АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
мая 2021 года | Дело № А33-36957/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании
дело № А33-36957/2020 (объединенное с делом № А33-738/2021)
по заявлению Администрации г. Красноярска(ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 09.10.2020 по делу № 024/01/16-2781/2019,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия города Красноярска «Школьный комбинат питания» (ИНН <***>), ООО «Небанковская кредитная организация «Красноярский краевой расчетный центр» (ИНН <***>), ООО «Параграф» (ИНН <***>), ООО «Феникс Группа» (ИНН <***>),
и по заявлению общества с ограниченной ответственностью небанковской кредитной организации Красноярского краевого расчетного центра (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 09.10.2020 по делу № 024/01/16-2781/2019,
при участии в судебном заседании:
от Администрации г. Красноярска: ФИО1, действующей на основании доверенности от 21.12.2020 № 04-10364,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю: ФИО2, действующей на основании доверенности № 14 от 11.01.2021,
от ООО «Параграф»: ФИО3, действующей на основании доверенности от 03.02.2020, ФИО4, действующего на основании доверенности от 01.10.2019,
от ООО «Небанковская кредитная организация «Красноярский краевой расчетный центр»: ФИО5, действующей на основании доверенности от 02.11.2020,
при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой, с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
Администрация г. Красноярска (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - ответчик) о признании недействительным решения от 09.10.2020 по делу № 024/01/16-2781/2019.
Заявление принято к производству суда. Определением от 25.12.2020 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное предприятие города Красноярска «Школьный комбинат питания», ООО «Небанковская кредитная организация «Красноярский краевой расчетный центр», ООО «Параграф», ООО «Феникс Группа». Делу присвоен порядковый номер А33-36957/2020.
В арбитражный суд Красноярского края обратилось общество с ограниченной ответственностью небанковская кредитная организация Красноярский краевой расчетный центр к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 09.10.2020 по делу № 024/01/16-2781/2019. Делу присвоен порядковый номер А33-738/2021.
Определением суда от 18.01.2021 суд принял к производству заявление и объединил дела №А33-738/2021 и №А33-36957/2020 в одно производство, присвоив делу № А33-36957/2020.
В судебное заседание 19.05.2021 явились представители сторон и ООО «Параграф». Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие их представителей.
Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле.
Представитель Администрации г. Красноярска поддержал заявленные требования, основываясь на доводах, указанных в заявлении.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ООО «Параграф» поддержал заявленные требования.
Представитель ООО «Небанковская кредитная организация «Красноярский краевой расчетный центр» поддержал заявленные требования.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В Красноярское УФАС России поступила жалоба ООО «Феникс Группа» о проведении проверки в отношении МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания» при заключении договора N 1170 на оказание услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых от 03.09.2019, заключенного на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункта 1 пункта 3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального предприятия города Красноярска «Школьный комбинат питания» (реестровый номер положения 1170130076) с единственным поставщиком ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» стоимостью 2 356 959,89 рублей. Информация об указанной закупке размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (извещение N 31908255150).
Кроме того, в Красноярское УФАС России поступило заявление КРОО «Центр правовой защиты» с просьбой о проведении проверки в отношении ООО «Параграф» при внедрении в общеобразовательных учреждениях города Красноярска услуги «Электронный кошелек «Карта Школьника», поступившее в управление также из прокуратуры города Красноярска Красноярского края.
Также в Красноярское УФАС России поступили два обращения УФСБ России по Красноярскому краю с просьбой о проведении проверки в отношении МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания» и ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» при заключении договора, а также с просьбой о проведении проверки ООО «Параграф» при заключении указанным хозяйствующим субъектом в период с сентября по ноябрь 2019 года договоров об оказании услуг по организационно-технологическому взаимодействию с общеобразовательными учреждениями города Красноярска (далее - Обращения).
По результатам рассмотрения жалобы, заявления и обращений антимонопольным органом на основании приказа Красноярского УФАС России от 30.12.2019 N 332 возбуждено дело № 024/01/16-2781/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с заключением Администрацией, МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания», ООО «Параграф» и ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» соглашения, ограничивающего конкуренцию.
Рассмотрев материалы дела № 024/01/16-2781/2019, антимонопольный орган пришел к выводу, что в действиях МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания», ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», Администрации, ООО «Параграф» содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции", выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, обеспечившего ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», ООО «Параграф» приоритетный доступ на рынок по указанию услуг внедрения и сопровождения системы безналичного расчета за школьное питание в столовых общеобразовательных учреждений г. Красноярска для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания». Таким образом, созданы необоснованные преимущественные условия деятельности ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», ООО «Параграф», повлекшие устранение иных хозяйствующих субъектов от возможности получения права на заключение договора на указанные услуги, в том числе ограничение доступа на названный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.
Решением от 09.10.2020 по делу № 024/01/16-2781/2019 антимонопольный орган признал МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания», ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», Администрации, ООО «Параграф» нарушившими статью 16 Закона "О защите конкуренции", в части совершения действий, выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения посредством заключения в обход конкурентных процедур соглашения об обеспечении ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», ООО «Параграф» приоритетного доступа на рынок по указанию услуг внедрения и сопровождения системы безналичного расчета за школьное питание в столовых общеобразовательных учреждений г. Красноярска для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания».
Администрация г. Красноярска, ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», не согласившись с вышеуказанным решением антимонопольного органа, обратились в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "ж" пункта 2 и пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии со статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 N 649/15, оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Процедура рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства соблюдена Красноярским УФАС, доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено, соответствующих доводов не заявлено.
Суд полагает, что заявители не доказали, что оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ, нарушает их права и законные интересы в силу следующего.
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ целью указанного закона является обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ определено, что Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Заявителями оспаривается решение антимонопольного органа, которым МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания», ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», Администрации, ООО «Параграф» признаны нарушившими статью 16 Закона "О защите конкуренции", в части совершения действий, выразившееся в достижении антиконкурентного соглашения посредством заключения в обход конкурентных процедур соглашения об обеспечении ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», ООО «Параграф» приоритетного доступа на рынок по указанию услуг внедрения и сопровождения системы безналичного расчета за школьное питание в столовых общеобразовательных учреждений г. Красноярска для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания».
Положения статьи 16 Закона о защите конкуренции предусматривают, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Реализация заключенного между хозяйствующими субъектами соглашения предполагает предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (пункт 2), согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников.
Как разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2010 N 9966/10, Закон о защите конкуренции содержит специальное определение понятия соглашения для целей применения антимонопольного законодательства. Нормы же статьи 154, 160, 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации применению в данном случае не подлежат.
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусматривает, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о нарушении статьи 16 Федерального закона о конкуренции входит установление следующих фактических обстоятельств:
-достижение соглашения между перечисленными в пункте 1 статьи субъектами совершение ими согласованных действий на определенном товарном рынке;
-влияние либо возникновение угрозы негативного влияния на конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
-наличие прямой причинно-следственной связи между соответствующим соглашением/согласованными действиями и изменение состояния конкуренции (угрозой изменения), т.е. обусловленность недопущения, ограничения или устранения конкуренции именно совершение таких действий, заключением соглашения.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком установлены следующие обстоятельства.
На основании Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" является муниципальным унитарным предприятием города Красноярска Красноярского края.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителями МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" является Администрация города Красноярска и город Красноярск Красноярского края.
01.08.2019 МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" рассмотрено коммерческое предложение от ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» (исх. N 375-1 от 01.08.2019) о заключении договора по оказанию услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых. Стоимость внедрения и обслуживания системы составила 3% от оборота денежных средств, переведенных через систему. Данным коммерческим предложением ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» проинформировало МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" о том, что в сентябре 2016 года компанией ООО "Параграф" совместно с ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» был запущен платежный сервис "Электронный кошелек - Карта Школьника" (далее - Карта школьника). В рамках данного сервиса ученику предоставляется возможность оплачивать питание в школьной столовой, оплата проезда в городском транспорте, используя электронный счет, открытый в НКО, привязанную к нему платежную карту, эмитированную также НКО. Кроме того, карту можно использовать в качестве электронного пропуска в образовательное учреждение.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, установленными в Федеральном законе N 223-ФЗ, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
26.08.2019 МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" приказом N 237-ю в Положение внесены изменения, согласно которым сумма закупки у единственного поставщика предприятия с 1 200 тыс. рублей увеличивается до 5 000 тыс. рублей (пункт 3.1. Положения).
30.08.2019 МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" приказом N 252-ю в план закупки товаров, работ, услуг на 2018-2019 годы (на период с 01.09.2018 по 01.09.2019) предприятия внесены изменения, согласно которым в указанный план вносится закупка у единственного поставщика по следующей позиции: оказание услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых в сентябре - декабре 2019 года на сумму 2 356 959,89 рублей, а именно пункт 118 указанного плана (автоматизация расчетов заказчика с физическими лицами в школьных столовых общеобразовательных учреждений (код по ОКВЭД2 63.11.1, код по ОКПД2 63.11.12.000).
30.08.2019МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" приказом N 253-ю ответственному лицу предприятия поручено разместить закупку у единственного поставщика по вышеуказанной услуге на сайте zakupki.gov.ru до 02.09.2019.
02.09.2019МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" в ЕИС размещен протокол закупки у единственного поставщика от 02.09.2019 N 31908255150-01 - ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр».
В соответствии с пунктом 5.11. Устава МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждением предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Для целей настоящего пункта предприятием стоимость отчуждаемого предприятием имущества в результате крупной сделки определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.
Решение о совершении крупной сделки принимаются с согласия учредителя.
Уставной фонд МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" составляет 11 019 486,50 рублей. Таким образом, договор на сумму 2356959,89 рублей подлежал согласованию с учредителем.
Органом, координирующим деятельность предприятия является Департамент социально развития администрации г. Красноярска.
Письмом от 02.09.2019 N 507 МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" обратилось в адрес Департамента социально развития администрации г. Красноярска с просьбой о согласовании крупной сделки - заключение договора с единственным поставщиком ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», извещение N 31908255150 на оказание услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых общеобразовательных учреждений на сумму 2356959,89 рублей, срок оказания услуг: сентябрь - декабрь 2019 года.
Письмом от 03.09.2019 N 05-6604, оформленном на бланке Администрации города Красноярска, Департамент социального развития администрации города согласовал муниципальному предприятию города Красноярска "Школьный комбинат питания" одобрение крупной сделки - заключение договора с единственным поставщиком ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», извещение N 31908255150 на оказание услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых общеобразовательных учреждений на сумму 2 356 959,89 рублей, срок оказания услуг: сентябрь - декабрь 2019 года". Указанное письмо подписано заместителем Главы города - руководителем департамента социального развития.
На основании Распоряжения администрации г. Красноярска от 16.04.2018 N 140-р "Об утверждении Положения о департаменте социального развития администрации города Красноярска" Департамент является органом администрации города без прав юридического лица, созданным в целях осуществления установленных законодательством полномочий администрации города в области формирования социальной политики города.
Согласно указанному нормативному акту в функции Департамента входит осуществление координации деятельности муниципального предприятия города Красноярска "Школьный комбинат питания", в том числе ведомственный контроль путем проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Из пункта 20 указанного распоряжения следует, что Руководство деятельностью Департамента осуществляет заместитель Главы города - руководитель Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой города в установленном порядке.
Пунктом 21 данного акта установлено, что Руководитель Департамента представляет администрацию города в органах государственной власти и местного самоуправления, иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Департамента; подписывает документы в пределах своей компетенции; выполняет иные функции, необходимые для решения поставленных перед Департаментом задач.
В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 18.10.2018 N 361-р "О внесении изменений в Распоряжение администрации города от 16.04.2018 N 140-р" Департамент осуществляет координацию деятельности МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания".
Таким образом, Администрация в лице Департамента письмом от 03.09.2019 N 05-6604 "О согласовании одобрения крупной сделки" согласовала МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" одобрение крупной сделки - заключение договора.
По результатам проведенной закупки у единственного поставщика, между МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" и ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» 03.09.2019 заключен Договор на основании подпункта 1 пункта 3.1 Положения.
На основании пункта 2.1 Договора (раздел 2 Предмет договора) в период действия и на условиях Договора ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» посредством Системы обязуется автоматизировать расчеты Заказчика (МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания") с физическими лицами в школьных столовых общеобразовательных учреждений, указанных в Приложении N 1 к Договору. В приложение N 1 к Договору включено 100 организаций (школьных учреждений) Советского, Центрального, Октябрьского, Свердловского, Кировского и Ленинского районов города Красноярска.
Предметом Договора является оказание ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых в образовательных организациях МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания ".
Наличие указанных учреждений в Договоре N 1170 по умолчанию предусматривает заключение общеобразовательными учреждениями договорных отношений с контрагентом МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" и его партнерами по осуществлению безналичной оплаты за питание в общеобразовательных учреждениях, поскольку предприятие, а не иное лицо, организует питание учащимся, принимает оплату от учащихся и общеобразовательных учреждений за оказанные услуги.
Пунктом 13.5 Договора стороны пришли к соглашению о том, что ни одна из сторон не вправе передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам без письменного согласия другой стороны.
Также антимонопольным органом установлено, что между ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» и ООО «Параграф» заключён договор об оказании услуг по информационно-технологическому взаимодействию при совершении операций с использованием Карты школьника N 1305-1/11-П от 01.11.2017, согласно пункту 3.1.1 которого в обязанности ООО «Параграф» входит осуществление информационно-технологического взаимодействия между участниками программ и оператором ЭДС с использованием клиентами для осуществления расчетов Карты школьника посредством:
- сбора информации в электронном виде и, при необходимости, в печатном виде от участников программы;
- обработки полученной информации и направления ее оператору ЭДС в круглосуточном режиме;
- передачи участникам программы полученной от оператора ЭДС информации об авторизации платежей;
- формирования и направления оператору ЭДС Реестров платежей в электронном виде, являющихся основанием для холдирования и последующего перевода денежных средств в пользу получателей денежных средств по операциям, совершенным с использованием системы, при применении клиентами карты школьника;
- формировании и направления получателям денежных средств окончательных реестров в электронном виде, по которым осуществлен перевод денежных средств операторов ЭДС с использованием Системы при применении клиентами карты школьника.
На основании Договора N 1305-1/11-П за услуги по информационно-технологическому взаимодействию ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» производит выплату вознаграждения ООО «Параграф» в размере 1,9% от суммы переводов денежных средств через систему.
Вместе с тем, оплата за оказанные услуги осуществляется ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» на основании договора об информационно-технологическом взаимодействии между МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" и ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» N 1412/10-П от 30.09.2018 по безналичному расчету в размере 3% от суммы денежных средств, поступивших от учащихся, их родителей/законных представителей, учителей общеобразовательных учреждениях на расчетный счет МП " Школьный комбинат питания " (пункт 3.3 Договора N 1170).
Из пунктов 3.1 и 3.2. Договора N 1412/10-П следует, что при оказании услуг по указанному договору МП "Школьный комбинат питания" выплачивает ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» вознаграждение в размере 3% от суммы каждого перевода учащихся, их родителей/законных представителей, учителей общеобразовательных учреждений до момента перечисления денежных средств МП г. Красноярска " Школьный комбинат питания ".
Кроме того, антимонопольным органом также установлено, что еще 09.01.2018 между ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» и ООО «Параграф» был заключен договор N 2-БПА привлечения Банковского платежного агента (на предоставление электронных средств платежа и обеспечении возможности их использования), целью которого является предоставление и распространение электронных средств платежа (предоплаченных карт "Карта школьника") в среднеобразовательных учреждениях.
Взаимодействие между ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» и ООО «Параграф» при использовании вышеуказанной системы при применении Карты школьника также осуществляется на основании агентского договора N БП 119-45/19 от 01.06.2019 о поручении, согласно которому ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» поручает, а ООО «Параграф» принимает на себя обязательства совершать действия от имени ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» по развертыванию (внедрению) сервиса "Карта школьника" в общеобразовательных учреждениях, Комбинатах питания, а ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» обязуется уплачивать ООО «Параграф» вознаграждение за исполнение поручения (установку оборудования, программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях в рамках системы Карта школьника).
Таким образом, антимонопольный орган обоснованно заключил, что еще до заключения между ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» и МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" Договора N 1170, ООО «Параграф» (далее - Агент) и ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» (далее - Принципал) находились в договорных правоотношениях (агентский договор N БП-119-45/19 от 01.06.2019).
Как следует из пояснений ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» в части описания схемы и порядка взаиморасчетов, заявитель в рамках договора с комбинатом питания оказывает услуги по осуществлению расчетов и переводу денежных средств от физических лиц - плательщиков (например, родителей, учителей) в адрес получателя МП г. Красноярска " Школьный комбинат питания". В рамках агентского договора ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» привлекает ООО «Параграф» с целью распространения и установки платежного оборудования в среднеобразовательных учреждениях. В рамках Договора №2-БПА от 09.01.2018 ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» привлекает ООО «Параграф» с целью распространения предоплаченной карты «карта школьника», эмитированной ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр»; привлечение ООО «Параграф» в рамках лицензионного договора обуславливается предоставление ООО «Параграф» программы обеспечения для работы системы, в рамках которой осуществляется сбор, обработка, передача информации между участниками процесса, с обеспечением высокой степени безопасности.
ООО «Параграф» в материалы антимонопольного дела представлен перечень школ города Красноярска, в которых установлена соответствующая система и внедрена "Карта школьника" в рамках исполнения обязательств по Лицензионному договору N 1305-1/11-П от 01.11.2017 и агентскому договору N БП 119-45/19 о поручении от 01.06.2019: Гимназия N 16 (с 07.11.2018), Гимназия N 3 (с 03.12.2019), Гимназия N 8 (с 02.04.2019), Лицей N 1 (начальная) (с 11.11.2019), Лицей N 10 (с 04.10.2019), Лицей N 28 (с 19.12.2019), Лицей N 3 (с 06.11.2019), Прогимназия N 131 (с 15.01.2019), Школа N 129 (с 09.01.2019), Школа N 133 (с 11.01.2019), Школа N 134 (с 28.10.2019), Школа N 139 (с 07.11.2018), Школа N 141 (с 18.04.2017), Школа N 144 (с 31.10.2018), Школа N 145 (с 16.10.2019), Школа N 149 (с 19.02.2019 по 10.01.2020), Школа N 150 (с 04.02.2020), Школа N 151 (с 04.02.2020), Школа N 152 (с 16.10.2019), Школа N 155 (с 10.10.2019), Школа N 156 (с 19.11.2019), Школа N 18 (с 09.01.2019), Школа N 19 (с 13.11.2019), Школа N 3 (с 11.01.2019), Школа N 4 (с 10.12.2019), Школа N 45 (с07.11.2018), Школа N 56 (с 03.12.2019), Школа N 62 (с 04.12.2019), Школа N 66 (с 08.11.2019), Школа N 69 (с 30.10.2019), Школа N 70 (с 07.11.2019), Школа N 72 (с 07.11.2019), Школа N 73 (с 16.01.2019), Школа N 82 (с 10.01.2019), Школа N 85 (с 30.10.2019), Школа N 86 (с 02.04.2019), Школа N 89 (с 03.12.2019), Школа N 91 (с 25.03.2019), Школа N 93 (с 06.11.2019), Школа N 94 (с 06.11.2019), Школа N 95 (с 27.11.2019), Школа N 98 (с 25.12.2018), Школа N 99 (с 11.01.2019).
ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» представлено в материалы антимонопольного дела письмо МП г. Красноярска " Школьный комбинат питания " (на N 1213 от 03.09.2019), согласно которому, на основании пункта 13.5 договора N 1170 от 03.09.2019 МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" дает свое согласие на привлечение ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» иных лиц для исполнения заключенного между МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" и ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» договора N 1170 от 03.09.2019.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая условия договоров N 1170 и N 1412/10-П, денежные средства учащихся, их родителей/законных представителей, учителей общеобразовательных учреждений за оплату питания в школьных столовых перечисляются на счет организатора питания - МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" с удержанием 3% от товарооборота в пользу ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр».
Денежные средства от учащихся, их родителей/законных представителей, учителей общеобразовательных учреждений за оплату питания напрямую ни в МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания", ни в ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» не поступают, поскольку у ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» отсутствует система, позволяющая систематизировать заказы учащихся, их родителей/законных представителей, учителей в школьных столовых общеобразовательных учреждений и оборудование, позволяющая получать заказы (терминалы, считыватели бесконтактных карт, компьютеры, мониторы программное обеспечение и т.д.).
Доведение денежных средств учащихся до организатора питания - МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" осуществляется через систему ООО "ПА" "Электронный кошелек. Карта школьника".
Закон о платежной системе устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
При этом, исходя из предмета регулирования, установленного в статье 1 Закона о национальной платежной системе, субъектный состав участников национальной платежной системы, установлен определенные требования к таким участникам, установлены правила оказания платежных услуг.
Одним из участников национальной платежной системы является оператор по переводу денежных средств (оператор электронных денежных средств). Термины "оператор по переводу денежных средств" и "оператор электронных денежных средств" раскрываются в статье 3 указанного закона, а требования к их деятельности определяются в соответствующих статьях главы 3 Закона о платежной системе.
Именно таким субъектом является ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр». В рамках взаимоотношений по заключенным договорам между МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания", ООО «Параграф» и ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», последнее осуществляет прием электронных денежных средств от потребителей и их перевод в пользу поставщика услуг - МП г. Красноярска " Школьный комбинат питания ".
В силу частей 2 и 3 статьи 12 Закона о платежной системе лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу.
Таким образом, при осуществлении приема электронных денежных средств от потребителей на "Карту школьника" и осуществлении перевода электронных денежных средств в пользу МП г. Красноярска " Школьный комбинат питания " выступает оператором электронных денежных средств.
ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» являясь кредитной организацией, вправе привлекать в целях осуществления отдельных банковских операций юридические лица, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальных предпринимателей. Такие юридические лица и индивидуальные предприниматели являются банковскими платежными агентами (пункт 4 статьи 3 Закона о национальной платежной системе). Статус банковского платежного агента эти лица получают в силу заключения с оператором по переводу денежных средств соответствующего договора. Именно таким статусом обладает ООО «Параграф» на основании заключенных с ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» договора N 1305-1/11-П и Агентского договора N БП 119-45/19.
Таким образом, при осуществлении приема электронных денежных средств от потребителей на "Карту школьника" и осуществлении перевода электронных денежных средств в пользу МП г. Красноярска " Школьный комбинат питания " выступает оператором электронных денежных средств, а ООО «Параграф» его банковским платежным агентом.
Договором, на основании которого ООО «Параграф» привлечен в качестве платежного агента, является договор N 2-БПА на предоставление электронных средств платежа и обеспечения возможности их использования от 09.01.2018.
Сама возможность заключения соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
Действующим законодательством не регламентирован порядок организации безналичного расчета за школьное питание и привлечение соответствующих организаций. Не установлены как требования к таким организациям, так и критерии отбора. Требования, критерии и порядок проведения закупки устанавливаются исходя из потребности заказчика.
Установлено, что со стороны органов власти договоры на организацию питания и обслуживание безналичной системы оплаты питания между Администрацией и хозяйствующими субъектами не заключались.
Из представленных документов следует, что конкурентные процедуры по отбору организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание образовательными учреждениями не проводились, договоры по результатам конкурсных процедур не заключались, выбор организаций родителями, образовательными учреждениями не осуществлялся.
Таким образом, по условиям договора около 100 школьных учреждений Советского, Центрального, Октябрьского, Свердловского, Кировского и Ленинского районов города Красноярска вовлечены в систему безналичного расчета между МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" и ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр».
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд соглашается с выводами антимонопольного органа, что действия МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" при принятии одновременного решения о внесении изменений в Положение, проведении закупки у единственного поставщика, Администрации г. Красноярска при одобрении сделки МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" и ООО НКО создали преимущественные условия ООО НКО и ООО «Параграф» на рынке по оказанию услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых и ограничили доступ иным хозяйствующим субъектом на указанный рынок. Данные действия также обеспечили приоритетный вход на смежный рынок по информационно-технологическому взаимодействию при совершении операций с использованием Карты школьника ООО «Параграф» поскольку именно его программное обеспечение (программный комплекс) используется школами для организации сбора и расчета за питание учеников общеобразовательных учреждений г. Красноярска, поставку питания в которые осуществляется МП г. Красноярска " Школьный комбинат питания ".
Администрация г. Красноярска одобрила сделку МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания" и ООО НКО письмом от 03.09.2019 N 05-6604 "О согласовании одобрения крупной сделки".
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган пришел к правомерному выводу, что в действиях МП г. Красноярска "Школьный комбинат питания", ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», Администрации г. Красноярска, ООО «Параграф» содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции", выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения об обеспечении ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» приоритетного доступа на рынок по указанию услуг внедрения и сопровождения системы безналичного расчета за школьное питание в столовых общеобразовательных учреждений г. Красноярска для нужд МП г. Красноярска " Школьный комбинат питания ". Таким образом, созданы необоснованные преимущественные условия деятельности ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», ООО «Параграф», повлекшие устранение иных хозяйствующих субъектов от возможности получения права на заключение договора на указанные услуги, в том числе ограничение доступа на названный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 названного закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В материалы настоящего дела представлен Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых для нужд Муниципального предприятия города Красноярска «Школьный комбинат питания» от 30.01.2020.
В соответствии с пунктом 10.8 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка.
в) определение географических границ товарного рынка.
Согласно ФЗ "О защите конкуренции" под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, услуга по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых может рассматриваться как товар.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка оказания услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания», которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.
Временным интервалом исследования рынка услуг оказания услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания» является сентябрь 2019 года -декабрь 2019 года.
В рассматриваемом случае продуктовыми границами товарного рынка является оказание услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания».
Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Местоположение заказчика МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания» г. Красноярск по договору - город Красноярск, местоположение исполнителя ООО НКО «Красноярский Краевой расчетный центр» по договору - город Красноярск.
Таким образом, географическими границами исследуемого товарного рынка являются учреждения, указанные в договоре, ввиду того обстоятельства, что непосредственное оказание услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания» осуществляется в учреждениях, заключивших соответствующие договоры (соглашения) с ООО «Параграф».
Рынок оказания услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в школьных столовых для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания» является потенциально конкурентным среди исполнителей; покупателем является одно лицо - МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания», являющееся заказчиком в соответствии с Законом о закупках.
При этом следует отметить, что ни статьей 49 Закона о защите конкуренции, ни пунктом 3.156 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, не предусмотрено требование отражать в решении методики анализа состояния конкуренции. В аналитическом отчете отражена методика, которая использовалась при проведении соответствующего этапа анализа состояния конкуренции.
Доводы заявителей, а также ООО «Параграф» рассмотрены арбитражным судом и отклонены, как документально не подтвержденные, противоречащие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам, не влияющие на вывод суда.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что ответчиком доказан факт нарушения Администрацией г. Красноярска, ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр» статьи 16 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения об обеспечении ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», ООО «Параграф» приоритетного доступа на рынок по указанию услуг внедрения и сопровождения системы безналичного расчета за школьное питание в столовых общеобразовательных учреждений г. Красноярска для нужд МП г. Красноярска «Школьный комбинат питания». Таким образом, созданы необоснованные преимущественные условия деятельности ООО НКО «Красноярский краевой расчетный центр», ООО «Параграф», повлекшие устранение иных хозяйствующих субъектов от возможности получения права на заключение договора на указанные услуги, в том числе ограничение доступа на названный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.
Доказательства принятия заявителями всех зависящих от них мер по соблюдению действующего законодательства, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для его соблюдения, при рассмотрении дела не представлены.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое решение соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ; права и охраняемые законом интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
Таким образом, требования удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований администрации города Красноярска, НКО Красноярский Краевой Расчетный Центр о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 09.10.2020 по делу № 024/01/16-2781/2019 отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | И.А. Раздобреева |