ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-34052/2017 от 21.05.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

мая 2018 года

Дело № А33-34052/2017

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Антарес» (ИНН 2463105325, ОГРН 1162468123619)

к Межрегиональному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва;

к Лапутеву Александру Александровичу

о признании недействительными торгов от 10.07.2017 по реализации нежилого здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Краснопартизанская, д. 19, стр. 4;

о взыскании судебных расходов,

при участии в судебном заседании:

от истца: Наговицыной Е.С. генерального директора общества на основании  решения единственного участника от 01.12.2016 № 1, паспорта,

от Межрегионального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва: Чешуиной М.В. на основании доверенности от 11.05.2018,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Чурсиной А.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Антарес» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Межрегиональному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании недействительными торгов от 10.07.2017 по реализации нежилого здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Краснопартизанская, д. 19, стр. 4; о взыскании судебных расходов (с учетом заявления об изменении предмета заявленных требований от 21.05.2018 в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 28.12.2018 возбуждено производство по делу.

Определением от 12.02.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Лапутев Александр Александрович.

Представитель Лапутева Александра Александровича в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие Лапутева Александра Александровича,надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

 В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал согласно заявлению об изменении предмета заявленных требований от 21.05.2018.

В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва возражал против удовлетворения иска согласно доводам, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях.

Лапутевым Александром Александровичем в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым ответчик возражает против иска общества с ограниченной ответственностью «Антарес».

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Антарес» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1162468123619.

Канским городским судом Красноярского края на основании решения по делу № 2-16/2011 выдан исполнительный лист от 18.05.2011 № 027116913 на взыскание в пользу бюджета Российской Федерации денежных средств в размере 2 567 532,26 рублей в отношении должника – Лапутевой Ирины Павловны.

Судебным приставом-исполнителемотдела судебных приставов № 1 по Советскому району г. Красноярска УФССП России по Красноярскому краю на основании исполнительного листа от 18.05.2011 № 027116913 возбуждено исполнительное производство № 161122/11/11/24.

Во исполнение требований указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем составлен акт от 13.04.2016 о наложении ареста и описи имущества, которое подлежит дальнейшей реализации путем проведения торгов.

Постановлением от 10.03.2017 в соответствии с отчетом от 02.02.2017 № 001-1675 об оценке арестованного имущества приняты результаты оценки арестованного имущества. Согласно подпункту 2 указанного постановления общая стоимость недвижимого имущества, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Краснопартизанская, 19, стр. 4, общей площадью 379,4 кв.м., составила 1 078 000,00 руб. без учета НДС.

04.04.2017 судебным приставом исполнителем направлена заявка на торги арестованного имущества, в том числе, недвижимого имущества, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Краснопартизанская, 19, стр. 4, общей площадью 379,4 кв.м., согласно которой судебный пристав-исполнительпросит организовать реализацию имущества путем проведения торгов.

Согласно акту от 02.06.2017 передачи арестованного имущества на торги имущество, арестованное по акту о наложении ареста (описи имущества) от 13.04.2016, передано в специализированную организацию – ТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

Извещение о реализации арестованного имущества путем проведения торгов в форме аукциона по продаже арестованного имущества Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва опубликовано 06.06.2017 на официальном сайте торгов Российской Федерации www.torgi.gov.ru, а также в официальном бюллетене «Государственное имущество» от 09.06.2017.

Согласно извещению о проведении торгов № 060617/0003547/01 торги по лоту № 2, предметом которых является продажа нежилого здания, проводятся в форме открытого аукциона; дата начала подачи заявок 09.06.2017; дата окончания подачи заявок 19.06.2017; дата и время проведения аукциона 10.07.2017. Основанием проведения торгов является постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов № 1 по Советскому району г. Красноярска УФССП России по Красноярскому краю о передаче арестованного имущества на торги от 04.04.2017; наименование и характеристика имущества - Лот №2: недвижимое имущество, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Краснопартизанская, 19, стр. 4, общей площадью 379,4 кв.м.

Победителем торгов признан Лапутев Александр Александровича, с которым заключен протокол от 10.07.2017 о результатах торгов по продаже арестованного имущества, имеющий силу договора купли-продажи в соответствии со статьей 448 ГК РФ.

Полагая, что торги по реализации арестованного имущества в отношении лота № 2 проведены с грубым нарушением установленных законом правил, допущенные нарушения при организации торгов по продаже имущества должника ООО «Таежный ресурс» являются существенными, не соответствующими требованиям закона, нарушающими права общества, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь цель их восстановления.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По статье 11 ГК РФ в судебном порядке подлежат защите только нарушенные или оспоренные гражданские права.

Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

По статье 93 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном  производстве» (далее по тексту - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) торги могут быть признаны недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.12.2012 № 11237/12, при рассмотрении исков о признании торгов недействительными судам следует устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.

Соответствующие правовые подходы сформулированы в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий», пунктах 1 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» (далее по тексту - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101), Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 28.10.2010 № 7171/10, от 14.12.2010 № 7781/10, от 28.02.2012 № 14850/11, от 05.04.2012 № 16311/11).

В соответствии с пунктами 1 и 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.

При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Таким образом, для признания торгов недействительными необходимо установить нарушение закона при проведении торгов (нарушение порядка проведения торгов), являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя, а также установить нарушение прав истца, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.

Следовательно, поскольку торги не могут быть признаны недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы не затрагиваются нарушениями, то лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса, представив суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в пункте 2 статьи 166 ГК РФ.

В силу статей 449 и 168 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Исходя из системного толкования указанных положений, а также положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ под заинтересованными лицами по искам о признании торгов недействительными признаются организаторы торгов, участники торгов, стороны договора, заключенного по результатам торгов, лица, не допущенные к участию в торгах, а также должник и взыскатель.

Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 должник и взыскатель являются лицами, интересы которых затрагиваются при нарушении порядка извещения о проведении публичных торгов.

По пункту 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (пункт 1 статьи 449, часть 1 статьи 449.1 ГК РФ). В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.

В соответствии с пунктом 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 449, пункт 1 статьи 449.1 ГК РФ, статья 93 Закона об исполнительном производстве).

Приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.

Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.

Пунктом 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 установлено, что если в судебном порядке публичные торги признаны недействительными и применены последствия недействительности сделки, заключенной на торгах, постановление об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 47 Закона об исполнительном производстве. В этом случае судебный пристав-исполнитель должен осуществить исполнительные действия по организации новых публичных торгов, поскольку надлежащее обращение взыскания на имущество должника не завершено.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд, руководствуясь частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 449 ГК РФ, пришел к выводу о наличии существенных нарушений закона при проведении торгов, нарушений прав истца на основании следующего.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.

По части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по их принудительному исполнению возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего имеет право совершать действия, предусмотренные названной нормой, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

По части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения является обращение взыскания на имущественные права должника.

Согласно пункту 6 статьи 447 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.

Пунктом 3 статьи 447 ГК РФ определено, что в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Частью 3 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что реализация имущественных прав осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

По пункту 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 продажа на публичных торгах организуется и проводится уполномоченным государственным органом, действующим в рамках осуществления своих публичных полномочий по реализации арестованного имущества в связи с принудительным исполнением судебных решений. Организатор торгов обязан соблюдать предусмотренные законом требования к порядку их проведения.

Согласно пункту 2 статьи 447 ГК РФ в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

По части 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее по тексту - Положение от 05.06.2008 № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации,

По пункту 4 Положения от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Пунктом 5.5 Положения от 05.06.2008 № 432 предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Приказом Минэкономразвития России от 22.06.2009 № 229 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации» (далее по тексту - Административный регламент от 22.06.2009 № 229).

Согласно пункту 3 Административного регламента от 22.06.2009 № 229 выполнение государственной функции осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами, при этом территориальные органы Росимущества обеспечивают осуществление действий по защите в пределах компетенции, установленной положением о каждом территориальном управлении, а также на основании отдельных поручений Росимущества.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63 (далее по тексту - Положение от 05.03.2009 № 63), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае осуществляет функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

По пунктам 4.5 и 4.6.3. Положения от 05.03.2009 № 63 Территориальное управление организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества (имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков; выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.

Пунктом 4.1.10 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае», утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63 (далее по тексту -  Положение от 05.03.2009 № 63), определено, что Территориальное управление организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Согласно пункту 1.2. Соглашения ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» (далее по тексту - Соглашение № 01-12/65 от 30.04.2015) реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица.

Согласно пункту 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.

Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно пункту 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50) пункт 2 статьи 448 ГК РФ не определяет орган, в котором подлежит опубликование извещения о проведении торгов, в том числе публичных (статья 449.1 ГК РФ), поэтому следует руководствоваться частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве.

Информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909).

Кроме того, извещение о проведении публичных торгов должно быть размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство (пункт 4 статьи 449.1 ГК РФ).

Порядок опубликования информации о публичных торгах считается соблюденным при одновременном выполнении требований части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве и пункта 4 статьи 449.1 ГК РФ.

Частью 3 статьи 90 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовывается им в периодическом печатном издании.

Согласно части 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

По пункту 2.6 Соглашения ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) в десятидневный срок со дня получения арестованного имущества по Акту передачи размещает информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

При этом извещение о проведении торгов должно быть опубликовано Росимуществом (его территориальным органом, специализированной организацией) в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

По пункту 2 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта: www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника.

Таким образом, информация о реализуемом имуществе специализированной организаций должна быть размещена как в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе по адресу сайта www.torgi.gov.ru), так и в печатных средствах массовой информации.

Требования об опубликовании сообщения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае соблюдены - сообщение о предстоящих торгах опубликовано в периодическом печатном издании - официальном бюллетене «Государственное имущество» от 09.06.2017 № 41 (814), на сайте http://torgi.gov.ru.

Согласно пунктам 3 и 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.

Нарушение указанных требований к процедуре торгов является обстоятельством, достаточным для признания торгов недействительными по иску взыскателя, заинтересованного в надлежащем проведении публичных торгов для обеспечения конкуренции покупателей и получения наибольшей цены за продаваемое имущество. Отсутствие таких сведений в информации о проведении торгов лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, препятствуя реализации цели выставления имущества на публичную продажу.

Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).

Правила организации и проведения торгов по продаже имущества устанавливает Порядок организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утвержденный распоряжением Российского фонда федерального имущества от 29.11.2001 № 418 (далее по тексту - Порядок от 29.11.2001 № 418).

Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с наделением Российского фонда федерального имущества функциями по реализации арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства, во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право обращать взыскание на имущество или распоряжаться имуществом, обращенным в собственность Российской Федерации.

Межрегиональное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва полагает, что Порядок организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, не подлежит применению, поскольку распоряжение Российского фонда федерального имущества от 29.11.2001 N 418, которым утвержден данный Порядок, не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, а утвердивший данный Порядок орган ликвидирован.

Вместе с тем, указанное распоряжение не подлежит государственной регистрации в силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", а ликвидация Российского фонда Федерального имущества с передачей функции по реализации арестованного, конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства Росимуществу не влечет автоматическую отмену или прекращение действия принятых фондом актов.

Вышеназванный Порядок от 29.11.2001 № 418 конкретизирует порядок проведения торгов и не противоречит законодательству (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 5574/12, определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 N 304-КГ17-830), до настоящего времени не признан в установленном законодательством порядке утратившим силу, иной акт, определяющий порядок проведения торгов, в том числе регламентирующий продолжительность сроков приема заявок, отсутствует.

Принимая во внимания, что ликвидация того или иного органа власти не влечет автоматическую отмену или прекращение действия принятых им актов, суд приходит к выводу о необходимости применения в данном случае положений Порядка от 29.11.2001 № 418.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.10.2017 по делу № А33-28939/2016.

По пункту 6.1. Порядка от 29.11.2001 № 418 организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах в установленный извещением срок. Общая продолжительность приема заявок должна быть не менее 15 дней.

Законодатель не указал, что названные дни должны быть рабочими, и не определил порядок исчисления такого срока, однако оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной, в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством. Отсутствие в законе определенных и четко выраженных критериев оценки достаточности срока не освобождает правоприменителей, в том числе суды, от такой оценки, если это необходимо для квалификации правоотношений, при этом такая оценка находится в пределах допустимого процессуальным законодательством судебного усмотрения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 № 2823/11).

Следовательно, оценка соблюдения правил проведения торгов в указанной части должна производиться с учетом необходимости обеспечения таким публичным сроком возможности совершения потенциальным участником аукциона как действий по подаче заявки, так и необходимых действий, предшествующих подаче заявки и сопутствующих ей, ввиду чего такой срок должен обеспечивать разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в открытом (публичном) аукционе.

Таким образом, заявки на участие в торгах должны приниматься организатором торгов не менее 15 дней.

С учетом того, что извещение о проведении торгов № 060617/0003547/01 опубликовано на сайте http//torgi.gov.ru/ 06.06.2017, заявки на участие в торгах должны были приниматься организатором торгов до 21.06.2017.

В нарушение указанной нормы продолжительность приема заявок организатором торгов не соблюдена.

Поскольку срок окончания подачи заявок установлен до 19.06.2017,  продолжительность приема заявок в соответствии с извещением о проведении торгов фактически составила 11 дней,  из которых 4 дня являлись выходными днями.

Приведенное обстоятельство  существенно ограничило возможности потенциальных покупателей принять участие в торгах, повлекло ограничение доступа к торгам потенциальных участников, повлияло на формирование цены реализации, что не отвечает целям установленного порядка реализации арестованного имущества и является существенным нарушением торгов.

Допущенное организатором торгов нарушение привело к тому, что истец не смог принять участие в торгах, т.к. не успел подать заявку по причине оформления электронной цифровой подписи. Учитывая изложенное, установленная организатором торгов продолжительность приема заявок привела к нарушению прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Антарес». Заинтересованность общества в оспаривании указанных торгов подтверждается материалами дела.

При этом действующее законодательство не требует при оспаривании торгов доказывать наличие у участника достаточных денежных средств для участия в аукционе, а также доказывать необходимость приобретения имущества, выставленного на аукцион.

Указанное является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающего, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушению порядка определения победителя торгов и соответствует правовой позиции Арбитражного суда Уральского округа, приведенной в Постановлении от 21.08.2014 № Ф09-5059/14.

Таким образом, суд соглашается с доводом истца, что приведенное нарушения оказало существенное влияние на результат торгов.

Изложенное свидетельствует о нарушении организатором торгов пункта 6.1 Порядка от 29.11.2001 № 418 и, следовательно, о существенном нарушении при проведении рассматриваемых торгов.

При указанных обстоятельствах организатором торгов нарушен порядок проведения торгов, что оказало существенное влияние на результат торгов и на определение победителя.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что ответчиком нарушены требования законодательства Российской Федерации (правила проведения торгов); торги по реализации нежилого здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Краснопартизанская, д. 19, стр. 4, проведены с нарушением законодательно установленного порядка, что свидетельствует о нарушении прав и интересов истца при проведении аукциона.

Исходя из буквального толкования требований статей 447 и 449 ГК РФ, защита нарушенных прав заинтересованных лиц осуществляется способом, установленным статьей 449 Кодекса, путем признания торгов недействительными.

В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 № 12573/11, признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск; судебные акты должны быть исполнимыми и не нарушать принцип правовой определенности.

Указанный вывод содержится также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 № ВАС-11604/12.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что признание торгов недействительными приведет к восстановлению субъективных прав истца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Поскольку торги, признаны судом недействительными, протокол по результатам торгов по продаже арестованного имущества, имеющий силу договора купли-продажи в соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской  Федерации, от 10.07.2017, также подлежит признанию недействительным.

При указанных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения требования общества с ограниченной ответственностью «Антарес» о признании недействительными торгов.

Обществом с ограниченной ответственностью «Антарес» также заявлено требование о взыскании судебных расходов  в размере 20 000 рулей.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее по тексту – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1) расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).

При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя в соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» должны приниматься, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами, стоимость экономных транспортных услуг, время, которое мог бы потратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся стоимость оплаты услуг адвокатов, имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Из анализа названных норм следует, что разумные пределы расходов являются оценочной категорией, конкретизируются с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения дела; четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусмотрены. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела (соразмерности цены иска и размера судебных расходов, необходимости участия в деле нескольких представителей, сложности спора и т.д.).

В силу статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещение расходов на оплату услуг  представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

Таким образом, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, могут быть возмещены арбитражным судом только в случае их документально подтвержденного фактического несения и  разумности размера.

В подтверждение заявленных судебных расходов истцом представлен договор об оказании юридических услуг от 19.12.2017, заключенный между ООО «Антарес» и ООО «ЮрКонсалт Плюс», в соответствии с пунктом 3.1. которого стоимость услуг определена в размере 20 000 рублей, акт приема-передачи выполненных работ по договору от 20.12.2017, а также квитанция к приходному кассовому ордеру № 145 от 20.12.2017 на сумму 20 000 рублей.

Общество заявляет судебные расходы в размере 20 000 рублей на оплату услуг представителя за досудебную подготовку и подачу заявления в суд.

В качестве одного из ориентиров сложившейся в регионе стоимости юридических услуг, судом могут быть рассмотрены принятые ставки по оплате адвокатских услуг.

Рекомендуемые минимальные ставки стоимости некоторых видов юридической помощи, оказываемой адвокатами Адвокатской палаты Красноярского края в арбитражном судопроизводстве, утверждены решением Совета Адвокатской палаты Красноярского края от 29.06.2017 (протокол № 09/17).

Оценив вышеуказанные документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Изучив объем и содержание заявления, поданного в Арбитражный суд Красноярского края, принимая во внимание характер спора, объем исследования доказательств и обстоятельств, подлежащих установлению в ходе судебного разбирательства, объем законодательства, подлежащего применению при подготовке заявления, время, необходимое квалифицированному специалисту на  подготовку такого заявления, суд считает соразмерным удовлетворение требований о взыскании судебных расходов в части составления заявления и представления его суду в размере 10 000 рублей.

Предъявленные заявителем к взысканию расходы за досудебную подготовку (изучение представленных заказчиком документов, информирование заказчика о возможных вариантах разрешения спорного вопроса) не могут быть взысканы, поскольку такие услуги являются составной частью услуг по подготовке и подаче заявления.

Сумма судебных расходов 10 000 рублей, по мнению суда, является разумной, обоснованной, документально подтвержденной, фактически понесенной и подлежащей взысканию.

В соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).

Определением от 12.02.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Лапутев Александр Александрович.

Согласно пункту 1 Постановления. Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума от 21.01.2016 N 1) принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В соответствии с пунктом 5 Постановление Пленума от 21.01.2016 N 1 при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.

Поскольку истцом заявлено одно требование о признании недействительными торгов к разным ответчикам, суд полагает, что судебные расходы в размере 10 000 рублей подлежат отнесению на ответчиков в равных долях: с Межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в размере 5000 руб., с Лапутева Александра Александровичав размере 5000 руб.

При обращении в арбитражный суд с требованием о признании недействительными торгов истцом была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Учитывая результат рассмотрения спора, а именно удовлетворение исковых требований в полном объеме, судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца в равных долях: с Межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в размере 3000 руб., с Лапутева Александра Александровичав размере 3000 руб..

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск общества с ограниченной ответственностью «Антарес» удовлетворить.

Признать недействительными  торги по реализации имущества – нежилого здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Краснопартизанская, 19, строение 4, площадью 379, 4 кв.м.

Применить последствия признания торгов недействительными - признать недействительным протокол по результатам торгов по продаже арестованного имущества, имеющий силу договора купли-продажи в соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской  Федерации, от 10.07.2017.

Взыскать с Межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в пользу общества с ограниченной ответственностью «Антарес» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, 5000 руб. судебных расходов.

 Взыскать с Лапутева Александра Александровичав пользу общества с ограниченной ответственностью «Антарес» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, 5000 рублей судебных расходов.

В удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева