АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2012 года
Дело № А33-4422/2012
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
к обществу с ограниченной ответственностью «СПК «Вектор плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 на основании доверенности от 30.01.2012, паспорта,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колмаковой Н.В.,
установил:
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (Служба, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СПК «Вектор плюс» (ООО «СПК Вектор плюс», общество, ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Заявление принято к производству суда. Определением от 02.04.2012 года возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Ответчик (его представитель) судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
ООО «СПК «Вектор плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Из материалов дела следует, что 05.03.2012 административным органом проведена проверка деятельности ответчика на объекте капитального строительства «Жилой дом с инженерным обеспечением, на первом и втором этажах встроенные нежилые офисные помещения», расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, мкр. «Метростроитель» жилого массива «Северный» (далее по тексту - объект) (разрешение на строительство № 14-13080 от 26.12.2007, выдано администрацией г. Красноярска) по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 29.11.2011 № 725-ГСЭН.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 05.03.2012 № 287, в котором отражен факт неисполнения обществом в установленный срок (до 02.03.2012) пункта 1 предписания от 29.11.2011 № 725-ГСЭН, а именно, не представлено в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края положительное заключение КГАУ «Красноярская краевая государственная экспертиза» по внесенным изменениям в планировке трех- и четырехкомнатных квартир секции № 2, двух- и пятикомнатных квартир секции № 2, трехкомнатных квартир секции № 4 в части обеспечения инсоляции жилых помещений в соответствии с требованиями пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», пункта 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
07.03.2012 административным органом в отношении ООО «СПК «Вектор плюс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ООО «СПК «Вектор плюс» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.44, частью 1 статьи 19.4, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.33 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федерального.
Пунктом 1.1 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-П, установлено, что служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), осуществляющим региональный государственный строительный надзор, региональный государственный жилищный надзор и государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края.
Согласно Перечню должностных лиц Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области градостроительной деятельности, предусмотренных статьями 9.4, ст. ст. 9.5, 9.5.1, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также в области жилищных отношений, утвержденному Приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 11.09.2009 № 182-п, протоколы по указанным статьям вправе составлять, в том числе начальники отделов, заместители начальников отделов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 07.03.2012 № 160-суд/12 составлен начальником отдела санитарно-эпидемиологического надзора Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ФИО2, следовательно, уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции.
Протокол об административном правонарушении от 07.03.2012 № 160-суд/12 составлен в присутствии представителя ООО «СПК «Вектор плюс» - конкурсного управляющего ФИО3 (назначен решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.02.2011 по делу № А33-14905/2009).
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ характеризуется бездействием лица и выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в ее компетенцию входит осуществление регионального государственного строительного надзора по объектам капитального строительства в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством, в том числе:
1) осуществление в рамках регионального государственного строительного надзора федерального государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного экологического надзора, а также государственного контроля за соответствием объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;
1) осуществление в рамках регионального государственного строительного надзора федерального государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного экологического надзора, а также государственного контроля за соответствием объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) оценка соответствия строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда согласно проекту строительства и реконструкции в рамках государственного строительного надзора.
Согласно пункту 3.6 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в ее компетенцию входит выдача предписаний об устранении выявленных нарушений субъектам градостроительных отношений и участникам жилищных отношений и осуществление контроля за их исполнением.
В силу части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее – Положение).
Согласно пункту 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с пунктом 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Литер «а» пункта 10 Положения устанавливает, что проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации при строительстве подлежит соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
Согласно пункту 11 Положения проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу пункта 13 Положения для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Таким образом, предписание от 30.09.2011 № 407/1-ГСЭН выдано в пределах полномочий административного органа.
Указанным предписанием об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (пунктом 1) ответчик обязан в срок до 02.03.2012 представить в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края положительное заключение КГАУ «Красноярская краевая государственная экспертиза» по внесенным изменениям в планировке трех- и четырехкомнатных квартир секции № 2, двух- и пятикомнатных квартир секции № 2, трехкомнатных квартир секции № 4 в части обеспечения инсоляции жилых помещений в соответствии с требованиями пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», пункта 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Пунктом 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень проектной документации, необходимой для объектов капитального строительства.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ).
Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (пункт 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3.1 «СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. Санитарные правила и нормы» продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1 - 3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.
Таким образом, требование Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, содержащееся в пункте 1 предписания от 29.11.2011 № 725-ГСЭН об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, является законным и обоснованным. Указанное предписание ООО «СПК «Вектор плюс» в судебном порядке не оспорено.
Факт невыполнения ответчиком в установленный срок (до 02.03.2012) пункта 1 предписания административного органа от 29.11.2011 № 725-ГСЭН подтверждается материалами дела (в том числе, актом проверки от 05.03.2012 № 287; протоколом об административном правонарушении от 07.03.2012 № 160-суд/12).
Таким образом, в соответствующих действиях (бездействии) ООО «СПК «Вектор плюс» содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.
ООО «СПК «Вектор плюс» не представлено суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
При таких обстоятельствах в бездействии ООО «СПК «Вектор плюс» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, основания привлечения его к административной ответственности имеются.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Соответствующие обстоятельства сторонами не заявлены, судом при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлены.
Соразмерным допущенному ответчиком правонарушению является административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель – УФК по Красноярскому краю (Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края)
ИНН <***> КПП 246001001
ОКАТО 04401000000
р/счет <***>
КБК 13811690040040000140
БИК 040407001
Наименование банка ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю
Назначение платежа – административный штраф.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Строительная производственная компания «Вектор плюс», зарегистрированное в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером <***>, расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М. Шайхутдинов