ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-34410/2017 от 04.05.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

14 мая 2018 года

Дело № А33-34410/2017

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Полищук Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Балашовой Людмилы Васильевны (ИНН 246100102640, ОГРНИП 304246135700271, г. Красноярск)

к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, г. Красноярск)

о признании недействительным распоряжения,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800);

- муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (ИНН 2466215012, ОГРН 1082468051995),

в присутствии:

от заявителя: Балашовой Л.В., на основании паспорта; Тимошевской М.В., представителя по доверенности от 01.05.2017;

от ответчика: Васильевой Е.Ю., представителя по доверенности от 17.11.2017 № 04-8416,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курсиновой К.Ю.,

установил:

индивидуальный предприниматель Балашова Людмила Васильевна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (далее – ответчик) о признании недействительным распоряжения администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-невд о предоставлении земельного участка.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.12.2017 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание и судебное заседание, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и муниципальное казенное учреждение города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».

Судебное разбирательство откладывалось. Сведения о дате и месте слушания размещены на сайте Арбитражного суда Красноярского края.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), возражений о рассмотрении дела в их отсутствие не заявили. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.

Заявитель поддержал требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление, в том числе ссылался на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между заявителем (владелец) и департаментом градостроительства администрации города Красноярска подписан договор от 26.11.2012 на размещение временного сооружения (далее – договор на размещение от 26.11.2012), в соответствии с пунктом 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: передвижной торговой точки (далее – временное сооружение), в соответствии с номером 473 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 29.11.2011 № 550 по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 48 и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.

Согласно пункту 1.2 договора на размещение от 26.11.2012 срок действия договора устанавливается с 10.12.2012 до 09.12.2013. Дополнительным соглашением от 24.10.2013 № Б/11716/д к договору на размещение срок действия договора продлен до 01.07.2017 в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595, номер в схеме 3403.

В соответствии с пунктом 5.3 договора от 26.11.2012 на размещение договор подлежит расторжению досрочно в случае принятия администрацией города Красноярска решения о предоставлении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, для строительства в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке города Красноярска.

Уведомлением от 21.03.2017 № 180-ек ответчик сообщил об отказе от договора на размещение от 26.11.2012 в одностороннем порядке с 22.06.2017 в связи с предоставлением земельного участка по распоряжению администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-недв муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».

Между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подписан договор аренды земельного участка от 27.12.2012 № 2792 (далее – договор аренды № 2792), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0600043:0000, находящийся по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Академика Павлова, 48 (далее – участок), для использования в целях размещения временного сооружения – передвижной торговой точки в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 4 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи. В материалы дела представлена копия акта приема-передачи земельного участка, согласно которому датой фактической передачи земельного участка во владение и пользование арендатора стороны согласовали считать 10.12.2012.

Согласно пункту 2.1 договора аренды № 2792 срок аренды участка устанавливается с 10.12.2012 по 08.12.2013. Дополнением от 02.12.2013 № 5448 к договору аренды срок действия договора аренды продлен по 08.11.2014, дополнением от 14.11.2014 № 6173 – 07.10.2015, дополнением от 16.10.2015 № 5645 – до 07.09.2016, дополнением от 06.09.2016 № 4198 – до 30.06.2017.

Уведомлением от 10.04.2017 № 8628-ги в связи с уведомлением от 21.03.2017 № 180-ек департамент горимущества уведомил о прекращении договора аренды земельного участка № 2792 с 22.06.2017.

Между заявителем (владелец) и департаментом градостроительства администрации города Красноярска подписан договор от 05.03.2015 № Б/363 на размещение временного сооружения (далее – договор на размещение от 05.03.2015), в соответствии с пунктом 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: передвижная торговая точка (далее – временное сооружение), в соответствии с номером 4217 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595, по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 48, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение 1).

Согласно пункту 1.2 договора на размещение от 05.03.2015 срок действия договора устанавливается до 31.12.2015. Дополнительным соглашением от 07.12.2015 № Б/6082/с срок договора продлен до 01.01.2017, от 22.03.2017 № Б/1648/с – до 01.07.2017.

Дополнительным соглашением от 24.10.2013 № Б/11716/д к договору на размещение срок действия договора продлен до 01.07.2017 в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595, номер в схеме 3403.

В соответствии с пунктом 5.3 договора от 05.03.2015 на размещение договор подлежит расторжению досрочно в случае принятия администрацией города Красноярска решения о предоставлении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, для строительства в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке города Красноярска.

Дополнительным соглашением от 07.12.2015 № Б/6082/с к договору на размещение от 05.03.2015 стороны изложили пункт 5.3 договора в новой редакции, в том числе пункт 5.3 1, согласно которому основанием для досрочного расторжения договор является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством. Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за 90 календарных дней до даты расторжения договора.

Уведомлением от 04.04.2017 ответчик сообщил о расторжении договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке с 03.07.2017 в связи с предоставлением земельного участка по распоряжению администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-недв муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».

Между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подписан договор аренды земельного участка от 18.03.2015 № 306 (далее – договор аренды № 306), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов с учетным номером 060043:0000, находящийся по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Академика Павлова, 48 (далее – участок), для использования в целях размещения временного сооружения – передвижная торговая точка в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 8 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи. В материалы дела представлена копия акта приема-передачи земельного участка, согласно которому датой фактической передачи земельного участка во владение и пользование арендатора стороны согласовали считать 10.12.2014.

Согласно пункту 2.1 договора аренды № 306 срок аренды участка устанавливается с 05.02.2015 по 30.12.2015. Дополнением от 28.12.2015 № 6589 к договору аренды срок действия договора аренды продлен по 29.11.2016, дополнением от 28.04.2017 № 2766 – по 02.07.2017.

Уведомлением от 02.05.2017 № 10495-ги в связи с уведомлением о расторжении договора на размещение временного сооружения департамент горимущества уведомил о прекращении договора аренды земельного участка № 306 с 03.07.2017.

Письмом от 23.12.2016 № 10/2506-удиб муниципальное казенное учреждение «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» просило передать в оперативное управление автодорогу, проезд от ул. Академика Павлова в районе жилого дома № 48 по ул. Павлова до жилого дома по ул. транзитной (ИНФ07830) протяженностью 106 п/м, площадью 3740 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0600043:15, а также предоставить в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600043:1056, в границах которого расположен проезд от ул. Академика Павлова, между жилыми домами № 46 и № 48 по ул. Академика Павлова.

Автомобильная дорога с кадастровым номером 24:50:0600043:3016, ранее присвоенный кадастровый номер 24:50:0600043:0:15 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск, представлена копия технической документации, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600043:1056.

Распоряжением администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-недв муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600043:1056, общей площадью 2171 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, проезд между жилыми домами по ул. Академика Павлова, 46, 48, в целях эксплуатации сооружения дорожного хозяйства.

В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600043:1056, который принадлежит на праве муниципальной собственности муниципальному образованию город Красноярск, разрешенное использование – размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне жилой многоэтажной застройки высокой плотности, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов.

В соответствии с письмом от 23.01.2018 № 58-юр департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска объект недвижимости муниципальной собственности – сооружение дорожного хозяйства по адресу: г. Красноярск, от ул. Академика Павлова в районе жилого дома № 48 до жилого дома 34 по ул. Транзитной закреплен за учреждением на праве оперативного управления.

Также в материалы дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28.03.2018 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0600043:1037, 24:50:0600043:1059, местоположения которых установлены относительно ориентира, расположенного в границах участка: ориентир – многоэтажный дом, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Академика Павлова, д. 48 и д. 46 соответственно.

В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером 24:0:0600043:1056, проезд между жилыми домами по ул. Академика Павлова, 46, 48 территориальная зона – зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ, основные виды разрешенного использования – автомобильный транспорт, земельные участки (территории) общего пользования), зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).

По делу № А33-10229/2017 предпринимателем заявлены требования о признании незаконным уведомления от 10.04.2017 № 8626 о прекращении с 22.06.2017 договора аренды земельного участка от 27.12.2012 № 2792. В обоснование требований заявитель ссылается в заявлении (страница 3) на то, что в уведомлении от 10.04.2017 № 8628 ответчик указал, что основанием для досрочного расторжения договора аренды является уведомление департамента социально - экономического развития администрации г.Красноярска от 21.03.2017 № 180-ек о расторжении договора на размещение временного сооружения от 26.11.2012, заключенного с ИП Балашовой Л.В., в связи с тем, что земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителю временное сооружение, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства». Определением от 23.08.2017 производство по делу № А33-10229/2017 приостановлено. Согласно информации Картотеки арбитражных дел с заявлением по делу № А33-10229/2017 предприниматель обратился 15.05.2017.

Письмом от 02.10.2017 администрация города Красноярска сообщила об утрате заявителем права на предоставление компенсационного места.

Заявлением от 01.11.2017 № 23676 заявитель просил представить копию оспариваемого распоряжения. Письмом от 02.11.2017 № 17-8038 в адрес заявителя направлена копия оспариваемого распоряжения.

В соответствии с заключением кадастрового инженера, временное сооружение, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Академика Павлова, в районе дома 48, расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0600043:1056 (правообладатель – муниципальное образование город Красноярск на праве собственности) и 24:50:0600043:1059 (право общей долевой собственности).

Ссылаясь на статьи 39.1, 39.9, 39.14 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

С учетом изложенного, основным условием восстановления срока для судебного оспаривания решений, действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, является уважительность причин его пропуска. В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

Субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.

Следовательно, решение вопроса об обжаловании ненормативного акта, решения, действий (бездействия) предполагает определенную инициативу лица, чьи права, по его мнению, нарушают оспариваемые им ненормативные акты, действия (бездействии), решения, а срок на их обжалование исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, то есть, когда заявитель узнал о совершении оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) и пришел к субъективному мнению о том, что его права и законные интересы нарушены таким актами, действиями (бездействием).

Таким образом, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока. При этом пропуск трехмесячного срока на обжалование решения государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 № 271-0-0, положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлено на защиту конституционных прав граждан и не предполагает произвольного ее применения судами при решении вопросов о порядке исчисления установленного в ней срока, а также восстановления пропущенного срока подачи заявления.

Оспариваемый акт является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, не подлежит официальному опубликованию и не размещается в свободном доступе для неопределенного круга лиц.

Как установлено судом, 15.05.2017 предприниматель обратилась в суд с заявлением (дело № А33-10229/2017), в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в уведомлении от 10.04.2017 № 8628 ответчик указал, что основанием для досрочного расторжения договора аренды является уведомление департамента социально - экономического развития администрации г.Красноярска от 21.03.2017 № 180-ек о расторжении договора на размещение временного сооружения от 26.11.2012, заключенного с ИП Балашовой Л.В., в связи с тем, что земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителю временное сооружение, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (страница 3).

Таким образом, об оспариваемом распоряжении администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-невд о предоставлении земельного участка иному лицу заявителю стало известно 15.05.2017.

Таким образом, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ истек 15.08.2017, доказательств своевременного обращения заявителя к ответчику с просьбой предоставить текст распоряжения в материалы дела не представлено. Ссылка заявителя на то, что с запросом о предоставлении текста оспариваемого распоряжения заявитель обратилась в администрацию 01.11.2017, письмом от 02.11.2017 № 17-8038 в адрес заявителя направлена копия оспариваемого распоряжения, не может быть принята судом, поскольку с момента, когда заявителю стало известно об оспариваемом распоряжении прошло более пяти месяцев, что нельзя признать разумным сроком для получения текста оспариваемого распоряжения лицом, которое считает его права нарушенными данным ненормативным правовым актом. Обратный подход приведет к искусственному продлению срока на оспаривание ненормативного правового акта, предусмотренного законом, поставленному в зависимость от воли заявителя, от действий (бездействия) заинтересованного лица, которое полагает его права нарушенными и не предпринимает своевременных мер для защиты своих прав.

С заявлением о признании недействительным распоряжения по настоящему делу заявитель обратился 25.12.2017 согласно штампу группы регистрации Арбитражного суда Красноярского края, с ходатайством о восстановлении процессуального срока на обжалование решения не обращался.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что срок на оспаривание распоряжения заявителем пропущен, уважительные причины его пропуска отсутствуют, ходатайство о восстановлении срока не заявлено.

Заявитель имел возможность принять меры для своевременной подачи настоящего заявления в суд и своевременного запроса текста оспариваемого акта, доказательств отсутствия такой возможности, наличия уважительных причин пропуска срока на оспаривание акта ответчика заявителем в материалы дела не представлено.

Пропуск срока на обращение в суд при отсутствии уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным распоряжения администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-невд о предоставлении земельного участка.

Кроме того, суд пришел к выводу о том, что основания для признания недействительным распоряжения администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-невд о предоставлении земельного участка муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование отсутствуют в силу следующего.

Распоряжением администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-недв муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600043:1056, общей площадью 2171 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, проезд между жилыми домами по ул. Академика Павлова, 46, 48, в целях эксплуатации сооружения дорожного хозяйства.

Оспаривая распоряжение администрации от 12.01.2017 № 74-недв, заявитель ссылается на статьи 39.1, 39.9, 39.14 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу статей 198, 200, 201 АПК РФ соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя устанавливается судом на момент вынесения оспариваемого ненормативного правового акта.

Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

В силу пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Согласно пункту 3 статьи 39.9 ЗК РФ решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также:

1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу;

2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка;

3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.

Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 39.9 ЗК РФ).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Судом не установлено несоответствие оспариваемого распоряжения указанным нормам права. Доказательств, подтверждающих предоставление спорного земельного участка иному лицу, в том числе заявителю, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, в материалы дела не представлено.

В соответствии со статьями 198, 200, 201 АПК РФ суд оценивает оспариваемое распоряжение на предмет соответствия его нормам права, вопросы целесообразности, необходимости предоставления спорного земельного участка муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» не входят в предмет доказывания по настоящему делу и не подлежат исследованию и оценке судом.

Ссылка заявителя на постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 не может быть принята судом, поскольку заявителем не доказано, что сооружение дорожного хозяйства является объектом, который входит в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.

Распоряжением администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-недв муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600043:1056, общей площадью 2171 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, проезд между жилыми домами по ул. Академика Павлова, 46, 48, в целях эксплуатации сооружения дорожного хозяйства.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется и иными способами, предусмотренными законом.

При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Из смысла положений статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ следует, что условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения непосредственно ответчиком. При этом реализация предусмотренных законом способов защиты гражданских прав путем предъявления иска в арбитражный суд возможна только в том случае, когда такое обращение в суд способно восстановить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.

Наличие у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения устанавливается судом на момент вынесения оспариваемого распоряжения.

Как следует из материалов дела, предприниматель размещает на спорном земельном участке временное сооружение на основании договоров от 26.11.2012, от 05.03.2015 № Б/363 и договоров аренды земельного участка от 27.12.2012 № 2792 и от 18.03.2015 № 306. При этом, по договору аренды заявителю предоставлен земельный участок с учетным номером 060043:0000, находящийся по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Академика Павлова, 48, то есть не сформированный земельный участок.

Согласно оспариваемому распоряжению муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600043:1056, общей площадью 2171 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, проезд между жилыми домами по ул. Академика Павлова, 46, 48, в целях эксплуатации сооружения дорожного хозяйства.

Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога с кадастровым номером 24:50:0600043:3016 располагается на предоставленном оспариваемым распоряжением земельном участке, что не опровергнуто заявителем соответствующими доказательствами.

Таким образом, доказательств, подтверждающих, что заявитель имеет какие-либо вещные права или материально-правовые притязания в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600043:1056, общей площадью 2171 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, проезд между жилыми домами по ул. Академика Павлова, 46, 48, в материалы дела не представлено.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута», положения которой вступили в силу с 01.03.2015.

Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указанные выше нормы ЗК РФ и Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» связывают наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95 (далее – Порядок № 05-95).

Согласно пунктам 4, 6 Порядка № 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.

Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка № 05-95).

Согласно постановлению от 27.11.2012 № 595 срок размещения временных сооружений № 3403 и № 4217 в схеме был установлен до 01.07.2017. Постановлением администрации города Красноярска от 17.07.2017 № 465 «О внесении изменения в Постановление администрации города от 27.11.2012 № 595», вступившим в силу с 31.12.2017, временные сооружения № 3403 и № 4217 исключены из схемы.

С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 ГК РФ, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 № 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее – Положение № 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения № 809).

Согласно пункту 2 Положения № 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 809 размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.

К временным сооружениям относится передвижная торговая точка – передвижной объект, оборудованный шасси, передвижение которого осуществляется на собственных колесах, предназначенный для мелкорозничной торговли либо предоставления услуг общественного питания, за исключением торговли с использованием передвижных бочек (подпункт 24 пункта 4 Положения № 809).

В силу пункта 7 Положения № 809 органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент социально-экономического развития администрации города (далее - Уполномоченный орган).

Пунктом 8 Положения № 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статьей 10 Положения № 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет. При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве в случае, если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок.

В соответствии с пунктом 12 Положения № 809 органы, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, выявляют факты размещения временных сооружений с нарушением требований настоящего Положения, факты размещения временных сооружений, срок размещения которых истек. Порядок взаимодействия органов администрации города Красноярска при выявлении указанных фактов определяется правовыми актами города.

Согласно пункту 13 Положения № 809 юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются в Уполномоченный орган. Юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном им на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прилагают документы, подтверждающие права на земельный участок.

В силу пункта 16 Положения № 809 продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в Уполномоченный орган. В случае продления срока размещения временного сооружения, расположенного на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок.

Продление срока размещения временного сооружения осуществляется путем заключения договора на размещение временного сооружения (пункт 17 Положения № 809).

В соответствии с пунктом 18 Положения № 809 уполномоченный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы. При наличии оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, Уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты регистрации заявления готовится отказ в продлении срока размещения временного сооружения. В случае отсутствия оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, Уполномоченным органом готовится проект договора на размещение временного сооружения.

Согласно пункту 19 Положения № 809 основаниями для отказа в продлении срока размещения временного сооружения являются, в том числе: 3) истечение срока (периода) размещения временного сооружения, установленного в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в том числе истечение срока (периода) размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, либо исключение временного сооружения, в том числе нестационарного торгового объекта, из соответствующей схемы.

Таким образом, в силу изложенных норм права основанием для размещения нестационарных торговых объектов является наличие такого объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования и договор на размещение временного сооружения.

Поскольку на спорном земельном участке находится временное сооружение предпринимателя (передвижная торговая точка), в силу изложенных норм Земельного кодекса Российской Федерации использование земельного участка возможно без его предоставления, то есть без заключения договора аренды земельного участка; размещение спорного нестационарного торгового объекта осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска и договора на размещение временного сооружения, спорные временные сооружения исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов, то суд приходит к выводу о том, что обязательственные права заявителя на размещение временного сооружения распоряжением администрации города Красноярска от 12.01.2017 № 74-невд о предоставлении земельного участка муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное (бессрочное) пользование не нарушались на момент вынесения оспариваемого распоряжения и не нарушаются в настоящий момент.

В силу пункта 20 Положения № 809 и дополнительных соглашений к договорам предоставление заявителю земельного участка носило временный характер, для размещения временного объекта, предполагающее возможность досрочного расторжения договора в порядке и по основаниям, предусмотренном нормативными правовыми актами и договором.

Правоотношения, возникшие между муниципальным казенным учреждением «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» являются вещно-правовыми, а правоотношения заявителя и администрации являются обязательственными.

Как следует из содержания статьи 398 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии нескольких претендующих на имущество лиц приоритет всегда имеет обладатель вещно-правовых правомочий, а при отсутствии такового (то есть, когда все требования основаны исключительно на обязательственных правоотношениях) преимущество отдается тому лицу, чье обязательство возникло раньше.

Следовательно, в рассматриваемом споре имеют приоритет вещные правоотношения, связанные с предоставлением спорного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не противоречит вышеприведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела составляет 300 рублей. Заявителем при обращении в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей по чеку-ордеру от 23.12.2017.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Полищук