ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-5159/08 от 10.07.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

июля 2008 года г.

Дело № А33-5159/2008

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского краяв составе:

председательствующего Е.М. Шайхутдинова, судей: И.А. Ивановой, И.П. Крицкой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бородинское Энергоуправление» (г. Бородино Красноярского края)

к Бородинскому городскому Совету депутатов (г. Бородино Красноярского края)

о признании недействующим нормативного правового акта – решения № 20-408р. От 11.04.2008,  

при участии в судебном заседании представителя прокурора Красноярского края Андреева А.И. на основании удостоверения.

Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Шайхутдинов.

При рассмотрении дела установлено:

общество с ограниченной ответственностью «Бородинское Энергоуправление» обратилось в  Арбитражный суд Красноярского края  с заявлением к Бородинскому городскому Совету депутатов о признании недействующим нормативного правового акта – решения № 20-408р. от 11.04.2008.

Определением арбитражного суда от 27.05.2008 судебное разбирательство по делу назначено на 24.06.2008. Определением от 24.06.2008 судебное заседание отложено на 10.07.2008.

Стороны (их представители) в судебное заседание не явились, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Представитель прокурора Красноярского края, вступивший в дело на основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании заключения по делу не представил.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11 часов 30 мин. до 17 часов 00 мин. 10.07.2008.

После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью «Бородинское Энергоуправление» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1062448004838.

Из материалов дела следует, что Решением Бородинского городского Совета депутатов от 05.10.2007 № 18-347р утверждены новые (повышенные) нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, действующие с 01.04.2008.

Постановлениями администрации г. Бородино от 27.11.2007 №№ 1002, 1003, 1004 в отношении ООО «Бородинское Энергоуправление» утверждены тарифы на услуги систем водоснабжения, системы горячего водоснабжения, систем водоотведения.

31.03.2008 прокурор г. Бородино внес представление (на имя Председателя Бородинского городского Совета депутатов) за № 7-1 Об устранении нарушения жилищного законодательства. В представлении указано, что в результате введения решением от 05.10.2007 новых нормативов по ряду квартир (в частности, мкр. Стахановский, 5-46, ул. Победы, 5-4, ул. Октябрьская, 82-77, ул. Ленина, 55-37) допущено превышение установленных предельных индексов возможного изменения тарифов. В соответствии приведенным представлением Бородинскому городскому Совету депутатов предложено рассмотреть представление на ближайшей сессии Совета, устранить допущенное нарушение закона.

Решением Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 № 20-408р «Об устранении нарушения жилищного законодательства» со ссылкой на превышение предельных индексов, а также на отсутствие в бюджете г. Бородино на 2008 г.  компенсации выпадающих доходов поставщиков коммунальных услуг, вышеуказанное решение от 05.10.2007 № 18-347р отменено. 

Названное Решение Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 № 20-408р расценено заявителем как не соответствующее законодательству Российской Федерации, нарушающее его права и законные интересы, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 29, статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность обжалования в арбитражный суд решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 43 названного закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает нормативные правовые акты, именуемые решениями.

Следовательно, федеральное законодательство относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов – решений представительных органов местного самоуправления, рассмотрение настоящего спора подведомственно арбитражному суду.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 12.11.2004 № 12-2507 статьей 1 Устава г. Бородино город Бородино наделен статусом городского округа.

Пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1.4 статьи 9 Устава г. Бородино.

Пункт 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям представительных органов муниципальных образований относит установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 части 2 приведенной статьи органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с пунктами 2, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления.

Таким образом, Решение Бородинского городского Совета депутатов от 05.10.2007 № 18-347р (утвердившие новые (повышенные) нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, действующие с 01.04.2008), равно как и оспариваемое Решение Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 № 20-408р «Об устранении нарушения жилищного законодательства» приняты в пределах полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации является формой народовластия, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно статьям 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000г. № 244-О, от 7.02.2002 г. № 16-О, от 05.07.2001г. № 130-О, от 07.06.2001г. № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002г. № 15-П, от 30.07.2001г. № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.11.2007 № 748-О-О государственное регулирование отношений между организациями коммунального комплекса, осуществляющими эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, и потребителями товаров и услуг этих организаций призвано обеспечить как доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности участников данных правоотношений. Соответственно, Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в качестве общих принципов регулирования тарифов и надбавок закрепляет как достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, так и полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»:

тарифы и надбавки – тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подлежащие регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 14);

предельные индексы – устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года (пункт 20).

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

В силу части 6 данной статьи в случае, если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и (или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и (или) предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за жилое помещение и (или) размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.

Согласно части 6.1 названной статьи при приведении размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.

Из системного толкования приведенных норм следует, что предельный индекс изменения платы (тарифов) является элементом механизма обеспечения доступности для населения коммунальных услуг, его превышение является основанием для изменения соответствующей платы (тарифов и надбавок).  

Механизм приведения уполномоченными органами местного самоуправления размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленными для соответствующего муниципального образования Красноярского края уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края установлен Постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.09.2007 № 380-п «Об утверждении Порядка пересмотра размеров подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги при приведении их в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги»

Согласно пункта 7 названного Порядка орган местного самоуправления в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу нормативного правового акта уполномоченного органа исполнительной власти Красноярского края об установлении предельных индексов принимает решение о пересмотре управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами размеров подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги в случае превышения роста размера платы граждан за коммунальные услуги и роста размера платы граждан за жилое помещение установленным предельным индексам.

Таким образом, установление Бородинским городским Советом депутатов факта превышения установленных предельных индексов являлось основанием для принятия мер по соответствующему изменению тарифов на услуги систем водоснабжения, системы горячего водоснабжения, систем водоотведения, утвержденные Постановлениями администрации г. Бородино от 27.11.2007 №№ 1002, 1003, 1004.

В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг «норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (пункт 8 Правил).

Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 9 Правил).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 11 Правил).

Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (пункт 12 Правил).

Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13 Правил).

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 16 Правил).

По смыслу приведенных норм, нормативы потребления коммунальных услуг являются объективными показателями, отражающими фактический объем предоставляемых коммунальных услуг, могут быть изменены, исключительно, в случае изменения соответствующих объективных условий оказания коммунальных услуг.  

Превышение установленных предельных индексов основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг не является.

Ссылка представителя ответчика (в судебном заседании 24.06.2008) на протокол двадцатой сессии Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008, в котором отражены вступления Главы города Климова В.Н. и депутата ФИО1 (о том, что местным бюджетом компенсация выпадающих доходов не предусмотрена, а также, что имеются потери воды в связи с неисправностью водоразборных колонок в частном секторе) не имеет правового значения, не влияет на оценку обстоятельств настоящего дела.

Кроме того, из материалов дела следует, что Решение Бородинского городского Совета депутатов № 19-364р, утвердившее бюджет г. Бородино на 2008 г. принято 24.12.2007, то есть через 2,5 месяца после утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, а также почти через 1 месяц после утверждения соответствующих тарифов (что свидетельствует о наличии у ответчика при принятии бюджета возможности предусмотреть компенсации выпадающих доходов поставщиков коммунальных услуг).   

Таким образом, при установлении факта превышения вышеуказанных предельных индексов, законные основания изменения ранее утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг у Бородинского городского Совета депутатов отсутствовали.

При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативный акт – Решение Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 № 20-408р «Об устранении нарушения жилищного законодательства» противоречит:

- пунктам 6, 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

- пунктам 12, 13, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с частью 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Из материалов дела следует, что при обращении в арбитражный суд ООО «Бородинское Энергоуправление» уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб. (согласно платежному поручению от 18.04.2008 № 610). 

В соответствии со статьями 104, 112, части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины, уплаченной заявителем при обращении с арбитражный суд, подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 112, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Бородинское Энергоуправление» удовлетворить.

Признать решение Бородинского городского Совета депутатов от 11.04.2008 г. № 20-408р «Об устранении нарушения жилищного законодательства» не соответствующим:

- пунктам 6, 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

- пунктам 12, 13, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306,

а также недействующим.

Возвратить заявителю из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 18.04.2008 № 610.

Копии настоящего решения направить:

- лицам, участвующим в деле,

- в арбитражные суды Российской Федерации,

- в Конституционный Суд Российской Федерации,

- в Верховный Суд Российской Федерации,

- Президенту Российской Федерации,

- в Правительство Российской Федерации,

- Генеральному Прокурору Российской Федерации,

- Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации,

- в Министерство Юстиции Российской Федерации.

Разъяснить, что настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Е.М. Шайхутдинов

Судьи:

ФИО2

ФИО3