АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
07 декабря 2018 года
Дело № А33-3826/2018
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 ноября 2018 года.
В полном объёме решение изготовлено 07 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>),
к Администрации Советского района города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным отказов, об оспаривании действий,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства»,
без участия представителей сторон, третьего лица,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой К.С.,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска, к администрации Советского района города Красноярска (далее – ответчик):
- о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора на размещение от 10.02.2017 № 12/230, выраженного в уведомлении администрации города Красноярска от 05.07.2017 № 11-4935;
- о признании незаконным отказа в продлении срока размещения временного сооружения, выраженного в ответе от 14.11.2017 №К-5492-ек и обязании администрации г. Красноярска продлить срок размещения павильона под номером 1477 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенного по адресу: <...> ост. «Краевая больница», направив подписанный проект договора на размещение временного сооружения ИП ФИО1;
- о признании незаконными действий по выявлению и включению в перечень самовольно установленных (размещенных) временных объектов, которые необходимо демонтировать в 7-дневный срок с момента опубликования, павильона ИП ФИО1, расположенного по адресу <...> ост. «Краевая больница».
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.03.2018 возбуждено производство по делу. Ответчики требования не признали.
22.05.2018 от ответчика Администрации города Красноярска в материалы дела поступил отзыв. Отзыв приобщен судом к материалам дела на основании статьи 131 АПК РФ.
В судебном заседании 22.05.2018 заявитель уточнил требования и ответчика:
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора на размещение от 10.02.2017 № 12/230, выраженного в уведомлении администрации города Красноярска от 05.07.2017 № 11-4935;
о признании незаконным отказа в продлении срока размещения временного сооружения, выраженного в ответе от 14.11.2017 №К-5492-ек и обязании Департамент градостроительства администрации г. Красноярска продлить срок размещения павильона под номером 1477 в схеме размещении нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенного по адресу: <...> ост. «Краевая больница», направив подписанный проект договора на размещение временного сооружения ИП ФИО1
о признании незаконными действия по выявлению и включению в перечень самовольно установленных (размещенных) временных объектов, которые необходимо демонтировать в 7-дневный срок с момента опубликования, павильона ИП ФИО1, расположенного по адресу <...> ост. «Краевая больница».
Определением от 22.05.2018 по ходатайству истца к участию в деле привлечен в качестве ответчика - Департамент градостроительства администрации города Красноярска с учетом компетенции департамента в соответствии с положением.
В судебном заседании 22.05.2018 заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу №А33-26228/2017.
Определением от 26.07.2017 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А33-26228/2017.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2018 по делу № А33-26228/2017 отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 о признании недействительным распоряжения администрации города Красноярска от 27.06.2017 №2942-недв о предоставлении муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование земельного участка.
Определением от 30.10.2018 производство по делу возобновлено, назначено судебное заседание на 30.11.2018. Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в судебное заседание не явились. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в их отсутствие. 27 ноября 2019 года от департамента градостроительства поступил отзыв на иск. 30 ноября от администрации Советского района города Красноярска поступил отзыв на иск.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между истцом ((владелец) и администрацией города Красноярска (администрация) заключён договор на размещение временного сооружения от 10.02.2017 № 12-/230, согласно которому администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон в соответствии с номером 1477 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595 по адресу: <...> ост. «Краевая больница», эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение 1) (пункт 1.1. договора).
Срок действия договора до 01.01.2018 (пункт 1.2.договора).
Пунктом 5.1. договора на размещение временного сооружения предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5.3.1 договора на размещение временного сооружения в качестве основания для досрочного расторжения договора предусмотрено наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 27.06.2017 № 2942-недв «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельных участков» земельный участок предоставлен МКУ «Управление дорог и благоустройства».
Уведомлением от 05.07.2017 № 11-4935 администрация города Красноярска уведомила о досрочном расторжении договора на основании пункта 5.3.1. договора и предложил истцу обратиться за предоставлением компенсационного места.
18.10.2017 истец обратился в администрацию города Красноярска с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения.
В письме от 14.112.2017 № К-5492-ек администрация отказала в продлении срока размещения павильона истца в связи с тем, что павильон расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:197238, предоставленного МКУ «УДИБ» земельных участков».
Постановлением администрации города Красноярска от 29.12.2017 № 859 временное сооружение в схеме размещение нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска строка 1477 исключена.
Согласно актам обследования земельного участка от 22.01.2018 два павильона истца, каждый площадью 24 кв.м, распложены по ул. Партизана Железняка, 3а/1 ост. «Краевая больница» в г. Красноярске. К акту приложены фотоматериалы. 30.01.2018 Администрацией Советского района составлены акты о невыполнении условий уведомления о демонтаже павильонов.
Временное сооружение истца входит в земельный участок, предоставленный по распоряжению Администрации г. Красноярска от 27.06.2017 № 2942-недв, что не оспаривалось сторонами с учетом исковых требований, отзыва на иск и заявлений истца о приостановлении дела, а также с учетом доказательств представленных ответчиком.
Обстоятельства дела размещения временного сооружения на земельном участке, предоставленном на праве другому лицу, сторонами не оспаривались и подтверждены схемой наложения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 с границами участка, на котором размещен нестационарный объект истца.
В дело представлена выписка из ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 площадью 59683 кв.м по адресу: г. Красноярск, Советский район, улично-дорожная сеть по ул. Партизана Железняка, из которой следует, что на указанный земельный участок 22.06.2017 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УДИБ».
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.089.2018 по делу № А33-26228/2017 отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 о признании недействительным распоряжения администрации города Красноярска от 27.06.2017 №2942-недв о предоставлении муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование земельного участка.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу положений статей 153, 154, 156 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
В силу положений пункта 6 Федерального закона от 07.05.2013 N 100 "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 3 этой статьи предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95. Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования. Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 45 Устава города Красноярска установлено, что администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 7, 45, 58, 59 Устава города Красноярска, порядок выдачи разрешения на размещение временных сооружений был урегулирован в Постановлении администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска". Постановлением администрации г. Красноярска от 29.08.2014 N 538, Постановление администрации города от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска" признано утратившим силу. С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809). Статьей 10 Положения N 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
Постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 N 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска" утверждена схема размещения НТО. Согласно данной схеме в нее был включен павильон истца номер в схеме 1477.
Между истцом ((владелец) и администрацией города Красноярска (администрация) заключён договор на размещение временного сооружения от 10.02.2017 № 12-/230, согласно которому администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон в соответствии с номером 1477 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 № 595 по адресу: <...> ост. «Краевая больница», эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью (приложение 1) (пункт 1.1. договора).
Срок действия договора до 01.01.2018 (пункт 1.2.договора).
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 27.06.2017 № 2942-недв «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельных участков» земельный участок предоставлен МКУ «Управление дорог и благоустройства».
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.089.2018 по делу № А33-26228/2017 отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 о признании недействительным распоряжения администрации города Красноярска от 27.06.2017 №2942-недв о предоставлении муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в постоянное бессрочное пользование земельного участка.
В дело представлена выписка из ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 площадью 59683 кв.м по адресу: г. Красноярск, Советский район, улично-дорожная сеть по ул. Партизана Железняка, из которой следует, что на указанный земельный участок 22.06.2017 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УДИБ».
Уведомлением от 05.07.2017 № 11-4935 администрация города Красноярска уведомила о досрочном расторжении договора на основании пункта 5.3.1. договора и предложил истцу обратиться за предоставлением компенсационного места.
Указанное уведомление департамента градостроительства истец оспаривает как недействительную сделку отказ от договора на размещение временного сооружения.
Постановлением администрации города Красноярска от 29.12.2017 № 859 временное сооружение в схеме размещение нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска строка 1477 исключена с 01.01.2018.
Право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "УДИБ" на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРН согласно выписке из данного реестра.
Факт нахождения спорных павильонов в границах предоставленного МКУ "УБИБ" земельного участка подтверждается представленной Администрацией г. Красноярска схемой наложения границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 с границами участка, на котором размещены нестационарные объекты истца.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3). По правилам указанной нормы права стороны сделки могут предусмотреть право одностороннего отказа от договора.
Пунктом 5.1. договора на размещение временного сооружения предусмотрено, что договор может быть изменен или расторгнут в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5.3.1 договора на размещение временного сооружения в качестве основания для досрочного расторжения договора предусмотрено наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 20 Постановление администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска" основанием для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения являются:
1) наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
Согласно пункту 20 Положения N 809, действовавшего на момент заключения договора, администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее, чем за 90 календарных дней до даты его расторжения.
Довод истца о том, что пункт 5.3.1 договора не предусматривает возможность расторжения этого договора в одностороннем порядке, не соответствует содержанию договора. Так, в пункте 5.3 договора после перечисления оснований для его расторжения указано на то, что администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за 90 календарных дней до даты его расторжения (пункт 5.3.4) (норма аналогичного содержания изложена в пункте 20 Положения). Данное условие свидетельствует о наличии у администрации права на односторонний отказ от исполнения договора. Данный правовой подход соответствует позиции Арбитражного суда Восточного-Сибирского округа при рассмотрении аналогичного дела N А33-17468/2017.
Таким образом, право уполномоченного органа на досрочное расторжение договора на размещение временного сооружения предусмотрено как указанным правовым актом, так и договором. Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При этом согласно пункту 21 Положения в случае расторжения договора по инициативе уполномоченного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 20 Положения, владелец временного сооружения вправе до даты расторжения договора обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места размещения временного сооружения аналогичного вида со схожими параметрами (площадью) в пределах города Красноярска без проведения аукциона.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О реализация положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Пунктам 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за их сохранностью, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности г. Красноярска находится объект недвижимости, в дело представлена выписка из ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 24:50:0000000:197238 площадью 59683 кв.м по адресу: г. Красноярск, Советский район, улично-дорожная сеть по ул. Партизана Железняка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: автомобильный транспорт, из которой следует, что на указанный земельный участок 22.06.2017 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «УДИБ».
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям.
Земельный участок в пределах, которых размещено спорное временное сооружение, передан муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" в постоянное бессрочное пользование. Согласно Уставу МКУ "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", учреждение создано для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог местного значения.
Учитывая изложенное, суд выводу, что предоставление земельного участка муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на праве постоянного бессрочного пользования связано с реализацией муниципальных нужд по осуществлению дорожной деятельности. Указанное обстоятельство подтверждает как факт передачи земельного участка МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", как наличие основания для одностороннего отказа от исполнения договора на размещение временного сооружения от на основании пункта 5.3.1. договора. Вид разрешенного использования земельного участка – автомобильный транспорт, что объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Доказательством того, что муниципальное образование нуждается в освобождении земельного участка от временного сооружения является также то обстоятельство, что постановлением администрации города Красноярска от 29.12.2017 № 859 временное сооружение в схеме размещение нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска строка 1477 исключена с 01.01.2018, в связи с чем истец не доказал, что в результате признания одностороннего отказа от договора недействительным истец восстановит действующее право на размещение павильона.
При изложенных обстоятельствах и подлежащих применению нормах материального права, условий договора с учетом наличия у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, отсутствуют основания для удовлетворения иска. Заявителем не представлено достаточных обоснований и доказательств в опровержение возражений администрации города Красноярска, с учетом предмета и основания требований, правовых оснований требований суд считает, что представленные в дело доказательства достаточны с учетом принципа состязательности, процессуальной экономии и положений статей 9, 65, 70, 71 АПК РФ.
Одновременно истцом заявлено требование о признании незаконным отказа в продлении срока размещения временного сооружения, выраженного в ответе от 14.11.2017 №К-5492-ек и обязании администрации г. Красноярска продлить срок размещения павильона под номером 1477 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенного по адресу: <...> ост. «Краевая больница», направив подписанный проект договора на размещение временного сооружения ИП ФИО1
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 "Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" (далее - Порядок), постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 N 595 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска.
В соответствии с пунктом 6 Порядка Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, санитарными и экологическими нормами и правилами, нормами пожарной безопасности, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования. Физические и юридические лица вправе направлять в адрес соответствующего подразделения администрации города предложения о включении временных сооружений в схему.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 № 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска.
18.10.2017 истец обратился в администрацию города Красноярска с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения.
В письме от 14.11.2017 № К-5492-ек администрация отказала в продлении срока размещения павильона истца в связи с тем, что павильон расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:197238, предоставленного МКУ «УДИБ» земельных участков».
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Согласно пункту 2 части 3 указанной статьи, в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса. Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса предусмотрено статьей 22 Федерального закона N 257-ФЗ.
В соответствии с частью 2 указанной статьи минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов (часть 3). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 установлены требования к обеспечению автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 27.06.2017 № 2942-недв «О предоставлении МКУ «УДИБ» земельных участков» земельный участок предоставлен МКУ «Управление дорог и благоустройства».
Уведомлением от 05.07.2017 № 11-4935 администрация города Красноярска уведомила о досрочном расторжении договора на основании пункта 5.3.1. договора и предложил истцу обратиться за предоставлением компенсационного места.
Согласно пункту 19 Положения № 809 основаниями для отказа в продлении срока размещения временного сооружения являются:
1) размещение временного сооружения на земельном участке, в отношении которого имеется распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) расторгнутый с заявителем договор на размещение временного сооружения, в отношении которого поступило обращение, либо в случае истечения срока действия правового акта администрации города, либо договора на размещение временного сооружения, наличие оснований для расторжения договора, предусмотренных настоящим Положением и договором;
3) истечение срока (периода) размещения временного сооружения, установленного в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в том числе истечение срока (периода) размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, либо исключение временного сооружения, в том числе нестационарного торгового объекта, из соответствующей схемы;
4) размещение временного сооружения в границах земельного участка (в границах производства работ), в отношении которого издан правовой акт о строительстве либо реконструкции объектов, признанных муниципальной нуждой;
5) непредставление или представление заявителем не в полном объеме документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения;
6) в случае если заявление о продлении срока размещения временного сооружения поступило после истечения срока размещения временного сооружения при наличии в отношении данного объекта определения суда о принятии к рассмотрению иска либо решения суда о сносе объекта или об устранении препятствий в пользовании земельным участком;
7) размещение временного сооружения с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;
8) в случае если временное сооружение размещалось по результатам торгов.
С учетом того, что на момент обращения с заявлением о продлении срока размещения временного сооружения договор был в установленном порядке расторгнут, заявителю правомерно отказано в продлении срока размещения временного сооружения.
Отказ соответствует Положению о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного Постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809.
Принимая во внимание, что уведомлением администрации города Красноярска от 05.07.2017 № 11-4935 администрация г. Красноярска сообщила истцу об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 10.02.2017 № 12-/230, суд в ходе рассмотрения настоящего дела установил, что у администрации города Красноярска имелись основания для одностороннего отказа от исполнения договора на размещение временного сооружения, в связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о продлении срока размещения павильона под номером 1477 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
Суд отмечает, что постановлением администрации города Красноярска от 29.12.2017 № 859 временное сооружение в схеме размещение нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска строка 1477 исключено с 01.01.2018.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает требования предпринимателя в указанной части также не подлежащими удовлетворению как недоказанные.
Истцом также заявлено требование о признании незаконными действий по выявлению и включению в перечень самовольно установленных (размещенных) временных объектов, которые необходимо демонтировать в 7-дневный срок с момента опубликования, павильона ИП ФИО1, расположенного по адресу <...> ост. «Краевая больница».
Порядок выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска, утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 12.09.2013 № 471.
В соответствии с п. 2 Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска выявление объектов осуществляется департаментом градостроительства администрации города Красноярска, департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, администрациями районов в городе Красноярске в ходе исполнения возложенных на них задач и функций.
В соответствии с п. 2.2.2 Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 №46-р в сфере землепользования администрация района: выявляет самовольные постройки и временные сооружения, размещенные с нарушением требований установленного законодательством порядка либо срок размещения которых истек; в установленном порядке принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений (п. 2.2 в ред. Распоряжения администрации г. Красноярска от 24.09.2015 N 331-р).
В соответствии с п. 2 Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска администрацией района организовано проведение обследования земельного участка комиссией, создаваемой при уполномоченном органе (администрации района), составлены акты обследования земельного участка от 22.01.2018, в которых отражено, что два павильона истца, каждый площадью 24 кв.м, расположены по ул. Партизана Железняка, 3а/1 ост. «Краевая больница» в г. Красноярске. К актам приложены фотоматериалы и план.Информация о необходимости демонтажа временного объекта размещена на временном объекте.
В соответствии с пунктом 5 Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска в течение пяти рабочих дней со дня выявления объекта самостоятельно (с учетом обстоятельств дела - 23.01.2018) администрация района организовала опубликование информации о факте выявления объекта в газете "Городские новости"(23.01.2018 № 7 (3616) и разместила ее на официальном сайте администрации города, что подтверждается представленным в материалы деда скриншотом сайта. Данная информация содержит указание на необходимость осуществления демонтажа выявленного Объекта и освобождения земельного участка в 7-дневный срок.
В соответствии с п. 7 Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска по истечении указанного в уведомлении срока администрацией района 30.01.2018 оставлен акт о невыполнении условий Уведомления, согласно которому павильон, расположенный по ул. Партизана Железняка, ост. «Краевая больница» в Красноярске на момент осмотра не демонтирован.
В соответствии с пунктом 8 Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска администрацией района направлен запрос в отдел полиции № 10 от 18.01.2018 № 154 на установление владельцев временных сооружений по ул. Партизана Железняка, ост. «Краевая больница».
Как следует из пояснений ответчика, в актах, составленных администрацией района в рамках Порядка, адрес временных сооружений (павильонов), принадлежащих ФИО1 указан в соответствии с привязкой к карте 2 ГИС, так как по адресу: ул. Партизана Железняка, 3а ост. «Краевая больница» расположен ряд павильонов. Привязка павильона к карте 2 ГИС сделана для облегчения установления местонахождения временного сооружения. Кроме того, общая площадь павильона ФИО1 поделена на два павильона. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
С учетом изложенного, действия администрации района по выявлению установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов, в отношении спорного павильона, осуществлены в соответствии с Положением об администрации района в городе Красноярске, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 №46-р и Порядком выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации г. Красноярска от 12.09.2013 № 471.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Заявителем не доказано, что действия администрации Советского района в городе Красноярске по выявлению и включению в перечень самовольно установленных (размещенных) временных объектов, которые необходимо демонтировать в 7-дневный срок с момента опубликования, павильона ИП ФИО1, расположенного по адресу <...> ост. «Краевая больница», не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
При изложенных обстоятельствах и подлежащих применению нормах материального права, с учетом наличия у ответчика права на одностороннее расторжение договора в случае предоставления земельного участка, на котором размещается временное сооружение, иному лицу в постоянное (бессрочное) пользование, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По всем заявленным требованиям заявителем не представлено достаточных обоснований и доказательств в опровержение возражений ответчиков, истец в судебное заседание не явился, с учетом предмета и основания требований, правовых оснований требований суд считает, что представленные в дело ответчиками доказательства достаточны с учетом принципа состязательности, процессуальной экономии и положений статей 9, 65, 70, 71, 198, 201 АПК РФ.
Согласно правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и двум требования в порядке статьи 198 АПК РФ относятся на истца.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований отказать.
Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины, уплаченной чек ордеру СБ РФ от 02 марта 2018 года.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Г.Г. Петроченко