АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
26 апреля 2018 года
Дело № А33-33408/2017
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 апреля 2018 года.
В полном объёме решение изготовлено 26 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовой Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стальрегион" (ИНН <***> , ОГРН <***>)
к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН <***> , ОГРН <***>)
о признании бездействия незаконным, об обязании направить документы в регистрирующих орган
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;
- общества с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания «Ваш Дом»;
- общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ПКСК»;
в присутствии:
от истца: Верёвкиной Ю.И. - представителя по доверенности от 10.11.2017 № 24 АА 2939926;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоничевым Е.В.,
установил: общество с ограниченной ответственностью "Стальрегион" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее – ответчик) об обязании направить все необходимые документы в регистрирующий орган для постановки на государственный кадастровый учет многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28, в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения Арбитражного суда Красноярского края, по настоящему делу в силу. Обязать направить все необходимые документы в регистрирующий орган для постановки на государственный кадастровый учет квартиры № 166 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 22.12.2017 возбуждено производство по делу.
На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение от 31.01.2018.
Определением от 31.01.2018 судебное заседание отложено на 28.02.2018, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, общество с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания «Ваш Дом», общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ПКСК».
28.02.2018 в Арбитражный судом посредством системы «Мой Арбитр» поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которым просит суд:
- признать бездействие ответчика по постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28 незаконным.
- обязать ответчика направить все необходимые документы в регистрирующие орган для постановки на государственный кадастровый учет многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28, в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
- обязать ответчика направить все необходимые документы в регистрирующие орган для постановки на государственный кадастровый учет квартиры № 166 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28.
Определением от 28.02.2018 в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом.
Определением от 28.02.2018 судебное разбирательство по делу отложено на 19.04.2018.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание 19.04.2018 не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений.
12.03.2018 от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому указал, что в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» 05.05.2017 обратилось ООО «Стальрегион» с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <...>. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен акт приема-передачи от 18.08.2016, согласно которому ООО ПСК «Ваш дом» передает участнику долевого строительства - ООО «Стальрегион» в собственность квартиру по адресу: <...>. При проведении правовой экспертизы установлено, что согласно сведениям ЕГРН, вышеуказанный объект недвижимого имущества не состоит на кадастровом учете. В Управление не представлено заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости. С учетом вышеизложенного, данное обстоятельство явилось основанием для отказа в государственной регистрации (уведомление об отказе в государственной регистрации от 21.08.2017 № 24/001/145/2017-5251).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц по имеющимся в деле письменным доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ПКСК» (участник долевого строительства) и обществом с ограниченной ответственностью "Стальрегион" (новый участник) подписан договор уступки права требования от 11.05.2016 № С3/113, согласно пункту 1.1. которого, участник уступает, а новый участник приобретает по цене и на условиях, предусмотренных договором, право требования к обществу с ограниченной ответственностью Производственно-Строительная Компания «Ваш дом», в дальнейшем именуемому «Застройщик», на однокомнатную квартиру № 166 (строительный номер), находящуюся на 11 этаже, общей приведенной площадью согласно проекту 35,87 кв.м. в том числе площадь балкона, лоджии, исчисленная с коэффициентами, соответственно, К=0,3 - для балкона, К=0,5 - для лоджии, в жилом доме № 3 входящий в состав жилых домов и инженерного обеспечения в квартале В, расположенному по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, мкр. «Серебряный», ул. Вильского (строительный адрес), расположенном на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100534:745. Право требования указанной квартиры принадлежит участнику на основании договора участия в долевом строительстве № 3/518 от 16.11.2015 г., заключенного с застройщиком. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке (пункт 1.2. договора). После исполнения договора к новому участнику переходит право требования квартиры, указанной в пункте 1.1. договора, в том объеме и на тех условиях, которые существуют к моменту заключения договора, в соответствии с договором участия в долевом № 3/518 от 16.11.2015 (пункт 1.3. договора).
Договор уступки права требования от 11.05.2016 № С3/113 прошел государственную регистрацию 08.06.2016.
Заявлением от 05.05.2017 общество обратилось в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <...>.
Уведомлением от 21.08.2017 № 24/001/145/2017-5251 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отказало в государственной регистрации права собственности в отношении квартиры по адресу: <...>, поскольку при проведении правовой экспертизы установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанный объект недвижимого имущества не состоит на кадастровом учете.
Заявлением от 16.10.2017 вх. № 256 общество обратилось к ООО УК «Красноярский жилищный комплекс» с требованием подготовить и выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поэтажный план.
Администрацией города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания «Ваш Дом» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 09.02.2016 № 24-308-01/11067-дг-2013 на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28.
Заявлением от 19.10.2017 № 7400-ек общество обратилось к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска с требованием в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления направить все необходимые документы в орган регистрации прав для постановки многоквартирного дома по адресу: <...> на кадастровый учет.
Письмом от 16.11.2017 № 01/5422дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил заявителю о том, что ведется работа по постановке жилого дома на кадастровый учет, постановка на кадастровый учет квартир в многоквартирном доме не входит в функции департамента градостроительства. Регистрация права собственности на квартиру будет осуществляться собственником жилого помещения после постановки на кадастровый учет многоквартирного дома.
Ссылаясь на незаконность бездействия Департамента градостроительства администрации города Красноярска по постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28, незаконным, противоречащим положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", общество с ограниченной ответственностью "Стальрегион" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц урегулирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Согласно части 1 статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, с заявлением о признании незаконным бездействия департамента градостроительства администрации города Красноярска общество обратилось в суд нарочным 18.12.2017. При этом суд полагает, что о длящемся бездействии заявителю стало известно, в том числе, из письма Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 16.11.2017 № 01/5422дг. Таким образом, заявление о признании незаконным бездействия подано с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного суду не представлено.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) на территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Данные об объектах недвижимости содержатся в кадастре недвижимости Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
В силу части 4 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета созданного объекта недвижимости вправе обратиться уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
При этом, как следует из части 1 статьи 19 Федерального закона № 218-ФЗ орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Возможность постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на квартиру в многоквартирном доме при отсутствии в ЕГРН сведений о таком многоквартирном доме (здании, как объекте государственного кадастрового учета) Федеральным законом № 218-ФЗ не предусмотрена.
Лица, обладающие правом обратиться в орган государственной регистрации прав с заявлением о внесении дополнительных сведений в ЕГРН определены статьями 35 - 39 Федерального закона № 218-ФЗ, лица, которые вправе обратиться с заявлением об изменении сведений об объекте недвижимости - в ст. 38 Федерального закона № 218-ФЗ.
При этом, согласно части 1 статьи 33 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 Федерального закона № 218-ФЗ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Заявлением от 05.05.2017 общество обратилось в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <...>.
Уведомлением от 21.08.2017 № 24/001/145/2017-5251 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отказало в государственной регистрации права собственности в отношении квартиры по адресу: <...>, поскольку при проведении правовой экспертизы установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, вышеуказанный объект недвижимого имущества не состоит на кадастровом учете.
Заявлением от 16.10.2017 вх. № 256 общество обратилось к ООО УК «Красноярский жилищный комплекс» с требованием подготовить и выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поэтажный план.
Администрацией города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания «Ваш Дом» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 09.02.2016 № 24-308-01/11067-дг-2013 на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28.
Заявлением от 19.10.2017 № 7400-ек общество обратилось к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска с требованием, в течение пять рабочих дней, с момента получения заявления, направить все необходимые документы в орган регистрации прав для постановки многоквартирного дома по адресу: <...> на кадастровый учет.
Письмом от 16.11.2017 № 01/5422дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил заявителю о том, что работа по постановке жилого дома на кадастровый учет ведется.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие обращение департамента в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и прилагаемыми к нему документами (в том числе разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении многоквартирного жилого дома, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что бездействие Департамента градостроительства администрации города Красноярска по постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28, является незаконным и противоречащим положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку Департамента градостроительства администрации города Красноярска не принял мер по постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязывает департамент градостроительства администрации города Красноярска направить все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в регистрирующий орган для постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28, в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд полагает, что в силу части 4 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ отсутствует необходимость возложения на департамент градостроительства администрации города Красноярска обязанности по постановке на государственный кадастровый учет отдельной квартиры.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета заявителю.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167–170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать бездействие департамента градостроительства администрации города Красноярска по постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28, незаконным, противоречащим положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Обязать департамент градостроительства администрации города Красноярска направить все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в регистрирующий орган для постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Вильского, д. 28, в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с департамента градостроительства администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стальрегион» 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Стальрегион» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.12.2017 № 1383.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Д.С. Куликова