АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
04 июня 2013 года
Дело № А33-5128/2013
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 июня 2013 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» (ИНН <***> , ОГРН <***>)
к ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому району (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления 24КЮ 021757 от 06.03.2013 о назначении административного наказания,
при участии:
от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 18.01.2013,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,
установил:
открытое акционерное общество «Туруханскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому району о признании незаконным и отмене постановления 24КЮ 021757 от 06.03.2013 о назначении административного наказания.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
04.02.2013 государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому района ФИО2 выявил, что в 16 час. 00 мин. по адресу: <...>, водитель ФИО3 управлял транспортным средством ЗИЛ 431412, государственный регистрационный знак <***>, с не продленным свидетельством о допуске к перевозке транспортных средств, перевозящих опасный груз.
04.02.2013 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому района ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица.
04.03.2013 в отношении открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» составлен протокол об административном правонарушении 24 КО 007914 по части 1 статьи 12.21.2, согласно которому 04.02.2013 в 16 час. 00 мин. на ул. Советской, 8, с. Туруханское, открытое акционерное общество «Туруханскэнерго» в нарушение требований пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 № 67), пункта 2.2.2 Приказа Минтранса РФ от 08.08.1985 № 73 (в редакции от 14.10.1999) об утверждении перевозки опасных грузов автомобильном транспортом и п. 8.1.2.2, п. 9.13 ДОПОГ (Приложения к европейскому соглашению о международной дорожной перевозки опасных грузов от 30.09.1957) на автомобиле ЗИЛ 431412, государственный регистрационный знак <***>, под управлением водителя ФИО3, перевозило опасный груз (бензин), при этом, свидетельство о допуске к перевозке транспортных средств, перевозящих опасный груз, 24АК008797 обществом не продлено. Таким образом, общество перевозило опасный груз (бензин) без специального разрешения при условии, что получении такого специального разрешения обязательно.
06.03.2013 начальником ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому району ФИО4 в отношении открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» вынесено постановление 24 КЮ 021757 по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении 24 КЮ 021757 от 06.03.2013, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных Правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозку опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям Правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными Правилами.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
Объективная сторона правонарушения характеризуется осуществлением перевозки опасного груза водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных Правилами перевозки опасных грузов; осуществлением перевозки опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям Правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными Правилами.
При этом иные нарушения Правил перевозки опасных грузов образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 23.1, части 1 статьи 23.3 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.2 осуществляется должностными лицами органов внутренних дел.
Из представленных в материалы дела документов следует, что протокол об административном правонарушении от 04.03.2013 24 КО 007914 составлен государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому района ФИО2, постановление по делу об административном правонарушении от 06.03.2013 24 КЮ 021757 вынесено начальником ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому району ФИО4 в пределах предоставленных им полномочий.
Вместе с тем административным органом допущены существенные нарушения установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры привлечения общества к административной ответственности на основании следующего.
В соответствии со статьей 28.7 Кодекса в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (часть 3).
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (часть 3.1).
Анализ изложенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования может быть вынесено только в отношении конкретного физического или юридического лица. Кроме того, из толкования указанных норм следует вывод о необходимости извещения лица, в отношении которого выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, о времени и месте совершения данного процессуального действия.
Судом установлено, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04.02.2013 в нарушение требований части 3 названной статьи законному представителю юридического лица не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, соответствующая запись в определении о разъяснении прав и обязанностей отсутствует. Отметка о разъяснении лицу, привлекаемому к административной ответственности, прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, при вынесении определения о продлении срока проведения административного расследования, в указанном определении также отсутствует. Наименование самого юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, также в определении не содержится.
Суд отмечает, что законность, своевременность и целенаправленность процессуального действия административного органа должны сопрягаться с возможностью своевременной и полной реализации лицом, привлекаемым к административной ответственности, процессуальных гарантий (статья 25.1 Кодекса), в условиях, обеспечивающих должное решение задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 Кодекса). Доказательства соблюдения административным органом порядка возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования не представлены.
Учитывая, что заявителю не было надлежащим образом обеспечено право на защиту своих прав и законных интересов на момент возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, суд считает такое нарушение существенным и неустранимым при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) (пункт 1).
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (пункт 2).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (пункт 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (пункт 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (пункт 4.1).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (пункт 5).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (пункт 6).
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющие необходимость ознакомления лица, привлекаемого к административной ответственности, с правами и обязанностями, предоставления ему возможности дать объяснения и замечания, направлены на обеспечение прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 04.03.2013 24 КО 007914 составлен в отсутствие законного представителя юридического лица – открытого акционерного общества «Туруханскэнерго».
Определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении и извещении законного представителя юридического лица от 04.03.2013 вручено представителю открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» ФИО5 04.03.2013. Время вручения в определении не отражено.
Протокол об административном правонарушении 24 КО 007914 составлен 04.03.2013. Таким образом, указанное определение получено заявителем в день составления протокола.
Иные доказательства надлежащего уведомления общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом в материалы дела не представлены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о ненадлежащем извещении законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 04.03.2013 24 КО 007914.
Исходя из вышеизложенного, с учетом назначения времени составления протокола на 16 часов 04.03.2013, получения обществом определения в день составления протокола об административном правонарушении, общество было лишено предоставленных законом прав для обеспечения защиты своих прав и законных интересов в рамках административного производства.
На основании изложенного административным органом не доказан факт надлежащего извещения законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 04.03.2013 24 КО 007914.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как следует из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Таким образом, судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 04.03.2013 24 КО 007914 вынесен с нарушениями требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому он не может быть принят во внимание в качестве доказательства правонарушения и соответственно не может служить основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Допущенное процессуальное нарушение является существенным, возможность его устранения в ходе рассмотрения настоящего заявления отсутствует.
Поскольку нарушение ответчиком порядка привлечения заявителя к административной ответственности носит существенный характер, суд полагает заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене постановления 24КЮ 021757 от 06.03.2013 по делу об административном правонарушении подлежащими удовлетворению, а постановление 24КЮ 021757 от 06.03.2013 по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому району ФИО4, подлежащим признанию незаконным и отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявление открытого акционерного общества «Туруханскэнерго» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление 24КЮ 021757 от 06.03.2013 по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником ОГИБДД ОМВД России по Туруханскому району ФИО4
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В. Болуж