ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-5415/18 от 23.07.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

30 июля 2018 года

Дело № А33-5415/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 июля 2018 года.

В полном объёме решение изготовлено 30 июля 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовой Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству лесного хозяйства красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании отказа недействительным, обязать исключить сведения,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края;

- Краевого государственного казенного учреждения «Ирбейское лесничество»;

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;

- ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю;

- ФГУП «Рослесинфорг»;

- Муниципального образования Ирбейский район в лице администрации Ирбейского района Красноярского края;

- Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу;

в присутствии:

от истца: ФИО2 - представителя по доверенности от 27.10.2017 № 24 АА 2646714;

от ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности от 28.12.2017 № МЛХ/1-042014;

слушателя,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоничевым Е.В.,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее – ответчик) о признании отказа № МЛХ/2-15823 от 18.12.2017 об исключении сведений из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385. Обязать исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.

Заявление принято к производству суда. Определением от 07.03.2018 возбуждено производство по делу.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение от 25.04.2018.

Определением от 25.04.2018, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование Ирбейский район в лице администрации Ирбейского района Красноярского края. Судебное заседание отложено на 28.05.2018

Определением от 28.05.2018, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Судебное заседание отложено на 27.06.2018.

Протокольным определением от 27.06.2018 судебное заседание отложено на 23.07.2018.

Представители третьих лиц в судебное заседание 23.07.2018 не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель требования поддержал.

13.04.2018 от агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому указало, что согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме online от 11.04.2018, от 12.04.2018, размещенной на официальном сайте Росреестра, право муниципальной собственности Ирбейского района Красноярского края на эти земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Таким образом, в настоящее время ссудодателем по договорам является муниципальное образование Ирбейский район Красноярского края.

26.04.2018 от ФГБУ «ФКП Росреестра» поступил отзыв на заявление, согласно которому указало, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии наложения границ спорных земельных участков на границы иных земельных участков, в том числе из состава земель лесного фонда. Учитывая, что заявленные требования не затрагивают прав и законных интересов Учреждения, оставляет разрешение настоящего спора на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.

03.05.2018 от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому указало, что в соответствии с п. 7 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ, в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений. Таким образом, с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, поскольку права на земельные участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385 возникли до 01.01.2016, то при наличии пересечения границ данных земельных участков с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, границы лесных участков должны быть изменены в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН должны быть исключены из государственного лесного реестра.

26.06.2018 от Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому указало, что межведомственной рабочей группой на территории Красноярского края была проведена проверка соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий. В рамках деятельности указанной Рабочей группы, 22.11.2017 были рассмотрены спорные земельные участки и установлено, что имеются пересечения границ спорных участков с лесным фондом и был принят код 09, который свидетельствует о необходимости выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ участков. Так как внесение сведений в государственный кадастр недвижимости носит заявительный характер, то решение о проведении кадастровых работ принимают владельцы участков. Учитывая, что спорные земельные участки были переданы в муниципальную собственность, то и уточнение границ участков возможно только в соответствующем муниципальном органе власти. В связи с тем, что заявителем не представлено информации о месте и площади пересечений в координатном выражении, то и рассмотреть вопрос возможности исключения сведений о землях лесного фонда из государственного лесного реестра невозможно. В этой связи, Министерством лесного хозяйства Красноярского края правомерно отказано заявителю. На основании изложенного, департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу считает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. Одновременно прошу рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, по имеющимся в деле письменным доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

22.07.2016 между главой КФХ ФИО1 (ссудополучатель) и Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (ссудодатель) подписан договор о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края,№ 08-БП-1545, согласно пункту 1.1. которого, ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки (далее - Участки) из земель сельскохозяйственного назначения, со следующими характеристиками:

- кадастровый номер 24:16:0401004:385, площадь 490 000 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Талое. Участок находится примерно в 1,4 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО «Тальский», участок № 20 (земельный участок частично расположен в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, информация об охранной зоне указана в кадастровом паспорте земельного участка);

- кадастровый номер 24:16:0401004:386, площадь 547 400 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Талое. Участок находится примерно в 2,1 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО «Тальский», участок № 21;

- кадастровый номер 24:16:0401004:387, площадь 817 000 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Талое. Участок находится примерно в 2,8 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО «Тальский», участок № 22;

- кадастровый номер 24:16:0401004:388, площадь 465 600 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Рождественка. Участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО «Тальский», участок № 23;

- кадастровый номер 24:16:0301004:452, площадь 2 389 900 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Зеленая Слобода. Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО «Тальский», участок №53;

- кадастровый номер 24:16:0401002:381, площадь 1 643 700 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 6,9 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок № 3;

- кадастровый номер 24:16:0401002:382, площадь 177 900 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 9,2 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок № 2;

- кадастровый номер 24:16:0301005:210, площадь 400 900 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 9,9 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок № 1 (земельный участок частично расположен в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, информация об охранной зоне указана в кадастровом паспорте земельного участка);

- кадастровый номер 24:16:0401003:619, площадь 739 500 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Агул. Участок находится примерно в 3,9 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок № 35;

- кадастровый номер 24:16:0501001:180, площадь 939 908 кв.м., с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Рождественка. Участок находится примерно в 2,3 км от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО «Тальский» участок №32.

Пунктом 1.2. договора установлено, что срок действия договора 6 лет с даты его подписания.

Согласно штампу, договор от 22.07.2016 № 08-БП-1545 прошел государственную регистрацию 01.09.2016.

10.08.2016 между главой КФХ ФИО1 (ссудополучатель) и Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (ссудодатель) подписан договор о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края № 08-БП-1572, согласно пункту 1.1. которого, ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки (далее - Участки) из земель сельскохозяйственного назначения, со следующими характеристиками:

- кадастровый номер 24:16:0401003:607, площадь 1 659 700 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 1,7 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок № 13;

- кадастровый номер 24:16:0401002:385, площадь 6 395 000 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 2,1 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок № 6.

Пунктом 1.2. договора установлено, что срок действия договора 6 лет с даты его подписания.

Согласно штампу, договор от 10.08.2016 № 08-БП-1572 прошел государственную регистрацию 01.09.2016.

При предоставлении участков определены координаты характерных точек границ земельных участков, границы сформированы, поставлены на кадастровый учет, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается представленными документами, а также публичной кадастровой картой.

Согласно кадастровым выпискам о земельном участке:

- от 21.07.2016: участок с кадастровым номером 24:16:0501001:180, поставлен на кадастровый учет 26.03.2010 года, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного использования»;

- от 21.07.2016: участок с кадастровым номером 24:16:0401002:385, поставлен на кадастровый учет 06.11.2009 года, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства»;

- от 21.07.2016: участок с кадастровым номером 24:16:0301004:452, поставлен на кадастровый учет 31.08.2009 года, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства»;

- от 21.07.2016: участок с кадастровым номером 24:16:0401003:607, поставлен на кадастровый учет 06.11.2009 года, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства».

Из письма филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» от 06.09.2016 № 03-70/1309 земельные участки с кадастровыми номерами:

-24:16:0401002:385, 24:16:0301005:210 частично расположены на землях государственного лесного фонда, на территории Ирбейского лесничества, Ирбейского сельского участкового лесничества, колхоз «Новая жизнь»;

-24:16:0301004:452 частично расположен на землях государственного лесного фонда, на территории Ирбейского лесничества, Ирбейского участкового лесничества, Ирбейского сельского участкового лесничества, колхоз «Заветы Ильича», совхоз «Тальский»;

- 24:16:0501001:180 частично расположен на землях государственного лесного фонда, на территории Ирбейского лесничества, Ирбейского сельского участкового лесничества, совхоз «Тальский»;

-24:16:0401004:385 не относится к землям лесного фонда. Проверка принадлежности земельного участка проводилась картометрическим способом с помощью материалов: планшеты лесонасаждений Ирбейского лесничества, Ирбейского участкового лесничества (год лесоустройства 1992г.); планшеты лесонасаждений Ирбейского лесничества, Ирбейского сельского участкового лесничества, колхоз «Новая жизнь», колхоз «Заветы Ильича», совхоз «Тальский» (год лесоустройства 1986г.); данные государственного кадастрового учета.

Заявлением от 28.09.2017 (получено ответчиком 28.09.2017) заявитель обратился в Министерство лесного хозяйства красноярского края с просьбой исключить сведения о лесном участке с кадастровым номером 24:16:0401003:607, внесенном в государственный лесной реестр, из государственного лесного реестра.

Заявлением от 29.09.2017 (получено ответчиком 29.09.2017) заявитель обратился в Министерство лесного хозяйства красноярского края с просьбой исключить сведения о лесных участках (выделах),границы которых пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:16:0301004:452, 24:16:0501001:180, 24:16:0401002:385, из государственного лесного реестра.

Письмом от 18.12.2017 № МЛХ/2-15823 Министерство лесного хозяйства Красноярского края сообщило заявителю, что по результатам заседания межведомственной рабочей группы по вопросу пересечения участка с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385 с землями лесного фонда, принято решение о необходимости осуществления кадастровых работ в целях уточнения местоположения данного земельного участка для исключения из него земель лесного фонда. Сообщил о необходимости обратиться в орган местного самоуправления для уточнения границ указанных земельных участков с учетом выявления наложений на земли лесного фонда для последующего внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и государственный лесной реестр.

Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц урегулирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Согласно части 1 статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, заявление о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 18.12.2017 № МЛХ/2-15823, заявитель направил в арбитражный суд 04.03.2018, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 8 указанного закона предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.

В пункте 8 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке. Статья 18 данного Закона устанавливает перечень документов, представляемых для осуществления кадастрового учета.

Согласно пункту 5 статьи 15 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона №201-ФЗ от 04.12.2005 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно статье 4.6 Федерального закона №201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.

Согласно подпункту 6 статьи 4.6 Федерального закона №201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Исходя из изложенного, следует, что органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно Министерству лесного хозяйства Красноярского края, переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков.

В силу статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков). Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 года (в ред. от 29.07.2017 года) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со ст. 5 данного Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

В пункте 3 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 года (в ред. от 29.07.2017 года) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указано, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Поскольку права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385 возникли у субъекта Российской Федерации – Красноярского края до 01.01.2016, в силу Федерального закона №172-ФЗ принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.

Заявитель в соответствии с действующим законодательством обратился в уполномоченный орган - Министерство лесного хозяйства Красноярского края, с заявлением о внесении изменений в государственный лесной реестр сведений о наложении земельных участков.

Согласно пункту 9 статьи 3 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» №7-2542 от 04.12.2008 в области использования и охраны земель в Красноярском крае Правительство края осуществляет установление содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и принятие решений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности края, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности, а также до разграничения государственной собственности на землю осуществление перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, за исключением случаев, установленных законодательством.

Таким образом, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

В Административном регламенте администрации Ирбейского района по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденном Постановлением администрации Ирбейского района Красноярского края №138-пг от 22.04.2016 года, полномочия муниципального органа в уточнении границ земельных участков для перевода земель из одной категории другую, отсутствуют.

Сведения о том, что субъект Российской Федерации передал органу местного самоуправления полномочия по рассмотрения вопроса о переводе земель из одной категории в другую, также отсутствуют.

Учитывая, что ответчику представлены документы в объеме, позволяющем принять решение об уточнении границ спорных земельных участков с учетом выявленных наложений, суд полагает заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 подлежащим удовлетворению, отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 18.12.2017 № МЛХ/2-15823 является незаконным.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения заявления по делу об оспаривании ненормативных актов органов, осуществляющих публичные полномочия, в резолютивной части решения должны содержаться, в том числе указание обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из изложенной нормы следует, что, оспариваемый ненормативный органа местного самоуправления незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чей акт был обжалован, обеспечивать восстановление права, нарушенного этим актов, быть обусловленным существом спора. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела и установленные по делу обстоятельства позволяют применить конкретную восстановительную меру.

Суд считает, что по данному делу, устранением нарушенных прав заявителя, будет возложение на Министерство лесного хозяйства Красноярского края обязанности исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.11.2008 N 7959/08, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 18.12.2017 № МЛХ/2-15823.

Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства Красноярского края в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 300 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.С. Куликова