АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
11 мая 2011 года
Дело № А33-4632/2011
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 3 мая 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 мая 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Заполярный отдел)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,
установил:
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Заполярный отдел) (далее - административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - индивидуальный предприниматель ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 направил через административный орган в арбитражный суд ходатайство от 21.03.2011 о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие.
Определение суда о принятии заявления к производству, направленное в адрес предпринимателя, вернулось в суд с отметкой органа связи об истечении срока хранения. Уведомление о необходимости получения почтового отправления оставлялось ответчику дважды: 12.04.2011, 15.04.2011.
Согласно части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской дело рассмотрено в отсутствие сторон (их представителей).
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.
С 11 час. 20 мин. 16.03.2011 по 11 час. 20 мин. 17.03.2011 на основании распоряжения начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия от 10.03.2011 № 530/13р проведена внеплановая проверка по адресу: г. Норильск, р-он Кайеркан, ул. Шахтерская, д. 18, кв. 223, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии от 02.08.2006 № АСС-24-000996.
В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, а именно:
- не осуществляется ежедневный послерейсовый контроль технического состояния автобусов;
- не ведется учет пробегов автобусов;
- не ведется регистрация выдачи – возврата путевых листов;
- заполнение путевых листов осуществляется не в полном объеме.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серии КЯК № 054308 от 21.03.2011.
Протокол об административном правонарушении серии КЯК № 054308 от 21.03.2011 составлен в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1
В подтверждение изложенных в протоколе обстоятельств административный орган представил: объяснение ФИО1 от 21.03.2011; копии путевых листов: от 18.02.2011 № 48, от 28.02.2011 № 57, от 02.03.2011 № 61, от 02.03.2011 № 62, от 02.03.2011 № 63, от 03.03.2011 № 06, от 07.03.2011 № 12, от 09.03.2011 № 73, от 09.03.2011 № 17, от 10.03.2011 № 21.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с пунктом 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс, в территориальных органах Ространснадзора протоколы уполномочены составлять должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе государственный инспектор.
Согласно пункту 5 Положения о межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 № ВП-913фс, управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также другие функции, возложенные на него законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.
Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении серии КЯК № 054309 от 21.03.2011 должностное лицо административного органа - старший государственный инспектор Заполярного отдела автотранспортного и автодорожного надзора межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия ФИО2 действовал в соответствии с его компетенцией, установленной частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ.
Нарушение процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении серии КЯК № 054309 от 21.03.2011 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении серии КЯК № 054309 от 21.03.2011 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Закона под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом подпунктом «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 4.3 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки.
В нарушение указанных норм, индивидуальным предпринимателем ФИО1 не ведется журнал регистрации выхода – возврата транспортных средств, не осуществляется ежедневный послерейсовый контроль технического состояния автобусов.
Также в пункте 4.3 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утв. приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 указано, что должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 раздела II «Обязательных реквизитов путевого листа», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», зарегистрированного в Минюсте РФ 08.10.2008 года № 12414 сведения о транспортном средстве помимо прочего должны включать показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Пунктом 7 раздела II «Обязательных реквизитов путевого листа», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», зарегистрированного в Минюсте РФ 08.10.2008 года № 12414 установлено, то сведения о водителе должны включать фамилию, имя, отчество водителя.
В нарушение указанных норм, в путевых листах от 18.02.2011 № 48, от 28.02.2011 № 57, от 02.03.2011 № 61, от 02.03.2011 № 62, от 02.03.2011 № 63, от 03.03.2011 № 06, от 07.03.2011 № 12, от 09.03.2011 № 73, от 09.03.2011 № 17, от 10.03.2011 № 21 не содержатся следующие обязательные реквизиты:
- полное имя, отчество водителя;
- расшифровки подписей водителей и механиков о сдаче и приеме автобуса после работы в технически исправном состоянии;
- показания одометра по возвращению в гараж;
- фактическое время выезда автобуса с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.
Пункт 17 раздела III «Обязательных реквизитов путевого листа», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», зарегистрированного в Минюсте РФ 08.10.2008 года № 12414 предусматривает обязанность собственников (владельцев) транспортных средств по регистрации оформленных путевых листов в журнале регистрации путевых листов.
В нарушение указанной нормы, журнал регистрации путевых листов, соответствующий типовой форме утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N78, индивидуальным предпринимателем ФИО1 не ведется.
Таким образом, материалами дела (в том числе, протоколом об административном правонарушении серии КЯК № 054308 от 21.03.2011, копиями путевых листов от 18.02.2011 № 48, от 28.02.2011 № 57, от 02.03.2011 № 61, от 02.03.2011 № 62, от 02.03.2011 № 63, от 03.03.2011 № 06, от 07.03.2011 № 12, от 09.03.2011 № 73, от 09.03.2011 № 17, от 10.03.2011 № 21) подтверждается и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривается факт совершения индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Индивидуальный предприниматель ФИО1 не представил суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия индивидуального предпринимателя ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
В соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Требования удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, место жительства: г. Норильск, район Кайеркан, ул. Шахтерская, д. 18, кв. 223, дата рождения: 28.09.1966, место рождения: пос. Альбурикент, республика Дагестан) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель – УФК по Красноярскому краю (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора);
ИНН – <***>;
ОКАТО – 04429000000;
КБК – 10611690040040000140;
КПП – 246301001;
БИК – 040407001;
Номер счета – 40101810600000010001;
Наименование банка – ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю, г. Красноярск;
Назначение платежа – административный штраф.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
Судья
Раздобреева И.А.