ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-36821/20 от 05.04.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

апреля 2021 года

Дело № А33-36821/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Полищук Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Водмонтаж» (ИНН 2404017229, ОГРН 1142452001438)

к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика общества с ограниченной ответственностью «Служба коммунальных услуг Развитие» (ИНН 2465158298, ОГРН 1172468001342),

о признании недействительным приказа,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Самсонова А.А., действующего на основании доверенности от 15.05.2020, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

представителя ответчика: Аникиенко Е.С., действующей на основании доверенности от 11.01.2021 № 1, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым М.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Водмонтаж»(далее – заявитель, ООО УК «Водмонтаж») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края(далее – ответчик, служба) о признании недействительным приказа от 10.07.2020 №125-НДЛ об изменении сведений об основаниях управления многоквартирным домом реестра лицензий Красноярского края.

Заявление принято к производству суда. Определением от 24.12.2020 возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Служба коммунальных услуг Развитие» (далее – ООО «СКУ Развитие»).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и письменных пояснениях.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явилось. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 13.01.2020 №12-ДЛ внесены изменения в реестр лицензий Красноярского края с 01.02.2020 в части исключения из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж»  сведений о доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Заводская, 55, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «СКУ Развитие» на основании протокола общего собрания  собственников в многоквартирном доме  от 08.11.2019 №14.

Приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 13.01.2020 №13-ДЛ внесены изменения в реестр лицензий Красноярского края с 01.02.2020 в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО «СКУ Развитие» сведений о доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Заводская, 55, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «СКУ Развитие» на основании протокола общего собрания  собственников в многоквартирном доме  от 08.11.2019 №14.

Не согласившись с приказами Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 13.01.2020 №№ 12-ДЛ, 13-ДЛ, ООО УК «Водмонтаж» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями о признании недействительными указанных приказов и их отмене. Заявление принято к производству суда, определением от 11.02.2020 возбуждено производство по делу № А33-4412/2020.

ООО УК «Водмонтаж» обратилось в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с заявлением от 06.03.2020 о внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж» сведений о доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район,
п. Березовка, ул. Заводская, 55, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 24.02.2020 №10, указав в качестве основания внесения изменений протокол общего собрания собственников в многоквартирном доме от 24.02.2020 №1.

На основании заключения от 20.03.2020 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 20.03.2020 №119-ПДЛ рассмотрение заявления ООО УК «Водмонтаж» приостановлено, письмом от 20.03.2020 № 100-3267/14 направлен запрос ООО «СКУ Развитие».

ООО «СКУ Развитие» обратилось в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с заявлениями от 17.04.2020 о внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО «СКУ Развитие» сведений о домах, расположенных по адресам: Красноярский край, Березовский район,
п. Березовка, ул. Заводская, д. 55, д. 57 «Б», д. 59 «А», в связи с заключением договоров управления многоквартирным домом от 10.04.2020 б/н, на основании протоколов общего собрания собственников в многоквартирных домах от 10.04.2020 №№22, 23, 24.

На основании заключения от 30.04.2020 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края приказом от 30.04.2020 № 82-НДЛ об изменении сведений об основаниях управления многоквартирным домом реестра лицензий Красноярского края приняла решение внести изменения в реестр лицензий Красноярского края в части изменения сведений об основаниях управления многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО «СКУ Развитие» в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка, ул. Заводская, д. 55, д. 57 «Б», д. 59 «А», в связи с принятием собственниками помещений в указанных домах решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «СКУ Развитие», и заключением договоров управления, на основании, в том числе, протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме № 55 от 10.04.2020 № 22.

На основании заключения от 30.04.2020 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края приказом от 30.04.2020 № 183-ОДЛ отказала ООО УК «Водмонтаж» во внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж», отказано в связи с несоответствием документов требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Порядка.

Оригинал протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме по адресу: Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка, ул. Заводская, д. 55, от 10.04.2020 № 22, изъят у Службы на основании Акта изъятия от 08.06.2020 в связи с расследованием уголовного дела МО МВД России «Березовский».

ООО УК «Водмонтаж» обратилось в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с заявлением от 15.05.2020 о внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж» сведений о доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район,
п. Березовка, ул. Заводская, 55, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 07.05.2020 №17, указав в качестве основания внесения изменений протокол общего собрания собственников в многоквартирном доме от 07.05.2020 №2.

На основании заключения от 26.05.2020 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 26.05.2020 №221-ПДЛ рассмотрение заявления ООО УК «Водмонтаж» приостановлено.

Постановлением от 03.06.2020 № 12001040014000391 дознаватель отдела дознания межмуниципального отделения МВД России «Березовский» возбудил уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с подделкой подписей генерального директора ООО УК «Водмонтаж» и оттисков печати ООО УК «Водмонтаж».

ООО «СКУ Развитие» обратилось в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с заявлением от 02.07.2020 о внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО «СКУ Развитие» сведений о доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район,
п. Березовка, ул. Заводская, 55, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 02.07.2020 б/н, указав в качестве основания внесения изменений протокол общего собрания собственников в многоквартирном доме от 02.07.2020 №25.

Оригиналы протокола от 02.07.2020 №25, решений собственников, направлены ответчиком в Березовский районный суд Красноярского края в связи с рассмотрением гражданского дела по иску ООО УК «Водмонтаж» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Заводская, д. 55, от 02.07.2020.

На основании заключения от 08.07.2020 приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 08.07.2020 №270-ОДЛ во внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж» отказано в связи с несоответствием документов требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок).

На основании заключения от 10.07.2020 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края приказом от 10.07.2020 № 125-НДЛ об изменении сведений об основаниях управления многоквартирным домом реестра лицензий Красноярского края приняла решение внести изменения в реестр лицензий Красноярского края в части изменения сведений об основаниях управления многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО «СКУ Развитие» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка, ул. Заводская, д. 55, в связи с принятием собственниками помещений в указанном доме решения о выборе в качестве управляющей организации ООО «СКУ Развитие», и заключением договора управления.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 августа 2020 года по делу
№ А33-4412/2020 признано недействительным решение Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского об изменении с 01.02.2020 перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК «Водмонтаж», путем исключения сведений о многоквартирном доме по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Заводская, д. 55, из перечня многоквартирных домов реестра лицензий Красноярского края, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж», и включения его в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Красноярского края, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО «СКУ Развитие», оформленное приказами от 13.01.2020 №№ 12-ДЛ, 13-ДЛ.

В соответствии с приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 19.08.2020 № 16-ИЛ приказы от 13.01.2020 №№ 12-ДЛ, 13-ДЛ считаются утратившими силу на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 19.08.2020 по делу № А33-4412/2020.

Письмом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 03.09.2020 № 100-8799/14 приказ Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 19.08.2020 направлен заявителю почтовым сообщением (РПО 80080452461846), письмо получено 12.09.2020. В указанном письме содержатся сведения о том, что в период судебного спора собственниками проведены общие собрания, подтвердившие выбор в качестве управляющей компании ООО «СКУ Развитие», в связи с чем службой внесены изменения в основание управления МКД управляющей организации.

ООО УК «Водмонтаж» обратилось в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с заявлением от 03.09.2020 о внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж» сведений о доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район,
п. Березовка, ул. Заводская, 55, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 17.08.2020 №3, указав в качестве основания внесения изменений протокол общего собрания собственников в многоквартирном доме от 17.08.2020 №3.

Приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.09.2020 № 354-ПДЛ рассмотрение заявления ООО УК «Водмонтаж» приостановлено.

Приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 19.10.2020 № 416-ОДЛ ООО УК «Водмонтаж» во внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж», отказано в связи с несоответствием документов требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Порядка.

ООО УК «Водмонтаж» обратилось в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с заявлением от 21.10.2020 о внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж» сведений о доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район,
п. Березовка, ул. Заводская, 55, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 07.10.2020 №4, указав в качестве основания внесения изменений протокол общего собрания собственников в многоквартирном доме от 07.10.2020 №4.

Письмом от 10.11.2020 № 100-11747/14 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края отказала во внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Водмонтаж» сведений о МКД в связи с несоответствием поданного заявления пункту 2 Порядка, отсутствию приложений, предусмотренных пунктом 3 Порядка.

ООО «СКУ Развитие» обратился к ООО УК «Водмонтаж» с претензией от 11.11.2020
№ 402 о возврате денежных средств, уплаченных собственниками помещений на текущий ремонт многоквартирного дома (МКД), указав на наличие приказа от 10.07.2020 № 125-НДЛ. Претензия направлена почтой (РПО 66252049415918) и получена заявителем 14.11.2020.

Полагая приказ от 10.07.2020 № 125-НДЛ противоречащим требованиям нормативных актов и нарушающим его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно статье 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ.

В силу пункта 51 части 1 статьи 12 данного Закона лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль за деятельностью управляющих компаний согласно Положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края», утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п (далее - Положение от 03.04.2012 № 143-п).

Согласно части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая.

Указанное требование закреплено и в части 1 статьи 192 ЖК РФ, согласно которой деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3.4 Положения от 03.04.2012 № 143-п в компетенцию Службы входит осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе: формирование и ведение реестра лицензий Красноярского края в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, оспариваемый приказ вынесен уполномоченным органом.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В своем отзыве ответчик указывает на то, что заявителем пропущен срок для обращения в суд за оспариванием приказа от 10.07.2020 № 125-НДЛ в связи с тем, что заявитель  проинформирован о его принятии письмами от 09.07.2020 исх. 100-6994/14 (получено заявителем 17.07.2020) и от 03.09.2020 № 100-8799/14 (получено заявителем 12.09.2020).

В то же время, в письме от 09.07.2020 исх. 100-6994/14 ответчик не мог сообщить о принятии приказа от 10.07.2020, а в письме от 03.09.2020 № 100-8799/14 содержится указание только на то, что в период судебного спора собственниками проведены общие собрания, подтвердившие выбор в качестве управляющей компании ООО «СКУ Развитие», в связи с чем службой внесены изменения в основание управления МКД управляющей организации. При этом указания на принятие приказов и их реквизиты указанное письмо не содержит, копии приказов к письму также не приложены. Оспариваемый приказ в свободном доступе не опубликован, доказательств обратного службой не представлено.

Кроме того, в ответ на обращение заявителя от 20.10.2020 № 24-2020-6152 по предоставлению приказа, вынесенного службой по результатам рассмотрения заявления ООО «СКУ Развитие» о внесении изменений в перечень многоквартирных домов реестра лицензиц Красноярского края в части включения сведений о многоквартирном доме № 55 по ул. Заводская в пгт. Березовка, служба сообщила, что приказ службы от 30.04.2020 № 82-НДЛ с информационным письмом об изменении сведений об основаниях управления многоквартирными домами направлен ан юридический адрес ООО «СКУ Развитие»; предоставление такого приказа службой в адрес иного лица Порядком № 938/пр не определено.

Таким образом, служба сообщила заявителю о наличии иного, а не оспариваемого приказа, в связи с чем основания для вывода о том, что об оспариваемом приказе заявитель узнал или должен был узнать из письма от 03.09.2020 № 100-8799/14, отсутствуют.

Заявитель указывает на то, что информация о принятии приказа от 10.07.2020 № 125-НДЛ получена им из претензии, направленной ООО «СКУ Развитие», полученной заявителем 14.11.2020. Доказательств более раннего уведомления заявителя об оспариваемом приказе в дело не представлено.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания считать срок для подачи заявления об оспаривании приказа от 10.07.2020 № 125-НДЛ пропущенным.

В соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу управления многоквартирными домами.

В соответствии с положениями части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015 утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – Приказ №368).

В соответствии с пунктом 1 Приказа №368 сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации (далее - многоквартирные дома), а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), включают:

1.1. адрес многоквартирного дома;

1.2. номер и дата договора управления многоквартирным домом;

1.3. дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;

1.4. дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;

1.5. дата расторжения договора управления многоквартирным домом;

1.6. основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.

Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.

В силу части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с - заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее – Порядок), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;

в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;

г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);

д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;

е) данные о реорганизации лицензиата в перечисленных в пункте случаях.

Пункт 7 Порядка устанавливает, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:

1) реестре лицензий субъекта Российской Федерации;

2) сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Ведение сводного федерального реестра лицензий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственного жилищного надзора обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения указанных реестров, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ).

В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают в том числе адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Совместным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.12.2014 № 504/934/пр определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Таким образом, из смысла изложенных норм следует, что содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом. Федеральный законодатель установил, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий и упоминаемую систему. Данный правовой вывод отражен в Решении Верховного Суда РФ от 29.09.2017 № АКПИ17-704.

Пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусматривает, что выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Часть 3 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, при решении вопроса о надлежащем способе управления многоквартирным домом, прерогатива решения данного вопроса предоставлена законодателем собственникам помещений в соответствующем доме.

В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Положения части 1.1 статьи 46 ЖК РФ предусматривают, что управляющая организация, в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений от инициаторов проведения собрания обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

В свою очередь орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (статья 198 ЖК РФ)

В то же время,  орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (часть 1.1 статьи 46 ЖК РФ)

Аналогично и положениями пункта 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае поступления сведений от иного лицензиата о заключении с ним договора управления в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом с ранее отраженным в реестре лицензии лицензиатов, в ситуации непредставления прежним лицензиатом соответствующих сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и в сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений только по результатам внеплановой проверки.

Обеспечение возможности решения вопроса о внесении изменений в реестр лицензий субъекта реализовано предусмотренной Порядком процедурой приостановления рассмотрения заявления лицензиата.

Так пункт 10 Порядка предусматривает, что основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:

а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 Порядка;

б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;

в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.

Пункт 15 Порядка указывает, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора:

а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;

б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;

в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка.

При таких обстоятельствах, в силу вышеприведенных правовых норм, орган государственного жилищного надзора в силу требований части 1.1 статьи 46, части 3 статьи 198 ЖК РФ вправе принимать решение о внесении изменений в реестр лицензий только после проведения внеплановой проверки.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только, в том числе, внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ.

Согласно пункту 1.1 част 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием проведения проверки по данному пункту является поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).

Таким образом, рассматриваемые проверки не были приостановлены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, поскольку связаны как с предоставлением правового статуса, так и специального разрешения на осуществление деятельности по новому адресу.

Согласно статье 18 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Соответственно, в ЖК РФ, Федеральном законе № 99-ФЗ предусмотрен механизм изменения места осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирным домом (т.е. определения нового места осуществления лицензируемого вида деятельности). Данный механизм обусловлен особенностью рассматриваемых отношений, в связи с чем предполагает особый порядок реализации.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (пунктом 6) установлено, что в отношении лицензий, разрешений, перечисленных в части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотренных приложениями № 1 и 2 к настоящему постановлению, в случае изменения места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места осуществления лицензируемого вида деятельности или деятельности, в отношении которой выдано разрешение, связанного с переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации, переоформление лицензии, разрешения не требуется.

Соответственно, переоформление лицензии не требуется только в случае, если изменение места осуществления деятельности связано с переименованием (географического объекта, улицы, площади или иной территории), что не относится к рассматриваемым случаям.

Таким образом, учитывая, что в ЖК РФ (в частности, в статьях 46, 198) прямо регламентирован механизм внесения изменений в реестр лицензий (только по результатам проверки), действие положений ЖК РФ не приостановлено, не изменено, а приведенные выше правовые акты изменений в порядок принятия решения об исключении (включении) сведений об управлении многоквартирными жилыми домами в реестр лицензий не вносят, соответствующее решение подлежало принятию Службой после проведения внеплановой проверки, которая могла быть проведена, поскольку данные проверки не приостанавливались.

При этом объектом проверки является не организация, а полученные заявление и документы, свидетельствующие о смене управления многоквартирным домом, что не предполагает административную нагрузку на организацию в случае проверки контролирующим органом деятельности самой организации.

Кроме того, следует учитывать, что меры, принимаемые Правительством РФ, направлены на уменьшение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты. В рассматриваемом же случае проведение проверки направлено на защиту и обеспечение интересов как первого, так и второго лицензиата, т.к. обеспечивает принятие обоснованного решения с учетом доводов и документов обоих лицензиатов (которым должна быть в ходе проверки предоставлена возможность направления таких доводов и документов).

Как следует из материалов дела, в службу в течение трех месяцев поданы заявления ООО УК «Водмонтаж» (заявление от 18.05.2020 № 3226, протокол от 07.05.2020 № 2) и                  ООО «СКУ Развитие» (заявление от 08.07.2020 № 4339, протокол от 02.07.2020) о внесении изменений в отношении управляющей компании многоквартирного дома по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Заводская, 55, с приложением протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, содержащие решения по аналогичным вопросам повестки дня.

Вместе с тем, ответчик при вынесении приказа от 10.07.2020 № 125-НДЛ не организовал и не провел внеплановую проверку в установленном статьями 46, 198 ЖК РФ порядке (доказательств обратного в материалы дела не представлено). При этом, с учетом наличия у службы сведений, поданных иным лицом о заключении договора управления в порядке части 2 статьи 198 ЖК РФ, ответчик был обязан провести такую проверку.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, в связи с поступлением заявлений от ООО «СКУ Развитие» от 02.07.2020, учитывая наличие у ответчика ранее представленных и надлежащим образом не проверенных сведений ООО УК «Водмонтаж» о заключении договора управления рассматриваемым многоквартирным домом, решение по результатам рассмотрения заявления ООО «СКУ Развитие» могло быть принято только по результатам проведения внеплановой проверки и оценки на предмет выявления признаков ничтожности в отношении представленных ответчику решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов о выборе управляющей компании, а также проверки соблюдения требований к порядку заключения договора управления многоквартирными домами.

Суд полагает, что при наличии нескольких заявлений ответчик должен был рассмотреть все полученные и не проверенные в установленном порядке сведения о выборе управляющей организации в рамках проведения внеплановой проверки и только по итогам проведения такой проверки принять решение о наличии или отсутствии оснований для изменения сведений о многоквартирном доме в реестре лицензий в части информации об объекте управления. Принятие решения по итогам рассмотрения заявления до проверки ранее поступившего заявления не соответствует ни целям введения законодателем требования о проведении внеплановой проверки, ни целям ведения реестра лицензий, нарушает права как управляющей организации, основывающей свое право на заключенном в соответствии с требованиям ЖК РФ договоре управлении, так и права собственников помещений на получение полной и достоверной информации об управляющих организациях, имеющих право требования внесения платежей и несущих соответствующие обязанности по управлению перед собственниками помещений. При этом ответчик осознавал наличие существующего на момент принятия им решения судебного спора по делу № А33-4412/2020, и, несмотря на то, что оспариваемому в указанном деле решению еще не была дана надлежащая правовая оценка, принимал решение без проведения внеплановой проверки. Данные обстоятельства дополнительно учитываются судом при оценке законности оспариваемого ненормативного акта.

Доказательств соблюдения требований подпункта «а» пункта 15 Порядка, согласно которому в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов, в материалы дела не представлено.

Необходимость проведения в указанных случаях проверки представленных обоими  лицензиатами сведениями обусловлена пунктом 1.1 статьи 46, пунктом 3 статьи 198 ЖК РФ, целью обеспечения достоверности данных реестра лицензий управляющих компаний субъекта Российской Федерации, а также целью недопущения управления несколькими управляющими организациями одним многоквартирным домом (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

Исходя из фактических обстоятельств, учитывая наличия противоречивых сведений в отношении управляющей организации многоквартирного дома, расположенных по адресу: по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Заводская, 55, Службе надлежало провести внеплановую проверку в целях установления достоверности представленных сведений и соблюдения требований жилищного законодательства при проведении каждого из представленных собраний собственников помещений.

Необходимость проведения в указанных случаях проверки представленных лицензиатами сведениями обусловлена целью обеспечения достоверности данных реестра лицензий управляющих компаний субъекта Российской Федерации.

Заявитель в обоснование своих требований указывает, что службой нарушен порядок внесения изменений в реестр лицензий, внеплановая проверка не проводилась, ответчиком необходимые материалы и информация у обоих лицензиатов не запрашивалась.

Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, и заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что ответчиком при принятии оспариваемого решения (приказ от 10.07.2020 № 125-НДЛ) допущены существенные нарушения действующего законодательства, внеплановая проверка при данных обстоятельствах не проведена.

Выявленные недостатки не могут быть восполнены в рамках судебного разбирательства по настоящему делу при оспаривании принятого Службой без проведения проверки приказа о внесении изменений в реестр лицензий, поскольку арбитражный суд при рассмотрении споров не вправе подменять собой административные органы и вторгаться в их компетенцию,а уполномочен только оценивать принятые решение и совершенные действия на предмет и соответствия либо несоответствия действующему законодательству.

Обязательная административная процедура рассмотрения вопроса о внесении изменений в реестр лицензий, повлекшая принятие оспариваемого приказа, нарушена.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ указанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Закрытый перечень видов проверочных мероприятий, инспекций, а также муниципальных и государственных проверок и надзоров, на которые не распространяется действие Федерального закона № 294-ФЗ, закреплен в частях 3 и 3.1 статьи 1 данного закона. Следовательно, непоименованные в данных положениях виды государственных проверок надлежит проводить с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ.

Кроме того, частью 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что могут устанавливаться другими федеральными законами особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в том числе, в отношении лицензионного контроля и жилищного надзора. Таким образом, указанные виды контрольно-надзорных мероприятий в силу прямого указания подпадают под регулирование Федерального закона № 294-ФЗ с возможностью установления другими федеральными законами особенностей их проведения по названному в части 4 статьи 1 перечню вопросов.

При этом часть 1 статьи 19 Федерального закона №99-ФЗ также  прямо предусматривает, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Как указывалось ранее, в соответствии с положениями Федерального закона №99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Часть 7 статьи 20 ЖК РФ прямо предусматривает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль за деятельностью управляющих компаний согласно Положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края», утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п. 

В силу вышеприведенных норм, в отношений мероприятий лицензионного контроля за деятельностью управляющих компаний федеральным законодательством могут быть установлены особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Такие особенности в части получения согласований и порядка уведомления о проведении проверки установлены частью 3 статьи 196 ЖК РФ, согласно которой внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Особенности в части определения оснований для проведения внеплановой проверки, применительно к рассматриваемым обстоятельствам установлены в соответствии с положениями части 1.1 статьи 46: поступление в орган государственного жилищного надзора в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня; и в части 3 статьи 198 ЖК РФ: поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением и заключением договора управления многоквартирным домом.

Таким образом, положения части 1.1 статьи 46, части 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривают специальные основания для проведения внеплановой проверки  уполномоченным органом государственной власти при реализации полномочий в области регулируемой деятельности лицензиатов при осуществлении лицензируемого вида деятельности, положения статьи 196 ЖК РФ – особенности организации ее проведения в виде неосуществления согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении. Иные особенности проведения внеплановых проверок в указанных в статья 46 и 198 ЖК РФ случаях действующим федеральным законодательством не предусмотрены.

Какой-либо специальный порядок организации и проведения проверки – действующим законодательством также не предусмотрен. Равно как проведение данного вида проверки в качестве исключения из сферы действия Федерального закона №294-ФЗ не поименовано.

Таким образом, при организации и проведении внеплановой проверки, необходимость проведения которой обусловлена положениями части 1.1 статьи 46 ЖК РФ и части 3 статьи 198 ЖК РФ, во всем остальном Службе надлежало руководствоваться положениями Федерального закона №294-ФЗ. Аналогичный правовой подход отражен в судебной практике и содержится, например, в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу № А43-13768/2019.

По смыслу положений главы 2 Федерального закона №294-ФЗ проверки могут являться плановыми и внеплановыми в зависимости от оснований их проведения и особенностей организации.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ предусматривает, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Часть 1 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ предусматривает, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 3 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ).

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона №294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Федерального закона №294-ФЗ).

В соответствии с положениями части 1 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В своем отзыве ответчик указывает, что оспариваемым решением изменено основание управления многоквартирным домом, при этом заявлений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления в службу не поступало, в связи с чем проведение внеплановой проверки в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ не требовалось.

Судом указанный довод отклоняется на основании следующего.

В соответствии с пунктом 7 Порядка, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в течение трех месяцев подряд заявитель и третье лицо обращались в службу с заявлениями о внесении изменений в перечень лицензий Красноярского края в части включения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведений о доме, расположенном по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Заводская, 55, в связи с заключением новых договоров управления многоквартирным домом на основании новых протоколов общего собрания собственников в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня о выборе в качестве управляющей компании ООО УК «Водмонтаж» и ООО «СКУ Развитие», т.е. с заявлениями о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.

Таким образом, внесение изменений в основание управления многоквартирным домом является по существу внесением изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом. Иных способов и оснований изменения реестра                  ЖК РФ и Порядок не предусматривают.

Довод службы о том, что двух взаимоисключающих протоколов общего собрания в течение трех месяцев подряд в службу не поступало, опровергается материалами дела и пояснениями лиц, участвующих в деле в судебном заседании.

С учетом изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого приказа от 10.07.2020 № 125-НДЛ закону и нарушении данным приказом прав и законных интересов заявителя, в связи с чем указанный приказ подлежит признанию недействительным.

В силу частей 4, 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решения государственного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

Согласно пункту 15 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, лицензирующий орган.

С 01 мая 2015 года формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Реестр лицензий Красноярского края ведет Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

При этом согласно Порядку само принятие Службой решения о внесении изменений в соответствующие сведения, является основанием для соответствующего внесения изменений в реестр лицензий.

Согласно материалам дела изменения внесены в связи с принятием ответчиком соответствующего решения в виде оспариваемого приказа от 10.07.2020 № 125-НДЛ.

Соответственно, принятие решения суда о признании недействительным данного приказа является основанием для исключения из реестра лицензий сведений, внесенных на основании данного приказа (аннулирования данных сведений).

Как следует из представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон, после принятия оспариваемого приказа от 10.07.2020 № 125-НДЛ неоднократно проводились собрания собственников помещения многоквартирного дома по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Заводская, 55, на которых принимались решения о выборе в качестве управляющей компании ООО УК «Водмонтаж» либо ООО «СКУ Развитие»; службой вносились соответствующие изменения в реестр лицензий. Так, согласно представленным в материалы дела сведениям о заявлениях о внесении изменений, размещенным на сайте службы, 06.10.2020 в отношении спорного многоквартирного дома поступило заявление от ООО СКУ «Развитие» о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления спорным многоквартирным домом, по результатам рассмотрения которого принято решение о включении сведений в реестр лицензий.

С учетом изложенных обстоятельств о принятии собственниками многоквартирного дома иных решений о выборе управляющей компании после вынесения оспариваемого приказа, восстановительная мера судом не принимается.

Часть 2 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление  подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 3000 рублей и подлежат взысканию со службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582) в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Водмонтаж» (ИНН 2404017229, ОГРН 1142452001438)

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным приказ Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 10.07.2020 № 125-НДЛ «Об изменении сведений об основаниях управления многоквартирным домом реестра лицензий Красноярского края».

Взыскать со Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582) в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Водмонтаж»(ИНН 2404017229, ОГРН 1142452001438) 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Полищук