуправтодор» уведомил (исх.№ 02/60 от 15.01.2014 (год указан ошибочно, как полагает Ответчик, Истцом допущена опечатка, т.к. имеется ввиду - 2015 год)), что будет обращаться в судебные органы о понуждении владельца воздушной линии электропередачи заключить с владельцем автомобильной дороги договор на переустройство ЛЭП и проведения работ по переустройству.

        В свою очередь, письмами от 30.01.2015г. (исх.№ М2/П2/1/95), от 04.06.2015г. (исх.№ М2/П2/1/779) ПАО «ФСК ЕЭС» пояснило, что пересечения ВЛ 500 кВ Камала-1 - Тайшет №1 (503) и ВЛ 500 кВ Камала-1-Тайшет №2 (504) с дорогой М-53 «Байкал» (Московский тракт) на участке 1022+780 согласованы Канским райавтошосдором 18.03.1958 года.

          В соответствии с проектной документацией на строительство воздушной линии электропередачи напряжением 500 кВ «Камала-Тайшет», следует, что автомобильная дорога Москва-Иркутск имела другое направление и проходила через поселок Большая Уря. За период эксплуатации указанных ВЛ 500 кВ (с 1961 по 2015г.) реконструкций (переустройств) в месте пересечения с дорогой М-53 «Байкал» на участке 1022+780 собственниками не проводилось. А в связи с планируемой реконструкцией участка дороги, для получения технических условий, необходимо обратиться в филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири. ФКУ «Байкалуправтодор» в своем письме (исх.№ 02/601 от 11.03.2015г.) сообщило, что письменное согласие на проведение работ по реконструкции участка автомобильной дороги М-53 «Байкал» в охранной зоне линий электропередачи будет запрошено на этапе строительно-монтажных работ подрядной организацией, которая определится по результатам торгов.

         Истец продолжал настаивать, чтобы Ответчик сам обратился за выдачей технических условий прокладки инженерных коммуникаций, а следовательно осуществил реконструкцию линейных объектов за свой счет.

         Негабарит ВЛ в месте пересечения с автомобильной дорогой возник в результате реконструкции (изменения трассы автодороги), а также ремонтно-эксплуатационной деятельностью, как отсыпка полотна, укладка асфальта организациями, эксплуатирующих автодорогу.

       ФКУ «Байкалуправтодор» отказался предоставить информацию о проводимых в отношении автодороги реконструкций, мотивируя это тем, что автомобильная дорога М-53 «Байкал» передана от Государственного предприятия Красноярского края «Красноярскавтодор» и Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю (КГКУ «КрУДор») на баланс их организации только 01.01.2004г.  В случае, если охранная зона ЛЭП совпала с охранными зонами других объектов (полосой отвода земли для железных или автомобильных дорог, охранными зонами трубопроводов, линий связи, иных ЛЭП) проведение работ, связанное с эксплуатацией этих объектов, осуществляется заинтересованными предприятиями, организациями и учреждениями по согласованию между ними.

       Несмотря на вышеуказанное, ФКУ «Байкалуправтодор», отказывается признать тот факт, что строительство и габариты линейных объектов Ответчика были согласованы предшествующими собственниками автодороги М53 «Байкал» в более ранний срок, а в свою очередь осуществление реконструкции дороги произошло без получения технических условий от заинтересованной организации.

- существующая воздушная линия электропередачи, пересекающая автомобильную дорогу М-53 «Байкал» соответствует требованиям ПУЭ и СНиП 2^05.02-85  «Автомобильные дороги» Строительные нормы и Правила «Автомобильные дороги» 2.05.02.-85 (актуализированная версия), введены в действие с 01.07.2013) (далее -СНиП 2.05.02.-85).  В соответствии с разделом 1 СНиП - настоящий свод правил устанавливает     нормы     проектирования     на     вновь     строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

       В соответствии с п. 6.36 - 6.37 СНиП 2.05.02.-85 при пересечении автомобильных дорог с линями электропередачи необходимо соблюдать требования     нормативных     документов     на     эти     коммуникации.

Возвышение проводов при пересечении с линиями электропередачи должно быть, м, не менее:

6 - при напряжении1   кВ;

7 -                                               110;

7,5-                                             150;

8 -                                               220;

8,5 -                                            330;

9 -                                              500; 

16-                                              750.

       Опоры воздушных линий электропередачи допускается располагать на меньшем удалении от дорог при их расположении в стесненных условиях, на застроенных территориях, в ущельях и т.п., при этом расстояние по горизонтали для высоковольтных линий электропередачи должно составлять:

а) при пересечении от любой части опоры до подошвы насыпи дороги или до наружной бровки боковой канавы для дорог:

- категорий I и II при напряжении до 220 кВ - 5 м и при напряжении 330-500кВ-10м;

- остальных категорий при напряжении до 20 кВ - 1,5 м, от 35 до 220 кВ -2,5 м и при 330-500 кВ - 5м;

б) при параллельном следовании от крайнего провода при не отклоненном положении до бровки земляного полотна при напряжении до 20 кВ - 2 м, 35-110 кВ - 4 м, 150 кВ - 5 м, 220 кВ - 6 м, 330 кВ - 8 м и 500 кВ - 10 м.

       На автомобильных дорогах в местах пересечения с воздушными линиями электропередачи напряжением 330 кВ и выше устанавливают дорожные знаки, запрещающие остановку транспорта в охранных зонах этих линий.  Охранные зоны электрических сетей напряжением свыше 1,0 кВ устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи в виде земляного участка или воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обеим сторонам от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии, м:

10 -  принапряжении20 кВ;

1535 кВ;

20110кВ;

25                         150,220 кВ;

30330,500, ±400 кВ;

40750, ±750 кВ;

551150 кВ;

          В охранных зонах строительство и реконструкцию проводят на основании письменного согласия предприятий (организации), в ведении которых находятся эти сети. Материалы фактического положения ЛЭП, оформленные в установленном порядке, были переданы в органы местного самоуправления для нанесения их на соответствующие карты землепользования.

      Считаем, что Истец, осуществляя реконструкцию автодороги М-53 «Байкал» имел возможность обратиться в органы местного самоуправления за выдачей сведений о местонахождении ЛЭП, и соответственно своевременно решить вопрос о существующих габаритах опор.

-  истцом представлен ряд недопустимых доказательств, на которых он основывает свои выводы о виновности Ответчика.  В материалы дела представителем ФКУ «Байкалуправтодор» представлен Акт обследования воздушной линии электропередачи, пересекающую автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км 1022+780 от 10.02.2015г. При этом, замеры провисов линий электропередачи над автомобильной дорогой проведены в одностороннем порядке.

            Истец не правомерно считает линейные объекты инженерными коммуникациями. В соответствии с ч.4 ст. 5 ФЗ №193 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011г.  до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах придорожных полос автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны получить согласие в письменной форме владельцев автомобильных дорог, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при эксплуатации таких инженерных коммуникаций».

        В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) Статья 19. законодатель регламентирует вопросы размещения автомобильных дорог и инженерных сетей (обеспечивающих полноценное функционирование зданий, сооружений на территории поселений и промышленных территорий), распределяя обязанности, устанавливая ответственность при прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог. Действующее законодательство не содержит понятие «инженерные коммуникации». Однако, в п. п. 20, 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ред. от 02.07.2013г.) законодатель использует понятия «сеть (система) инженерно-технического обеспечения». Под сетью инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений,

        В свою очередь, система инженерно-технического обеспечения представляет одну из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции,кондиционированиявоздуха,газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

         Правила размещения инженерных коммуникаций определяются соответствующими сводами правил, регулирующих вопросы градостроительства (например, СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820, СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий», утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 790).

         Действующее законодательство допускает возможности пересечения инженерных коммуникаций с автомобильными дорогами. Однако инженерные коммуникации требуют определенного содержания, ремонта и т.п., в связи с чем, в отдельных случаях возникает необходимость вскрытия дорожного полотна автомобильных дорог. Комментируемая норма устанавливает правила прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатации, особенности которых зависят от того, размещены ли инженерные коммуникации в границах полос отвода автомобильной дороги или в границах придорожных полос автомобильных дорог.

         Полоса отвода автомобильной дороги представляет собой земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса, т.е., по сути, это земельный участок, на котором расположена сама автомобильная дорога.

          В соответствии с Правилами устройства электроустановок (изд.7-ое, раздел 2 «Передача электроэнергии» глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ»)  воздушная линия электропередачи - это устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).

       Таким образом, воздушные линии электропередачи могут быть закреплены на инженерных сооружениях, на которые и распространяет свое действие положения ст. 19 Федерального закона № 257-ФЗ, однако инженерными коммуникациями не является.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В дело представлены документы 1958-1960 гг. о проектировании и начале эксплуатации линии электропередачи 500 кв КАМАЛА-ТАЙШЕТ цепи 1 и 2  с определением габаритов  провиса проводов между опорами, а также документы, подтверждающие факт наличия на тот момент профилированной дороги Москва-Иркутск.

Как следует из технического паспорта автомобильной дороги М53 по состоянию на 01.01.1991г. составленного Красноярскавтодор Канское ДРСУ-3, до 1970г. на участках дороге в основном производились работы по ее поддержанию в рабочем состоянии путем отсыпки и профилировки зем.полотна, улучшения проезжей части гравийным материалом. В 1970г. был организован ДСР-5 и началась реконструкция дороги, которая велась в т.ч. посредством строительства участка Б.Уря-Канск.  Далее как следует из технического паспорта реконструкция дороги продолжалась вводились новые сооружения, искусственные заменялись на капитальные, осуществлялась устройство покрытий дороги.  Техническим паспортом подтверждается также факт пересечения участка дороги 1022-1023 с линиями электропередач, а также  наличия у дороги асфальто-бетонного покрытия толщиной (а/б- 6 см; ч/щ – 5 см, ГПС- 43 см.). Как следует из технического паспорта в период с 1991- по 2004г. на участке 1022-1023 проводились работы по приведению полотна дороги в удовлетворительное состояние.

В дело также представлен технический паспорт электросетевого комплекса ПС «Красноярская – 500кВ с линиями электропередачи кадастровый номер 24 50 00000000001600086000 составленный ДФГУП КККГЦТИ и ОЗСС на 22.11.2001г. Согласно данного паспорта, год ввода в эксплуатацию комплекса – 1961г., в состав комплекса входят и высоковольтные линии 500 кВ. №504 и №503 от ПС «Камала» до ПС «Тайшет».

 16.09.2004г. Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю издано распоряжение №07-1436р. В соответствии с данным распоряжением – автомобильная дорога М53 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы протяженностью 628 кв.м. закреплена на праве оперативного управления за государственным учреждением №Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Министерства транспорта Российской Федерации.

20 января  2003г. произведена государственная регистрация права собственности за открытым акционерным обществом «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - сооружения электросетевой комплекс ПС «Красноярская-500кВ» по адресу: Россия, Красноярский край, Иркутская область, Районы: Красноярский край: Емельяновский, Козульский, Ачинский, Канский, Назаровский, Иланский, Рыбинский, Березовский, Уярский, Нижне-Ингашский, Манский; Иркутская область- Тайшетский. 

По акту приема передачи федеральных автомобильных дорог М53 «Байкал» и М54 «Енисей» от 26.06.2014г. вышеуказанные дороги, включая участок в Канском района км.1020-км.1047 были переданы с баланса краевого государственного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» на баланс государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Министерства транспорта Российской Федерации.

В период с 2007 по 2008г. открытым акционерным обществом  «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО ФСК ЕЭС) с  Территориальными управлениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области и по Красноярскому краю, а также с комитетом по управлению имуществом администрации ЗАТО г.Зеленогорска были заключены договоры аренды земельных участков с целью эксплуатации в т.ч. ВЛ 500 кВ ПС Тайшет-ПС Камала №№503,504.

29.02.2008г. на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю №10-2291р от 14.12.2005г. произведена государственная регистрация права за Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорога «Байкал» Федерального Дорожного агентства» постоянного бессрочного пользования на земельный участок с КН 24:18:0000000:0004 по адресу: Красноярский край, Канский район.

  Как следует из проектной документации на ремонт автомобильной дороги М53 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы км.1022+000-КМ 1032+000 в Красноярском крае, разработанном ОАО «КРАСИНДОРПРОЕКТ», для ремонта участков дороги, в т.ч. участка 1022+000 км. выбран  II вариант: -ямочный ремонт 160м2; устройство БМО покрытия, толщиной 3 см; -досыпка и укрепление обочин ЩПС С6 396м3. Для ремонта участка автомобильной дороги был выбран II вариант конструкции дорожной одежды. На всем протяжении ремонтируемого участка предусмотрен ямочный ремонт существующего покрытия и устройство обочин из щебеночно-песчаной смеси С6.

       В зависимости от состояния существующего покрытия назначены следующие типы конструкции дорожной одежды: Участок км 1022+000   -1 тип: в качестве основания используется существующее асфальтобетонное покрытие, с устройством ямочного ремонта; устройство слоя покрытия из БМО, толщиной 3 см.

         06.05.2011г. между Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «ДПМК Ачинская» (подрядчик) подписан государственный контракт на выполнение дорожных работ по ремонту автомобильной дороги №4/37. Согласно п.1.1. контракта объектом работы является федеральная дорога М53 «Байкал»  км.1022+000-1032+000.

         05.08.2011г. подписан акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного ремонтом участка Федеральной автомобильной дороги М53 во исполнение подписанного государственного контракта, выдан гарантийный паспорт Согласно ведомости  промеров толщины,  поперечных уклонов, ширины и ровности покрытия на 1022 км.+000 толщина покрытия составила от 3 до 4 см.

       30.08.2013г. между ФКУ «Байкалавтодор» (заказчик) и ОАО «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «ГИПРОДОРНИИ» (подрядчик) подписан государственный контракт №1/103-13 на выполнение работ по разработке предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М51, М53, М55 Байкал – от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы.  Согласно п.1.1. данного государственного контракта подрядчик принял на себя обязанность по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги Р-255 «Сибиррь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке км.1022+000-1032+000. Красноярский край.

     01.10.2014г. истец обратился к ответчику с требованием (исх.02/2837) в котором, в связи с установлением несоответствия ВЛ 500кВ «ПС Камала-1- ПС Тайшет» цепи 1 в пролете опор 171-172 требованиям ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», СНиП 2.05.02-85*, потребовал обратится к истцу за техническими условиями на переустройство ВЛ-500кВ пересекающую дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км.1022+780.

 Письмом от 02.12.2014г. (исх. М2/П2/1/1777) ответчик указал, что габарит провода ВЛ-500 кВ Тайшет - Камала-1 первая и вторая цепь в пролете опор №№ 171-172 до полотна автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» при вводе в эксплуатацию в 1961 году соответствовал требованиям Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ) 4 изданию (1960 г.) и нового ПУЭ - 7 издания (утв. Приказом Минэнерго России от 08.07.2002г. №204, введено в действие с 01.10.2003г.) При проектирований ВЛ были учтены такие климатические условия, как ветровое давление, толщина стенки гололеда, температура воздуха и т.д. Согласно картам № 6 и № 7 климатического районирования территории РФ ПУЭ, абсолютный максимум, отмеченный в данном регионе, составил +38 градусов, абсолютный минимум -56 градусов по Цельсию (см. цветную вклейку рис. 2.5.1, 2.5.2 - СП 20.13330.2011 Нагрузки и, воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85. Карты районирования территории Российской Федерации по климатическим характеристикам).  Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. № 160 (в ред. от 26.08.2013г.,     далее - Правила установления  охранных  зон)  определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.   При производстве ремонта дорожного полотна автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» в 2011 году подрядчиком истца нарушены пп. «а» п. 10, п. 12, Правил: в пределах охранных зон без письменного решения о  согласовании сетевых организаций юридичееким и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.  В процессе ремонта дорожного покрытия на старую поверхность асфальта был наложен новый слой асфальта высотой не менее 15 сантиметров, что соответственно уменьшило на эту же величину габарит в пролете опор №№ 171-172 между проводами ВЛ- 500 кВ Тайшет - Камала-1 первая и вторая цепь и полотном автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал». В указанном письме ответчик запросил у истца  ремонтно-эксплуатационную документацию (с начала ввода данных ВЛ-500 кВ с 1961 года) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск (М-53 «Байкал») в месте пересечения с ВЛ-500 кВ ПС Тайшет - ПС Камала-1 I и II цепь в пролете опор №№ 171-172.

 Истец потребовал от ответчика заключить с ним договор на переустройство ЛЭП и проведения работ по устранению нарушений законодательства.

В ответ на требование истца, ответчик письмом от 20.01.2015г. (исх. МЛ/П2/1/95) потребовал в свою очередь, в связи с планируемой реконструкцией дороги,  получить у него  технические условия на  проведение работ

 10.02.2015г.представителями истца в одностороннем порядке составлен акт обследования воздушной линии электропередачи, пересекающую автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь»  км.1022+780. Согласно данного акта, представителями истца проведены замеры  воздушной линии электропередачи 500 кВ «ПС Камала-1 - ПС Тайшет, цепь 1 в пролете опор №№ 171-172 пересекающая автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км 1022+780. Данная линия электропередачи принадлежит Красноярскому предприятию магистральных электрических сетей Сибири - филиала ОАО «ФСК ЕЭС». В результате замеров выявлено, что при температуре воздуха -2°С провис проводов над проезжей частью автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км 1022+780 составляет 9,3 м (при нормативном провисе 9 м при высшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током или при гололеде без ветра). Проектной организацией было определено, что при температуре воздуха +40° С, провис провода составит менее 9 м.

    11.03.2015г. истец направил ответчику письмо (исх.№02/601) в котором разъяснил порядок заключения договора на переустройство ЛЭП и известил о произведенных замерах провиса  линий электропередач.

     28.10.2015г. Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Росреестра по Красноярскому краю» известил ответчика (письмо №1-6/15272) о внесении в государственный кадастр недвижимости  сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (охранные зоны) ВЛ-500 ПС «Тайшет» ПС «Камала» №503 расположенных в г.Зеленогорске, Рыбинском и Нижнеингашском районе Красноярского края.

     Письмом от 09.11.2015г. (исх.№02/3107) истец обратился к Прокурору Канской межрайонной прокуратуры с обращением, в котором просил принять меры прокурорского воздействия в отношении ответчика по делу, в связи с непринятием мер по устранению выявленных нарушений, а именно довести провесы проводом ЛЭП до нормативной величины. 

       В соответствии с ответом Канской межрайонной прокуратуры от 23.11.2015г. обращение истца направлено Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

       15.12.2015г. Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия в адрес ответчика выдано предписание №482-п о заключении с истцом договора, предусматривающего условия переустройства воздушных линий электропередачи, пересекающих дорого общего пользования федерального значения М53 «Байкал», но по иным участках: км.1004+600, км 1004+610, км. 1005+400.

        29.12.2015г. Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) был дан ответ истцу и Прокурору Канской межрайонной прокуратуры (исх.№0-43848/210) в соответствии с которым, сообщило, что  владельцем ВЛ 500 кВ Камала-1-Тайшет I и II цепи (пролёты опор № 171-172) является ПАО «ФСК ЕЭС». Габарит проводов при вводе в эксплуатацию соответствовал требованиям ПУЭ. Заявлений о проведении реконструкции ВЛ 500 кВ Камала-1-Тайшет I и II цепи от филиала ПАО «ФСК ЕЭС» КПМЭС в адрес Енисейского управления Ростехнадзора не поступало. Негабарит ВЛ 500 -кВ Камала-1-Тайшет I и II цепи (пролёты опор № 171-172) в месте пересечения с автомобильной дорогой мог возникнуть в результате реконструкции (изменения трассы автодороги), а также ремонтно-эксплуатационной деятельности (отсыпка полотна,   укладка   асфальта)   организациями   эксплуатирующими   данную  Как указывает в письме Ростехнадзор, в  адрес истца  (был направлен запрос) письмом № 0-41941/2.10 от 18.12.2015г о необходимости представления информации по замерам габаритов В Л 500 кВ Камала-1 -Тайшет I и II цепи (пролёты опор № 171-172). Ответа на данный запрос не поступило. 

      Уже в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, судом в определении от 08.04.2016г., сторонам по делу было предложено провести совместное обследование спорного участка на предмет определения провиса ЛЭП.

       В дело представлен акт обследования воздушной линии электропередачи, пересекающую автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км. 1022+780, составленный представителями истца, при участии старшего мастера Канского участка службы и эксплуатации ЛЭП.

        В соответствии с актом, в результате произведенных замеров выявлено, что при  температуре воздуха 13С провис проводов над проезжей частью автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км 1022+780 составляет 9,17 м. (при нормативном провисе 9 м при высшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током или при гололеде без ветра). Проектной организацией было определено, что при температуре воздуха +40° С, провис провода составит менее 9 м.

        Как указано в акте существующая линия электропередачи, пересекающая автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» км 1022+780 не соответствует требованиям ПУЭ и СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», в связи с чем, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 г. № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы инженерных коммуникаций обязаны заключить с владельцем автомобильной дороги договор на их эксплуатацию, их перенос или переустройство инженерных коммуникаций.

        Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Байкал» Федерального дорожного агентства»  обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная» сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала Красноярское предприятие магистральных электрических сетей Сибири (далее – ответчик) с иском, в котором просит ответчика обязать привести провис воздушной линии электропередачи 500 кВ, пересекающую автомобильную дорогу общего пользования федерального назначения М-53 «Байкал» на участке км 1022+780, в соответствии с требованиями нормативных документов (ПУЭ и СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги»).

        Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

 В соответствии со ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности могут возникать  вследствие иных действий граждан и юридических лиц. Согласно ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты гражданских прав, к каковым отнесено и  восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Как следует из Устава истца (утв.24.08.2015г. приказом Федерального дорожного агентства №801) истец был образован  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. № 1310 приказом Федеральной автомобильно-дорожной службы России от 26 ноября 1996 г. № 73 как государственное учреждение «Региональная дирекция № 2 «Дороги, Восточной Сибири» Федерального дорожного департамента Министерства транспорта Российской Федерации» и приказом Российского дорожного агентства от 22 октября 1999 г. № 158 переименовано в государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Российского дорожного агентства».

Приказом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2001 г. № 13-ДХ Учреждение переименовано в государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Министерства транспорта Российской Федерации».Приказом Федерального дорожного агентства от 24 августа 2004 г. № ВБ-30 наименование Учреждения было приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации с государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства».

         Приказом Федерального дорожного агентства от 1 июня 2011 г. № 98 наименование Учреждения было приведено в соответствие с требованиями пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 317-р и в связи с изменением типа федерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» на казенное.

        Согласно п. 1.2. Устава учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

      Согласно Раздела 3 Устава, целями деятельности учреждения являются в т.ч.:

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности.

- обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.

          Предметом деятельности Учреждения является в т.ч.: организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.

       Согласно п. 3.3 Устава  для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение может осуществлять  следующие виды деятельности:

- исполнение функций государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и (или) авторского надзора;

-Заключение договоров, согласно которым осуществляется прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в пределах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, с владельцами таких инженерных коммуникаций.

-  обеспечение надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

-  выдачу, пролонгация технических требований и условий на:

-  прокладку, перенос и переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода или придорожных полос автомобильной дороги;

16.09.2004г. Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю издано распоряжение №07-1436р. В соответствии с данным распоряжением – автомобильная дорога М53 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы протяженностью 628 км. закреплена на праве оперативного управления за государственным учреждением №Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Министерства транспорта Российской Федерации.

     29.02.2008г. на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краб №10-2291р от 14.12.2005г. произведена государственная регистрация права за Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорога «Байкал» Федерального Дорожного агентства» постоянного бессрочного пользования на земельный участок с КН 24:18:0000000:0004 по адресу: Красноярский край, Канский район.

По акту приема передачи федеральных автомобильных дорог М53 «Байкал» и М54 «Енисей» от 26.06.2014г. вышеуказанные дороги, включая участок в Канском района км.1020-км.1047 были переданы с баланса краевого государственного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» на баланс государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Министерства транспорта Российской Федерации.

Как следует из технического паспорта автомобильной дороги М53 по состоянию на 01.01.1991г. составленного Красноярскавтодор Канское ДРСУ-3, автодорога изначально не имела асфальто-бетонного покрытия. До 1970г.  на участках дороге  производились работы по ее поддержанию в рабочем состоянии путем отсыпки и профилировки зем.полотна, улучшения проезжей части гравийным материалом. В 1970г. был организован ДСР-5 и началась реконструкция дороги, которая велась в т.ч. посредством строительства участка Б.Уря-Канск.  Далее как следует из технического паспорта реконструкция дороги продолжалась, вводились новые сооружения, искусственные заменялись на капитальные, осуществлялось устройство покрытий дороги. 

В соответствии с техническим паспортом на 1991 год определено  наличие у дороги асфальто-бетонного покрытия толщиной (а/б- 6 см; ч/щ – 5 см, ГПС- 43 см.). Как следует из технического паспорта в период с 1991- по 2004г. на участке 1022-1023 проводились работы по приведению полотна дороги в удовлетворительное состояние.

   Материалами дела подтвержден неоднократный факт осуществления ремонтных работ, в т.ч. на участке 1022+000 км.1032+000.

 Согласно проектной документации для производства работ выбран ямочный ремонт 160 м2; устройство БМО покрытия, толщиной 3 см; -досыпка и укрепление обочин ЩПС С6 396м3. Для ремонта участка автомобильной дороги был выбран II вариант конструкции дорожной одежды. На всем протяжении ремонтируемого участка предусмотрен ямочный ремонт существующего покрытия и устройство обочин из щебеночно-песчаной смеси С6.  

        Во исполнение подписанного  06.05.2011г. между Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «ДПМК Ачинская» (подрядчик)  государственного контракта на выполнение дорожных работ по ремонту автомобильной дороги №4/37  и акта (от 05.08.2011)  о приемке в эксплуатацию законченного ремонтом участка Федеральной автомобильной дороги М53 ремонтные работы были произведены и приняты. Согласно представленной  ведомости  промеров толщины,  поперечных уклонов, ширины и ровности покрытия на 1022 км.+000 толщина покрытия составила от 3 до 4 см.

        В 2013г. истцом был подписан государственный контракт №1/103-13 на выполнение работ по разработке предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М51, М53, М55 Байкал – от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы.  Согласно п.1.1. данного государственного контракта подрядчик принял на себя обязанность по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги Р-255 «Сибиррь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке км.1022+000-1032+000. Красноярский край.

  Материалами дела    подтвержден факт создания в  1958-1960 гг. (проектирование -строительство) и начале эксплуатации (с 1961г.) линии электропередачи 500 кв КАМАЛА-ТАЙШЕТ цепи 1 и 2  с определением габаритов  провиса проводов, а также документы, подтверждающие факт наличия на тот момент профилированной (гравийно-щебеночной) дороги Москва-Иркутск. Согласно  технического паспорта  электросетевого комплекса ПС «Красноярская – 500кВ с линиями электропередачи кадастровый номер 24 50 00000000001600086000 составленный ДФГУП КККГЦТИ и ОЗСС на 22.11.2001г.   год ввода в эксплуатацию комплекса – 1961г., в состав комплекса входят и высоковольтные линии 500 кВ. №504 и №503 от ПС «Камала» до ПС «Тайшет». 

       Согласно п.19  Правил охраны высоковольтных электрических сетей (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.1953г. №2866) действующих как в период строительства ЛЭП  и реконструкции автодороги,  все организации,  которые по роду своей деятельности или территориальному расположению должны производить вблизи высоковольтных электрических сетей какие-либо работы, могущие нанести указанным сетям повреждения, обязаны согласовать с организацией, эксплуатирующей высоковольтные электрические сети, порядок ведения этих работ, обеспечивающий безопасность людей и сохранность высоковольтных электрических сетей.

Суду не представлены доказательства получения согласования на  строительство и реконструкцию автодороги с эксплуатирующей высоковольтные электрические сети организацией.

   В соответствии с Главами действующих Правил устройства электроустановок, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.05.2003г. №187 (Издание седьмое Раздел 2 Передача электроэнергии, главы 2.4., 2.5) определены наименьшие расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами. Эти сведения содержатся таблица 2.5.35.

┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│Пересечение, сближение или│      Наименьшие расстояния, м,      │

│ параллельное следование  │        при напряжении ВЛ, кВ        │

│                          ├──────┬────────┬────┬───┬───┬───┬────┤

│                          │до 20 │35 - 110│150 │220│330│500│750 │

├──────────────────────────┼──────┼────────┼────┼───┼───┼───┼────┤

│Расстояние по вертикали:  │      │        │    │   │   │   │    │

│а) от провода до покрытия │7     │7       │7,5 │8  │8,5│9,5│16  │

│проезжей части дорог всех │      │        │    │   │   │   │    │

│категорий                 │      │        │    │   │   │   │    │

  Согласно п.2.5.2. вышеуказанных правил, воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).  В соответствии с п.2.5.258 Правил, расстояния при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.35. Наименьшие расстояния по вертикали в нормальном режиме работы ВЛ от проводов до проезжей части дорог должны приниматься:

- без учета нагрева провода электрическим током при высшей температуре воздуха для ВЛ 500 кВ и ниже, при температуре воздуха по 2.5.17 при предельно допустимых значениях интенсивности электрической и магнитной составляющих электромагнитного поля для ВЛ 750 кВ;

- при расчетной линейной гололедной нагрузке по 2.5.55 и температуре воздуха при гололеде согласно 2.5.51.

В период строительства ВЛ действовали Правила устройства электроустановок (ПУЭ) утвержденные Государственным производственным комитетом по энергетике и электрификации СССР 1965г. (издание четвертое). Согласно данных правил наименьшее расстояния ВЛ определены следующим образом:

Наименование пересечения или сближения

Наименьшие расстояния (м) при напряжении ВЛ, кв

До 20

35 - 110

150

220

330

500

Вертикальные расстояния от провода до полотна дороги:

а) в нормальном режиме ВЛ

7

7

7,5

8

8,5

9

В соответствии с односторонним актом истца от 10.02.2015г по обследованию воздушной линии электропередачи, пересекающую автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь»  км.1022+780, цепь 1 в пролете опор №№ 171-172 пересекающая автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км 1022+780.   при температуре воздуха -2°С провис проводов над проезжей частью автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км 1022+780 составляет 9,3 м (при нормативном провисе 9 м при высшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током или при гололеде без ветра). Проектной организацией было определено, что при температуре воздуха +40° С, провис провода составит менее 9 м.

          Согласно акта от 22.04.2016г. обследования воздушной линии электропередачи, пересекающую автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км. 1022+780, составленный представителями истца, при участии старшего мастера Канского участка службы и эксплуатации ЛЭП  выявлено, что при  температуре воздуха 13С провис проводов над проезжей частью автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» км 1022+780 составляет 9,17 м.(при нормативном провисе 9 м при высшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током или при гололеде без ветра). Проектной организацией было определено, что при температуре воздуха +40° С, провис провода составит менее 9 м.

         В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 Учитывая:

- нормативные требования Правил устройства электроустановок, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.05.2003г. №187 (Издание седьмое Раздел 2 Передача электроэнергии, главы 2.4., 2.5, таблица 2.5.35.;

-факт реконструкции и строительства автодороги М53, в т.ч. на участке км. 1022+780, на момент, когда линия электропередачи 500 кв КАМАЛА-ТАЙШЕТ  уже была введена в эксплуатацию, в результате которой вместо автодороги с щебеночно-гравийным покрытием была построена автодорога с асфальтобетонным покрытием;

- факт отсутствия доказательств согласования с эксплуатирующей высоковольтные электрические сети организацией строительства автодороги (ее последующие работы по ремонту и реконструкции) на участке проходящей непосредственно под линией  электропередач,

суд считает, что истец не доказал, что провис кабеля допущен ответчиком по причине не соблюдения требований  законодательства при строительстве и эксплуатации ВЛ.

Как следует из ответа от 29.12.2015г. Енисейского управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (исх.№0-43848/210)  владельцем ВЛ 500 кВ Камала-1-Тайшет I и II цепи (пролёты опор № 171-172) является ПАО «ФСК ЕЭС», габарит проводов при вводе в эксплуатацию соответствовал требованиям ПУЭ. Заявлений о проведении реконструкции ВЛ 500 кВ Камала-1-Тайшет I и II цепи от филиала ПАО «ФСК ЕЭС» КПМЭС в адрес Енисейского управления Ростехнадзора не поступало. Негабарит ВЛ 500 -кВ Камала-1-Тайшет I и II цепи (пролёты опор № 171-172) в месте пересечения с автомобильной дорогой мог возникнуть в результате реконструкции (изменения трассы автодороги), а также ремонтно-эксплуатационной деятельности (отсыпка полотна,   укладка   асфальта)   организациями   эксплуатирующими   данную автодорогу.

 В соответствии со ст.65 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.  

С учетом обстоятельств, изложенных в решении, суд считает, что истец не доказал, что провис кабеля образовался по вине ответчика, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

 Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170,198-201 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

         В удовлетворении исковых требований отказать.

  Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков