ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-486/16 от 07.06.2016 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2016 года

Дело № А33-486/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  07.06.2016.

В полном объеме решение изготовлено 15.06.2016.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи И.А.Раздобреевой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Красноярскнефтепродукт»(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю(ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене решения от 22.10.2015 по делу №137-17-15,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 16.04.2015 №42, ФИО2 на основании доверенности от 09.07.2015 №96-3,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анкудиновой А.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю об отмене решения от 22.10.2015 по делу №137-17-15.

Заявление принято к производству суда. Определением от 19.01.2016 возбуждено производство по делу.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, согласно отзыву возражает против удовлетворения заявления.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В Красноярское УФАС России поступило заявление Компании «Митрикс Лимитен» о нарушении ОАО «Красноярскнефтепродукт» антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона №1/2015 «На право заключения договора купли-продажи нежилого здания (автозаправочная станция) с земельным участком» в части установления цены для продажи указанного имущества значительно ниже, чем его кадастровая стоимость, а также не размещение на официальном источнике в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об аукционе, что препятствовало ознакомлению заинтересованных лиц с документацией указанной процедуры.

Приказом от 30.04.2015 антимонопольный орган возбудил в отношении ОАО «Красноярскнефтепродукт» дело № 137-17-15 по признакам нарушения положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.

04 марта 2015 года ОАО «Красноярскнефтепродукт» на своем сайте http://knp.krsn.ru/ разместило информацию о проведении торгов в форме открытого аукциона №1/2015 на право заключения договора купли-продажи нежилого здания (автозаправочная станция) с земельным участком.

В соответствии с извещением предметом торгов являлось нежилое здание (автозаправочная станция) с условным номером 24:24:000000:0000:0700939000, кадастровый номер 24:24:0000000:115, общей площадью 65,20 кв.м., с резервуарами для хранения топлива №1 (объем 63 м.куб.); №2 (объем 63 м.куб.); №3 (объем 63 м.куб.); №4 (объем 63 м.куб.); №5 (объем 63 м.куб.); №6 (объем 63 м.куб.); подстанцией КПП; трансформатором; земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимого имущества, категория земель: земли промышленности для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации АЗС, общая площадь 3626 кв.м., кадастровый номер 24:24:0101001:0009, расположенный по адресу Россия, Красноярский край, Манский р-н, 878 км. Автодороги «Байкал-М-53». Начальная (минимальная) цена имущества определена в размере 39 000 руб. Внесение задатка не предусмотрено.

Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что избранный ОАО «Красноярскнефтепродукт» способ информирования (размещение информации о проведении аукциона на сайте общества) не обеспечивает публичность, открытость проведения торгов, нарушает права потенциальных участников аукциона на реализацию своих прав на приобретение в собственность данного имущества, ограничивает доступ к участию в торгах неопределенного круга лиц, в связи с чем принял решение от 22.10.2015 по делу №137-17-15:

1. Признать открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №35-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого аукциона № 1/2015 на право заключения договора купли-продажи нежилого здания (автозаправочная станция) с земельным участком, в части совершения действий, ограничивающих конкуренцию, выразившихся в избрании способов доведения и размещения информации о проведении аукциона, не обеспечивающих доступность, публичность данной информации для всех заинтересованных лиц; в размещении информации о проведении торгов с нарушением установленного срока (менее чем за 30 дней до проведения аукциона), что могло повлечь ограничение конкуренции в рамках процедуры торгов.

2. Передать материалы дела в правоохранительные органы (для установления факта наличия (отсутствия) в действиях должностных лиц признаков преступного деяния) для принятия решения в порядке статьи 145 УПК РФ.

Полагая, что данный ненормативный акт противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями   65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Оспариваемым решением антимонопольный орган вменяет обществу нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №35-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Положения этого закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи3 Закона о защите конкуренции).

Главой 4 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, особенности заключения договоров с финансовыми организациями и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17 указанного закона при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Антимонопольный орган полагает, что требования нормативных актов относительно порядка реализации имущества (имущества акционерного общества) могут быть применены и к отчуждению имущества акционерным обществом, в случае если основным держателем акций в нем является государство.

По мнению антимонопольного органа, принадлежность части акций общества государству позволило распространить требования о торгах и на открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт».

Суд полагает, что данный вывод антимонопольного органа основан на ошибочном применении норм права.

Из материалов дела следует, что 04.03.2015 приказом ОАО «Красноярскнефтепродукт» от 04.03.2015 №35/01 создана аукционная комиссия по отбору претендента на право заключение договора купли-продажи АЗС №127.

04 марта 2015 года ОАО «Красноярскнефтепродукт» на своем сайте разместило информацию о проведении торгов в форме открытого аукциона №1/2015 на право заключения договора купли-продажи нежилого здания (автозаправочная станция) с земельным участком.

Информации о проведении открытого аукциона также была размещена в газете «Наш Красноярский край» за № 15/703.

Согласно извещению предметом торгов являлось нежилое здание (автозаправочная станция) с условным номером 24:24:000000:0000:0700939000, кадастровый номер 24:24:0000000:115, общей площадью 65,20 кв.м., с резервуарами для хранения топлива №1 (объем 63 м.куб.); №2 (объем 63 м.куб.); №3 (объем 63 м.куб.); №4 (объем 63 м.куб.); №5 (объем 63 м.куб.); №6 (объем 63 м.куб.); подстанцией КПП; трансформатором; земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимого имущества, категория земель: земли промышленности для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации АЗС, общая площадь 3626 кв.м., кадастровый номер: 24:24:0101001:0009, расположенный по адресу Россия, Красноярский край, Манский р-н, 878 км. Автодороги «Байкал-М-53».

Начальная (минимальная) цена имущества была определена в размере 399 000 руб. Шаг аукциона 5 000 руб. Внесение задатка не предусмотрено.

Кадастровая   стоимость земельного участка 1 915 071, 99 рублей; здания АЗС – 577 031, 22 рубля.

Отчуждение имущества произведено по согласованию с Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края (письмо от 10.12.2014 №06-229/4183), с установлением начальной цены в размере 399 000 рублей (в соответствии с отчетом ООО «Агентство профессиональной оценки» №074/14).

На участие в аукционе подано две заявки, на аукцион явился один участник, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся, принято решение заключить договор купли продажи АЗС и земельного участка с единственным участником.

20 апреля 2015 года между ОАО «Красноярскнефтепродукт» и гр. ФИО3 заключен договор №93/132, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 30.04.2015 (номер государственной регистрации 24-24/011-24/001/027/2015-117/2).

ОАО «Красноярскнефтепродукт» учреждено в соответствии с планом приватизации путем преобразования Красноярского государственного предприятия в акционерное общество. Доля участия Красноярского края в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в уставном капитале ОАО «Красноярскнефтепродукт» составляет 57,99%.

В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

В соответствии с положениями статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина иди юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

На основании норм, содержащихся в статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу положений части 3 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

ОАО «Красноярскнефтепродукт» является корпоративным юридическим лицом, участники (акционеры) которого обладают правом участия (членства) в них в соответствии с положениями части 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края является акционером открытого акционерного общества «Красноярскнефтепродукт», владеющим как обыкновенными, так и привилегированными акциями.

В соответствии с положениями части 1 статьи 31 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав, в связи с чем, Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края обладает правами, равными правам других акционеров общества.

С соответствии с Уставом ОАО «Красноярскнефтепродукт» вопросы, отнесенные Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом общества к компетенции акционеров, принимаются акционерами посредством голосования пропорционально принадлежащих акционеру обыкновенных акций общества на общих собраниях акционеров.

Финансово-хозяйственная деятельность общества осуществляется в соответствии с Уставом.

ОАО «Красноярскнефтепродукт» зарегистрировано администрацией Железнодорожного района г. Красноярска в качестве акционерного общества 08.06.1994.

В соответствии с положениями части 3 статьи 2 Федерального закона № 08-ФЗ «Об акционерных обществах» и пункта 3.1 Устава ОАО «Красноярскнефтепродукт» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Имущество, принадлежащее ОАО «Красноярскнефтепродукт», является частной собственностью акционерного общества и не может быть отнесено к иным формам собственности, предусмотренным нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации.

Суд считает, что Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в данной ситуации не применим.

Посредством аукциона ОАО «Красноярскнефтепродукт» продавало, а не покупало принадлежащее ему имущество.

Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также применению не подлежит, так как имущество уже находится в частной собственности акционерного общества, приватизация общества завершена.

Согласно частью 2 статьи 31 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.

При этом закон не предусматривает, что имущество акционерного общества должно реализовываться в порядке, установленном законодательстве о приватизации.

Материалами дела не подтверждено, что проведенный обществом аукцион являлся торгами в понимании статьи 447 Гражданского кодекса.

Податель жалобы не представил антимонопольному органу доказательств нарушения своих прав и интересов в экономической сфере.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Красноярскнефтепродукт» проведены торги не в рамках публичных процедур, на которые распространяется статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, суд полагает, что возможность рассмотрения жалобы о нарушении обществом Закона о защите конкуренции при проведении аукциона у антимонопольного органа отсутствовала, поскольку Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в данном случае применению не подлежит, продажа имущества с  аукциона осуществлялась по инициативе продавца, с целью получения более высокой цены.

При таких обстоятельствах, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22.10.2015 по делу №137-17-15 нарушает права и интересы открытого акционерного общества «Красноярскнефтепродукт» в сфере экономической деятельности, связи с чем, подлежит признанию судом недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче заявления в арбитражный суд открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт» по платежному поручению от 30.2.2015 №21054 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей.

С учетом результата рассмотрения настоящего дела, судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краюв пользу открытого акционерного общества «Красноярскнефтепродукт».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт" удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22.10.2015 по делу № 137-17-15.

Проверено на соответствие Федеральному закону «О защите конкуренции».

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краюв пользу открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт" 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева